Научная статья на тему 'Оценка качества организационной модели управления как инструмент оценки кредитоспособности предприятия-заемщика'

Оценка качества организационной модели управления как инструмент оценки кредитоспособности предприятия-заемщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ЗАЕМЩИКА / BORROWER'S SOLVENCY / INFORMATION SYSTEM OF COMPANY MANAGEMENT / QUALITY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тен В. В.

Рассматривается подход к оценке качества управления предприятием, как необходимый элемент мониторинга его кредитоспособности. Показана необходимость анализа бизнес-платформ предприятия, мероприятий по совершенствованию психологии труда, перспектив применения современных стандартов и автоматизированных информационных систем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тен В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es wird das Herangehen zur Einschätzung der Qualität der Steuerung des Betriebes, wie das notwendiges Element des Monitorings seiner Kreditfähigkeit betrachtet. Es ist die Notwendigkeit der Analyse der Geschäfte Bahnsteige des Betriebes, der Maßnahmen nach der Vervollkommnung der Psychologie der Arbeit, der Perspektiven der Anwendung der gegenwärtigen Standards und der automatisierten informativen Leitungssysteme aufgezeigt.Est examinée lapproche envers lévaluation de la qualité de la gestion de lentreprise comme un élément important du monitoring de sa capacité de crédit. Est montrée la necéssité de lanalyse des business-plates-formes de lentreprise, des mesures du perfectionnement de la psychologie du travail, des perspectives de lapplication des normes actuelles et des systèmes informatiques de la gestion.The approach to evaluation of the quality of company management as a necessary element of monitoring its solvency is studied. The necessity of analysis of companys business platforms, activities aimed at the improvement of labor psychology, prospects of using modern standards and automated information management systems is shown.

Текст научной работы на тему «Оценка качества организационной модели управления как инструмент оценки кредитоспособности предприятия-заемщика»

ББК У9(2)301-832,2

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ЗАЕМЩИКА

В.В. Тен

Акционерный социальный банк «Бастион» (ОАО), г. Тамбов Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: информационная система управления предприятием; качество управления; кредитоспособность заемщика.

Аннотация: Рассматривается подход к оценке качества управления предприятием, как необходимый элемент мониторинга его кредитоспособности. Показана необходимость анализа бизнес-платформ предприятия, мероприятий по совершенствованию психологии труда, перспектив применения современных стандартов и автоматизированных информационных систем управления.

Качественный анализ управляемости бизнеса предприятия-заемщика может существенно расширить представление о перспективности взаимодействия банка с данным клиентом и, тем самым, влиять на решение о предоставлении кредита и его условиях.

Проблемы большинства российских предприятий (в особенности производственных) объясняются, прежде всего, внутренними факторами: уровнем используемых технологий, состоянием организации производства, несовершенством системы управления. Совершенствование технологий требует объемных инвестиций. Однако при отсутствии должного уровня организации производства и несовершенной системе управления крайне высока вероятность того, что они не будут использованы эффективно. Поэтому оценка кредитоспособности заемщика не может быть полной без оценки качества организационной модели управления.

На российских предприятиях значительные объемы рутинного труда по-прежнему выполняются руководителями и ключевыми специалистами в силу низкой эффективности системы делегирования полномочий. Отсутствует единообразие управленческих технологий - как вертикальных, так и горизонтальных. В результате каждый уровень управления и каждое функциональное подразделение имеет свой собственный «язык», предметную область, управленческие технологии, методики и т.д., которые плохо интегрируются с соответствующими параметрами других подразделений и не позволяют создать единый, отлаженный, эффективно работающий механизм бизнеса. Т ак, например, финансовые менеджеры часто плохо понимают, как нужно ставить задачи операционным менеджерам для достижения максимальных финансовых результатов, а операционные менеджеры не умеют оценивать финансовые последствия принимаемых ими операционных решений, что снижает эффективность управления активами компании, в том числе и финансовыми. Все это приводит к значительному расходу времени, сил, энергии, а также к финансовым потерям от прямых издержек и от недополученной выгоды. Разнообразие и неформализованность управленческих технологий не позволяют создать единую высокоэффективную систему управления бизнесом, нормативов эффективности и корпоративных стандартов по вертикали и горизонтали.

Поэтому для оценки качества организационной модели управления при осуществлении мониторинга кредитоспособности заемщика имеет смысл оценить:

1) документированность и формализованность управленческих технологий, их доступность для понимания и эффективного использования специалистами предприятия с учетом реального уровня их знаний, навыков и временных резервов;

2) единообразие управленческих технологий и моделей, применяемых на всех уровнях управления и элементов компании (функциональных подразделений, проектов, процессов, бизнес-единиц);

3) полноту, структурированность и интегрированность системы ключевых показателей бизнеса (целевых нормативов эффективности), которые должны отслеживать руководители, менеджеры и ключевые специалисты компании для принятия и реализации максимально эффективных управленческих и операционных решений;

4) оптимальность вертикального и горизонтального разделения полномочий с точки зрения достижения основополагающих целей бизнеса;

5) обоснованность взаимосвязей между финансовыми и нефинансовыми показателями деятельности бизнеса, обеспечивающими взаимодействие операционных и финансовых менеджеров.

Одной из важнейших характеристик качества системы управления предприятием является проработанность основных бизнес-процессов. В общем случае, решение этой задачи требует проведения масштабного обследования специалистами высокой квалификации. В то же время, косвенное заключение о качестве проработки бизнес-процессов и внимания руководства к данному вопросу может быть получено исходя из наличия и полноты описания системы управления предприятием, осуществляемых им бизнес-процессов, порядка взаимодействия подразделений и отдельных исполнителей при их выполнении, а также критериев оценки эффективности функционирования предприятия в целом и его отдельных подразделений.

В соответствии с концепцией непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI, Business Process Imrovement) современное предприятие должно постоянно совершенствовать бизнес-платформы, психологию труда и информационные технологии.

Развитие бизнес-платформ предполагает реализацию мероприятий по внедрению и совершенствованию:

- методики управления качеством, как целостной идеологии управления предприятием, на базе стандартов ИСО серии 9000;

- методики организации операционного менеджмента;

- методики управления требованиями и конструкторскими разработками (CAL S-стандарты);

- методики моделирования бизнес-процессов (SADT, IDEF0, DFD, UML).

Мероприятия по совершенствованию психологии труда предполагают:

- устранение недостатков производственной системы, а не отдельных работников;

- внедрение принципа «вовлеченности работников» (повышение значимости и инициативности каждого работника);

- снятие барьеров между производственными подразделениями, организация групповой «артериальной работы»; образование так называемых «плоских» рабочих групп, использующих эдхократические («эдхократия» - компетентная бюрократия) способы управления, опирающиеся на информационные технологии и организующие динамическое и неформальное распределение прав и обязанностей сотрудников группы (такие группы реактивны, никому не дают монополию на истину, требуют проработки альтернативных решений);

- формирование корпоративной культуры и повышение эдхократии в организации;

- внедрение методов тотального управления качеством на всех рабочих местах (TQM);

- внедрение методов организации производственных процессов по принципу «точно вовремя» (JIT, Just-In-Time) на всех рабочих местах.

Зрелость информационных технологий, используемых при управлении предприятием может быть оценена на основе следующих критериев:

- широта применения персональных компьютеров в системе управления предприятием;

- использование профессиональных операционных систем (для серверов баз данных);

- использование профессиональных систем управления базами данных (СУБД);

- использование ERP-систем как ядра интегрированной информационной системы предприятия;

- использование кооперативных технологий, обеспечивающих компьютерную поддержку параллельной согласованной работы группы («команды») сотрудников над одним проектом, документом и т. п.;

- использование телекоммуникации, позволяющей исключить передачу бумажных документов и личных встреч, свести к минимуму необходимость переездов для проведения совещаний;

- использование систем управления знаниями для организации хранилища и поиска неструктурированных документов.

Особое внимание следует обратить на перспективы применения предприятием современных стандартов управления (MRP, MRPII, ERP, CRM, SCM, CSRP, ISO 9000) и предпринимаемых для их внедрения мероприятий. Это связано с тем, что, как показывает мировой опыт, построение организационной модели управления предприятием на базе ERP-стандартов облегчает интеграцию подсистем управления.

Развитие ERP-стандартов неразрывно связано с развитием принципов управления качеством (табл. 1). Два этих направления («организация и управление производством» и «управление качеством») тесно связаны между собой и являются инструментами повышения рыночного потенциала предприятия.

Т аблица 1

Развитие стандартов управления предприятием и принципов управления качеством

Годы Управление Характеристика стандартов управления предприятиями Качество Характеристики принципов управления качеством

1 2 3 4 5

1904 -1949 30 glorieuses Принципы организации производства, заложенные Тейлором (F.W. Tayle, H. Ford) «Допуски и калибры» Совместимость технологических процессов, технический контроль (Ф. Тейлор)

1950 -1964 MRP0 Планирование потребностей в материалах (O. Wight, J. Orlicky), расчет потребностей нетто Статистическое управление качеством SPC-статистическое управление процессами, приоритетная роль потребителя (В. Шухарт, Э. Деминг)

1 2 3 4 5

1965 -1974 MRPI Планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу (Cloosed Loop Material Requirment Planning), включающее составление производственной программы и ее контроль на цеховом уровне (Miller, Sprague) TQC (CWQC) TQC - тотальный контроль качества, или управление качеством в масштабе всей компании (CWQC). Вовлечение персонала (кружки качества) - Япония

1975 -1980 MRPII Планирование производственных ресурсов (на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством) TQM BS 5750 14 принципов менеджмента качества Э. Деминга. Система качества на базе правил и процедур - Великобритания

1981 -1985 MRP+ CALS Включение идеологии JIT (точно в срок), комбинация с элементами «Канбан системы» (S. Shingo, M. Ohno). Добавление системы OPT (E. Goldratt) - оптимизация «узких мест». Computer Aided Logistic Support -компьютерная поддержка поставок TQM + Реинжиниринг Системный подход, целостность управленческих подходов, реинжиниринг процессов, осознание ценности работников

1986 -1990 ERP Планирование ресурсов предприятия. Добавление DRP (планирование ресурсов для распределения) и FRP (финансовое планирование) ISO 9000:1987 Функциональный менеджмент за счет распределения ответственности. Модель премии качества -США

1991 -1996 Extend ERP Sypply Chain - управление цепочками поставок (позволяющее направлять и контролировать движение материальных и информационных потоков от поставщика к потребителю). ISO 9000:1994 QS 9000 Элементный подход на менеджмент качества. Программа «шесть сигм» (Р.Р.М)

1 2 3 4 5

CALS2 Continuous Acquisition and Life cycle Support -непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта

1997 -по н.в. CSRP Интегрирование покупателя и подразделений, завязанных на покупателе, с основными плановыми и производственными подразделениями; интеграция собственных ИС с приложениями клиента и поставщика; планирование заказов потребителей; покрытие всего жизненного цикла продукта в интегрированных информационных системах (ИИС); интеграция в ИИС CALS-технологий. ISO 9000:2000 8 принципов менеджмента качества: 1 Ориентация на потребителя 2 Лидерство 3 Вовлечение персонала 4 Процессный подход 5 Системный подход к менеджменту 6 Непрерывное улучшение 7 Подход к принятию решений на основе фактов 8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Реализация промышленных ЕЯР-стандартов невозможна без внедрения комплексных систем автоматизации управления. Поэтому оценка качества организационной модели управления предприятием требует оценки уровня применяемых предприятием информационных технологий. Необходимость этого объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, «правильное» применение информационных технологий объективно позволяет повысить эффективность управления, сделать процесс принятия управленческих решений более предсказуемым и обоснованным. А это, в свою очередь, пусть и косвенно, но повышает степень доверия к прогнозам возможных изменений показателей финансово-экономической деятельности - основной базе, на которой строятся выводы при принятии решения о возможности кредитования предприятия. Во-вторых, внимание к внедрению систем комплексной автоматизации управления свидетельствует о желании руководства сделать бизнес более прозрачным.

Мировой опыт показывает, что, помимо повышения общей культуры управления, автоматизированная информационная система управления предприятием (ИСУП), соответствующая современным требованиям, помогает предприятию в построении отношений с потенциальными партнерами и инвесторами. Держателям кредитных ресурсов выгодно, чтобы инвестиции в каком-то объеме тратились на технологии, позволяющие прояснить ситуацию на объекте, помочь получить достоверную отчетность. Наличие ИСУП, созданной на основе пакетов программ

мирового уровня существенно повышает рейтинг компании в глазах потенциальных кредиторов, способствует его восприятию как открытого хозяйствующего субъекта, практика управления которым соответствует международным стандартам.

Оценка уровня автоматизации не может сводиться только к фиксации факта использования предприятием при решении управленческих задач компьютеров, средств телекоммуникаций и специализированного программного обеспечения. С точки, качества организационной модели управления должна даваться комплексная оценка эффективности применения информационных технологий. А это, в свою очередь, существенно зависит от способов их использования.

В условиях функциональной структурной организации системы управления при создании ИСУП упор делается на автоматизацию отдельных функций. Это значительно упрощает задачу развертывания компьютерных систем, но не дает ожидаемых результатов при их промышленной эксплуатации. При функционально ориентированной организации управления на каждом этапе проекта автоматизации происходит постепенное наращивание системы дополнительными модулями, которые расширяют ее функционал. Для реализации такого подхода, как правило, не требуется взгляд на систему как на единое целое.

Созданная как совокупность слабо связанных автоматизированных рабочих мест (АРМ) ИСУП, позволяет улучшить качество выполнения отдельных функций, но не может дать существенного эффекта для общего повышения эффективности управления и нередко приводит к прямо противоположному результату из-за того, что к организационным проблемам взаимодействия добавляются чисто технологические проблемы обмена данными между АРМ отдельных подразделений.

В условиях автоматизации, ориентированной на функциональную структуру управления, автоматизированные рабочие места специалистов различных подразделений часто оказываются слабо интегрированными и информационные связи подразделений не претерпевают качественных изменений. Именно поэтому автоматизация управления часто не приносит ожидаемых результатов.

Поэтому в современных условиях наибольший эффект от автоматизации достигается при ее использовании как инструмента поддержки процессноориентированной модели управления, обеспечивая тесное взаимодейстие АРМ работников различных служб, позволяя оперативно доставлять информацию о ходе конкретного процесса всем задействованным при его исполнении специалистам, оповещая их о завершении промежуточных этапов, напоминая о необходимости выполнения тех или иных действий и даже автоматически инициируя выполнение тех или иных процедур.

Современная ИСУП в идеале должна интегрировать все информационные потоки предприятия, обеспечивая персонал всей информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Для этого программные средства, обеспечивающие решение задач планирования, маркетинга, управления производством, логистики, управления персоналом, составления и контроля исполнения бюджетов, бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности предприятия и др. должны быть объединены в единый комплекс. Для реализации принципов процессно-ориентированного управления ИСУП должна обеспечивать взаимоувязку работы на всех уровнях управления: от высшего руководства до функциональных служб и отдельных исполнителей. Таким образом, ИСУП следует рассматривать как целостную систему, а не просто как комплекс АРМ, предназначенных для решения отдельных задач.

Своевременность принятия и вероятность получения правильного решения, как правило, возрастают, если вся информация, необходимая для принятия решения, пропускается через автоматизированную информационную систему, а не

локализуется в бумажных архивах и персональных компьютерах отдельных служб и подразделений.

Проведенный анализ и рекомендации могут быть использованы аналитическими подразделениями банков для оценки кредитоспособности заемщиков, как на стадии принятия решения о выдаче кредита, так и в период его сопровождения.

Evaluation of the Quality of the Organizational Management Model as a Tool of Estimation of Company-Borrower Solvency

V.V. Ten

Joint Stock Social Bank “Bastion ” PLC, Tambov

Key words and phrases: information system of company management; quality of management; borrower’s solvency.

Abstract: The approach to evaluation of the quality of company management as a necessary element of monitoring its solvency is studied. The necessity of analysis of company’s business platforms, activities aimed at the improvement of labor psychology, prospects of using modern standards and automated information management systems is shown.

Einschätzung der Qualität des planmäßigen Modells der Steuerung als das Instrument der Einschätzung der Kreditfähigkeit des Darlehensnehmerbetriebes

Zusammenfassung: Es wird das Herangehen zur Einschätzung der Qualität der Steuerung des Betriebes, wie das notwendiges Element des Monitorings seiner Kreditfähigkeit betrachtet. Es ist die Notwendigkeit der Analyse der Geschäfte -Bahnsteige des Betriebes, der Maßnahmen nach der Vervollkommnung der Psychologie der Arbeit, der Perspektiven der Anwendung der gegenwärtigen Standards und der automatisierten informativen Leitungssysteme aufgezeigt.

Evaluation de la qualité du modèle organisationnel de la gestion comme instrument de l’évaluation de la capacité de crédit de l’entreprise-emprunteuse

Résumé: Est examinée l’approche envers l’évaluation de la qualité de la gestion de l’entreprise comme un élément important du monitoring de sa capacité de crédit. Est montrée la necéssité de l’analyse des business-plates-formes de l’entreprise, des mesures du perfectionnement de la psychologie du travail, des perspectives de l’application des normes actuelles et des systèmes informatiques de la gestion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.