Научная статья на тему 'Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт'

Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2798
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веракса Николай Евгеньевич, Веракса Александр Николаевич

Оценка качества дошкольного образования в настоящее время является важным аспектом системы дошкольного образования многих стран. Появление понятия «качество образования» было обусловлено изменением отношения к дошкольному образованию на протяжении ХХ века. Здесь мы хотели бы отметить ряд обстоятельств, приведших к постановке вопроса о необходимости разработки системы оценки качества дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веракса Николай Евгеньевич, Веракса Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт»



АКТУАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

22

Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Российского государственного гуманитарного университета, ректор АНО ВПО «Московская педагогическая академия дошкольного образования»,

А. Н. Веракса, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт

Оценка качества дошкольного образования в настоящее время является важным аспектом системы дошкольного образования многих стран. Появление понятия «качество образования» было обусловлено изменением отношения к дошкольному образованию на протяжении ХХ века. Здесь мы хотели бы отметить ряд обстоятельств, приведших к постановке вопроса о необходимости разработки системы оценки качества дошкольного образования.

Прежде всего, следует указать на пристальное внимание к раннему образованию со стороны различных социальных институтов. Правительства практически всех стран мира стали рассматривать дошкольное образование в качестве предмета национальной политики. Это закреплено в законодательных актах многих государств. Изменилась позиция семьи в отношении дошкольного образования, что выражается в увеличении процента детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Ведется направленная подготовка кадров для системы дошкольного образования. С этой целью разрабатываются и реализуются программы подготовки на различных уровнях: довузовском и вузовском, включая программы подготовки специалистов, бакалавров, магистров и PhD-программы, а также программы повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений. Проводятся масштабные исследования в области дошкольного образования. Их результаты презентируются на многочисленных научных конференциях. Международные организации широко обсуждают вопросы дошкольного образования. Достаточно сказать, что в России в 2010 году под эгидой ЮНЕСКО прошла Первая Всемирная конференция по обучению и воспитанию детей младшего возраста.

Все это позволяет говорить о том, что дошкольное образование выступает в роли особого, весьма эффективного ресурса, который необходимо использовать в интересах развития общества.

Качество дошкольного образования: оценка образовательных программ

В настоящее время существуют различные определения качества дошкольного воспитания и обучения. По мнению П. Мосса, определение качества дошкольного образования может изменяться в зависимости от времени, ценностей, убеждений или потребностей заинтересованных в нем лиц. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что для позитивного детского развития необходимы:

• обеспечение безопасности, учитывающее возраст ребенка и его способности,

соответствующее оборудование, игрушки и др.;

• обеспечение здоровья, когда у детей есть возможность для активных занятий, отдыха, развития навыков самообслуживания и когда дети получают правильное питание;

• развивающая стимуляция, когда дети имеют возможность выбирать игры и занятия в разных сферах - речь, искусство, музыка, игра-драматизация, крупная моторика, счет, естественные науки и др.;

• обеспечение индивидуального эмоционального развития, в ходе которого поддерживается самостоятельность детей, кооперация и компетентность;

• поддержка положительных отношении с другими детьми1.

Заметим, что качество дошкольного образования ни в коем случае не должно сводиться к результатам, которые демонстрирует ребенок, - «оно обязательно связано с ежедневной радостью ребенка»2.

Качество дошкольного образования изучалось в ряде проектов. Так, в национальном исследовании персонала дошкольных образовательных учреждений, в котором использовались различные методы оценки качества дошкольного образования, была показана положительная взаимосвязь между развитием ребенка и профессионализмом и позитивным поведением педагога. Например, если педагоги больше взаимодействовали с детьми, то они чаще оказывались вовлеченными в целенаправленную деятельность, а не в бесцельное хождение по детскому саду3. Именно общение педагога с детьми определяет социальное развитие ребенка: чем насыщеннее вербальное взаимодействие, тем выше социальные навыки дошкольника. Если же ребенок предоставлен сам себе или же общается в основном со сверстниками, то подобное взаимодействие имеет обратный эффект4. Группа ученых из «исследовательского объединения раннего ухода за детьми» изучала развитие детей на протяжении первых трех лет жизни. Оказалось, что чем выше было качество раннего образования, тем лучше складывались отношения в диаде мать-ребенок, тем меньше было жалоб на поведение ребенка со стороны родителей и тем более высокое речевое и общее когнитивное развитие5 наблюдалось у дошкольников. Исследования, проведенные в Германии и США, показали, что дети из дошкольных учреждений с более

1 Подробнее см. Cryer D. Defining and Assessing Early Childhood Program Quality// The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. - 1999. - №39.

2 Leach P et al. The quality of different types of child care at 10 and 18 months: a comparison between types and factors related to quality// Early Child Development and Care. - 2008. - №2. - Р.179.

3 Подробнее см. Whitebook M., Hoews C., Phillips D. Who Cares? Child Care Teachers and the Quality of Care in America: Final Report. - 1990. - Washington, DC, Center for the Child Care Workforce.

4 Phillips D., McCartney K., Scarr S. Child-Care Quality and Children's Social Development// Developmental Psychology. - 1987. - 4. - PP.537-543.

5 Подробнее см. NICHD Early Child Care Research

Network. Characteristics of Infant Child Care: Factors

Contributing to Positive Caregiving// Early Childhood

Research Quarterly. - 1996. - №11. - 269-306.

высоким качеством образования обладают более развитыми социальными навыками, в том числе навыками взаимодействия со сверстниками. При этом родители гораздо меньше жалуются на поведение своих детей6. В одном недавнем исследовании было показано, что с уровнем качества образования связан уровень кортизола: чем ниже качество дошкольного образования, тем выше уровень кортизола у ребенка на протяжении дня, что является следствием переживаемого стресса и ведет к последующим проблемам поведения7.

В исследовательском проекте «Цена, качество и результаты» были обследованы более 170 дошкольных учреждений в США. Результаты показали, что в учреждениях с высоким уровнем качества образования у детей выше уровень когнитивного и социального развития, меньше проблем в поведении, позитивные сдвиги в развитии наблюдались даже у детей, которые были приписаны к категории риска.

Начиная с 1960-х годов, раннее организованное воспитание и образование является национальным приоритетом в США. В частности, в федеральном законодательстве закреплена важность дошкольного образования для детей из групп наиболее высокого риска (PL 88-452, 1964; 90-358 PL, 1968). Впоследствии количество дошкольных программ для таких детей возросло, сейчас они финансируются государством во всех 50 штатах США. Несмотря на несомненные успехи применения образовательных программ, существуют и опасения, что дошкольные программы не настолько эффективны, как это могло бы быть. Необходимо переосмысление роли оценки в организации дошкольного образования.

Как отмечают П. Стренд и его коллеги8, в настоящее время в США представлены различные модели оценки дошкольных программ. Одной из наиболее объемных является оценка, предусмотренная проектом Head Start. В рамках этого проекта определены восемь областей: речь, грамотность, математика, наука,

6 Howes C., Smith E., Galinsky E. The Florida child care quality improvement study. - New York, Families and Work Institute, 1995; Beller E.K., Stanke M., Butsz O., Stahl W., Wessels H. Two measures of the quality of group care for infants and toddlers// European Journal of Psychology of Education. - 1996. - 11. - PP.151-167.

7 Dettling A., Gunnar M., Donzella B. Cortisol levels of young children in full day child care centers // Psychoneur oendocrinology. - 1999. - 24. - PP.519-536.

8 Strand P., Cerna S., Skucy J. Assessment and decisionmaking in early childhood education and intervention// Journal of Child and Family Studies. - 2007. - №16.

23

■ ■ Ш

АКТУАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

искусство, социальное и эмоциональное развитие, подход к обучению, физическое здоровье. Каждое направление разбито на 2-5 сфер, что в итоге приводит к 100 показателям, по которым на каждого ребенка собирается информация, разделенная на 54 блока. Таким образом, педагог, в группе которого в среднем находится 17 детей, отвечает за сбор более 900 информационных блоков. Процедура эта проде-лывается не менее трех раз в год.

Возникает правомерный вопрос: «Может ли на самом деле справиться с этой задачей педагог?» Разработчики подхода придерживаются мнения, что собранная информация помогает педагогу оценить свою деятельность. Однако исследования, сравнивающие процесс принятия решений у людей и компьютеров, показывают, что такой объем информации человек просто не в силах эффективно собрать воедино.

Необходимость оценки качества дошкольного образования обусловлена теми функциями, которые она выполняет.

1. Прежде всего, оценка используется для повышения ответственности учителей за эффективность используемых программ. Со времени принятия документа No Child Left Behind в 2002 году отчетность стала основным направлением оценки образования. Учитывая ту роль, которая отводится в США готовности детей к школе, неудивительно, что давление на дошкольные учреждения возрастает. Например, Национальная система отчетности в США предполагает постоянное подтверждение эффективности применяемых в раннем образовании методов.

2. Оценка помогает точно определить детей, которые находятся в группе риска и нуждаются в специализированном вмешательстве и образовательных услугах. Именно этим детям чрезвычайно важно как можно раньше попасть в образовательную среду.

3. Оценка применяется при изучении динамики предлагаемых образовательных услуг.

4. Важная роль оценки - обеспечение информации об образовательных услугах. Использование оценки особенно важно, когда нужно учитывать различные особенности развития детей младшего возраста. По-видимому, не существует единственной программы или одного метода вмешательства, который будет максимально эффективен для обучения всех детей дошкольного возраста независимо от их возраста, пола, этнического и языкового окружения, семейных особенностей или уровня

развития способностей. Таким образом, одним из компонентов эффективного индивидуализированного дошкольного образования является не только оценка программы, но и оценка развития ребенка. Основная роль в оценке должна заключаться в предоставлении информации для педагогов, что позволит им максимально эффективно оказать влияние на детское развитие в каждом конкретном случае.

Как указывает А. Вандерхейден9 традиционные измерения развития ребенка, которые носят точечный характер, весьма трудоемки, а потому дорогостоящи. В связи с этим приобретает большую популярность оценка, основанная на программе обучения. Такая оценка измеряет логичность модели, которая лежит в основе программы: сначала ребенок овладел одним навыком, затем он овладевает другим и т. д.

Помимо оценки существует измерение, основанное на программе обучения. Оно связано с общими результатами модели и направлено на понимание поведения, которым в итоге овладевает ребенок. Этот показатель используется для мониторинга прогресса ребенка.

Оба эти подхода позволяют делать сравнения с нормами, проводить измерения в привычном для ребенка окружении. Они связаны с ожидаемыми от ребенка достижениями. Основное отличие в том, что именно измеряется в данный момент: подход оценки, основанный на программе обучения, измеряет текущее поведение, к которому идет ребенок; подход измерения, основанного на программе обучения, нацелен на итоговое поведение.

Оценка развития ребенка: традиционный и аутентичный подходы

Исторически наиболее распространенным подходом к оценке дошкольных программ было применение норм базового стандартного теста и оценка учителем ученика. Уходя корнями в традиции психометрического стандартизированного теста, эти измерения были направлены на определение у детей различий (часто недостатков) на примере выполнения задач, которые выступают в роли важных характеристик соответствующей теоретической модели. Например, для оценки когнитивного развития

9 Vanderheyden A. Intervention-driven assessment prac-

tices in early childhood/early intervention: measuring what is possible rather than what is present// Journal of Early Intervention. - 2005. - №1.

24

ребенка ему могут предложить расположить фигуры на доске или выполнить какие-либо другие действия в соответствии со словесными инструкциями. Кроме того, педагога могут попросить оценить проблемы ребенка, его способность решать задачи или другие навыки, отражающие когнитивное развитие. Если ребенок выполняет меньшее количество задач и оценивается ниже, чем педагог оценивает «среднего ребенка», то о ребенке могут говорить, что у него задержка когнитивного развития. Такое определение, как правило, применяется, если оценки ребенка в той или иной области развития на два или более стандартных отклонения ниже среднего результата, который определяется стандартными нормами.

Основная сила стандартизированного подхода состоит в том, что такие тесты позволяют сравнить результаты ребенка с нормами, обеспечивая тем самым информацию о том, где находится развитие каждого ребенка в соотношении со сверстниками. Поэтому такие испытания и оценка широко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска. Они также могут содержать информацию, полезную для анализа различных тенденций. Программа и деятельность педагога также могут быть оценены с помощью этого подхода.

Можно утверждать, что использование стандартных тестов позволяет получить достаточно точную оценку дошкольных программ. Однако у этого подхода имеются недостатки. Основной недостаток заключается в том, что такие тесты дают очень мало информации, которая может быть использована преподавателями для увеличения эффективности своего воздействия на детей. Такие оценки проводятся два или, самое большее, три раза в год и могут дать ценную информацию для педагогов в те моменты времени, когда проводится тестирование, однако каким образом ее можно использовать на постоянной основе, не всегда понятно. Эта проблема усугубляется тем, что многие стандартизированные тестовые задания носят статистический, а не функциональный характер.

Тем не менее оценка развития ребенка выступает одним из показателей качества дошкольного образования. Дж. Нейсворт и С. Багнато сделали следующее заключение относительно оценки развития ребенка10:

10 Neisworth J., Bagnato S. The MisMeasure of Young Children: The Authentic Assessment Alternative // Infants & Young Children. - 2004. - №3.

1. Измерение в дошкольном образовании по-прежнему связано во многом с традиционными формами практики тестирования.

2. Традиционные формы тестирования психического развития не подходят (за редким исключением) для детей с отклонениями в развитии.

3. Обычные лабораторные процедуры тестирования отделены от детского естественного окружения, поэтому они не в состоянии в полной мере отразить реальные возможности детей.

4. Обычное тестирование не должно использоваться тотально, включая мониторинг, планирование работы с ребенком, формирование программы оценки результатов исследований.

5. Только аутентичные или другие альтернативные формы оценки, связанные с наблюдением, соответствуют закону о раннем обучении и требованиям Национальной ассоциации обучения детей раннего возраста (2000, США). Обычно тестирование используется для рутинного мониторинга, но особое значение оно приобретает, когда возникают реальные проблемы, то есть когда нужно определить критерии, спланировать индивидуальную программу, отследить прогресс ребенка и оценить эффективность вмешательства.

Заметим, что тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения и потому прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны. Традиционно дети, имеющие отставание в развитии, на основании интеллектуального тестирования получают негативный прогноз в отношении дальнейшего развития. Однако такие оценки, как правило, не учитывают влияние окружающих условий. Например, наблюдение за 291 дошкольником, имевшим отставание в развитии, показало, что в течение двух лет 26% детей показали существенные позитивные изменения в развитии11.

Преимуществом тестового подхода является наличие специальных методик, которые позволяют сравнить результаты их выполнений конкретным индивидом с результатами, полученными индивидами того же возраста, что и испытуемый. Полученные баллы позволяют сравнить испытуемого с нормативными показателями. При этом тестовые задания предполагают соблюдение четких правил проведения методики, поскольку для того, чтобы

11 Field M., Fox N., Radcliffe J. Predicting IQ change in preschoolers with developmental delays. // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. - 1990. - 1 1(4). - 184-189.

25

■ ■ ш

АКТУАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

сравнивать результаты, полученные по той или иной диагностической процедуре, необходимо, чтобы для всех испытуемых она была одинаковой. Фактически тестовое обследование направлено на то, чтобы сделать диагностику максимально объективной, то есть исключить влияние посторонних факторов, способных воздействовать на результаты выполнения методик. Именно поэтому при проведении индивидуальных детских тестов считаются недопустимыми какие-либо искажения инструкции методики. Обычно порядок предъявления заданий также четко обозначен, а иногда и строго ограничен по времени. Рекомендуется также избегать присутствия взрослых (поскольку они могут отвлечь ребенка, исказить результаты обследования), строго запрещается усиленно хвалить ребенка за правильные ответы или выражать какие-либо иные эмоции (поскольку в этом случае ребенок начнет ориентироваться в большей степени на реакцию взрослого, а не на реальное выполнение задания). Тестовый подход представляет собой высоко технологичный инструмент, который доступен практически любому диагносту, освоившему стандартную, четко обозначенную процедуру проведения той или иной методики и алгоритм ее интерпретации. При этом для тестов, как правило, используется особый стимульный материал, который «охраняется» от ребенка вне обследования. В противном случае считается, что полученные результаты будут искажены. Вместе с тем, если испытуемые одного возраста

получают, например, одинаковые баллы при выполнении какого-либо теста, это не всегда означает, что уровень их развития одинаков. Ведь при применении тестового метода диагноста, в первую очередь, интересует количество баллов (за которыми стоит, например, количество правильно решенных заданий), а не характер ошибок, за которыми подчас скрывается своеобразие развития ребенка.

Иначе проводится аутентичная оценка, которая строится на анализе поведения ребенка в естественных условиях, в различных ситуациях. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения и записи, интервью, оценочных шкал. Оценка развития навыков ребенка, которые используются им в реальной жизни, не может быть осуществлена через специальные испытания с помощью особого материала.

Стандартные тесты имеют слабое отношение к реальной жизни. В отличие от этого аутентичные оценки рассматривают поведение, которое имеет для ребенка важное функциональное значение: например, получить с помощью общения желаемую игрушку, которая находится в другом конце комнаты, и выяснить, как игрушка работает.

Если в тестах фиксируется ответ ребенка (его выбор), то аутентичные оценки фиксируют поведение ребенка, его реакции, то есть допускается, что ребенок может продемонстрировать компетентность в различных формах. Если ребенок слепой, то он будет

26

общаться иначе, чем зрячий. Кроме того, аутентичное содержание тесно связано с обучением - оцениваемое содержание является частью программы обучения.

Стандартные тесты проводят специально обученные специалисты, незнакомые ребенку. Аутентичные оценки делают взрослые, которые хорошо знают ребенка - например, педагоги, родители и др.

И последнее, в то время как стандартные тесты в случае их неудачного выполнения часто приводят к сужению возможностей ребенка в силу предвзятого к нему отношения, «аутентичные оценки сохраняют для ребенка возможность получить позитивный опыт переживания образовательных и других ситуаций»12.

Примером аутентичной оценки является система The Work Sampling System (WSS), разработанная для детей-дошкольников, начиная с трех лет, и учеников начальных классов школы. Система основана на наблюдениях педагога, организованных в соответствии с установленными процедурами и рекомендациями. The Work Sampling System (WSS) состоит из трех частей: руководства для оценки педагогами детей, портфолио и итогового отчета. Оценка педагогом детей проводится по семи сферам: личностное и социальное развитие, речь и грамотность, математическое мышление, научное мышление, социальные навыки, искусство, физическое развитие. Получаемая информация может быть использована для повышения эффективности обучения. Педагоги заполняют опросники, приведенные в руководстве, не тестируя детей. Вместо этого строится профиль индивидуального прогресса ребенка по определенным навыкам, знаниям, типам поведения на занятиях. Разработчики исходили из того, что разнообразие поведения весьма велико, поэтому заполняемые формы могут различаться между собой. Портфолио представляют собой коллекцию работ ребенка, которые иллюстрируют его старания, прогресс и достижения и собирают воедино опыт ребенка за прошедший год. Портфолио позволяют детям судить о собственных успехах. Итоговый отчет заполняется на каждого ребенка три раза в год. Он основан на результатах ребенка, его портфолио и наблюдениях педагога.

Как показал опрос 350 семей13, родители положительно воспринимают данную систему

12 Bagnato S., Neisworth J., Pretty-Frontczak K. Linking authentic assessment and early childhood intervention: best measures for best practices. - Baltimore, 2010. - P.14.

13 Meisels S.J., Xue Y. Parental reactions to authentic assessment// Educational Assessment. - 2001. - №1.

оценки. Особенно высоко оценивают родители общее заключение и портфолио ребенка. По мнению родителей, именно эти элементы системы позволяют им лучше понимать своего ребенка, его сильные и слабые стороны. Портфолио помогает детям улучшить свои достижения, гордиться достигнутым и видеть собственный прогресс. Важно подчеркнуть, что такое мнение было присуще всем опрошенным родителям, вне зависимости от объективной успешности ребенка, уровня его развития.

Методы

комплексной оценки

Одним из общепринятых инструментов оценки качества дошкольного образования является Шкала оценки окружения в раннем детстве (The Early Childhood Environment Rating Scale - ECERS). Она предназначена для оценки качества образования детей 2,5-5 лет. Теоретическим основанием шкалы выступает понимание основных условий позитивного развития ребенка.

ECERS (ECERS-R 2005 год) состоит из 43 пунктов, которые определяют различные уровни качества в типичных для дошкольного учреждения ситуациях (7 категорий). Данная шкала основана на предположении, что для успешного развития ребенка должны присутствовать общая динамика развития, определенные материалы и т. д.

Критерии ECERS возникли в результате многолетних исследований в области обучения и развития детей. Они фокусируются на основных условиях развития ребенка: насколько он активен, проявляет участие в различных мероприятиях, общается и сотрудничает с другими людьми, насколько реализуется развитие его собственных интересов. Каждая позиция оценивается индивидуально по 7-балльной шкале: 1 балл - неадекватно; 3 балла - минимально; 5 баллов - хорошо; 7 баллов - отлично. Оценка в 1 балл присваивается тогда, когда отмечается наличие хотя бы одного индикатора из категории «1 балл». Оценка в 2 балла присваивается в том случае, если ни один из индикаторов в категории «1 балл» не обнаружен, но отмечено присутствие половины индикаторов категории «3 балла». Оценка в 3 балла присваивается в случае, если ни один из индикаторов в категории «1 балл» не обнаружен, но отмечено наличие всех индикаторов категории «3 балла» и т. д.

27

■ ■ ш

А К Т У А Л Ь Н О Е М Н Е Н И Е

Показатели:

• мебель и пространство для детей (внутреннее пространство; мебель для ежедневных мероприятий, игры и обучения; мебель для отдыха; оснащение комнаты для игры; личное пространство; оснащенность материалом; пространство для практики крупной моторики; оборудование для развития крупной моторики);

• ежедневные мероприятия (приветствие/ проводы; прием пищи; сон; туалет; практика сохранения и укрепления здоровья; практика обеспечения безопасности детей);

• языковой опыт и опыт мышления (книги и иллюстрации; стимулирование общения у детей; использование речи для развития мышления; неформальное использование речи);

• деятельности (моторика; искусство; музыка/движение; кубики; песок/вода; игра-драматизация; естествознание; математика; использование ИКТ, создание условий для проявления разнообразия);

• взаимодействие (сопровождение деятельности, связанной с крупной моторикой; общее сопровождение детей; дисциплина; общение взрослого с детьми; общение между детьми);

• структура программы (расписание; свободная игра; групповое время; работа с детьми с ограниченными возможностями);

• родители и сотрудники (удовлетворение потребностей родителей; удовлетворение личных потребностей сотрудников; удовлетворение профессиональных потребностей сотрудников; взаимодействие и кооперация сотрудников; сопровождение и оценка работы сотрудников; возможности профессионального роста сотрудников).

Для того чтобы заполнить все 43 показателя, наблюдателю требуется не менее трех часов для изучения всего внутреннего и внешнего пространства детского сада, а также разнообразие видов деятельности, в которые вовлечены дети и взрослые.

ПРИМЕРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категория: Мебель и пространство для детей Показатель: Внутреннее пространство

1 балл:

- недостаточно места для детей, взрослых и мебели;

- недостаточная освещенность, вентиляция, недостаточный контроль температуры, недостаточное использование звукопоглощающих материалов;

- недостаточный ремонт (поврежденные полы, отслаивающаяся краска на стенах и др.);

- помещение плохо убирается (грязные полы, наличие мусора и др.).

3 балла:

- достаточно места для детей, взрослых и мебели;

- достаточная освещенность, вентиляция, контроль температуры, использование звукопоглощающих материалов;

- пространство находится в хорошем состоянии;

- пространство поддерживается в чистоте и порядке;

- пространство доступно для всех детей и взрослых (присутствуют поручни для людей с ограниченными возможностями и др.).

5 баллов:

- достаточное внутреннее пространство организовано таким образом, что позволяет детям и взрослым свободно перемещаться (мебель не ограничивает движение детей, имеющегося пространства и оборудования достаточно для детей с ограниченными возможностями - ширина дверей не менее 80 см и др.);

- хорошая вентиляция, естественный свет через окна или застекленную крышу.

7 баллов:

- управляемый естественный свет (шторы, жалюзи и др.);

- управляемая вентиляция (открывающиеся окна, вентилятор и др.).

Категория: Ежедневные мероприятия Показатель: Приветствие/Проводы

1 балл:

- детей приветствуют эпизодически;

- проводы детей плохо организованы;

- родителям не позволяется приводить детей в комнату.

3 балла:

- большинство детей тепло приветствуются (сотрудники вежливы с ребенком, улыбаются ему, говорят с ним приятным тоном и др.);

- проводы детей хорошо организованы (детям помогают собрать вещи и др.);

- родителям позволяется приводить детей в комнату.

5 баллов:

- каждого ребенка приветствуют индивидуально (сотрудники говорят ему «привет» на родном для ребенка языке, называют его по имени);

28

- проводы происходят комфортно (без спешки, сопровождаются объятиями и прощанием с каждым ребенком);

- родители тепло приветствуются.

7 баллов:

- когда дети приходят в учреждение, им помогают включиться в деятельность (при необходимости);

- дети вовлекаются в деятельность до момента ухода родителей (дети не ждут родителей без дела, их не выхватывают из деятельности, а позволяют дойти до логической остановки);

- сотрудники используют время ухода детей для информирования родителей.

Примечание: не все дети могут быть названы по имени, и не все родители могут быть тепло встречены сотрудниками. Здесь и далее речь идет о большинстве случаев, то есть 75% и более.

Категория: Языковой опыт и опыт мышления Показатель: Неформальное использование речи

1 балл:

- сотрудники говорят с ребенком с целью контролировать его поведение;

- сотрудники редко отвечают на просьбы ребенка;

- разговор ребенка часто игнорируется.

3 балла:

- присутствует простейший разговор между сотрудником и ребенком (ответы на вопросы и др.);

- детям разрешается говорить все время.

5 баллов:

- во время игры и других занятий сотрудники много говорят с ребенком;

- речь в основном используется для обмена информацией и социального взаимодействия;

- сотрудники добавляют информацию, развивая идеи ребенка (например, если ребенок говорит «вот машина», то педагог может продолжить - «да, это большая красная машина» и т. д.);

- сотрудники поддерживают общение между детьми, включая общение с детьми с ограниченными возможностями (обучение всех детей языку жестов, если ребенок использует его и др.).

7 баллов:

- сотрудники индивидуально беседуют с большинством детей;

- детям задаются дополнительные вопросы, стимулирующие более сложные и длинные

ответы (детей спрашивают о том, «что» или «где», более старших детей спрашивают о том, «почему» или «как»).

Категория: Виды деятельности Показатель: Обеспечение принятия разнообразия

1 балл:

- отсутствует расовое и культурное разнообразие в представленном материале (игрушки и картинки изображают одну расу, все напечатанные материалы посвящены одной культуре, в случае билингвизма все видео- и аудиомате-риалы представлены на одном языке);

- материалы представляют лишь стереотипы рас, культур, возрастов, возможностей и пола;

- сотрудники демонстрируют предубеждения в отношении других (в отношении человека с ограниченными возможностями, ребенка или взрослого другой национальности).

3 балла:

- наблюдается некоторое расовое и культурное разнообразие в представленном материале;

- материалы представляют разнообразие в позитивной манере;

- сотрудники должным образом отвечают на предубеждения, демонстрируемые другими взрослыми или детьми в отношении других культур (вступают в разговор о различиях, устанавливают правила равноправного обращения).

5 баллов:

- представлены доступные детям и взрослым книги, картинки, материалы, которые демонстрируют людей различных рас, культур, возрастов, способностей и пола в нестереотипном виде (женщины и мужчины, выполняющие различную работу, включая нетрадиционные роли);

- некоторые материалы, репрезентирующие различные культуры, используются для игры-драматизации (куклы различных рас, этническая одежда и др.).

7 баллов:

- разнообразие является частью ежедневных мероприятий и игровых видов деятельности (кухня других народов, музыка различных культур и др.);

- используются специальные виды активности, направленные на принятие разнообразия (родителей стимулируют демонстрировать детям культурные традиции; на праздниках представлен целый ряд культур и др.).

29

■ ■ ш

А К Т У А Л Ь Н О Е М Н Е Н И Е

При этом особое внимание уделяется отсутствию демонстрации насилия в отношении расы или культуры. Например, набор «ковбои и индейцы» не может рассматриваться как демонстрация культурного разнообразия.

Поскольку не на все вопросы можно получит ответы в ходе наблюдения, следует спросить сотрудников:

- Какую музыку вы используете в работе с детьми. (Примеры.)

- Что вы делаете, если ребенок или взрослый демонстрирует предубеждение?

- Используются ли какие-либо виды деятельности для понимания детьми разнообразия людей в стране и в мире? Приведите примеры.

Категория: Взаимодействие

Показатель: Сопровождение деятельности, связанной с крупной моторикой

1 балл:

- неадекватное сопровождение деятельности (дети остаются без присмотра на короткое время, сотрудники редко обращают внимание на детей, для наблюдения за детьми недостаточно взрослых);

- большая часть взаимодействия детей с взрослыми носит негативный характер (сотрудники выглядят раздраженными, злыми, присутствует контролирующая атмосфера).

3 балла:

- сопровождение деятельности детей носит адекватный характер для сохранения здоровья и обеспечения безопасности детей;

- присутствует положительное взаимодействие детей с взрослыми (детям помогают в случае, если они испытывают затруднения, их хвалят, если им удается овладеть новым навыком, общение протекает положительно).

5 баллов:

- сотрудники предотвращают опасные ситуации (убирают сломанные игрушки или другие опасные объекты, останавливают грубую игру до того, как кто-нибудь из детей пострадает);

- большая часть общения детей и взрослых носит положительный характер;

- сотрудники помогают детям развивать навыки, необходимые для использования различного оборудования (помогают детям учиться нажимать на педали, помогают детям с ограниченными возможностями использовать адаптированные педали велосипедов и др.).

7 баллов:

- сотрудники обсуждают с детьми понятия, имеющие отношение к игре (ближе - дальше,

быстрее - медленнее, просят детей рассказывать о происходящей игре);

- сотрудники помогают детям развивать игру (например, размечают маршрут езды на велосипеде и т. п.);

- сотрудники помогают детям развивать позитивные социальные навыки (обучают детей пользоваться игрушками по очереди, использовать инвентарь, требующий кооперации, как, например, качели, рации и др.).

Поскольку не на все вопросы можно получит ответы в ходе наблюдения, следует спросить сотрудников:

- Что вы делаете, если ребенок испытывает сложности в использовании оборудования?

Категория: Структура программы Показатель: Групповое время

1 балл:

- дети находятся в рамках своей группы весь день (все делают один проект, все слушают историю, все принимают ванную в одно время и т. д.).

- представлено мало возможностей для индивидуального взаимодействия ребенка и сотрудника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 балла:

- некоторые игровые виды деятельности реализуются по подгруппам или индивидуально;

- детям предоставляются некоторые возможности для выбора подгруппы.

5 баллов:

- групповое время ограничено и определяется возрастом и индивидуальными потребностями детей;

- большая часть игровой деятельности реализуются по подгруппам или индивидуально;

- некоторые ежедневные мероприятия реализуется по подгруппам или индивидуально.

7 баллов:

- разные объединения работают в различном темпе;

- сотрудники вовлечены во взаимодействие с небольшими группами детей, индивидуально с детьми и с группой в целом;

- дети имеют возможность присоединиться к какой-либо группе.

Категория: Родители и сотрудники Показатель: Удовлетворение личных потребностей сотрудников 1 балл:

- отсутствие специального места для сотрудников (отсутствие отдельной комнаты, гостиной, места для хранения личных вещей);

30

■ ■ Ш

АКТУАЛЬНОЕ МНЕНИЕ

- отсутствие времени для личных потребностей (отсутствие перерыва).

3 балла:

- наличие отдельного помещения для сотрудников;

- наличие мебели для взрослых за пределами игровой зоны детей;

- наличие места для хранения личных вещей сотрудников;

- сотрудник имеет не менее одного перерыва в день;

- представлены все возможности для работы сотрудников с ограниченными возможностями (в случае необходимости).

5 баллов:

- наличие комнаты для отдыха; комната может иметь два назначения (например, комната для совещаний и комната для отдыха);

- наличие охраняемого места для хранения личных вещей сотрудников;

- ежедневный утренний, дневной и вечерний перерывы;

- наличие необходимых условий для приема пищи сотрудниками (холодильник, кухня и др.).

7 баллов:

- наличие комнаты для отдыха (используется только по назначению);

- удобная мебель для взрослых;

- сотрудники имеют возможность определять время собственных перерывов.

Поскольку не на все вопросы можно получит ответы в ходе наблюдения, следует спросить сотрудников:

- Есть ли у вас возможность сделать перерыв? Когда это происходит?

- Где вы обычно храните свои личные вещи?

Развитие подобного инструментария является необходимым условием эффективного мониторинга качества дошкольного образования.

Проведенные сравнительные исследования с использованием шкалы ECERS показали ее эффективность. В. Титце и коллеги с помощью ECERS постарались оценить качество дошкольного образования в Германии, США, Португалии, Испании и Австрии14. Всего в исследовании приняли участие более 600 дошкольных учреждений из указанных стран. Адаптация инструментария, проведение совместных обсуждений, выездов экспертов с целью консультаций заняли около двух лет. Наиболее высокие оценки качества образования получили дошкольные учреждения Австрии и Германии, имеющие сильные традиции и развитую инфраструктуру в области дошкольного воспитания. Низкие оценки -учреждения Португалии (в которой проблема дошкольного образования стала подниматься сравнительно недавно) и Испании (в которой дошкольное обучение часто разворачивается в здании школы и построено по принципу традиционного школьного обучения с акцентом на групповой работе, организуемой педагогом).

В заключение еще раз отметим важность дошкольного образования в жизни ребенка и государства в целом и подчеркнем необходимость создания системы оценки качества дошкольного образования. ■

14 Tietze W., Cryer D., Bairrao J., Palacios J., Wetzel G. Comparisons of Observed Process Quality in Early Child Care and Education Programs in Five Countries// Early Childhood Research Quarterly. - 1996. - 11. - PP.447-475.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.