Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности товаров региона (на примере Алтайского края)'

Оценка конкурентоспособности товаров региона (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабына Елена Николаевна, Адушкина Анна Сергеевна

Конкурентоспособность товаров является базовым условием устойчивого функционирования региона. В статье представлена оценка конкурентоспособности наиболее продаваемых на рынках товаров путем сравнения объема отгруженных товаров собственного производства с лидером. В результате проведенного анализа были сделаны выводы и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF GOODS COMPETITIVENESS IN A REGION (CASE STUDY ON THE ALTAI REGION)

The competitiveness of goods is a basic condition for the sustainable functioning of the region. The article presents an assessment of the goods competitiveness of the most sold goods in the markets, based on a comparison of the volume of selling goods of own production with the leader goods. As a result of the analysis, conclusions were made and measures to improve competitiveness of the region were proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности товаров региона (на примере Алтайского края)»

УДК 332.1:339.197 (151150) DOI: 10.14258/epb201921

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Е. Н. Сабына, А. С. Адушкина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Конкурентоспособность товаров является базовым условием устойчивого функционирования региона. В статье представлена оценка конкурентоспособности наиболее продаваемых на рынках товаров путем сравнения объема отгруженных товаров собственного производства с лидером. В результате проведенного анализа были сделаны выводы и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность товаров, управление конкурентоспособностью, конкурентоспособность региона.

ASSESSMENT OF GOODS COMPETITIVENESS IN A REGION (CASE STUDY ON THE ALTAI REGION)

E. N. Sabyna, A. S. Adushkina

Altai State University (Barnaul, Russia)

The competitiveness of goods is a basic condition for the sustainable functioning of the region. The article presents an assessment of the goods competitiveness of the most sold goods in the markets, based on a comparison of the volume of selling goods of own production with the leader goods. As a result of the analysis, conclusions were made and measures to improve competitiveness of the region were proposed.

Keywords: competitiveness of goods, management of competitiveness, competitiveness of the region.

Процесс интеграции, характерный для современной экономики, способствует усилению конкуренции между фирмами и регионами. Конкурентоспособность товаров является базовым условием устойчивого функционирования региона. Формирование и развитие конкурентных преимуществ региональных товаров способствует ускоренному экономическому росту, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала территории.

Конкурентоспособность — это способность объекта функционировать в динамичной конкурентной среде таким образом, чтобы привлекать и сохранять потребителей своей продукции, постоянно повышая конкурентные преимущества и увеличивая долю на рынке.

По итогам 2017 г. основной вклад в формирование индекса производства промышленной продукции внесли рынки производства кокса (13,7%),

химического производства (9,1%), металлургического производства и производства готовых металлических изделий (8,4%), производства машин и оборудования (5,9 %), транспортных средств и оборудования (5,7%), рынок резинотехнических и пластмассовых изделий (4,3%). [4]

Наиболее продаваемые товары на этих рынках — это коксовая продукция производства ОАО Алтай-Кокс, форсунки и распылители Алтайского завода прецизионных изделий, вертолетные баки Барнаульского завода резинотехнических изделий.

ОАО «Алтай-Кокс» в 2017 г. занимал 21-е место среди всех промышленных предприятий России, входит в топ-10 крупнейших компаний края и является одним из лидеров производства коксохимической продукции в России (13%), ежегодно выпуская более 4 млн тонн. Коксовая продукция в Алтайском крае практически не реализуется, поставки осуществляются в другие регионы: в Свердловскую, Ке-

меровскую, Омскую, Ярославскую области, Красноярский край и в страны Европы, Ближнего Востока и Азии (более 30% составляет доля алтайского кокса в общем объеме его российского экспорта).

Следующий вид экономической деятельности — производство машин, транспортных средств и оборудования формируется за счет выпуска оборудования, сельскохозяйственных машин, вагонов и комплектующих к ним. Доля этого вида деятельности в структуре обрабатывающих производств края не значительна, но для региона данное направление имеет стратегическое значение.

Алтайский край сегодня занимает 2-е место в стране по объемам выпуска сельскохозяйственных шин и 3-е место по производству автомобильных шин для грузовиков. На данном рынке выделяется продукция Алтайского шинного комбината. На сегодняшний день доля продукции АШК на российском рынке шин по основным группам товаров составляет 18 %, при этом доля по сельскохозяйственным шинам превышает 42%.

АШК единственный в России получил право выпускать шины для гражданской и военной авиации. В итоге каждый третий самолет в РФ оснащен шинами Алтайского шинного комбината. Отсутствие конкурентов среди отечественных производителей авиационных шин и проводимой государством политики импортозамещения открывает хорошие перспективы для развития данного направления.

Рынок производства транспортных средств и оборудования края также представлен предприятиями: ОАО «Алтайгеомаш», ОАО УК «Сибагро-маш», ОАО «Алтайвагон», ОАО «Алтайский моторный завод», ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод». ОАО «Алтайвагон» производит железнодорожные грузовые вагоны различных типов и конструкций. Производственные мощности позволяют изготавливать до 10 тыс. грузовых вагонов в год, но мощности загружены на четверть. ОАО «Алтай-вагон» и ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод» входят в ТОП вагоностроительных компаний России, лидировавших по объемам продаж и чистой прибыли: с третьим и одиннадцатым местом соответственно (2017 г.). [8]

С 2010 г. по распоряжению Губернатора Алтайского края А. Б. Карлина № 144-р был создан «Алтайский кластер аграрного машиностроения». Деятельность кластера сосредоточена на расширении действующих производств, технической модернизации АПК, реализации программ импортозамеще-ния и увеличении уровня локализации сборочного производства за счет кооперации с предприятиями, входящими в кластер. После введения санкций и падения курса рубля по отношению к иностранной валюте интерес к продукции вырос в несколь-

ко раз и предприятия «АлтаКАМ» активно включились в программу импортозамещения [7].

Химическая промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Алтайского края и стабильно занимает 5-е место среди всех обрабатывающих производств [6]. Рынок химического производства в Алтайском крае представлен широким кругом направлений экономической деятельности. В регионе развивается производство дезинфицирующих препаратов, лакокрасочных материалов, удобрений и азотных соединений, основных органических и неорганических веществ, промышленных газов, синтетических смол, фармацевтической продукции и лекарственных препаратов и т. д.

Основной вклад в отрасль вносят ОАО «Алтай-химпром», ОАО «Кучуксульфат», ФКП «Бийский олеумный завод», предприятия биофармацевтического кластера. Лидером по данному направлению является ОАО «Кучуксульфат», которое производит более 80% сульфата натрия на территории России. Производственная мощность предприятия составляет более 600 тыс. тонн сульфата натрия в год. В число потребителей продукции этого предприятия входят крупнейшие мировые компании: Procter & Gamble, Henkel, Unilever, Benkiser.

ОАО «Алтайхимпром» имеет монопольные позиции по выпуску ряда продуктов на территории России и стран СНГ (в частности, продукт АГМ-9, дезинфицирующее средство ДП-2Т, кремнийор-ганическая жидкость ПЭС-7, монохлористая сера и др.).

Фармацевтическая промышленность представлена в крае ЗАО «Алтайвитамины», ООО «Янтарное», ООО «БЗМП», ООО «Катунь-Олеум».

Алтайский край является стабильным лидером в стране по объему выпуска натуральных препаратов и биологически активных добавок. Благодаря деятельности ЗАО «Эвалар», занимает 1-е место по стоимостному объему среди производителей БАД в России, его доля в общем объеме продаж в стране составляет около 20%. Компания использует производство полного цикла: от выращивания лекарственных растений до их переработки и упаковки готовой продукции. В ассортименте компании более 120 позиций биологически активных добавок и лекарственных препаратов, более 10% идет на экспорт и поставляется в страны Восточной Европы, Казахстан, Монголию, Автралию, Германию, Литву, США [5].

ОАО «Барнаул РТИ» входит в число крупнейших предприятий химического комплекса Алтайского края, а также является основным производителем резиновых технических изделий в регионах Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время завод производит как продукцию гражданского

назначения, так и специализированную. Сегодня предприятие производит около 80% вертолетных баков в РФ.

«Барнаульский завод Асбестовых технических изделий» — одно из крупнейших предприятий России и СНГ по выпуску асбестовых фрикционных изделий, уплотнительных, термостойких прокладочных материалов для автомобильной, нефтегазовой, машиностроительной, вагоностроительной отраслей. На протяжении многих лет «БзАТИ» поставляет комплектующие для крупных компаний автоиндустрии: «КАМАЗ», «УралАЗ», «ГАЗ», «МТЗ». Приказом Минпромторга РФ № 1920 от 9 июня 2016 г. АО «Бз АТИ» внесено в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли России.

Крупным предприятием на рынке металлургического производства и производства готовых металлических изделий является ООО УК «Алтайский завод прецизионных изделий», занимающий лидирующие позиции по объемам выпуска форсунок и распылителей. Основные потребители продукции — крупнейшие производители дизельных двигателей на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Особую роль на рынке промышленного производства Алтайского края играет рынок пищевой и перерабатывающей индустрии. Рынок имеет стратегическое значение для региона, так как край исторически является аграрным и занимает первое в СФО и одно из лидирующих мест по России по валовому производству зерновых. Его основная цель — комплексная глубокая переработка всего товарного сельскохозяйственного сырья, производимого в крае. Около 80% от общего объема произведенных продуктов питания алтайские переработчики отправляют в другие регионы страны.

Основной вклад в формирование индекса производства пищевых продуктов вносят следующие рынки: мяса и мясопродуктов (19,8%), продуктов мукомольно-крупяной промышленности (13,8%), молочных продуктов (12,1%) и рынок производства напитков (9,7%). Также край является единственным регионом за Уралом, в котором производится сахар-песок [3].

В пищевой промышленности ведущими отраслями являются те, которые напрямую связанны с переработкой сельскохозяйственного сырья. Это мукомольно-крупяная, молочная, макаронная, сахарная, масложировая и мясная промышленность. Производство мукомольно-крупяной продукции в регионе осуществляют 100 мельниц и 60 предприятий вырабатывают крупу.

По объемам производства зерна и, в первую очередь, высококачественной пшеницы Алтайский край входит в первую пятерку регионов страны,

дает 86% от всего объема произведенной крупы Сибирского федерального округа и 25% от объема РФ.

На фоне сокращения объемов производства крупяной продукции в Сибири в крае наблюдается уверенный рост объемов ее выпуска. За последние 5 лет ее выработка увеличилась на 35%.

По общему объему производства крупы и продуктов зерновых для завтрака и прочих продуктов из зерновых культур Алтайский край держит первое место среди регионов России.

Алтайский край занимает ключевые позиции в России по производству гречневой крупы — 54% от российского рынка, овсяной крупы — 42%, ячневой и перловой — 25%, зерновых хлопьев — 19%. [6]

На протяжении последних 5 лет край также традиционно занимает 1-е место среди регионов СФО по производству молока. Молоко Алтайского края составляет в среднем 25% от производимого в СФО и 5% — от всего молока, производимого в России.

Крупными предприятиями пищевого производства в регионе являются ЗАО «Алейскзернопро-дукт им. С. Н. Старовойтова», ОАО «Мельник», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Бочка-ревский пивоваренный завод», ООО «Алтайхолод», ЗАО «Алтайская крупа», ОАО «Черемновский сахарный завод», ГК «Киприно», ООО «Юг Сибири», «Эвалар», холдинг «Алтайские Закрома».

Отличительной особенностью сельского хозяйства региона является существенный вклад хозяйств населения в общий объем произведенной продукции, что можно объяснить высокой долей сельского населения, большим количеством огороднических и дачных объединений.

Сельскохозяйственные организации края не имеют четкой специализации по производству животноводческой и растениеводческой продукции. На долю отрасли растениеводство приходится 53,5%, на долю животноводства — 46,5% в общей стоимости продукции сельского хозяйства. Эти отрасли обеспечивают сырьем предприятия перерабатывающей промышленности для производства продуктов питания.

В крае значительно увеличился экспорт растительного, соевого, подсолнечного, рапсового масла. Крупнейшим экспортером является алтайский холдинг ООО «Юг Сибири», около 25% производимой продукции и 2% российского экспорта растительного масла на рынки ближнего зарубежья: Монголия, Казахстан, Узбекистан, Китай, Таджикистан. Компания в сфере выпуска и реализации готовой продукции маслоэкстракционных заводов Алтайского края, каждый год поставляет более 120 тыс. тонн растительных масел [2].

Оценив конкурентоспособность товаров Алтайского производства в целом по стране, мы вы-

яснили, что вклад края в общий объем товаров обрабатывающего производства РФ составляет менее 1 %.

Основное сравнение проводилось по рынкам обрабатывающих производств. Главным показателем служил объем отгруженных товаров собственного производства, на основании которого была рассчитана относительная доля рынка. Данная характеристика товаров выражает на конкретном рынке степень его предпочтения товару-аналогу. Этот показатель получил распространение благодаря Boston Consulting Group (BCG), разработавшей известную матрицу «доля рынка — рост рынка».

Такая формула позволяет определить позицию, занимаемую товарами на рынке, что в итоге отражает само понятие конкурентоспособности товаров как способности противостоять конкурентам, занимая и удерживая определенное место на конкретном рынке.

Проанализировав относительную долю анализируемых рынков Алтайского края по сравнению с лидерами по объему производства, мы сделали вывод, что отставание Алтайского края от основных конкурентов крайне велико:

• относительная доля продаж на рынке производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака — 16,0%;

• относительная доля продаж на рынке производства машин, транспортных средств и оборудования — 6,2%;

• производство кокса и нефтепродуктов, химического производства, производства резиновых и пластмассовых изделий — 2,5%;

• металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 2,5%.

По объему отгруженных товаров собственного производства Алтайский край занимает 37-е место среди всех субъектов РФ. Доля региона в экспорте страны составляет менее 1% [1].

Основными причинами, ограничивающими конкурентоспособность товаров Алтайского края, являются недостаточный спрос на продукцию организации на внутреннем рынке, конкурирующий импорт, высокий уровень налогообложения, изношенность и отсутствие оборудования, неопределенность экономической ситуации, недоступность и высокий процент коммерческого кредита, недостаток финансовых средств и недостаток квалифицированных рабочих.

В качестве основной меры повышения конкурентоспособности товаров региона, согласно стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г., выступает реализация органами государственной региональной власти кластерного подхода.

В Алтайском крае функционируют пять территориально-производственных кластеров. С 2016 г. промышленные предприятия — участники кластеров получают государственную поддержку в виде субсидирования до 50% затрат на реализацию совместных проектов в целях импортозамещения. Для успешной локализации в АПК необходимо применять территориально-отраслевое разделение труда. А именно, когда регион производит те виды продукции, которые он может наиболее продуктивно производить, что, в свою очередь, будет отображаться на темпах производства и качестве продукции, эффективность АПК будет расти.

Для эффективной реализации кластерной политики необходимо создать на федеральном уровне стратегию кластерного развития РФ, в которой будет сформирована система целей кластерной политики и конкретный механизм ее реализации. Необходимо централизовать систему управления кластерами, определить ответственность, цели и задачи институтов управления кластеризацией.

Преодоление технологической зависимости является первостепенной задачей, без модернизации производственных мощностей и повышения их эффективности невозможно повышение качества производимой продукции и увеличения качества. По данным Федеральной службы государственной статистики, степень износа основных фондов в России в сельском хозяйстве составил 42%, обрабатывающем производстве — 48%, а в Алтайском крае — 43 и 49% соответственно. Собственных средств у организаций АПК не хватает и происходит сокращение кредитования (13%). К возможным направлениям улучшения конкурентоспособности товаров Алтайского края может стать расширение инвестиционной деятельности.

В качестве источника получений инвестиций на территории края создаются ТОСЭР и технопарки. Считаем целесообразным привлекать инвесторов в пищевую и перерабатывающую промышленность. Инвестиционно привлекательны, на наш взгляд, следующие направления:

• разведение крупнорогатого скота мясного и молочного направлений, овцеводство, выращивание утки и индейки;

• выращивание овощей в открытом и закрытом грунте и их переработка;

• производство сахара и растительного масла;

• глубокая переработка сельскохозяйственной продукции и отходов сельскохозяйственного производства (крахмал, глюкоза, пектин, клетчатка, аминокислоты и др.);

• производство детского и функционального питания;

• производство мучных кондитерских изделий;

• производство премиксов и кормов для животных.

Необходимо инвестировать строительство новых комплексов по производству молока и мяса КРС, свиней, птицы, с перспективой на сбыт про-

дукции внутри страны и экспорт. Китай всерьез заинтересован продукцией алтайских производителей, но объемы поставок, необходимые китайской стороне, обеспечить имеющимися мощностями пока невозможно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

2. Внешнеторговый оборот Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

3. Ежегодный региональный доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Алтайского края в 2017 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.econom22.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

4. Индекс промышленного производства РФ. URL Индекс промышленного производства РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

5. Итоги 2017 года: БАД. Маркетинговое агентство DSM Group [Электронный ресурс]. URL: https:// dsm.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

6. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

7. Официальный сайт некоммерческого партнерства «Алтайский кластер аграрного машиностроения» [Электронный ресурс]. URL: http://kompozit22.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

8. Официальный сайт некоммерческого партнерства «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий» (НП «АЛТЭК») [Электронный ресурс]. URL: http://www. altayenergoklaster.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

9. Характеристика Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.econom22.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

REFERENCES

1. Foreign trade of the Russian Federation (according to customs statistics). URL: http://www.gks.ru/.

2. Foreign trade turnover of the Altai Region. URL: http://akstat.gks.ru/.

3. Annual regional report «The state and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services of the Altai Region in 2017». URL: http://www.econom22.ru/.

4. The index of industrial production of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru/.

5. Results of 2017: BAA. Marketing Agency DSMGroup. URL: https://dsm.ru.

6. The volume of shipped goods of own production, performed works and services by the type of economic activity «Manufacturing» in the subjects of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru/.

7. The official website of the non-profit partnership «Altai agricultural machinery cluster». URL: http:// kompozit22.ru/.

8. Official website of the non-profit partnership «Altai cluster of power engineering and energy efficient technologies»(NP «ALTEK»). URL: http://www.altayenergoklaster.ru/.

9. Characteristics of the Altai territory. URL http://www.econom22.ru/.

Поступила в редакцию: 15 февраля 2019 г.

Принята к печати: 30 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.