Научная статья на тему 'Оценка качества подготовки будущего мастера производственного обучения в соответствии с современными требованиями (из опыта работы ГБПОУ ИО «Икат ИДС»)'

Оценка качества подготовки будущего мастера производственного обучения в соответствии с современными требованиями (из опыта работы ГБПОУ ИО «Икат ИДС») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL COMPETENCIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / FOREMAN OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Капичникова Инна Юрьевна

Переход на ФГОС СПО, ориентированный на выработку у студентов компетенций привел к сосредоточению внимания ученых, методологов и практиков на оценке качества образования, поиске новых процедур оценивания в соответствии с современными требованиями. В статье представлен опыт апробации «Карты оценки развития у студентов общих и профессиональных компетенций» в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Капичникова Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL QUALITY ASSESSMENT OF INTENDING FOREMAN OF VOCATIONAL TRAINING IN COMPLIANCE WITH CURRENT REQUIREMENTS (FROM THE EXPERIENCE OF THE STATE BUDGET PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION "IRKUTSK COLLEGE OF AUTOMOBILE TRANSPORT AND ROAD CONSTRUCTION")

The shift to FSES of secondary vocational education aimed at developing the students' competence has urged scientists, methodologists, and experts to concentrate on the quality assessment of education search for new assessment techniques in compliance with current requirements. The article presents the testing experience entitled "Assessment Maps of General and Professional Competence Development" at the State Budget Professional Educational Institution "Irkutsk College of Automobile Transport and Road Construction."

Текст научной работы на тему «Оценка качества подготовки будущего мастера производственного обучения в соответствии с современными требованиями (из опыта работы ГБПОУ ИО «Икат ИДС»)»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (05). Июнь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 378 ББК 74.5 Н624

Е. А. Никитина Иркутск, Россия И. Ю. Капичникова Иркутск, Россия ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МАСТЕРА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБПОУ ИО «ИКАТ ИДС») Переход на ФГОС СПО, ориентированный на выработку у студентов компетенций привел к сосредоточению внимания ученых, методологов и практиков на оценке качества образования, поиске новых процедур оценивания в соответствии с современными требованиями. В статье представлен опыт апробации «Карты оценки развития у студентов общих и профессиональных компетенций» в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС».

Ключевые слова: оценка качества, компетентностный подход, среднее профессиональное образование, общие компетенции, профессиональные компетенции, мастер производственного обучения.

E. A. Nikitina Irkutsk, Russia

I. J. Kapichnikova Irkutsk, Russia

© Никитина Е. А., Капичникова И. Ю., 2015

EDUCATIONAL QUALITY ASSESSMENT OF INTENDING FOREMAN OF

VOCATIONAL TRAINING IN COMPLIANCE WITH CURRENT REQUIREMENTS (FROM THE EXPERIENCE OF THE STATE BUDGET PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION "IRKUTSK COLLEGE OF AUTOMOBILE TRANSPORT AND ROAD CONSTRUCTION")

The shift to FSES of secondary vocational education aimed at developing the students' competence has urged scientists, methodologists, and experts to concentrate on the quality assessment of education search for new assessment techniques in compliance with current requirements. The article presents the testing experience entitled "Assessment Maps of General and Professional Competence Development" at the State Budget Professional Educational Institution "Irkutsk College of Automobile Transport and Road Construction."

Key words: quality assessment, competency-based approach, secondary vocational education, general competencies, professional competencies, foreman of vocational training.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) ориентируют педагогический состав: педагогов и мастеров производственного обучения не на содержание, а на результат обучения. Поэтому структура и содержание основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), а также дисциплины, профессиональные модули по любой специальности СПО должны быть нацелены на формирование и достижение соответствующего результата обучения, точнее -формирование всех компетенций выпускника, которые заложены ФГОС СПО определенной специальности.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон, 2012] и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [Приказ от 10 ноября 2009 г. N 574] учреждение среднего профессионального образования самостоятельно разраба-

тывает основные профессиональные образовательные программы (ОПОП). Требования ФГОС СПО к результатам обучения (в том числе к осваиваемым видам профессиональной деятельности, компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям) являются обязательными для выполнения [Приказ от 22 декабря 2009 г. N 781]. Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) должен обладать общими и профессиональными компетенциями [Приказ от 10 ноября 2009 г. N 574]. Для контроля уровня и качества сформированности компетенций на каждом этапе обучения -соответствия учебных достижений требованиям основной профессиональной образовательной программы по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) требованиями ФГОС СПО - необходимо создать контрольно- измерительные материалы, иначе - фонды оценочных средств (ФОС). Созданные каждым преподавателем ФОС позволят педагогическим работникам систематически прослеживать, анализировать и корректировать весь процесс обучения. Вместе с тем большинство специалистов в области профессионального образования не сомневаются, что привычная модель процедур оценивания, широко используемых при реализации ГОС 2-го поколения, исчерпала к настоящему времени свои потенциальные возможности и требует некоторой реорганизации [Иванова, 2013 и др.]. В связи с этим актуализируется проблема. А как проверить сформированные общие и профессиональные компетенции? Экзамен, который проходит, как правило, в традиционных формах, характерных для старой, архаичной парадигмы обучения в знаниевом формате (билет, два теоретических вопроса, в лучшем случае решение педагогической задачи, ситуации или кейса), сужает диапазон оценивания, не позволяет преподавателю выявить уровень сформированности компетенций, а следовательно, своевременно внести коррективы и оптимизировать процесс обучения [Иванова, 2010].

Применительно к среднему профессиональному образованию: речь идет о том, что традиционные формы оценивания, характерные для ГОС СПО в последнее время все меньше удовлетворяют как исполнителей, так и потребите-

лей образовательных услуг, а самое главное не соответствуют современным требованиям ФГОС СПО [Иванова, 2011].

При этом фиксированная отметка по традиционной шкале, которая становится простой констатацией факта, способом определения разовых результатов, сужает диапазон оценивания, не позволяет преподавателю выявить проблемы обучения и провести корректирующие действия. Современные способы оценивания процесса и продукта деятельности должны изменить отношение к студенту как к значимому, активному, равноправному участнику образовательного процесса и измерить сформированность общих и профессиональной компетенций. Основой оценивания студента должны стать его собственные достижения, его общекультурный и профессиональный рост. Поэтому сегодня традиционная оценка качества подготовки будущих специалистов начинает уступать место диагностике.

Но качество образования, на наш взгляд, является гораздо более широким понятием, чем диагностика и, тем более, уровень знаний по предметам. В последние годы понятие «качество образования» трактуется как комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами [Портал «Федеральный государственный образовательный стандарт»]. «Скорее оно определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности, достигнутой в процессе реализации образовательной программы» [Фролов, Махотин, 2004, с. 40].

Отсюда и критерии качества должны «определять возможности студента совершать адекватные действия в ситуациях, имитирующих его будущую профессиональную деятельность» [Фролов, Махотин, 2004, с. 40], что становится возможным в рамках компетентностного подхода. Компетентностная модель

подготовки специалиста позволяет разнообразить оценочные средства новыми формами, одной из которых является диагностика общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов.

Формирование уровня личностного и профессионального развития достигается творческой, активной деятельностью студента при содействии преподавателя в качестве помощника и консультанта. Одним из методов диагностики общих и профессиональных компетенций студента на протяжении образовательного процесса может стать «Карта оценки развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций». Идея взята у Г. И. Ибрагимова [Ибрагимов, 2003] и дополнена, видоизменена, адаптирована к применению в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС».

Для обеспечения максимального эффекта работы с картой, в её состав необходимо включить ряд специальных компонентов объяснительного и установочного характера, в частности, такие разделы, как предисловие, методическая записка с адресным обращением к студентам, что послужит некой ориентировочной основой для студентов. Особого внимания заслуживает разделение карты на несколько разделов, каждый из которых будет пополняться в течение периода обучения. В заполнении «Карты оценки развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций» заметными и значимыми являются роли студента, мастера производственного обучения и преподавателя, основанные на условиях сотрудничества. В основе лежит «Метод 360 градусов». Суть метода заключается в том, что в круг экспертов по оцениванию общих и профессиональных компетенций студента включаются: руководство ГБПОУ ИО «ИКАТиДС», мастера производственного обучения, педагоги, сам оцениваемый, его однокурсники, одногруппники. «Метод 360 градусов», основанный на сочетании самооценки и экспертной оценки, создает объективное оценивание, выявление сильных и слабых сторон подготовки индивидуально каждого студента, позволяет высветить проблемные области и наметить дальнейшую работу по их решению, создавать планы индивидуального развития, осуществлять

подбор проектных команд и выявлять студентов, способных работать над сложными проектами.

Приведем образец карты. В неё вошел весь спектр компетенций, заложенных в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).

Карта оценки развития у студентов общих и профессиональных компетенций

Ф.И.О. студента_

Дата заполнения карты_

Инструкция: отметьте, пожалуйста, уровень выраженности той или иной компетенции баллом в пределах от 0 до 10.

№ ФГОС СПО по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) Самооценка Экспертная оценка Итог

Мастер производственного обучения Педагог Одногруппник

Общие компетенции

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК Осуществлять поиск, анализ и оценку инфор-

4 мации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетентности

1. Организация учебно-производственного процесса

ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2 Обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования и др.

ПК 1.3 Проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях.

ПК 1.4 Организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве.

ПК 1.5 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 1.6 Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.

ПК 1.7 Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.

2. Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

ПК 2.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 2.2 Определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся.

ПК 2.3 Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.

ПК 2.4 Осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.

ПК 2.5 Обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания.

3. Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих)

ПК 3.1 Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические пла-ны) на основе примерных.

ПК 3.2 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.4 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

4. Участие в организации технологического процесса

ПК 4.1 Участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения.

ПК 4.2 Участвовать в разработке и внедрении технологических процессов.

ПК 4.3 Разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию.

ПК 4.4 Обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины.

ПК 4.5 Обеспечивать соблюдение техники безопасности.

Среди достоинств формы оценки, осуществляемой с помощью «Карты оценки развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций», выделяем следующие:

- итоговая оценка складывается из самооценки студента и трех экспертных оценок, которые студент имеет возможность сравнить;

- возможность формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы;

- карта объединяет итоговые оценки за каждый период теоретического и практического обучения, позволяет видеть целостную картину достижений студента, отслеживать динамику развития компетенций по годам обучения. Такой подход позволяет вырабатывать индивидуальные рекомендации студентам, планировать индивидуальную работу с ними по развитию компетенций. В конце обучения можно составить сводную таблицу по всей группе:

- оперативное получение объективной информации о сформированности общих и профессиональных компетенций;

- возможность детально и персонифицировано представить эту информацию заместителям директора по учебной, научно-методической и учебно-производственной работе;

- возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.

В настоящее время мы можем провести анализ промежуточных результатов исследования развития общих и профессиональных компетенций, студентов 4-го курса 2014-2015 уч. г. (Рис. 1). Наиболее высокого уровня развития достигли такие компетенции, как ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами, в первую очередь с однокурсниками, а также ПК 2.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты, ПК 2.3. Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.

Низкий уровень развития отмечен у таких компетенций, как ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса, ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий, ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

14 -л

12

10

12

11

11

10

со с

см с

со

о

СП

о

О

оо О

СО

СМ ^

С

9

8

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7

6

6

5

5

4

4

3

2

2

0

компетенции

Рис. 1. Промежуточные результаты оценки развития общих и профессиональных компетенций студентов 4 курса 2014-2015 учебного года ГБПОУ ИО

«ИКАТиДС»

Таким образом, адаптированная нами «Карта оценки развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций» позволила выявить западающие компетенции, проблемы, предположить их возможные причины и предложить рекомендации преподавателям и методистам по повышению уровня компетенций будущих специалистов, т. е. стать инструментом управления качеством образования с позиций компетентностного подхода.

Подводя итоги изложенным позициям, хотели бы отметить, что при проведении оценки качества образования в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» на современном этапе используются различные методики и контрольные оценочные средства

(КОС). Несомненным достижением методической работы в колледже является разнообразный спектр используемых КОС: ^ тесты;

^ типовые задачи; ^ творческие задания; ^ коллоквиумы; ^ дискуссии; ^ эвристические беседы; ^ кейс-задачи; ^ метод проектов; ^ обсуждение видеофильмов и т. д.

Все перечисленные КОС направлены на выявление сформированности общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям). Одним из востребованных сегодня методов диагностики является «Карта оценки развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций», задача которой максимальным образом через взаимодействие преподавателя, мастера производственного обучения и студента не только выявить сформированность той или иной компетенции, но и способствовать развитию определенных качеств обучающихся: самостоятельности, ответственности за принятие решений, познавательной и личностной активности.

Хорошо известно, что самооценка студентом и оценка преподавателем, мастером производственного обучения каждого этапа обучения дает возможность студенту формировать мнение о его истинном приобретении компетенций при изучении той или иной дисциплины, освоении профессионального модуля. Накопление информации в «Карте оценки развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций» в течение всего периода обучения позволяет получить полную картину о сформированности общих и профессиональных компетенций студента и дает возможность самоактуализации, само-

презентации для профессионального самоопределения современного выпускника, что в целом позволяет решать основные задачи современного образования.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «Карта оценки развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций» является той разновидностью методов диагностики общих и профессиональных компетенций, контрольно-оценочных средств, которые обладают значительными возможностями для оценки качества подготовки будущего мастера производственного обучения в соответствии с современными требованиями.

Библиографический список

1. Ибрагимов Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев оценки // СПО. 2003. № 6. С. 9-12.

2. Иванова Л. А. Аутентичное оценивание с помощью web-портфолио будущих педагогов в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения // В мире научных открытий. 2011. № 5.1. С. 399-410.

3. Иванова Л. А. Новые формы оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей: web-портфолио // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы РФ. 2010. № 1. С. 70-75.

4. Иванова, Л. А. Инновационные формы оценки компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС: многомерность видения / Л. А. Иванова // Инновации в системе высшего образования: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина, 2013. С. 112-120.

5. Приказ от 10 ноября 2009 г. N 574 об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация мастер производственного обучения) // [Электронный ресурс]. - 2015 URL: http://window.edu.ru/resource/330/75330 (дата обращения: 10.03.2015).

6. Фролов Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.

7. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // [Электронный ресурс]. - 2012. URL: http://xn--273--84d1f.xn--

p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 10.02.2015).

8. ФГОС - Глоссарий - Качество образования // [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=789 (дата обращения: 02.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.