Научная статья на тему 'Оценка коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта'

Оценка коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3523
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ / CORRUPTION RISKS / CRIMINAL OFFENSE / THE IDENTIFICATION OF CORRUPTION RISKS / MANAGEMENT OF CORRUPTION RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буслаев С.И., Прасолов В.И.

Цель: Целью данной работы является проведение оценки возможных коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ. Для достижения указанной цели исследования в представленной работе были поставлены и решены следующие основные задачи: раскрыта проблематика возникновения коррупционных рисков хозяйствующего субъекта; изучены понятия современной оценки коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ; дана оценка современного состояния возможных коррупционных рисков в хозяйствующих субъектах и изучены возможности для дальнейшей их минимизации. Методология проведения работы: Методической основой данной статьи являются экономико-статистические методы анализа, нормативно-правовые документы в области оценки коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ. Результаты работы: Разработка предложений по решению задач эффективной оценки и минимизации коррупционных рисков. Установлено, что способность национальной социально-экономической и политической системы общества к обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности современного общества требует согласований совместных усилий государственных, общественных и экономических структур и должно носить системный характер. Выводы: Необходима разработка качественно новой программы развития системы оценки и минимизации коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ с учетом их последовательной модернизации и переходом на ресурсно-инновационную модель функционирования. Сделаны выводы о специфике современных подходов формирования эффективной системы минимизации коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ. Практическая реализация выводов позволит поднять деятельность хозяйствующих субъектов РФ на качественно новый уровень, а также результаты статьи могут быть использованы для практической разработки программ обеспечения безопасности национальной социально-экономической и политической системы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Corruption Risks in the Activities of Economic Subject

Purpose: of this work is to assess the possible corruption risks of economic entities of the Russian Federation. In order to achieve this goal, the following main problems were posed and solved in the work presented: the problematic of the appearance of corruption risks of an economic entity is disclosed; the concepts of modern assessment of corruption risks of economic entities of the Russian Federation are studied; an assessment of the current state of possible corruption risks in business entities and the possibilities for their further minimization are explored. Methods: the methodological basis of this article is the economic and statistical methods of analysis, regulatory documents in the field of assessment of the corruption risks of economic entities of the Russian Federation. Results: the results of the work were the development of the proposals for the solution of the problems of effective risk assessment and minimization of corruption risks. It has been established that the ability of a national socio-economic and political system of a society to ensure the integrated security of the life of modern society requires the coordination of a joint effort of state, social and economic structures and should be of systemic nature. Conclusions and Relevance: it is necessary to develop a qualitatively new program for development of a system of assessment and minimization of the corruption risks of economic entities in the Russian Federation, taking into account their following modernization and transition to a resource-innovative model of functioning. Conclusions are made about the specifics of modern approaches to the formation of an effective system of minimization of the corruption risks of economic entities of the Russian Federation. Practical implementation of these findings will make it possible to raise the activity of economic entities of the Russian Federation to a qualitatively new level, and the results of the article can be used for development of practical programs for ensuring the security of the national socio-economic and political system of society.

Текст научной работы на тему «Оценка коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта»

с

развитие

УДК 330

JEL: G18, L4, M21

DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.159-166

Оценка коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта

станислав Иванович Буслаев 1*, Балерий Иванович прасолов 2

1 2 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия * E-mail: bustivan@gmail.com

Аннотация

Цель: Целью данной работы является проведение оценки возможных коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ. Для достижения указанной цели исследования в представленной работе были поставлены и решены следующие основные задачи: раскрыта проблематика возникновения коррупционных рисков хозяйствующего субъекта; изучены понятия современной оценки коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ; дана оценка современного состояния возможных коррупционных рисков в хозяйствующих субъектах и изучены возможности для дальнейшей их минимизации.

Методология проведения работы: Методической основой данной статьи являются экономико-статистические методы анализа, нормативно-правовые документы в области оценки коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ. Результаты работы: Разработка предложений по решению задач эффективной оценки и минимизации коррупционных рисков. Установлено, что способность национальной социально-экономической и политической системы общества к обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности современного общества требует согласований совместных усилий государственных, общественных и экономических структур и должно носить системный характер.

Выводы: Необходима разработка качественно новой программы развития системы оценки и минимизации коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ с учетом их последовательной модернизации и переходом на ресурсно-инновационную модель функционирования. Сделаны выводы о специфике современных подходов формирования эффективной системы минимизации коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ. Практическая реализация выводов позволит поднять деятельность хозяйствующих субъектов РФ на качественно новый уровень, а также результаты статьи могут быть использованы для практической разработки программ обеспечения безопасности национальной социально-экономической и политической системы общества.

Ключевые слова: коррупционные риски, правонарушение, идентификация коррупционных рисков, управление коррупционными рисками

Для цитирования: Буслаев С. И., Прасолов В. И. Оценка коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 159-166. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.159-166

© Буслаев С. И., Прасолов В. И., 2017

Assessment of corruption Risks in the Activities of Economic subject

Stanislav I. Buslaev 1*, Valery I. Prasolov 2

1-2 Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation * E-mail: bustivan@gmail.com

Abstract

Purpose: of this work is to assess the possible corruption risks of economic entities of the Russian Federation. In order to achieve this goal, the following main problems were posed and solved in the work presented: the problematic of the appearance of corruption risks of an economic entity is disclosed; the concepts of modern assessment of corruption risks of economic entities of the Russian Federation are studied; an assessment of the current state of possible corruption risks in business entities and the possibilities for their further minimization are explored. Methods: the methodological basis of this article is the economic and statistical methods of analysis, regulatory documents in the field of assessment of the corruption risks of economic entities of the Russian Federation.

Results: the results of the work were the development of the proposals for the solution of the problems of effective risk assessment and minimization of corruption risks. It has been established that the ability of a national socio-economic and political system of a society to ensure the integrated security of the life of modern society requires the coordination of a joint effort of state, social and economic structures and should be of systemic nature.

Conclusions and Relevance: it is necessary to develop a qualitatively new program for development of a system of assessment and minimization of the corruption risks of economic entities in the Russian Federation, taking into account their following modernization and transition to a

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 159-166

resource-innovative model of functioning. Conclusions are made about the specifics of modern approaches to the formation of an effective system of minimization of the corruption risks of economic entities of the Russian Federation.

Practical implementation of these findings will make it possible to raise the activity of economic entities of the Russian Federation to a qualitatively new level, and the results of the article can be used for development of practical programs for ensuring the security of the national socio-economic and political system of society.

Keywords: corruption risks, criminal offense, the identification of corruption risks, management of corruption risks

For citation: Buslaev S. I., Prasolov V. I. Assessment of Corruption Risks in the Activities of Economic Subject. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(1(29)):159-166. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.159-166

Введение

Коррупция является одной из самых актуальных социальных проблем современности. Некоторые исследователи считают, что коррупция стала основной политической проблемой конца ХХ - начала XXI века. Однако для любых подходов и оценок однозначно одно - коррупция является проблемой, решение которой для многих стран является крайне необходимым делом.

Это касается и России, высокий уровень коррумпированности которой признан ее руководством, отечественными и зарубежными аналитиками, соответствующими международными институтами. В современных условиях коррупция стала фактором, который реально угрожает национальной безопасности, демократическому развитию государства и общества, конституционному строю, а именно: подрывает авторитет страны, наносит ущерб функционированию государственного аппарата, ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, особенно рядовых лиц, нарушает принципы верховенства права, установленный порядок осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти, управленческих структур частного сектора, разрушает моральные и общественные ценности, дискредитирует государство на международном уровне.

Проблема коррупционных проявлений является одним из важнейших и актуальных, связанных с функционированием государства и развитием общества. Учитывая слабые демократические традиции, несовершенство национального законодательства, неэффективной деятельности властных институтов и недостаточный уровень политико-правовой культуры общества переходного периода, она приобрела особую остроту.

Коррупция угрожает национальной безопасности реально противостоит конституционному и общественному строю, является одной из причин роста «теневой» экономики, проникает во властные институты, привлекая в свои ряды отдельных политических и общественных деятелей. Коррупционные проявления поражают все сферы общественной жизни, приводя к распространению организованной преступности, создают социальное напряже-

ние, порождают у населения неверие в способности власти осуществить организационные и практические меры по преодолению системного кризиса и возрождения России [1, с. 112-114].

Обзор литературы и исследований. Исследованию особенностей оценки и минимизации возможных коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ. посвящено достаточное множество научных и эмпирических публикаций. В этих публикациях, как правило, определяется ключевая специфика возникновения коррупционных рисков хозяйствующего субъекта и постулируется активная роль его участников [1-3]. Наиболее широко в трудах ученых исследователей рассмотрены вопросы оценки коррупционных рисков хозяйствующих субъектов РФ на национальном или отраслевом уровне [4]. При этом, многие ученые обращают внимание на то, что методическая концепция минимизации коррупционных рисков, предложенная ранее рядом исследователей в период экономической стабильности, может быть использована в рамках перехода от сырьевого к высокотехнологичному пути развития в транзитивных экономиках. На основании отдельных научных трудов можно также постулировать направленность методической концепции минимизации коррупционных рисков на повышение результативности национальной и глобальной инновационной системы в долгосрочном периоде [9-10]. В трудах исследователей отмечается возрастающее значение антикоррупционной политика.

Не так много работ посвящено оценке коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта в современных условиях экономического кризиса. С учетом анализа исследований в данном направлении дана оценка современного состояния возможных коррупционных рисков в хозяйствующих субъектах, изучены возможности для дальнейшей их минимизации и предложены ряд рекомендаций.

Материалы и методы

Данная статья в методическом плане представляет собой контент-анализ, направленный на унификацию методических подходов к оценке и минимизации коррупционных рисков для целей разработки программ обеспечения безопасности националь-

М I К (Мс^еггл2а1:юп. !ппоуа1:юп. КеБеагсИ), 2017; 8(1):159-166

ной социально-экономическом и политическом системы общества.

Результаты исследования

Коррупция является одной из самых опасных угроз правам человека, демократии, правопорядка, честности и социально справедливости, поэтому решение проблемы коррупции является одним из приоритетных направлений развития государства, всех хозяйствующих субъектов экономики, которые активно проводят работу по предотвращению и выявлению коррупции, устранения предпосылок для её возникновения.

Однако, знания и непонимание условий и обстоятельств, при которых возникает и развивается коррупция, создаёт препятствия на пути эффективного предотвращения этого негативного социального явления. Поэтому рациональное планирование мероприятий противодействия коррупции всегда должно происходить при чётком понимании всего спектра коррупционных рисков.

Осуществление объективной оценки коррупционных рисков в деятельности предприятия является необходимым шагом в предотвращении нарушений антикоррупционного законодательства работниками хозяйствующих субъектов.

Оценка коррупционных рисков позволит обеспечить соответствие антикоррупционных мероприятий специфике деятельности хозяйствующего субъекта и будет способствовать рациональному использованию своих ресурсов, которые выделяются на проведение работы по предупреждению коррупции.

Целью выявления и оценки коррупционных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности предприятия, при реализации которых существует высокая вероятность совершения её работниками коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией.

Определение для каждой сферы деятельности хозяйственного субъекта коррупционных рисков, не является безоговорочным свидетельством о существовании фактов коррупции, а есть только основанием обоснованно предполагать их возникновения в случае несоблюдения должностными лицами данного субъекта требований антикоррупционного законодательства и установленных внутренних процедур [2, с. 38-47].

Под коррупционными рисками понимаются нормативно-правовые, административные, организационные, а также другие факторы и условия в деятельности должностных лиц хозяйствующих субъектов, которые способствуют или могут спо-

собствовать совершению коррупционных правонарушений и правонарушений, связанных с коррупцией.

Работа с коррупционными рисками на хозяйствующем объекте должна быть построена в следующей последовательности:

• идентификация коррупционных рисков и их оценка;

• управление коррупционными рисками;

• разработка антикоррупционных программ и планов и контроль за их реализацией.

Идентификацией коррупционных рисков является процесс выявления, осознания и понимание коррупционных рисков работниками хозяйствующего субъекта.

Оценка коррупционных рисков заключается в определении потенциальных и реальных последствий для определённых сфер деятельности хозяйствующего субъекта в случае несоблюдения его работниками требований антикоррупционного законодательства. Кроме того, при оценке коррупционных рисков хозяйствующего субъекта необходимо определить вероятность их возникновения в деятельности структурного подразделения этого субъекта в целом.

Управление коррупционными рисками - это определение и отбор наиболее эффективных мер противодействия и предотвращения коррупционных правонарушений и правонарушений, связанных с коррупцией на предприятии.

На стадии планирования и контроля реализации соответствующих антикоррупционных программ и планов осуществляется разработка дальнейших шагов предприятия по идентификации, оценки и управления коррупционными рисками, осуществляется анализ эффективности введённых ранее мер противодействия и предотвращения коррупционных правонарушений и правонарушений, связанных с коррупцией и осуществляется контроль за их выполнением [3].

С целью выявления коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта следует руководствоваться имеющейся у него информацией, а также использовать внутренние и внешние ресурсы.

При использовании имеющейся у хозяйствующего субъекта информации необходимо осуществлять подробный анализ следующих составляющих:

• предыдущая деятельность структурных подразделений хозяйствующего субъекта с целью выявления мер, процедур и решений, которые стали причиной совершения работниками предприятия коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией и

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 159-166

определения путей на устранение последствий коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией, совершённых работниками хозяйствующего субъекта;

• результаты внешних и внутренних проверок, служебных расследований, заключаются в анализе актов, справок и других документально оформленных результатов проведённых мероприятий, чтобы максимально изучить сферы, деятельность в которых осуществлялась с нарушением соответствующих нормативных требований, на предмет вероятности совершения или содействия совершению коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией;

• письма, обращения, жалобы, поступившие от физических и юридических лиц, содержащих информацию о сферах и направлениях деятельности предприятия, в которых невозможно совершение коррупционных правонарушений. При этом особое внимание должно уделяться жалобам на деятельность отдельных должностных лиц хозяйствующего субъекта, которые позволяют проследить системность их недобросовестного поведения;

• нормативные и организационно-распорядительные документы, регулирующие деятельность структурного подразделения хозяйственного субъекта и отдельные процедуры на предмет наличия в них положений, которые могут способствовать совершению коррупционных правонарушений и правонарушений, связанных с коррупцией;

• характер и объём полномочий должностных лиц предприятия, предусматривает изучение должностных инструкций таких лиц, а также их сопоставление с реальным объёмом компетенции и осуществляемой деятельностью.

Использование внутренних ресурсов хозяйствующего субъекта предусматривает проведение:

• общих или анонимных опросов (анкетирования) работников отдельного структурного подразделения или всех, путём заполнения разработанных форм, с целью определения областей риска, внутренних недостатков определённых процедур объекта;

• личных бесед с отдельными работниками, которые учитывая свой опыт, компетенцию и выполняемые обязанности более подробно осветить потенциально рискованные сферы деятельности предприятия;

• обсуждений на совещаниях, заседаниях вопросов, связанных с коррупционными рисками в деятельности должностных лиц предприятия, а также совместный поиск путей их минимизации и устранения;

• служебных проверок и расследований, с целью изучения фактов противоправного поведения

должностных лиц предприятия и их результатов, а также причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Использование внешних ресурсов предусматривает периодическое проведение:

• анализ способов и положительных методов управления коррупционными рисками, их устранение;

• проведение общих и анонимных опросов (анкетирования) представителей общественности и субъектов хозяйствования, которые имели непосредственный опыт взаимодействия с данным субъектом на предмет эффективности реализации соответствующих процедур и наличия искусственных чрезмерных обременений;

• анализа отечественных и международных исследований, а также изучение и обобщение выводов и рекомендаций по результатам независимых социологических, научных, экспертных и других наработок в антикоррупционной сфере [4].

С целью устранения коррупционных рисков в хозяйствующем субъекте необходимо использовать следующие общие правила:

• совершенствование нормативных и организационно-распорядительных документов;

• уточнение и конкретизация полномочий должностных лиц;

• разработка и внедрение положений о механизмах предупреждения, выявления и урегулирования конфликтов интересов и правил получения подарков, другой благотворительной помощи, периодический пересмотр и обновление этих положений;

• уточнение сроков осуществления определённых процедур и общее упрощение процесса принятия управленческих решений;

• расширение возможностей общественного контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта, путём предоставления физическим и юридическим лицам дополнительных процессуальных гарантий воздействия (быть выслушанными предоставлять дополнительные материалы и информацию и т.п.);

• проведение служебных расследований (проверок) по каждому факту вероятного нарушения требований антикоррупционного законодательства и неотвратимости ответственности в соответствии с действующим законодательством в случае подтверждения таких нарушений;

• неотвратимость ответственности руководителей за ненадлежащее выполнение обязанностей по управлению подчинённым персоналом.

Кроме того, необходимо уточнить перечень основных бизнес процессов хозяйствующего субъекта

М I К (Modern¡zat¡on. !ппоуа1юп. КеБеагсИ), 2017; 8(1):159-166

по их уровню рисков, а также перечень должностей, связанных с высокими коррупционными рисками хозяйствующего субъекта.

Для работников, занимающих такие должности, могут быть установлены специальные требования по прохождению антикоррупционных процедур, например, проведение проверки при приёме на работу на предмет совершения ими коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией в прошлом, регулярное заполнение формы о конфликте интересов, сообщения о случаях вымогательства или подстрекательство к совершению коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией.

Наряду с общими правилами устранения (минимизации) коррупционных рисков в деятельности хозяйствующего субъекта должны быть разработаны специальные правила для каждой специфической группы коррупционных рисков.

При анализе деятельности хозяйствующего субъекта с целью выявления коррупционных рисков, в первую очередь, следует обращать внимание на сферы и направления деятельности, которые могут содержать следующие типичные коррупционные риски.

Для деятельности хозяйствующего субъекта присущи коррупционные риски в таких сферах: кадры и сфера публичных закупок.

Кадры являются основным ресурсом хозяйствующего субъекта, который определяет в первую очередь успех его деятельности. Поэтому отбор кадров - это одна из важнейших управленческих функций, которая определяет дальнейшую судьбу и развитие субъекта, без которой невозможно реализовать другие функции управления.

Отбор кадров - это процедура выделения кандидатов из общего количества претендентов на вакантную должность, дифференциации кандидатов по степени их соответствия будущей деятельности и принятия решения о пригодности или отвод кандидатов.

Стоить отметить, что система отбора руководящего состава, а также работников хозяйствующего субъекта, должна быть открытой, на конкурсной основе, чтобы каждый член общества имел возможность принять участие в конкурсном отборе на замещение вакантных должностей. При этом обязательным критерием отбора кадров должно быть наличие у претендентов на должность специальных знаний, умений, способностей, опыта работы в соответствующей сфере, высокие морально-этические качества.

Типичными рисками в системе отбора руководящего состава являются:

• не проведение конкурсного отбора на замещение вакантных должностей компании (кулуарное назначение, то есть без применения прозрачных и понятных процедур с равными условиями для всех потенциальных кандидатов);

• неуведомление претендентов о конкурсе на занятие вакантной должности;

• представление претендентом на должность недостоверных сведений.

Рекомендуемые способы устранения:

• проводить конкурсный отбор на все имеющиеся вакансии;

• включать в состав конкурсной комиссии работников уполномоченных подразделений по вопросам предотвращения и противодействия коррупции в хозяйствующем субъекте;

• обеспечить надлежащее документирование конкурсной процедуры и результатов конкурса на специальных бланках, в которых указаны результаты собеседования и подписаны членами комиссии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предупреждать претендентов на пост об ответственности за представление недостоверных сведений о себе и фиксировать подписью в соответствующих документах;

• осуществлять проверку достоверности предоставленных претендентом на должность сведений о себе с оригиналами или заверенными копиями соответствующих документов, а также его соответствия квалификационным требованиям;

• распространять информацию о вакантных должностях и объявленных конкурсах, путём её размещения на официальном сайте для обеспечения соответствия претендентов установленным критериям и привлечения к участию в конкурсе большого круга подготовленных лиц;

• отражать в документации, по результатам проведения конкурса, обоснование принятого комиссией решения.

Управленческие действия по работе с персоналом играют важную роль в предупреждении и минимизации коррупции на хозяйствующих объектах.

Такими рисками могут являться:

• привилегированное или заведомо предвзятое отношение к отдельным работникам;

• применение репрессивных мер воздействия (перевод, увольнение и изменение условий труда и т.п.) в отношении лиц, оказывающих помощь в предотвращении и противодействии коррупции (обличителей);

• сокрытие коррупционных действий подчинённых;

• получение должностными лицами предприятия подарков от подчинённых;

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 159-166

• использование должностными лицами труда работников предприятия в личных целях.

Одним из рекомендуемых способов устранения типичных рисков возникновения коррупции являются:

• обеспечение наличия и действенность каналов информирования работниками об известных фактах совершения коррупционных правонарушений или правонарушений, связанных с коррупцией;

• рассмотрение фактов коррупции (коррупционных действий) на собраниях работников предприятий;

• проводить обучение и повышение квалификации руководителей по вопросам управленческой деятельности;

• обеспечить усиленный контроль за работниками, деятельность которых связана с повышенным коррупционным риском. Периодически заслушивать о работе и уточнять действия данного работника на производственных заседаниях;

• проводить периодические анонимные опросы (анкетирование) среди работников с целью определения уровня удовлетворённости работой и общего уровня этики поведения работников и начальствующего состава;

• осуществлять строгий отбор кадров в уполномоченное подразделение хозяйствующего субъекта, которое осуществляет контроль и обеспечивает выполнение мероприятий по противодействию и выявлению коррупции и соблюдения правил этического поведения на предприятии [4].

Сфера публичных закупок характеризуется высоким уровнем коррупционности, что связано с распространённой практикой непрозрачного проведения закупочных процедур. В то же время, принятие соответствующей нормативно-правовой базы в области публичных закупок позволило устранить многие из коррупционных факторов в этой сфере на законодательном уровне. Закон, в частности, усовершенствовал правила и условия осуществления закупок, обеспечил создание системы электронных закупок. Однако, на организационном уровне имеют место отдельные риски, особенно когда речь идёт о проведении до пороговых закупок.

Хозяйствующий субъект прилагает все усилия для минимизации рисков деловых отношений с контрагентами, которые могут быть привлечены к коррупционной деятельности, для чего ими проводится проверка терпимости контрагентов к коррупции, в том числе проверка наличия у них собственных антикоррупционных программ, и их готовность включать в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также предоставлять взаимное со-

действие для этичного ведения хозяйственной деятельности и предотвращения коррупции [5-7].

Типичные риски хозяйствующего субъекта:

• разглашение должностным лицом одному из участников процедуры закупок конфиденциальной информации о предложениях других участников;

• сокрытие работником субъекта, непосредственно вовлечённым в организацию процедуры закупок, имеющегося у него конфликта интересов;

• сговор участников процедуры закупки;

• фальсификация документации;

• обнародование на официальном веб-сайте не полной информации о порядке прохождения закупок, их оценки и получения решения об утверждении;

• злоупотребления при оценке предложений участников закупки с целью отклонения предложения участника-победителя закупки.

Рекомендуемые способы минимизации рисов в деловых отношениях и их устранения:

• обеспечить формулирование чётких, однотипных квалификационных критериев к участникам процедуры закупок;

• устанавливать доступные квалификационные критерии к участникам процедуры закупок;

• создать условия для свободного и равного доступа потенциальных участников процедуры закупок информации, касающейся порядка их проведения;

• обеспечить расширение рынка конкуренции путём принятия соответствующих эффективных мер.

По результатам анализа деятельности должностных лиц хозяйствующего субъекта были определены ряд вероятных коррупционных рисков, а также даны рекомендации по способам их устранения.

Предлагается следующий порядок осуществления оценки коррупционных рисков:

• рассмотрение деятельности предприятия в виде отдельных бизнес-процессов;

• определение лиц, реализующих каждый конкретный бизнес-процесс;

• определение степени риска для каждого бизнес-процесса.

Дополнительно, для каждого процесса, реализация которого связана с коррупционным риском, следует составить описание возможных коррупционных правонарушений, включая:

• характеристику неправомерной выгоды или преимуществ, которые могут быть полученные хозяйствующим субъектом или его отдельными

M I R (Modernization. Innovation. Research), 2017; 8(1):159-166

работниками по результатам совершения коррупционного правонарушения;

• должности на предприятии, которые являются «кормовыми» для потенциального совершения коррупционного правонарушения, то есть участие которых является необходимым для того, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;

• возможные формы совершения коррупционных правонарушений (осуществление платежей, предоставления материальных ценностей в форме подарков, пользования имуществом).

Способами минимизации коррупционных рисков в деятельности должностных лиц хозяйствующего субъекта являются:

• анализ управленческих процессов в компании на предмет наличия коррупционных факторов и подготовка предложений по их устранению или минимизации;

• проведение оценки эффективности антикоррупционной политики хозяйствующего субъекта, в том числе с привлечением общественности;

• проведение опросов, анкетирования и применения других социологических методов исследований с целью выявления коррупционных рисков и нарушений этического поведения;

• организация плодотворного взаимодействия с общественностью и сторонними предприятиями в сфере предотвращения и противодействия коррупции;

• формирование и периодическое обновление перечня должностей хозяйствующего субъекта с наибольшими рисками и совершение коррупционных правонарушений или нарушений этического поведения;

• осуществление других мероприятий с целью формирования неприятия и осуждения работниками любых проявлений коррупции.

Выводы

Принимая во внимание результаты проведенного исследования, можно сделать следующий вывод, что коррупция является системной патологией резко снижающая эффективность деятельности хозяйствующих субъектов. Лечение этого недуга требует согласований совместных усилий государ-

ственных, общественных и экономических структур и должно носить системный характер, затрагивая различные аспекты функционирования социально-экономической и политической систем общества.

Список литературы

1. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьёв К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути её преодоления. М., 2010.

2. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. М.: Экономика, 2011.

3. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX веков: диалектика системного подхода. М.: Рос. крими-нол. ассоц., 2003.

4. Блинов А. Промышленные предприятия и их экономическая безопасность // Экономист. 2014. № 1. С. 5660. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26057737 (дата обращения: 10.11.2016)

5. Данилин М.В, Клочков В.В. Анализ экономической безопасности страны с сырьевой экономикой с учетом военной угрозы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35. С. 38-50. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21977516 (дата обращения: 10.11.2016)

6. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Современная информационная безопасность как объект информационного менеджмента // Общественные науки. 2010. № 4. С.199-206. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22258972 (дата обращения: 10.11.2016)

7. Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2015. С. 221.

8. Осокина Н.В., Калашникова Е.А. Современное государство в борьбе за экономическую безопасность // Международная экономика. 2014. № 3. С. 11-14. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21542010 (дата обращения: 10.11.2016)

9. Паутова А.В., Хачатурян А.А. Глобализация и военно-экономическая безопасность // Международная экономика. 2014. № 2. С. 13-16. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=21526596 (дата обращения: 10.11.2016)

10. Хадисов М.-Р.Б. Основные концептуальные проблемы и угрозы экономической безопасности региона // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 33. С. 108-114. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20722277 (дата обращения: 10.11.2016)

Поступила в редакцию: 10.12.2016; одобрена: 08.02.2017; опубликована онлайн: 31.03.2017

Об авторах:

Буслаев Станислав Иванович, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49), кандидат военных наук, Ьи$йуап@дтаП.сот

Прасолов Валерий Иванович, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49), кандидат политических наук, уа!епу75@гатЬ!ег.ги

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. S. № 1. С. 159-1бб

References

1. Aminov D.I., Gladkikh V.I, Solovyov K.S. Corruption as a socio-legal phenomenon and ways to overcome it. M., 2010. (In Russ.)

2. Andrianov V.D. Corruption as a global problem: history and modernity. Moscow: Economics, 2011. (In Russ.)

3. Astanin V.V. The fight against corruption in Russia XVI— XX centuries: the dialectic of a systems approach. M.: Ros. Criminol. Assoc., 2003. (In Russ.)

4. Blinov A. Promyshlennye predprijatija i ih jekonomicheskaja bezopasnost' [Industrial enterprises and their economic security]. Jekonomist = The Economist. 2014; 1:56-60. (In Russ.)

5. Danilin M.V., Klochkov V.V. Analiz jekonomicheskoj bezopasnosti strany s syr'evoj jekonomikoj s uchetom voennoj ugrozy [Analysis of the economic security of the country with the commodity economy, taking into account the threat of war]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2014; 35:38-50. (In Russ.)

6. Ljasnikov N.V., Dudin M.N. Sovremennaja informacionnaja bezopasnost' kak ob'ekt informacionnogo

menedzhmenta [Modern information security as an object of Information Management]. Obshhestvennye nauki = Obshhestvennye nauki. 2010; 4:199-206. (In Russ.)

7. Moskvin V.A. Risk management in the implementation of investment projects. M.: Finansy i statistika, 2015. pp. 221. (In Russ.)

8. Osokina N.V. Sovremennoe gosudarstvo v bor'be za jekonomicheskuju bezopasnost' [The Modern State in the struggle for economic security]. Mezhdunarodnaja jekonomika= Mezhdunarodnaja jekonomika. 2014; 3:11 — 14. (In Russ.)

9. Pautova A.V. Globalizacija i voenno-jekonomicheskaja bezopasnost' [Globalization and the military and economic security]. Mezhdunarodnaja jekonomika = Mezhdunarodnaja jekonomika. 2014; 2:13—16. (In Russ.)

10. Hadisov M.-R.B. Osnovnye konceptual'nye problemy i ugrozy jekonomicheskoj bezopasnosti regiona [Basic conceptual problems and threats of economic security in the region]. Aktual'nye voprosy jekonomicheskih nauk = Aktual'nye voprosy jekonomicheskih nauk. 2013; 33:108— 111. (In Russ.)

Submitted 10.12.2016; revised 08.02.2017; published online 31.03.2017

About the authors:

Buslaev Stanislav I., Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), Moscow, Russian Federation, Candidate of Military Sciences, bustivan@gmail.com

Prasolov Valery I., Assistant Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), Moscow, Russian Federation, Candidate of Political Science, valeriy75@rambler.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.