Научная статья на тему 'Оценка показателей деятельности агентов партнерских сетей'

Оценка показателей деятельности агентов партнерских сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АГЕНТСКАЯ СЕТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГЕНТОВ ПАРТНЕРСКИХ СЕТЕЙ / ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕЙТИНГ АГЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаев Алексей Владимирович, Катаева Татьяна Михайловна

В статье рассмотрены вопросы оценки деятельности участников виртуальных предприятий, которая позволяет осуществлять эффективное управление временной сетью. Выделены общие комплексные показатели и усредненные характеристики по выполняемым работам, которые характеризуют деятельность агента партнерской сети. Для оценки таких показателей предлагается реализовать описанную в статье процедуру и рассчитать рейтинг агента, что позволяет сделать обоснованный вывод об уровне компетенции участника виртуального предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка показателей деятельности агентов партнерских сетей»

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

А.В. Катаев, Т.М. Катаева

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГЕНТОВ ПАРТНЕРСКИХ СЕТЕЙ

В статье рассмотрены вопросы оценки деятельности участников виртуальных предприятий, которая позволяет осуществлять эффективное управление временной сетью. Выделены общие комплексные показатели и усредненные характеристики по выполняемым работам, которые

Виртуальное предприятие, агентская сеть, процедура оценки показателей, рейтинг агента.

Современное общество характеризуется все возрастающими темпами научно-технического прогресса, интеграционными процессами в экономике, а также развитием информационно-телекоммуникационных технологий, которые приобретают особо значимую роль в жизни людей и способствуют развитию новых форм организации управленческой деятельности.

На фоне активно функционирующих традиционных форм рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов свое развитие получила сетевая или виртуальная форма управления предприятием.

Под виртуальным предприятием согласно [1; 2, с.11-22] следует понимать временную сеть партнеров (предприятий, отдельных коллективов и людей), которые обладают ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа и взаимодействуют в рамках единой информационно-коммуникационной системы.

Под компетенциями авторы исследования понимают способность выполнять определенную деятельность, применяя знания, умения и навыки на основе практического опыта с использованием имеющихся в его распоряжении ресурсов.

На российском рынке существует множество виртуальных организаций различной специализации, которые основаны на создании и развитии партнерской сети. В среде веб-разработчиков и интернет-маркетологов известны следующие успешно функционирующие и централизованно управляемые виртуальные предприятия:

- рекламные сети («Рекламная сеть Яндекса», «Соловей», «Google AdSense» и др.), состоящие из большого количества рекламных площадок (сайтов) партнеров сети и предлагающие заказчикам широкие возможности по проведению рекламных кампаний в Интернете;

- биржи текста и контента для сайтов (advego.ru, copylancer.ru, etxt.ru и др.), объединяющие большое количество агентов-исполнителей (писателей, журналистов и др.) и предлагающие заказчикам услуги написания текстов различной направленности;

- биржи ссылок (sape.ru, mainlink.ru и др.), представляющие собой автоматизированный сервис по подбору площадок для размещения ссылок на продвигаемые сайты при поисковой оптимизации и продвижении интернет-ресурсов.

характеризуют деятельность агента партнерской сети. Для оценки таких показателей предлагается реализовать описанную в статье процедуру и рассчитать рейтинг агента, что позволяет сделать обоснованный вывод об уровне компетенции участника виртуального предприятия.

показатели деятельности агентов партнерских сетей,

В перечисленных выше сетях партнеры (агенты) сети, как правило, не сотрудничают между собой для выполнения заказов в рамках данного виртуального предприятия. Для таких сетей характерна веерная структура организации как частный случай сетевой. Однако участников сети насчитываются тысячи и более. Подобный подход создания виртуальных организаций характерен, например, и для предприятий оптовой транзитной торговли, которые могут осуществлять доставку торговым компаниям либо конечному покупателю товаров различными видами транспорта [4, с. 213-219]. В этом случае агентами партнерской сети выступают производители продукции, а также исполнители конкретных операций процесса доставки груза покупателю.

В описанных выше виртуальных предприятиях есть центр, занимающийся поиском и распределением заказов, и есть большое количество агентов сети (исполнителей) со своими компетенциями и ресурсами (сайтами, автомобилями, водителями и т.п.). Центр занимается также управлением и развитием сети, в частности, привлекает новых партнеров и отказывается от услуг прежних из них по разным критериям. Ключевой фактор успешного функционирования таких предприятий определяется умением центра создать рыночное предложение, ценное для потенциальных клиентов, привлечь заказчиков, а также создать сеть партнеров и управлять ею для максимально полного удовлетворения потребностей заказчиков.

Для формирования эффективной партнерской сети и оптимального управления ею необходима определенная система оценки деятельности ее партнеров, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения по включению в сеть и исключению из нее таких партнеров, а также дает возможность обосновать выбор исполнителей для выполнения отдельных работ в рамках реализуемых заказов.

Для формирования данной системы необходимо определить перечень показателей, которые наилучшим образом в соответствии с целями создания виртуальной организации позволят охарактеризовать состояние предприятия до его включения в сеть, оценить работу предприятия-партнера в рамках такой сети и при этом образуют некую законченную совокупность. Значение и вес отдельных показателей при

37

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

оценке основных видов и характеристик деятельности агентов для различных партнерских сетей могут быть разными, следовательно, в каждом конкретном случае в зависимости от специфики функционирования виртуального предприятия требуется производить индивидуальный отбор, оценку и ранжирование показателей деятельности агентов.

Проведенные исследования функционирования виртуальных предприятий в разных сферах деятельности позволили нам выделить некоторые общие комплексные показатели (X,), которые характеризуют деятельность агента партнерской сети и могут быть использованы для создания описанной выше системы [1]:

1. Уровень компетенции агента. Показатель может оцениваться на основе мнения других участников сети, бывших и настоящих клиентов и заказчиков, независимых экспертов, а также с помощью проведения оценки ресурсов агента, тестовых заказов идр.

2. Надежность агента. В рамках функционирования в партнерской сети данный показатель можно рассчитать как отношение количества успешно выполненных заказов (задач) агентом к общему количеству принятых им же заказов.

3. Величина агента. Группа показателей, характеризующих мощность, ресурсный потенциал и (или) размер агента. Могут определяться на основе выполнения количества типовых заказов за единицу времени, имеющегося количества определенных ресурсов и др.

4. Автономность. Показатель, характеризующий степень самостоятельности агента при выполнении конкретных задач в рамках компетенции.

5. Коммуникабельность агента. Данная характеристика может рассчитываться как отношение количества прямых деловых связей с другими агентами партнерской сети к общему количеству агентов сети либо к количеству связей в сети за определенный период времени.

6. Конфликтность агента. Определить количественно данный показатель можно через отношение числа конфликтных ситуаций, требующих вмешательства администрации, к общему количеству таких ситуаций по сети за определенный период времени.

К перечисленным выше показателям в случаях, когда мы знаем заранее, по какой цене, в какие сроки партнер может выполнить определенную работу в рамках заказа, целесообразно добавлять следующие усредненные характеристики по выполняемым работам [2]:

1) средняя стоимость типовой работы определенного вида;

2) средняя продолжительность выполнения заказа;

3) оценка качества выполняемыхработ. Классифицированные по группам показатели могут образовывать иерархию, однако в простейшем случае они составляют неупорядоченный перечень. Решение о включении каждого из них в систему оценки деятельности агентов, а также определение их значимости посредством присвоения весовых коэф-

фициентов происходит с учетом специфики функционирования виртуального предприятия, а также особенностей выполняемого заказа.

Необходимо учесть, что использование описанной выше системы оценки деятельности партнеров осуществляется в условиях неопределенности, так как произвести сбор полной, точной, актуальной и достоверной информации по независимым и автономным агентам на практике не представляется возможным. В качестве источников информации здесь должны быть использованы как результаты самообследования потенциальных и (или) фактических участников партнерской сети, так и независимой экспертизы.

Решением данной проблемы может служить процедура оценки потенциальных агентов по выделенным показателям, объединяющая результаты экспертиз (экспертные оценки) и фактические данные по результатам деятельности агентов в рамках партнерской сети и вне ее. Данная процедура основана на использовании вербально-числовой шкалы, которая позволяет измерить степень интенсивности какого-либо параметра, имеющего субъективный характер.

Результатом проведения данной процедуры является определение рейтинга агента - интегрального показателя, значение которого позволяет сделать обоснованный вывод об уровне компетенции участника виртуального предприятия.

Рассмотрим подробней реализацию такой процедуры. В первую очередь, следует заметить, что требуется проведение оценки деятельности агента по каждому виду работ, осуществляемых им в рамках партнерской сети. Далее по умолчанию предполагается, что рост отдельного показателя X, влечет улучшение деятельности рассматриваемого партнера. Если для отдельного показателя наблюдается противоположная тенденция, то его следует заменить сопряженным.

Определим для каждого показателя деятельности агента (X,) уровень его значимости для анализа (г,). Чтобы оценить этот уровень, нужно расположить все показатели по порядку убывания значимости так, чтобы выполнялось правило

r1 ^ r2 ^ . rN. (1)

Если система показателей проранжирована в порядке убывания их значимости, то значимость /-го показателя г, следует определять по правилу Фишберна:

2(N-i +1)

(2)

(N + 1)N

где N - количество оцениваемых показателей.

Например, для системы с N равным 3 г} = 6/12, г2=4/12, г3 = 2/12, сумма уровней значимости равна

единице.

Правило Фишберна отражает тот факт, что об уровне значимости показателей известно только (1) и более ничего. Тогда оценка (2) будет отвечать максимуму энтропии наличной информационной неопределенности об объекте исследования. Если же все показатели обладают равной значимостью, тогда:

ri = 1/N. (3)

38

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Таблица 1

Качественная оценка уровня показателей деятельности агентов партнерской сети

Наименование показателя Вес Уровень показателя

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Xj Г1 Хц Х12 Х13 Х14 Х15

х, г, Хц Xj2 Х,3 Хй Xj5

Xn rN Xn1 Xn2 Xn3 Xn4 Xn5

Далее будем оценивать показатель с помощью качественной шкалы. Если показатель был рассчитан количественно, тогда следует отдельно определить процедуру перевода его в качественную шкалу. Качественная оценка показателей деятельности участ -ников виртуального предприятия строится на субъективном мнении экспертов, которые должны оценить показатели компетенций агента временной сети, используя следующие варианты: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий. В соответствии с данной оценкой заполняем табл. 1, где величина Ху может принимать значения 1 или 0.

Правильность заполнения табл. 1 определяется суммой значений всех столбцов и строк таблицы, которая должна быть равна N. Таблица 1 представляет собой карту агента партнерской сети, на которой отмечены как достоинства агента, так и его слабые стороны по определенной компетенции. При наличии нескольких компетенций у агента для каждой из них составляется своя карта агента.

В целях сравнительного анализа и отбора агентов по одной и той же компетенции требуется рассчитать интегральный показатель, который можно получить, выполнив двойную свертку данных табл. 1:

5 N

K = Г;ХУ’ (4)

J=1 i=1

gj = 0,2 х У (5)

где Ху- определяется по табл. 1, a r - по формуле (2) или (3).

В ходе свертки используются две системы весовых коэффициентов - значимости показателей и опорные веса (5) для сведения нескольких отдельных показателей в один.

В табл. 2 приведен классификатор уровня интегрального показателя, настроенный на систему весов (5):

Таблица 2

Заключение о степени компетенции агента

Интервал значений Заключение о степени компетенции агента (участника сети)

[0 - 0.2] Очень низкий уровень агента

[0.2 - 0.4] Низкий уровень агента

[0.4 - 0.6] Средний уровень агента

[0.6 - 0.8] Высокий уровень агента

[0.8-1] Очень высокий уровень агента

В заключение следует отметить, что внедрение предложенной системы показателей и процедуры оценки партнеров в систему управления виртуальной организацией позволяет перейти к обоснованному принятию решений по формированию и развитию партнерской сети.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. 120 с.

2. Катаев А.В. Информационные системы и модели оптимизации распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия // Прикладная информатика. 2007. №5 (11).

3. Ткачева Е.Н. Ключевые компетенции участников виртуальной организации: поиск, выявление и оценка // Пространство экономики. 2008. №1-2. С. 317-319.

4. Хлебникова А.И., Катаева Т.М. Когнитивная модель системы управления оптовой торговлей промышленными товарами на уровне транзитной компании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. №11.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.