Научная статья на тему 'Оценка качества образования студентов медицинских вузов'

Оценка качества образования студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1949
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ / POINTS AND RATING SYSTEM OF STUDENTS’ PROGRESS ASSESSMENT / EDUCATION QUALITY / ASSESSMENT / SYSTEM OF MARKS ACCUMULATION / FLOW CHART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна

Рассматривается проблема качества образования студентов медицинских вузов. В содержании статьи нашли отражение вопросы, касающиеся целей оценки качества образования и его существенных показателей. Наряду с этим в статье приводятся результаты экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс новых способов оценки успеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STUDENTS’ EDUCATION QUALITY IN MEDICAL UNIVERSITIES

The issue of education quality of medical university students is discussed. The article reveals the questions connected with the education quality assessment and its main levels. The article covers the results of the experiment on implementing the new ways of students’ progress assessment into educational process.

Текст научной работы на тему «Оценка качества образования студентов медицинских вузов»

ББК 481.28 УДК 378.14.015.62

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Е.Р. Зинкевич

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

ASSESSMENT OF STUDENTS’ EDUCATION QUALITY IN MEDICAL UNIVERSITIES

E. Zinkevich St. Petersburg State Pediatric Medical Academy

Рассматривается проблема качества образования студентов медицинских вузов. В содержании статьи нашли отражение вопросы, касающиеся целей оценки качества образования и его существенных показателей. Наряду с этим в статье приводятся результаты экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс новых способов оценки успеваемости студентов.

Ключевые слова: качество образования, эвалюация, накопительная система оценок, технологическая карта, балльно-рейтинговая система оценки успеваемости.

The issue of education quality of medical university students is discussed. The article reveals the questions connected with the education quality assessment and its main levels. The article covers the results of the experiment on implementing the new ways of students’ progress assessment into educational process.

Keywords: education quality, assessment, system of marks accumulation, flow chart, points and rating system of students’ progress assessment.

В современной образовательной ситуации как никогда актуализировался вопрос качества образования студентов высших учебных заведений, и в частности медицинских вузов.

Качество образования - это интегрированный продукт, который напрямую зависит от целого ряда факторов, среди которых системная организация всего педагогического сообщества - вуза, профессорско-преподавательского состава факультетов, кафедр, студентов и их родителей, наконец, занятая всеми субъектами позиция по отношению к этому феномену.

Основополагающие требования к качеству образования представлены в целом ряде документов, среди которых: Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Государственный образовательный стандарт», «Стратегия модернизации содержания общего образования» и др.

Наша точка зрения созвучна позиции С.Е. Шишова и В.А. Кальней по вопросу ка-

чества образования. В их трактовке «качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании граждан, бытовых и профессиональных компетенций личности» [3, с. 78].

Еще недавно образование рассматривалось как способ и процесс передачи знаний, умений и навыков, в связи с чем учебно-познавательная деятельность студентов оказывалась удаленной из содержания жизни. Цель образования сводилась к усвоению учебной информации. Это коррелировало с повсеместным падением интереса к обучению и, как следствие, к будущей профессиональной деятельности.

Доминирующим направлением в высшем профессиональном образовании в период перехода к новому качеству должна стать личностно-ориентированная парадигма. Личностно-ориентированная парадигма предопре-

Теория и методика профессионального образования

деляет отказ от принятого в рамках традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как траектории, по которой нормативно следует студент. «Развитие образования в новых социально-экономических условиях предполагает иной подход... в соответствии с которым центральной фигурой в образовательном учреждении, ее ядром должен стать ученик, студент, слушатель и т. д., причем понимаемый не абстрактно, не как класс, группа или все учебное заведение, а рассматриваемый на уровне отдельного человека, во всем богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей и устремлений» [2, с. 25].

Основной смысл личностного подхода в образовании заключается в том, что образование не отождествляется со способом передачи знаний, умений и навыков, а интерпретируется как способ личностного развития. Личность при этом понимается как субъект своей учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Таким образом, процесс развития личности как субъекта деятельности составляет главное направление современного образования.

Именно поэтому в настоящее время профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс личностного развития, что, в свою очередь, предъявляет особые требования к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Государственная политика в области профессионального образования в контексте Болонских соглашений предусматривает изменения в подходах к оценке качества образования. В качестве аналогового механизма оценки используется накопительная система баллов за результаты учебно-познавательной деятельности студентов.

Показатели качества обучения можно условно разделить на две группы, среди которых показатели, характеризующие качество учебного процесса, и показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся. Исходя из этого целью оценки качества образования является:

• определение уровня и динамики учебных достижений студентов;

• выявление сильных и слабых моментов формирующихся компетентностей и компетенций обучающихся.

В настоящее время, с нашей точки зрения, может существовать единственный источник развития системы качества образования, на-

ходящийся собственно в образовательной системе вуза. Он обусловливает выявление соответствия реализуемой технологии обучения и воспитания группам обучающихся и своевременность проведения корректирующих педагогических действий. Условием развития качества образования является своевременный рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности.

Обращаясь к проблеме рефлексивного анализа педагогической деятельности, следует вспомнить понятие «эвалюация». Этот термин довольно широко используется в педагогических исследованиях западных коллег в связи с обсуждением проблем качества образования.

С точки зрения Т. Ликет, эвалюация - это беспристрастное восприятие и воспроизведение объективно существующей педагогической действительности, с одной стороны, и субъективная оценка полученных данных и их анализ посредством педагогической рефлексии, наблюдения и последующего обсуждения с коллегами - с другой. В этом ключе эвалюа-ция рассматривается как инструмент самоуправления, самоорганизации, проектирования и развития образовательного процесса вуза [5].

В свою очередь, Г. Айкенбуш заявляет, что эвалюация - это последовательный анализ всех факторов, влияющих на происходящие в образовании процессы и, как следствие, на его результаты.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что эвалюация является своеобразным педагогическим ключом качества образования в руках компетентного преподавателя [4].

В современном динамичном мире способы, средства диагностики и контроля качества образования быстро меняются. Отметочная система, существовавшая доныне и измеряющая только конкретный результат, становится малоэффективной. Для анализа результатов образовательных целей сегодня востребованы такие способы и средства, которые позволяют увидеть и оценить динамичность протекания самого процесса реализации образовательных целей и задач. Все это объективизирует необходимость внедрения в процесс профессионального образования накопительной системы оценок, которая может быть представлена в виде технологической карты, облегчающей процесс обучения и оценки его результатов.

Проблемы в области медицинского образования главным образом связаны с консерватизмом профессорско-преподавательского

Зинкевич Е.Р.

Оценка качества образования студентов медицинских вузов

состава и их приверженностью к традиционной образовательной системе медицинского вуза. В связи с чем в программу курсов повышения квалификации по педагогике и психологии высшей школы были включены теоретические занятия, объединенные темой «Измерение и оценка качества образования студентов медицинских вузов», и практические занятия, посвященные дидактическим и методическим основам разработки технологической карты балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов медицинских вузов.

Для подготовки к участию в практическом занятии все участники курсов были разделены на три группы в соответствии с целями своей деятельности:

• группу информационной поддержки;

• группу творческой реализации;

• группу экспертной диагностики.

Первая группа шла по пути расширения

знаний по обозначенной проблеме через предварительное изучение информационных источников разного характера. Вторая группа предложила анализ вариантов организации балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в своих вузах. Наконец, третья группа резюмировала варианты организации балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, более всего отвечающие специфике образования в медицинском вузе и требованиям Болонского процесса.

Занятие проходило на высоком уровне активности преподавателей, они демонстрировали ценностное отношение к педагогическому знанию через анализ конкретных педагогических ситуаций. Как известно, «каждый человек определяет свои ценности самостоятельно, с позиций индивидуальных потребностей и интересов. С другой стороны, каждый человек является неотъемлемой частью природных и социальных систем, которые, обладая собственными закономерностями развития, способны оказывать воздействие на формирование его индивидуальных ценностей» [1, с. 86].

Приведем высказывания участников: «Как много приобретаешь, работая с коллегами!», «Подобные формы организации учебно-познавательной деятельности могут успешно использоваться в работе со студентами», «Результативность занятия налицо: теперь я смогу использовать в обучающей деятельности новые способы измерения и оценки результатов работы студентов».

После курсов повышения квалификации был проведен эксперимент по внедрению балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов на факультете клинической психологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская педиатрическая медицинская академия».

В эксперименте принимали участие 24 преподавателя и 133 студента факультета клинической психологии. После проведения эксперимента его участникам было предложено высказать свое мнение по поводу формирующейся системы оценки успеваемости студентов в медицинских вузах.

Преподаватели заявили, что балльно-рейтинговая система оценки успеваемости позволяет студентам:

• структурировать содержание их учебнопознавательной деятельности;

• организовать их самостоятельную работу в процессе обучения;

• создавать учебный диалог с преподавателями;

• видеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и заранее их прогнозировать;

• реализовать возможность выбора заданий и пережить ситуацию успеха.

Преподаватели также отметили, что, по словам отдельных студентов, работа с технологической картой вызывает у них тревогу и беспокойство.

Обобщая все вышесказанное, преподаватели медицинских вузов выделили безусловные преимущества балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости и недостатки.

В качестве преимуществ балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости преподаватели медицинских вузов назвали:

• обеспечение индивидуально-личностного подхода к каждому студенту;

• улучшение состояния учебной дисциплины и развитие учебной мотивации;

• реализацию свободы выбора заданий, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей;

• создание условий для самостоятельной систематической работы и, как следствие, развитие когнитивных процессов;

• формирование субъект-субъектных отношений, в условиях которых каждый отвечает за свои учебные и обучающие действия;

• осуществление систематического самоанализа и самооценки учебной и внеучебной самостоятельной работы, а также собственной профессиональной деятельности;

Теория и методика профессионального образования

• обеспечение возможностей систематического контроля и проверки знаний студентов.

Среди недостатков балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости врачи - преподаватели медицинских вузов отметили наметившуюся тенденцию переоценки значения самостоятельной работы студентов в ущерб аудиторным занятиям, что, с их точки зрения, может негативно сказаться на качестве медицинского образования. Подобные утверждения свидетельствуют о том, что педагогическая рефлексия способствует развитию способностей преподавателей к осознанию своей педагогической деятельности, средств и методов ее осуществления.

Таким образом, внедряя в образовательный процесс новые способы оценки качества результатов образования, необходимо принимать во внимание готовность профессорско-преподавательского состава к использованию новой системы оценки качества компетентностей и компетенций будущих специалистов.

Литература

1. Есев, А.Н. Проблема формирования ценностных ориентаций личности в философии А. Камю / А.Н. Есев // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе: Респ. сб. науч. тр. по материалам Респ. науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию каф. педагогики и психологии РГМУ. Москва, 8-9 окт. 2002 г. / под ред. В.Н. Ярыгина и В.Б. Гаптова. - М. : РГМУ, 2003. - С. 86-89.

2. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - М. : Эгвес, 2000. -272 с.

3. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Каль-ней. - М. : Рос. пед. агентство, 1998. - 354 с.

4.Eikenbusch, G. Schulinterne Evaluation / G. Eikenbusch // Pädagogik. - 1997. - Heft 5. -S. 6-9.

5.Liket, Th. Freiheit und Verantwortung. Das niederländische Modell des Bildungswesens / Th. Liket. - Gütersloh, 1993. - 1215 S.

Поступила в редакцию 27 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.