гической деятельности, формирование ключевой профессиональной компетенции неразрывно связаны с интегративным подходом к конструкторско-технологической подготовке будущих педагогов профессионального обучения.
Таким образом, формирование конструкторско-технологических умений будущих педагогов является актуальной задачей подготовки конкурентоспособных компетентных специалистов. Специфика сущности конструкторско-технологических умений, лежащих в основе конструкторско-технологической компетенции диктует необходимость использования специальных подходов к их формированию у студентов, в основе которых лежит межпредметная интеграция профессиональных знаний.
Литература
1. Основные умения и навыки учащихся. Пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. И. Казаковой, Г. В. Борисовой, Е. В. Васиной, Т. Ю. Аветовой, Л. И. Косовой - СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2005. - 163 с.
2. Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурнотехнологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ, 2001. - 214 с.
3. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. Т. 1. - 568 с.
И. И. Хасанова,
В. А. Березина
ОЦЕНКА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы оценки ключевых компетенций студентов, дающие возможность проанализировать функции и состав ключевых компетенций будущих педагогов профессионального обучения. Статья носит теоретико-практический характер: предлагаемые авторами подходы могут быть применимы в системе образования в связи с внедрением компетентностного подхода. Процесс оценки ключевых компетенций рассматривается как фактор профессионального становления личности и формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
В связи с внедрением в систему образования компетентностного подхода отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. В связи с этим особую актуальность приобретает задача оценки ключевых компетенций студентов как целостных интегративных кон-
структов личности, а не просто знаний, умений и навыков. Концепция модернизации определяет ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач [1].
Слово «компетенция» (competentid) в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом [3]. Компетентный в определенной области человек имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему высказывать обоснованные суждения. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
При таком подходе компетенция характеризуется как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы.
В настоящее время необходимым, актуальным и важным психолого-пе-дагогическим условием обучения студентов в вузе является оценка ключевых компетенций как интегративных конструктов личности.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, основными функциями деятельности педагогов профессионального обучения являются обучающая, воспитывающая, развивающая, методическая, организаторская, диагностическая и производственно-технологическая.
На основе изучения профессиональных функций педагога мы выделяем следующие ключевые компетенции:
• социальные - способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей и др.;
• познавательные - способность к систематизации, оценке учебно-профессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей;
• методические - способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов, способов при выполнении учебно-профессиональных заданий;
• организационные - способность и готовность самостоятельно организовывать учебно-профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки, определять цели и порядок работы, умение обобщать результаты, осуществлять самоконтроль;
• специальные - способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных
знаний с соблюдением соответствующих норм, применять знания и умения на практике.
Из множества существующих в психологической литературе определений понятия «оценка» мы выделяем следующее: оценка - это ценностное отношение субъектов процесса профессионального обучения к изучаемым явлениям и процессам действительности, приобретаемым способам профессиональной деятельности.
Понятие «оценка ключевых компетенций студентов» мы рассматриваем как существенный показатель, процесс, определяющий уровень и степень усвоения студентами учебного материала, сформированности способов деятельности на основе универсальных знаний, развития мышления, самостоятельности, личности в целом.
Сегодня психолого-педагогическая оценка предполагает последовательность действий преподавателя: постановку цели, разработку контрольного задания (вопроса), организацию, проведение и анализ результатов деятельности, реализация которых приводит к заключению, обусловливающему цели проверки и ее конечный вывод. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах психологического развития студента. Для этого она должна быть адекватной и социально справедливой, а также обладать рядом фундаментальных свойств: объективностью, всесторонностью, качественной и количественной определенностью (детерминированностью), точностью, надежностью, современностью, результативностью и др.
Являясь своеобразным измерительным инструментом, оценка всегда про-изводна от содержания и требований к обучению, т. е. полифункциональна, и должна отражать в динамике процесс развития и становления личности [3].
Для высшей школы, характерной особенностью которой является познавательная активность и самостоятельность студентов, наряду с традиционными способами контроля необходима организация новых, максимально экономичных по времени. Особенно важно регулярное оценивание на младших курсах. Поступив в вуз, вчерашний школьник сталкивается с тем, что за его учебой практически никто не следит. Это сказывается на эффективности процесса обучения. Всеобъемлющий контроль в школе сменяется без всякого перехода почти полной самостоятельностью в вузе.
Главная задача оценки - определить характер личных усилий студента, степень его личного участия в коллективном труде; установить глубину и объем индивидуальных занятий каждого студента; содействовать корректировке познавательной мотивации студентов.
Реализация комплексности оценки ключевых компетенций и последовательности ее функций в профессиональном обучении обеспечит возможность оценки знаний, умений, навыков, способов деятельности и развития личности
студентов и позволит каждому из них самостоятельно двигаться по индивидуальной образовательной траектории.
К основным методам оценки ключевых компетенций будущих педагогов профессионального обучения мы относим:
1) задания - небольшие упражнения, содержащие описание, составленное преподавателем, в котором указывается время, отводимое на выполнение; задания могут быть устными или представлять собой анализ конкретных ситуаций из практики, наблюдения. Данный метод позволяет оценить коммуникативные умения (ведение дискуссий), способность к сотрудничеству, восприятию критики, готовность к согласованным действиям;
2) сбор образцов деятельности обучающихся - в соответствии с указаниями преподавателя (оценивающего) обучающиеся собирают образцы собственной деятельности, которые демонстрируют освоенные ими умения / результаты обучения (компетенции) и могут создаваться в различной форме (в виде ролевой игры, в трудовой ситуации и т. д.). Здесь оценивается готовность обучающихся применять освоенные методы при выполнении учебно-профессиональных заданий, а также способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации;
3) экзамен (беседа, собеседование, интервью) - оценка способности обучающихся воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условий. Экзамены позволяют оценить способность сделать устное сообщение, воспроизводить и применять теоретические знания (ответы на различные вопросы - краткие ответы, структурированные ответы, эссе), умение слушать и интерпретировать;
4) журналы (дневники) - записи, осуществляемые обучающимися для описания конкретного опыта обучения, выполняемых заданий, освоенных умений, отношения к обучению. Данный метод позволяет оценить способность осуществлять самоконтроль, определять цели и порядок работы, умение обобщать результаты, а также способность к самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей;
5) индивидуальные или групповые проекты - представляют собой индивидуальное или групповое исследование по заданной теме; процесс - разработка, создание, представление какого-либо продукта. Проекты осуществляются по заданию, сформулированному заранее экзаменатором или разработанному им совместно с обучающимся. В задании должно быть указано время, отводимое на выполнение проекта. В групповых проектах оценивается вклад каждого участника. Проект позволяет обучающемуся продемонстрировать, а преподавателю - оценить
• понимание и употребление понятий в конкретной области;
• выбор методов исследования, источников информации, в том числе справочной литературы;
• способность анализировать, оценивать, делать выводы и давать рекомендации;
• умение разрабатывать, творческие умения, умение решать проблемы;
• презентационные умения;
• умение работать в команде, сотрудничать;
6) практические задания по демонстрации умений - оценка освоения ключевых компетенций может происходить в течение процесса обучения и в итоговой процедуре оценки. Демонстрацию компетенций проводят индивидуально или в группе в различных условиях, например в учебной аудитории, в лаборатории, на рабочем месте.
Данные методы оценки позволяют достаточно эффективно оценить ключевые компетенции будущих педагогов профессионального обучения, так как носят комплексный характер и компетенции оцениваются в рамках интегрированного практического задания, при выполнении которого обучающийся может продемонстрировать способность выполнять трудовые функции.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002. - 30 с.
2. Лобанова Т. Н. Построение модели ключевых компетенций // Справочник по управлению персоналом. - 2002. - № 11. - С. 12-20.
3. Тихомиров Ю. А. Теория компетенций. - М., 2001.