Научная статья на тему 'Оценка показателей профессионально-педагогических умений студентов физкультурного вуза'

Оценка показателей профессионально-педагогических умений студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивцев Николай Николаевич

Оценка профессионально-педагогических умений студентов, является важным фактором в подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. В настоящей работе рассмотрены варианты и способы оценивания качества работы студента-практиканта в процессе педагогической практики. Диагностирование практического уровня сформированности профессионально-педагогических умений студентов создает реальные возможности оценивания профессиональной готовности студентов к будущей профессии. Результаты исследования за год показывают положительные сдвиги и свидетельствуют о том, что модель непрерывной практики дает положительный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивцев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of the physical culture university students’ professional and pedagogical skills indexes

The estimation of the students’ professional and pedagogical skills is an important factor for the forthcoming professional activity. In the article, different variants and methods of probationer students work quality estimation during the pedagogical practice have been considered. Diagnosing of the practical level of formation of the professional and pedagogical abilities of the students leads to real possibilities of estimation of professional readiness of students to future profession. The results of research within a year show positive shifts and testify that the model of continuous practice gives a positive effect.

Текст научной работы на тему «Оценка показателей профессионально-педагогических умений студентов физкультурного вуза»

Российской Федерации» 24 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // URL:

http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/103975.shtml. - Дата обращения 30.11.2013.

5. Раздорская, О.В. Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студента. [Электронный ресурс] / Курский медицинский институт // URL: http://rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_7/razdorskaia.doc. - Дата обращения 30.11.2013.

6. Фокина, В.Н. Методические рекомендации по формированию портфолио студента современной гуманитарной академии [Электронный ресурс] // URL:

http://www.muh/ru/.Docs/content/080325_MR_P.doc. - Дата обращения 30.11.2013.

REFERENCES

1. Vasiukov, I.L. and Volkov, A.N. (2005), Portfolio as a tool of self-organization, selfknowledge, self-esteem, self-development and self-student, Cherepovets, Cherepovets State University, available at: http://www.proza.ru/texts/2005/03/23-57.html (accessed 11 September 2009).

2. Ivanova, L.A. (2010), “New forms of evaluation of educational achievements of students of pedagogical specialties: web-portfolio”, Messenger of the Irkutsk Regional Branch of the Academy of Sciences of Higher School of Russia, Vol. 16, No. 1, pp. 70-75.

3. Novikova, T.G., Pinskaya, M.A., Prutchenkov, A.S. and Fedotov E.E. (2005), “Portfolio profile training (analysis of foreign experience)”, Profile School, No. 5, pp. 46-48.

4. Putin, V.V. (2006), “Discussed at a meeting of the State Council "On the Development of

Education in the Russian Federation"”, available at:

http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/103975.shtml (accessed 24 March 2012).

5. Razdorskaya, O.V. (2011), “Portfolio as a method of control of an individual educational trajectory of the student’s, Kursk Medical Institute, available at: http://rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_7/razdorskaia.doc (accessed 24 March 2012).

6. Fokina, V.N. (2007), Guidelines on the formation of modern portfolio of the Humanitarian Academy student, available at: http://www.muh/ru/.Docs/content/080325 MR P doc (accessed 30 November 2012).

Контактная информация: fiscult_nauka@spb-gmu.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2013.

УДК 378

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Николай Николаевич Сивцев, заведующий кафедрой,

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (ЧГИФКиС),

с. Чурапча

Аннотация

Оценка профессионально-педагогических умений студентов, является важным фактором в подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. В настоящей работе рассмотрены варианты и способы оценивания качества работы студента-практиканта в процессе педагогической практики. Диагностирование практического уровня сформированности профессиональнопедагогических умений студентов создает реальные возможности оценивания профессиональной готовности студентов к будущей профессии. Результаты исследования за год показывают положительные сдвиги и свидетельствуют о том, что модель непрерывной практики дает положительный эффект.

Ключевые слова: педагогическая практика, оценка профессионально-педагогические умения, модель, профессиональная подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p156-160

ESTIMATION OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY STUDENTS’ PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SKILLS INDEXES

Nikolay Nikolaevich Sivtsev, Department chairman,

The Churapcha State Institute of Physical Education and Sports, Churapcha

Annotation

The estimation of the students’ professional and pedagogical skills is an important factor for the forthcoming professional activity. In the article, different variants and methods of probationer students work quality estimation during the pedagogical practice have been considered. Diagnosing of the practical level of formation of the professional and pedagogical abilities of the students leads to real possibilities of estimation of professional readiness of students to future profession. The results of research within a year show positive shifts and testify that the model of continuous practice gives a positive effect.

Keywords: pedagogical practice, estimation of professional and pedagogical skills, model, professional preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Измерение профессиональной деятельности и профессиональной готовности является необходимым аспектом познания с целью управления. Результаты измерения профессиональной деятельности и профессиональной готовности позволяют на основе выявления их нормы и меры определить степень удовлетворения специальных потребностей в осуществлении профессиональной деятельности, полноту реализации потенциала специалиста, пути регуляции возможностей, а также предполагать результаты развития и управления. В той или иной степени, все эти вопросы диагностирования и прогнозирования профессиональной деятельности и готовности находились и находятся в поле зрения исследователей в различных областях педагогической науки [3].

Педагогическая практика имеет свое назначение в формировании педагогических умений, вооружение студентов первоначальным опытом педагогической деятельности. Она организуется последовательно на всех курсах обучения в вузе и выступает как важнейшее звено профессионально-педагогической подготовки специалистов. Основными критериями оценки результатов педагогической практики, согласно нормативным требованиям, выступают: степень сформированности профессионально педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, ее целей, задач, содержания и методов реализации; мера профессиональной направленности интересов будущих учителей, их актуальности, отношение к детям; уровень профессиональной культуры; способность к рефлексии [2]. На основании проведенного анализа специальной литературы можно сказать, что вопрос оценки сформирован-ности профессионально-педагогических умений студентов физкультурных вузов представляет собой достаточно сложную и актуальную проблему в системе подготовки специалистов физической культуры, а также специалистов других профессиональных областей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что непрерывная педагогическая практика, как один из важнейших компонентов образовательного процесса, позволяет существенно повысить готовность студентов к будущей профессиональной деятельности, если модель педагогической практики студентов включает инструментарий, критерии и способы оценки сформированности профессионально-педагогических умений студентов физкультурного вуза на каждом из этапов ее прохождения. В связи с этим, вопрос оценки профессионально-педагогических умений студентов Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия), также является весьма актуальным.

Нами изучена и выявлена система оценки уровня сформированности профессионально значимых практических умений и навыков студентов-практикантов. Используя диагностирование уровня сформированности профессионально-педагогических умений студентов практикантов по методике Куликовой Л.М. [1], в которой автор опирался на теоретическую концепцию Н.В. Кузьминой, мы выявили практическую подготовленность студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Исследованы следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский, творческо-

исследовательский и коммуникативный. Первый срез проведен в 2010-2011 учебном году для студентов 3 курса и второй - в 2011-2012 учебном году, также для студентов 3 курса.

Модель непрерывной педагогической практики была реализована для студентов с 1 курса по 3 курс Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта. На 1-м курсе во 2-м семестре и на 2 курсе в 3-м семестре студенты проходят непрерывную педагогическую практику в Чурапчинской республиканской средней спортивной образовательной школе-интернате им. Д.П. Коркина. Работа ведется в составе «педагогической пятерки», в которую включены: классный руководитель, воспитатель, тренер, родители, студент. Итоги прохождения практики оцениваются в форме зачета во 2-м и 3-м семестре. В 4-м семестре студент ведет наблюдение за уроками физической культуры и в дальнейшем проводит отдельные фрагменты урока и пробные уроки физической культуры (фрагмент урока проводится на группе студентов). Форма отчетности -аттестация, фрагменты плана-конспекта уроков. В 5-м семестре студенты посещают уроки опытных учителей и начинают самостоятельно проводить занятия с учащимися школы. В 6-м семестре студенты проходят традиционную педагогическую практику в средних общеобразовательных школах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По параметрам оценивания качества работы студентов-практикантов по [1], мы пришли к следующим результатам.

Таблица 1

Уровень развития гностических профессиональных умений студентов-

практикантов

Уровень 2010/2011 учебный год 2011/2012 учебный год

Оптимальный 30,20% 39,50%

Допустимый 43,20% 44,00%

Критический 18,30% 10,00%

Недопустимый 8,30% 6,50%

В таблице 2 показаны результаты уровня сформированности гностических профессиональных умений, где оптимальный уровень возрос на 9%, допустимый уровень на 1%, а критический уровень снизился на 8%, недопустимый уровень на 2%.

Оптимальный уровень сформированности организаторских профессиональных умений (таблица 3) при реализации экспериментальной модели педагогической практики возрос на 6%, допустимый уровень на 2%, а критический уровень снизился на 6%, недопустимый уровень на 3%.

Таблица 3

Уровень развития организаторских профессиональных умений_____________

Уровень 2010/2011 учебный год 2011/2012 учебный год

Оптимальный 38,10% 44,50%

Допустимый 38,20% 40,40%

Критический 15,10% 9,60%

Недопустимый 8,60% 5,50%

Результаты уровня сформированности творческо-исследовательских умений студентов (Таблица 4) также свидетельствует в пользу реализованной модели практики: оп-

тимальный уровень возрос на 7%, допустимый уровень на 2%, а критический уровень снизился на 6%, недопустимый уровень - на 3,5%.

Таблица 4

______________Уровень развития творческо-исследовательских умений_________________

Уровень 2010/2011 учебный год 2011/2012 учебный год

Оптимальный 35,30% 42,60%

Допустимый 37,20% 39,40%

Критический 15,50% 9,50%

Недопустимый 12,00% 8,50%

Результаты исследования уровня сформированности коммуникативных умений студентов-практикантов также подтверждают большую эффективность программы непрерывной практики: оптимальный уровень возрос на 7%, допустимый уровень - на 3%, а критический уровень снизился на 6%, недопустимый уровень - на 5%.

Таблица 5

Уровень развития коммуникативных умений

Уровень 2010/2011 учебный год 2011/2012 учебный год

Оптимальный 41,20% 48,50%

Допустимый 36,20% 39,40%

Критический 13,00% 7,60%

Недопустимый 9,60% 4,50%

Как показывают полученные материалы исследования уровня сформированности профессионально значимых практических умений и навыков студентов-практикантов, в условиях реализации экспериментальной модели именно комплексная оценка дает целостное представление о динамике его отдельных показателей. Это также позволяет понимать направление дальнейшей коррекции содержания и структуры программы педагогической практики.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование позволило прийти к выводу, что диагностирование практического уровня сформированности профессиональнопедагогических умений студентов создает реальные возможности оценивания профессиональной готовности студентов к будущей профессии. Результаты исследования за год показывают положительные сдвиги и свидетельствуют о том, что модель непрерывной практики дает положительный эффект. Для дальнейшего роста эффективности процесса педагогической практики требуется совершенствование учебно-методическое обеспечения, разработки новых компонентов модели, учитывающих особенности дальнейшей реализации сформированных профессионально-педагогических умений и навыков в условиях городских или сельских общеобразовательных школ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куликова, Л.М. Систематизация непрерывной педагогической практики студентов вуза физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / Куликова Л.М. - Челябинск, 2004. - 337 с.

2. Саливон, Е.Г. Педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностнопрофессионального становления : дис. ... д-ра пед. наук / Саливон Е.Г. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 260 с.

3. Чичикин, В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования : дис. . д-ра пед. наук / Чичикин В.Т. - Нижний Новгород, 1995. - 496 с.

REFERENCES

1. Kulikova, L.M. (2004), The Systematization of Continuous Pedagogical Practice of Physical Education Institution Students, dissertation, Chelyabinsk.

2. Salivon, E.G. (2005), The Pedagogical Practice of Future Teachers as the Factor of Their Personal and Professional Becoming, dissertation, Komsomolsk-on-Amur.

3. Chichikin, V.T. (2005), Theoretical Basis of Specialist’s professional Availability Formation in the System of Physical culture and Pedagogical Education, dissertation, Nizhny Novgorod.

Контактная информация: sivsev-nik-nik@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2013.

УДК 796.83

РЕЗЕРВЫ ИННОВАЦИОННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В САВАТЕ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет (УГАТУ); Екатерина Геннадьевна Мокеева, доктор медицинских наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Макарович Максимов, доцент, Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

(УГАТУ)

Аннотация

В настоящее время проблема совершенствования процесса предсоревновательной подготовки в савате являются исключительно актуальной. В числе нерешенных вопросов - организация и ведение тренировочного процесса на этом самом ответственном этапе подготовки. Немало пробелов, неточностей или просто спорных моментов в вопросах организации тренировочных нагрузок. Они отражают важные стороны внешних воздействий, которые существенным образом влияют на динамику работоспособности спортсменов и на развитие специфических характеристик савати-стов. С учетом указанных обстоятельств в работе представлены: а) результаты разработки расчетной методики планирования тренировочных средств по информативным показателям; б) выявлена упрощенная количественная модель тренировочных нагрузок на предсоревновательном этапе;

в) выявлены взаимосвязи между тренировочными воздействиями и состояниями спортсменов;

г) определена эффективность методики предсоревновательной тренировки. Материалы исследования представляют интерес для специалистов различных видов спортивных единоборств.

Ключевые слова: сават, предсоревновательная подготовка, количественная модель тренировочной нагрузки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p160-165

RESERVES OF THE INNOVATIVE PERFECTION WITHIN THE PRECOMPETITIVE PREPARATION IN SAVATE

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, the rector, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Ufa State Aviation Technical University; Ekaterina Gennadyevna Mokeeva, the doctor of medical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Gennady Makarovich Maksimov, the senior lecturer, Ufa State Aviation Technical

University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation

Nowadays the problems of precompetitive preparation process perfection in Savate are exclusively actual. Among the unresolved questions - the organization and planning of the training process at this

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.