Научная статья на тему 'Оценка населением деятельности риэлторских фирм в Нижегородской области'

Оценка населением деятельности риэлторских фирм в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК РИЭЛТОРСКИХ УСЛУГ / МАРКЕТИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / МЕХАНИЗМ РЫНКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдонькина Валерия Владимировна

В статье анализируются особенности и проблемы рынка риэлторских услуг Нижегородской области. Выявляются потребительские предпочтения в отношении качественных характеристик риэлторских услуг. Предлагается схема для комплексного анализа рынка риэлторских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка населением деятельности риэлторских фирм в Нижегородской области»

УДК 33.05

Авдонькина Валерия Владимировна

аспирантка кафедры управления и маркетинга Волго-Вятской академии государственной службы Valeriya2164@yandex.ru

ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИЭЛТОРСКИХ ФИРМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Avdonkina Valeriya Vladimirovna

post-graduate student of the chair of management and marketing, Volga-Vyatka Academy of State Service Valeriya2164@yandex.ru

PEOPLE’S ESTIMATION OF ACTIVITIES OF ESTATE AGENCIES IN NIZHNIY NOVGOROD REGION

Аннотация:

В статье анализируются особенности и проблемы рынка риэлторских услуг Нижегородской области. Выявляются потребительские предпочтения в отношении качественных характеристик риэлторских услуг. Предлагается схема для комплексного анализа рынка риэлторских услуг.

Ключевые слова:

рынок риэлторских услуг, маркетинг, инфраструктура рынка, механизм рынка, потребительские потребности.

The summary:

The article analyzes the features and the problems of the market of realtor services in the Nizhny Novgorod region. The consumer preferences concerning the descriptive adjectives of services of the realtor agencies are defined and the scheme for complex analysis of the market of realtor services is poses.

Keywords:

market of realtor services, marketing, market infrastructure, market mechanism, consumer preferences.

Рынок риэлторских услуг представляет собой сложный объект для изучения. Риэлторские услуги имеют высокое социальное значение, так как ориентированы, прежде всего, на сохранение и приумножение благосостояния людей, в основе которого находится важная общечеловеческая ценность - жилье. Для среднего гражданина нашей страны продажа или покупка жилья -самая крупная сделка в жизни. Поэтому ее должен проводить профессионал, способный отвечать за свои действия и поступки.

Отличительной чертой риэлторской деятельности является ее посреднический характер. Риэлторы выступают посредниками на межрыночном пространстве. С одной стороны, рынок риэлторских услуг - это одна из составляющих рынка недвижимости. К риэлторам обращаются экономические агенты, потребители риэлторских услуг, которым необходима помощь профессиональных посредников для совершения различных сделок с недвижимостью. С другой стороны, экономические агенты, в роли которых могут выступать организации и домохозяйства, изначально не являются субъектами рынка риэлторских услуг. Их можно отнести к рынку недвижимости в целом, так как они формируют спрос и предложение именно на рынке недвижимости. Таким образом, можно предположить, что посредническая деятельность риэлторов приводит к взаимодействию рынка риэлторских услуг и экономических агентов по поводу совершения сделок с объектами недвижимости и правами на них.

Поэтому, отличительной чертой рынка риэлторских услуг является отношения между риэлторами и клиентами. Для выявления проблем работы риэлторских организаций было проведено маркетинговое исследование по Нижнему Новгороду и Нижегородской области. Цель исследования - выявление отношения потребителей риэлторских услуг к качеству обслуживанию агентствами недвижимости. Метод исследования - опрос населения по выборке, репрезентативной по отношению ко всему населению Нижнему Новгороду и Нижегородской области.

Относительно мнения респондентов о доверии работе агентству недвижимости мнения распределились следующим образом: большинство обратившихся в агентство доверяют его работе - 67 %; 19 % опрошенных предпочитают обращаться в агентство недвижимости, а не к индивидуальному риэлтору по причине гарантии безопасности и честности ведения сделки и считают, что агентства недвижимости именно для этого и нужны; самостоятельно решают свои проблемы с недвижимостью - 9 % и 5 % из опрошенных не доверяет работе риэлторских фирм.

По критериям выбора агентства недвижимости сформировались следующие мнения. Значительная часть респондентов обращалась в агентство недвижимости по рекомендации знакомых - 38,89 %; 22,22 % опрошенных принимают решение о заключении договора на оказание риэлторских услуг с агентством, убедившись в наличии профессиональных качеств сотрудников агентства. Немало важным критерием является время работы агентства на рынке и

наличие сертификата Нижегородской Гильдии Сертифицированных Риэлторов, что соответственно отметили 16,67 % и 11,11 % респондентов. Объем рекламы и солидность офиса несущественно влияют на выбор агентства (соответственно 8,33 % и 2,78 %).

Характеристики работы агентства с точки зрения их значимости распределились следующим образом. Наиболее важными для клиентов является надежность фирмы, что проявляется в рекомендациях знакомых - 46,53 %, юридическая ответственность фирмы перед клиентом за оказанные услуги - 42,36 % и стоимость услуг - 34,03 %. Качество обслуживания и срок работы на рынке получили среднее значение - 25 % и 18,75 % соответственно. Менее важная характеристика - это разнообразие предоставляемых услуг - 8,33 %.

Распределение характеристик работы агента с точки зрения их важности для клиента выглядит следующим образом. Наиболее важными для клиентов риэлторских агентств являются профессиональные качества: высокий уровень знаний агента по риэлтерским вопросам; исполнение агентом требований клиента; индивидуальный подход к клиенту; быстрое реагирование агента на требования клиента; умение агента понять предпочтения клиента (соответственно 65,97 %; 57,64 %; 48,61 %; 47,92 %; 41,67 %). Менее важные для респондентов характеристики - обязательность агента; регулярность информирования о ситуации клиента агентом; вежливое обращение; умение агента ясно, доходчиво отвечать на вопросы клиента (соответственно 31,94 %; 30,56 %; 27,78 %; 26,39 %). Вероятнее всего наличие этих качеств у агента рассматривается как само собой разумеющиеся.

Относительно выбора наиболее оптимального подхода к организации исполнения сделки с недвижимостью мнения респондентов распределились следующим образом. Большинство респондентов считает наиболее оптимальным, когда один агент ведет сделку и несет ответственность за её надлежащее исполнение - 54 %, 38 % опрашиваемых считают, что исполнение каждого этапа сделки должно быть поручено профессионалу, специализирующемуся на отдельных вопросах операций с недвижимостью. Меньшая часть респондентов (8 %) считает, что все операции с недвижимостью можно поручить нотариусу.

Предпочтения в отношении подходов к определению стоимости риэлторских услуг для большинства респондентов складываются относительно схемы «фиксированная сумма денежных средств, исходя из объема и сложности выполняемых работ по сделке», что составляет 83 %, 17 % опрашиваемых согласны заплатить за риэлтерскую услугу фиксированную сумму и невысокий процент комиссии.

Анализ факторов, влияющих на отказ потребителей от сделки, позволяет сделать следующие выводы. Отсутствие подходящего варианта (28 %) по-видимому, можно связать с недостаточным профессионализмом риэлторов, что находит отражение и в других причинах отказа от заключения договора на оказание риэлторских услуг. Такими причинами являлись: высокие цены на услуги и неудобная система оплаты (9 % и 10 % соответственно), плохие отзывы о фирме либо отсутствие рекомендаций (7 %), низкая оперативность в решении поставленных задач (8 %), недостоверность представленных данных (6 %), обман либо отсутствие гарантий на оказанную услугу (8 %), непрофессионализм персонала либо низкий уровень обслуживания (10 %). 14 % респондентов была нужна только консультация риэлтора.

Большая часть респондентов (43 %) оценивают качество риэлторских услуг как среднее. Низкий и очень низкий уровень качества считают соответственно 35 % и 9 % опрошенных. И лишь незначительная доля клиентов агентств недвижимости считают качество риэлторских услуг высоким (9 %) и очень высоким (4 %).

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что в сфере риэлторских услуг на рынке недвижимости Нижнего Новгорода и Нижегородской области существуют следующие проблемы: неудовлетворенность потребителей качеством и стоимостью услуг; отрицательный имидж риэлторских организаций; низкий профессиональный уровень сотрудников и большая текучесть кадров в риэлторских организациях. Важно учитывать, что недовольство качеством услуги, оказываемой конкретным сотрудником агентства, автоматически переносится на все риэлтерское сообщество. Поэтому повышение профессионализма сотрудников риэлторских компаний становится приоритетным направлением в развитии сферы риэлторских услуг в регионе.

Разные агентства недвижимости по-разному решают вопросы организации управления персоналом. Это зависит от размера и статуса компании. Как правило, функцию управления берет на себя либо руководитель агентства (малые и средние компании), либо отдел управления по работе с персоналом (крупные компании). Причины неэффективной работы отдельных риэлторов заключаются в недостаточной ориентированности их на достижение определенных результатов, отсутствие навыков общения с клиентами и недостаточная профессиональная подготовка в сфере недвижимости. При традиционной системе управления процессами при проведении операций с недвижимостью всей информацией обладает агент, что дает предпосылки к возможности не-

добросовестной работы. Кроме того, зачастую агент не располагает достаточной информацией о конкретном клиенте. Следовательно, риэлтерское агентство не может предложить индивидуальный подход к клиенту, не может повысить его лояльность к компании.

Таким образом, основой повышения качества риэлторских услуг является совершенствование системы управления персоналом, а именно применение личностно-ориентированного подхода. Основные направления работы в этой области складываются как минимум из двух составляющих: повышение качества обслуживания клиентов и оптимизация внутренней структуры агентства недвижимости.

Для контроля качества обслуживания клиентов необходимо разработать и внедрить стандарты обслуживания с точки зрения клиента. При этом информацией могут быть отчеты персонала по качеству обслуживания, работа с жалобами и благодарностями клиентов, анализ уровня обслуживания в организации, работа с потенциальными клиентами компании, послепродажное обслуживание. Как показало проведенное исследование, самый эффективный способ привлечение клиентов - это рекомендации ранее хорошо обслуженного клиента (38,89 %). Поэтому оптимизация структуры агентства недвижимости, прежде всего, должна опираться на внутренние стандарты обслуживания, которые включают следующие элементы. Во-первых, это определение структуры и объемов трудовых ресурсов, необходимых для текущей и перспективной деятельности компании. Во-вторых, это организация работы персонала, то есть поиск и отбор кадров, их адаптация, развитие у них профессиональных знаний и навыков по риэлторской услуге, оценка и аттестация. В-третьих, разработка системы мотивации на основе эффективной схемы вознаграждения агентов, нематериального стимулирования, профессионального развития. В-четвертых, совершенствование применяемых технологий и прохождение сертификации в Нижегородской Гильдии Сертифицированных Риэлторов.

Таким образом, предложенные направления совершенствования системы управления персоналом отражают современный взгляд на агентство недвижимости и дают возможность комплексно подойти к анализу рынка риэлторских услуг и спрогнозировать изменение каждого из элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.