Научная статья на тему 'Оценка качества и оптимизация сроков годности полукопченых колбас на примере рынка мясных изделий Кировской области'

Оценка качества и оптимизация сроков годности полукопченых колбас на примере рынка мясных изделий Кировской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пермский аграрный вестник
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОЛУКОПЧЕНЫХ КОЛБАС / ОПТИМИЗАЦИЯ СРОКОВ ГОДНОСТИ / УРАВНЕНИЕ РЕГРЕССИИ / БАЛЛОВАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцева Т. А., Халявина М. Л.

В настоящее время предприятия мясной промышленности в своей деятельности должны исходить из принципов, соответствующих концепции социально-ответственного маркетинга, то есть производить качественную продукцию, использовать отечественное сырье, внедрять новую прогрессивную технику и использовать ресурсосберегающие технологии, объединяя при этом интересы потребителей, свои интересы с интересами общества в целом. Получение оптимальной модели зависимости содержания влаги и поваренной соли в исследуемых образцах позволит определять уровень содержания влаги и соли на любой день хранения и использовать эти данные для оптимизации срока хранения колбас. Полукопченые колбасы предприятия ЗАО «Заречье плюс» отвечают требованиям нормативной документации по качественным показателям, получена возможность на основе уравнений регрессии оптимизировать сроки годности и прогнозировать изменения доли рынка в зависимости от уровня цен и балловой оценки экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурцева Т. А., Халявина М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY EVALUATION AND OPTIMIZATION OF SHELF LIFE OF SEMI-SMOKED SAUSAGES ON THE EXAMPLE OF MEAT PRODUCTS IN THE KIROV REGION

At present, enterprises of the meat industry in their activity should be based on principles consistent with the concept of socially responsible marketing, that is to produce quality products, to use domestic raw materials, introduce new advanced technology and use energy saving technologies, combining the interests of consumers and their interests with society as a whole. Obtaining an optimal dependence model of moisture and salt content in samples under study allows determining of moisture and salt content on any shelf life day and using this data to optimize the shelf life of sausage. Semi-smoked sausage of the Zarechie plus JSC meets the requirements of regulatory documentation on quality indicators. Based on regression equations the possibility to optimize shelf life and forecast market share change depending on price level and expert point appraisal has been gained.

Текст научной работы на тему «Оценка качества и оптимизация сроков годности полукопченых колбас на примере рынка мясных изделий Кировской области»

УДК 659.1(07)

Т.А. Бурцева, д-р экон. наук, профессор; М.Л. Халявина, аспирант,

ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, г. Киров, Россия

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ОПТИМИЗАЦИЯ СРОКОВ ГОДНОСТИ ПОЛУКОПЧЕНЫХ КОЛБАС НА ПРИМЕРЕ РЫНКА МЯСНЫХ ИЗДЕЛИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение. Деятельность предприятий мясной промышленности в современных условиях рынка должна осуществляться в рамках единой концепции социальноответственного маркетинга. По мнению Е.В. Закашевской, Р.П. Белолипова, О.В. Фир-сова, Ф. Котлера, на сегодняшний день существует пять основных концепций, на основе которых коммерческие организации могут строить свою маркетинговую деятельность: совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, маркетинг, социально-ответственный маркетинг [1, 4, 5]. Общая тенденция развития - это перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, а в дальнейшем все большая ориентация на проблемы потребителя и социально-этичные аспекты. Предприятие, организующее свою деятельность в рамках этой концепции, основной своей целью считает удовлетворение разумных потребностей в соответствии с интересами общества [9, 11, 12].

Целью настоящей работы является оценка качества и повышение конкурентоспособности полукопченых колбас ЗАО «Заречье» в рамках социально-ответственного маркетинга.

Для проведения исследования качества полукопченых колбас были выбраны наиболее популярные наименования, пользующиеся спросом у потребителей. Объектом экспертизы

являлась полукопченая колбаса «Армавирская», «Краковская», «Прима», «Туристская» производимая ЗАО «Заречье» п. Малая Субботиха. Исследования проводились на базе производственной лаборатории ЗАО «Заречье плюс».

Методика. Одной из главных проблем мировой пищевой индустрии при производстве пищевых продуктов является вопрос сохранения качества и обеспечение безопасности. Современное производство качественных колбасных изделий связано с внедрением современных ресурсосберегающих технологических линий, позволяющих выпускать продукцию с длительными сроками хранения при сохранении высокого уровня качества колбасных изделий. Полученные данные позволяют определить оптимальную модель зависимости физико-химических показателей от срока хранения и провести органолептическую оценку на начало и на конец срока годности, что позволит определить наиболее качественные изделия, произведенные мясоперерабатывающим предприятием ЗАО «Заречье плюс». Дегустационные испытания образцов проводились по 100-балльной системе путем предоставления комиссии кодированных образцов исследуемого продукта [6, 7]. В ходе проведения экспертизы полукопченой колбасы дегустатор выставил оценку каждого показателя в баллах (таблица 1).

Таблица 1

Результаты оценки исследуемых образцов

Исследуемые образцы Балловая оценка Цена Воспринимаемая доля

1 100,100, 96, 98 330,8 23,8

2 96,100,100,100 296,8 34,2

3 94, 87, 84, 87 334,4 17,9

4 94, 83, 80, 91, 84 284,2 4,5

Согласно полученным результатам обработки дегустационных листов, на начало срока годности исследуемые образцы эксперты отнесли к высшей категории качества, то есть данная колбасная продукция является стандартной. В результате обработки данных в

статистической программе 8ТАТСЯАРН1С8 показана зависимость доли рассматриваемых наименований полукопченых колбас, полученная на основе опросов потребителей, от цены и результатов органолептической оценки исследуемых образцов (рисунок 1).

340

330

320

ф

о 'і— 310

CL

300

290

280

Ball

Рис. 1. Зависимость воспринимаемой доли от цены и органолептической оценки

полукопченых колбас

Так, максимальная доля рынка, которую может занять колбасное изделие, будет достигнута при максимальных баллах органолептической оценки и невысокой цене, то есть полукопченые колбасные изделия должны обладать высоким уровнем качества и иметь невысокую цену, тогда они будут пользоваться высоким спросом у потребителей. При оценках 90 баллов и выше на существующем рынке полукопченых колбасных изделий будет наблюдаться увеличение доли рынка. Поэтому основной рекомендацией производителям является повышение уровня качества выпускаемых колбасных изделий и разумный уровень цен, тем самым они могут увеличить объем реализуемых колбас, следствием чего явится увеличение прибыли предприятия.

Следующим этапом оценки качества полукопченых колбас стало проведения физикохимических исследований, которые включают в себя определение массовой доли влаги, хлорида натрия, нитрита натрия [8].

В ходе исследования полукопченой колбасы по физико-химическим показателям определялись: массовая доля соли, массовая доля нитрита натрия, массовая доля влаги на 1, 3, 6, 14 день срока годности исследуемых

образцов. Полученные данные были обработаны в программе Excel для получения оптимальной модели зависимости содержании влаги и поваренной соли в исследуемых образцах, которая может быть использована для оптимизации сроков годности данных колбасных изделий.

Наилучшей моделью по всем результатам исследования является полиноминальная модель второго порядка, которая описывает зависимость влажности в первом исследовании (у, %) и содержания поваренной соли во втором лабораторном опыте (у, %) от срока годности (х, дней), поскольку данная модель имеет максимальное значение коэффициента детерминации. Коэффициент детерминации показывает, что вариация содержания влаги, например, для полукопченой колбасы «Прима» на 99.9% (R2*100%) зависит от вариации срока годности. Таким образом, благодаря полученным уравнениям регрессии с определенной точностью можем предсказать показатели влажности и содержания поваренной соли на любой день срока хранения, что особенно важно для установления оптимального значения срока годности для колбасных изделий (таблица 2).

Таблица 2

Определение типа модели зависимости влаги и поваренной соли от срока годности

Тип модели Уравнение регрессии Коэффициент детерминации, И2

Массовая доля влажности, «Армавирская»

Линейная V = -0,4102 х + 43,361 К2 = 0,9982

Логарифмическая V = -1,9584 Ьг (х)+ 43,607 К2 = 0.8679

Полиноминальная у = -0,001 х2 -0,3938 х + 43,326 Л2 = 0.9983

Степенная V = 43,683 л--°-0485 К2 = 0.8562

Экспонциальная у = 43,435Г0'0102'1 К2 = 0,9978

Массовая доля влажности, «Краковская»

Линейная у = -0,9102 х + 42,711 К2 = 0,9619

Логарифмическая V = -4,5823 Ы (х)+43,584 Л- = 0.9299

Полиноминальная V = 0,0489 х-2 -1,6771 х + 44,352 К2 = 0.9924

Степенная у = 43,981 х“°'1252 К2 =0,9134

Экспонциальная V = 43,043 Г°’0254ї Л2 = 0.9754

Массовая доля влажности, «Прима»

Линейная V =-0,4224 х +47,21 К2 =0.8629

Логарифмическая V = -2,3209 Ы (х) + 47,883 Л2 = 0.9936

Полиноминальная V = 0,0506 х2 -1,2149 х + 48,906 Д2 = 0.999

Степенная у = 47,933 х-0’0518 Л2 = 0.9926

Экспонциальная V = 47,238Г0'0095'1 К2 = 0,8752

Массовая доля влажности, «Туристская»

Линейная V =-1,0224 х +46,16 Л2 = 0.9777

Логарифмическая V = -5,1586 Ы (х) + 47,156 Л2 = 0.9494

Полиноминальная V = 0,046 х2 -1,7437 х + 47,703 Л2 =0.9995

Степенная .V = 47,632 х-°'1321 Я2 = 0,925

Экспонциальная > = 46,576Г°'02б7лг К2 = 0,9904

Массовая доля поваренной соли «Армавирская»

Линейная V = 0,0163 х+2,477 К2 = 0.9499

Логарифмическая >• = 0,0782 Ы (х) + 2,4669 К2 =0,831

Полиноминальная у = -0.0004 х2 +0.0225 х + 2.4637 К2 = 0,9561

Степенная у = 2.4686 х0 0302 Л2 = 0.83225

Экспонциальная V = 2.4785.е0'00<53' К2 = 0,9465

Массовая доля поваренной соли «Краковская»

Линейная .у = 0,0082 л-+3,176 К2 = 0,8707

Логарифмическая у = 0,0336 (п(х)+3,1785 К2 = 0.5633

Полиноминальная V = 0,0009 х2 - 0,0065 х + 3,2075 К2 =0,9972

Степенная у = 3,1789 х0'0103 Я2 = 0,5633

Экспонциальная у = 3,1765 Л0025'1 К2 = 0,8707

Массовая доля поваренной соли «Прима»

Линейная у = 0.0163 л-+ 2.577 К2 = 0,9499

Логарифмическая у = 0,782 (п{х) +2,5669 К2 =0,831

Полиноминальная у = -0.0004 .V2 + 0.0225 д-+2.5637 К2 =0.9561

Степенная V = 2,5685 х0'029 К2 = 0.8324

Экспонциальная у = 2.5784^°'006д К2 = 0.9466

Массовая доля поваренной соли «Туристская»

Линейная у = 0,0735 х+2,3842 К2 =0,9662

Логарифмическая >’ = 0,3464 1п (х)+2,3462 К2 =0.8191

Полиноминальная у = -0,006 х2 +0,0836 х +2,3624 Я2 =0,967

Степенная у = 2.3748 л-0'1196 К2 = 0,8279

Экспонциальная у = 2.410 И0'0251" К2 = 0.9556

Полученные функции, описывающие зависимость содержания влаги в полукопченых колбасах на разных сроках годности, представлены на рисунках 2 (а), 3 (а) - колбасы, изготовленные в соответствии с ГОСТ, 2 (б), 3 (б) - колбасы, изготовленные по ТУ. Согласно этим функциям, с высокой долей вероятности

(коэффициент детерминации* 100%) можно предопределять уровень содержания влаги и соли на любой день срока годности и использовать эти данные для оптимизации срока хранения изготовляемых полукопченых колбас [1].

Рис. 2 (а). Зависимость содержания влаги рис 2 (б). Зависимость содержания влаги

от сроков годности полукопченых колбас от СрОКОВ годности полукопченых колбас

«Армавирская», «Краковская» (ГОСТ) «Прима», «Туристская» (ТУ)

Рисунок 3 (а) - Зависимость Рисунок 3 (б) - Зависимость содержания пова-

содержания поваренной соли от сроков год- ренной соли от сроков годности

ности в полукопченых колбасах в полукопченых колбасах

«Армавирская», «Краковская» (ГОСТ) «Прима», «Туристская» (ТУ)

Заключение. Благодаря выбору целевого сегмента определяем: на удовлетворение каких потребностей нацелено предприятие, какие мясные изделия максимально будут удовлетворять требованиям потребителей [3]. Согласно полученным результатам факторного анализа были выявлены три основных фактора. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке программы маркетинга по управлению качеством мясных изделий в рамках социальноответственного маркетинга. Для потребителей

в рамках социально-ответственного маркетинга наиболее существенными являются такие факторы, как целостность восприятия мясных изделий, полезность для потребителей, доверие предприятию-изготовителю [2]. Все образцы экспертами были отнесены к высшей категории качества, что свидетельствует о высоком качестве исследуемых образцов. Получение оптимальной модели зависимости содержании влаги и поваренной соли в исследуемых образцах позволит определять уровень содержания влаги и соли на любой день хра-

нения и использовать эти данные для оптими- качественным показателям, получена возмож-

зации срока хранения колбас. ность на основе уравнений регрессии оптими-

Таким образом, полукопченые колбасы зировать сроки годности и прогнозировать

предприятия ЗАО «Заречье плюс» отвечают изменения доли рынка в зависимости от уров-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

требованиям нормативной документации по ня цен и балловой оценки экспертов.

Литература

1. Алексеева Е.В. Взаимосвязь качества пищевой продукции с концепцией качества жизни // Пищевая промышленность. 2007. №10. С. 78-79.

2. Багиев Г. Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб. : Питер, 2000.

3. Бурцева Т.А., Халявина М. Л. Управление ассортиментной политикой в рамках социально-ответственного маркетинга. Науке нового века - знания молодых: сборник науч. трудов в 2 ч. 4.2 Технические и экономические науки. Киров : ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2012. С. 184-185

4. Маркетинг. / под ред. Е.В. Закашевской. М. : КолоС, 2012. 217 с., ил.

5. Маркетинг. / под ред. Пошатаева. М.: КолоС, 2007. с.

6. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров Теоретические основы : учебник для вузов. М. :

Изд-во НОРМА, 2003. ‘

7. Поздняковский В.М. Экспертиза мяса и мясопродуктов: учеб. пособие для студентов вузов. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. 524 с.

8. Управление качеством: уч. пособие для вузов. М. : ИНФРА-М, 2004. 240 с.: ил. - (Высшее образование)

9. KotlerF., AndersenA.R. StrategicMarcetingfomon-profitorganizations. - PrinticeHall, 1996. - С.512

10. Kotier Ph. Marketing Management. Analyses, planning, and control, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1972. -

C.717

11. Teta A. Gesellschaftsorientiertes Sozialmarketing: ein Loesungkonzeptfuer das Drogenproblem. —Bern, Stuttgart, Wien, 1994.-C.32

12. http://www.meatmarket.info/analit.php?id= 172&ii= 10&n=7&page= 1

УДК 631

Н.И. Денисова, канд. экон. наук; Р.С. Губанов, канд. экон. наук,

ФНОУ ВПО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, г. Рязань, Россия

К ВОПРОСУ О РОЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

Введение. Активизировать инновационную деятельность предприятия, находить более выгодное сочетание используемых производственных ресурсов возможно лишь при соответствующей организации инновационной среды, когда персонал наделен определенным уровнем новейших знаний, технологий и обеспечен возможностями для реализации экономического потенциала. Вопросами инноваций предприятий и инновационной активности в различных сферах деятельности занимается большое количество ученых: Г. Ахинов, Д. Камилов, А. Трачук, Е. Ермакова, М. Кузнецова и др. [1, 2, 3, 4, 8, 12] Между тем, количество научных трудов по проблемам инновационной деятельности предприятий АПК и молокоперерабатывающих предприятий, в частности, весьма ограничено. Вместе с тем, существует объективная необходимость более детального исследования ме-

ханизма инновационного развития предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК в силу приоритетности развития сельского хозяйства Российской Федерации до 2020 года.

Модернизация аграрной экономики предполагает, что внедрение инновационных технологий, либо внедрение новых видов сельскохозяйственной продукции является средством удовлетворения запросов платежеспособных потребителей, и может оказаться единственной возможностью оживления деятельности аграрных формирований, в том числе организаций, занимающихся переработкой молока. Поэтому вопросам инновационной активности молокоперерабатывающих предприятий, обеспечивающих поставку молочной продукции на рынок в условиях сохранения продовольственной безопасности России, уделяется первостепенное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.