УДК 81’27
МАРЬЯНЧИК Виктория Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 30 научных публикаций, в т.ч. 6 учебно-методических пособий
ОЦЕНКА КАК КАТЕГОРИЯ ТЕКСТА
Сложность оценки как процесса и результата познавательной деятельности обусловливает проблему статуса категории оценки на уровне слова, высказывания и текста. Наиболее спорным в плане аксиологического описания является текст. Разработка алгоритма анализа оценочности решает ряд вопросов в области исследования текста.
Оценка, оценочность текста, аксиологический анализ
В лингвистике термин оценка применяется при функционально-семантическом анализе слова, высказывания и текста. Каждый из названных объектов анализа является спорным в плане определения его оценочного статуса и его оценочной классификации. Проблемы, связанные с аксиологическим описанием лексики, можно сгруппировать следующим образом:
1) структура оценочного компонента и его место в лексическом значении; 2) разграничение оценочной и нейтральной лексики; 3) оценочный статус имен концептов; 4) дифференциация оценочных слов. Лингвистический анализ оценочного высказывания базируется на положениях логики и является наименее противоречивым. Однако при исследовании этого объекта также можно обозначить ряд проблем: 1) соотнесение описательных и оценочных суждений,
2) взаимодействие оценочной и аксиологической составляющих высказывания, 3) пропозиция оценочного высказывания, 4) структура оценочного высказывания, его эксплицитные и
© Марьянчик В.А., 2011
имплицитные, обязательные и факультативные компоненты, 5) функции оценочных высказываний, 6) виды оценочных высказываний. Каждый из обозначенных вопросов получает различные, часто противоречащие ответы в научной литературе. Однако наиболее спорным в плане аксиологического описания является текст. В тексте, как сложном лингвистическом объекте, обнаруживаются все проблемы, связанные с оценочностью слова и оценочностью высказывания.
Прежде всего следует указать, что статус оценки в тексте уже вызывает некоторые споры. Так, А.Ф. Папина называет оценку в ряду глобальных категорий текста и предлагает следующее определение: «Оценка - это непосредственная или опосредованная реакция говорящего (субъекта) на наблюдаемые, воображаемые, воспринимаемые органами чувств действия, признаки, признаки признаков реальных объектов, объектов внутреннего и внешнего мира говорящего»1. Н.С. Болотнова считает,
что «выделение особой категории оценки представляется не совсем корректным», т.к. субъект речи, которому и принадлежит оценка, уже включен в другую глобальную категорию
- «участники коммуникативного акта»2. Для пояснения вопроса разграничим термины оценка и оценочность. Оценка - это действие субъекта: приписывание положительных или отрицательных свойств тому или иному объекту, выражение отношения к данному объекту, фиксация объекта на оценочной шкале и в аксиологическом поле. Оценочность - это свойство речевой единицы, ее потенциал, способность эксплицировать положительные или отрицательные свойства объекта, его место на оценочной шкале и в аксиологическом пространстве. Оценочность лексической единицы заключена в оценочном компоненте, который представляет собой совокупность субком-понентов3. Оценочность текста также формируется в результате взаимодействия сложной системы текстовых элементов, которые образуют аксиологическое поле (аксиологическую структуру) текста. Аксиологическая структура не ограничивается оценками говорящего субъекта. Так, не менее важным, чем образ автора, при анализе оценочности является образ читателя/адресата. Другие элементы текста - аксиологический сценарий события, аксиологические роли персонажей, межперсонажная оценка - также формируют оценочность текста. Существование образа автора - организующего начала любого текста - не исключает выделение иных глобальных категорий (событие, время, пространство, оценка), не поглощает их, а организует, определяет взаимодействие данных категорий.
Вторая проблема, которая возникает при анализе текста в оценочном аспекте, - определение природы категории оценки. Как правило, при исследовании речевой деятельности категорию оценки анализируют как логико-грамматическую или как функционально-семантическую категорию. На наш взгляд, оценку на текстовом уровне следует классифицировать как функциональную семантико-стилистическую категорию - совокупность разноуровневых язы-
ковых средств в тексте для создания его стилевой окраски, для формирования оценочности текста как его стилевой черты.
Анализ оценочности на текстовом уровне является еще одной нерешенной проблемой в лингвистике. Сложность такого анализа заключается прежде всего в установлении его границ. Узкие границы предполагают анализ оценочности как совокупности и взаимодействия различного рода оценок в текстовом пространстве. Расширение границ выводит исследователя на уровень аксиологического анализа, предполагающий выявление ценностей, которые актуализированы в тексте, их культурологический комментарий и моделирование ценностных иерархий и аксиологической структуры текста.
Первый шаг базового анализа оценочности
- выделение ситуаций оценки. Центром каждой ситуации является субъект оценки - автор, персонаж, читатель. Далее устанавливается связь «субъект - объект(ы) оценки». Количество субъектов и объектов оценки зависит от сюжетной и концептуальной сложности произведения. В текстах небольшого объема оценочных ситуаций меньше, чем в крупных формах. Медиатексты и научные произведения, как правило, имеют более простой оценочный рисунок, чем художественные произведения. Доминирующей ситуацией является та, в центре которой стоит автор. В каждой ситуации, для каждой пары «субъект - объект» определяется характер (вид) оценки по разным основаниям.
Базовая оценочная оппозиция - положительная/отрицательная оценка. В.И. Карасик, подчеркивая социальность положительной/отрицательной оценки, говорит о границах «приемлемых для нее ситуаций»4. Оценки могут быть общие и частные. Частные оценки могут не иметь четко выраженного мелиоративного или пейоративного вектора. При определении знака оценки формулируются ее характер - эстетическая, этическая, утилитарная, идеологическая и др. Основания и мотивы отрицательной/ положительной оценки могут быть эксплицированы в тексте или выводиться интерпретатором из подтекста.
Далее необходимо определить рациональный/эмоциональный характер оценки. Вопрос о разграничении рациональных и эмоциональных оценок весьма сложен. В философии названы три способа выражения оценки: 1) эмоционально-чувственная оценка (единичная эмоция или комплекс эмоций); 2) рационально-вербальная;
3) прагматически-поведенческая (реальные действия, акты поведения)5. В лингвистических работах Н.Д. Арутюновой, Т.В. Маркеловой, Е.Ф. Петрищевой, В.Н. Телия, В.И. Шаховского и других ученых оценка делится на эмоциональную (эмотивную, интеллектуальноэмоциональную, психологическую, аффективную) и рациональную (интеллектуальную, рассудочную, интеллектуально-логическую), а также выстраиваются трехпозиционные системы (интеллектуальная, эмоциональная и интеллектуально-эмоциональная оценка). При этом эмоциональное и интеллектуальное часто рассматривают как неразрывное единство, т.к. «всякая оценка имеет эмоциональную составляющую не только в момент зарождения, но и на всем протяжении функционирования в структуре ценностного сознания»; «следует говорить лишь о разной соотносительной доле чувственного (эмоционального) и рационального»6. В концепциях Е.М. Вольф, Н.Н. Болдырева и других ученых представлено различное понимание соотнесения эмоционального - рационального -субъективного - объективного. Мы согласны с позицией Е.П. Баярутовой в том, что эти характеристики не совпадают, «не находятся в оппозиции, а лежат в разных областях»7. Если рациональная/эмоциональная оценка относится как к сфере сознания, психики, так и к сфере языка, то субъективная/объективная оценка получает воплощение только в тексте. Субъективность/ объективность измеряется степенью участия
говорящего в процессе оценки. Обобщенность автора и/или аргументированность его оценки помещает ее в поле объективного. Субъективная оценка представлена в собственно оценочных высказываниях и совершается с позиции индивидуального автора. Объективная оценка
- это совокупность субъективных, она может иметь рациональный или рационально-эмоциональный характер. Субъективная оценка всегда включает эмоциональный компонент.
Оценка может быть выражена имплицитно и эксплицитно. Можно говорить об эксплицитной оценке в том случае, если (1) оценочные смыслы текста однозначно интерпретируются адресатом, (2) результаты оценочной интерпретации находят подтверждение в вербально выраженных элементах. Понятия имплицитная, скрытая, опосредованная, косвенная оценка имеют общее содержательное ядро: она не имеет прямых вербальных маркеров и интерпретируется на основании аксиологической картины мира адресанта/адресата. Косвенные оценки, как иные косвенные тактики и приемы, обладают манипулятивной природой. При интерпретации косвенного оценочного высказывания адресат опирается не столько на свои фоновые знания, сколько на «оценочные вехи», расставленные автором текста. Косвенная оценка является частью имплицитной. Выявление имплицитных оценок позволяет интерпретировать концептуальные смыслы текста.
Итак, решение проблем исследования оценки как категории текста заключается в определении статуса данной категории и установлении границ анализа оценочности текста. В ядро такого анализа входят процедуры по установлению субъектов и объектов оценки, а также характера (вида) оценки, организующей связь «субъект - объект».
Примечания
1 ПапинаА.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. М., 2002. С. 267.
2 БолотноваН.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М., 2009. С. 146-147.
3Марьянчик В.А. Оценочный компонент в структуре значения слова // Актуальные проблемы современной лингвистики / отв. ред. Р.И. Хашимов. Елец; М., 2006. С. 201-205.
4 Карасик В.И. Здравый смысл как культурологический концепт // Концептуальное пространство языка: сб. науч. тр. / под ред. проф. Е.С. Кубряковой. Тамбов, 2005. С. 199.
5 БронскийМ.Р. Философский анализ научного статуса аксиологии. Н. Новгород, 2001. С. 88-89.
6МирошниковЮ.И. Аксиология: концепция эмотивизма. Екатеринбург, 2007. С. 87-99.
7 Баярутова Е.П. Когнитивная структура оценочной ситуации и особенности ее репрезентации в современном английском языке. Улан-Удэ, 2005. С. 39.
Maryanchik Viktoria
THE VALUE AS CATEGORY OF TEXT
Evaluation complexity of both the process and the result of cognitive activity accounts for the problem of the evaluation category character at the level of the word, phrase and text. The text is the most disputable one in terms of axiological description. The developed algorithm of evaluation analysis solves several questions in the sphere of the text investigation.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Воробьева О.И., доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета