Научная статья на тему 'Оценка качества дополнительных образовательных услуг на основе инновационного обеспечения (региональный опыт)'

Оценка качества дополнительных образовательных услуг на основе инновационного обеспечения (региональный опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Т.В., Илышева M.А., Картавченко И.В.

Описываются основные компоненты инновационного обеспечения учебного процесса в сфере дополнительного профессионального образования, анализируется их влияние на качество образовательных услуг. Метод формирования показателя качества «Оперативная оценка», разработанный на базе внедрения инновационных технологий, предлагается как часть инновационного обеспечения в качестве оценки знаний слушателя по методологии разработки «портфолио».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Т.В., Илышева M.А., Картавченко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества дополнительных образовательных услуг на основе инновационного обеспечения (региональный опыт)»

37 (172) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ)*

Т. В. МАТВЕЕВА, доктор экономических наук, директор Центрадополнительной профессиональной переподготовки Бизнес-школы УГТУ-УПИ E-mail: yana@fsm.ustu.ru

М. А. ИЛЫШЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: maril@mail.ru

И. В. КАРТАВЧЕНКО, программист Центрадополнительной профессиональной переподготовки Бизнес-школы УГТУ-УПИ E-mail: kart_iv@mail.ru Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Описываются основные компоненты инновационного обеспечения учебного процесса в сфере дополнительного профессионального образования, анализируется их влияние на качество образовательных услуг. Метод формирования показателя качества «Оперативная оценка», разработанный на базе внедрения инновационных технологий, предлагается как часть инновационного обеспечения в качестве оценки знаний слушателя по методологии разработки «портфолио».

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, инновационное обеспечение, информационные технологии, оценка качества, показатели качества образовательных услуг.

* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

В условиях глобальной нестабильности на фоне мирового финансового кризиса коренным образом изменились условия функционирования системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Эти условия характеризуются неопределенностью внешней среды и усилением конкуренции в сфере образования, так как экономический кризис спровоцировал повышение спроса на образовательные услуги, связанные с переподготовкой и повышением квалификации. Повышение спроса продиктовано увеличением численности незанятого населения, повышением требований работодателей к работникам, необходимостью совмещения нескольких профессий. Поэтому для каждого образовательного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере

ДПО, большую роль играет работа по повышению конкурентоспособности учебного заведения. Это обеспечивается, прежде всего, повышением уровня качества подготовки выпускаемых специалистов, способностью быстрого и адекватного реагирования на изменения рынка труда, а также организацией учебного процесса в соответствии с требованиями потребителей образовательных услуг.

Повышение качества образовательных услуг было и остается одной из основных проблем современной системы ДПО. В утвержденной 17.11.2008 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации четко прослеживается приоритет качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов. Для решения этой задачи предусматривается создание до 2020 г. условий для ежегодного обучения по программам повышения квалификации и/или переподготовки до 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно [6]. Открытие новых способов повышения качества организации учебного процесса является основой решения проблемы обеспечения конкурентоспособности и поддержания устойчивого финансового состояния объекта ДПО.

В широком понимании инновации, как основа инновационного обеспечения, подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового, а в узком смысле — новое технологическое решение, осуществленное напрактике [2].

Рассматривая инновационное обеспечение в тесной связи с внедрением информационных технологий, следует отметить, что меняются форма и содержание привычных понятий. Это позволяет высвободить творческий потенциал личности за счет экономии времени при обработке информации различного типа, передачи компьютеру выполнения некоторых видов рутинной работы персонала, обеспечивающего учебный процесс.

Инновационное обеспечение образовательной структуры включает в себя как совершенствование материально-технической базы, так и внедрение новейших научных достижений в области образовательных технологий, отражающих инновационную культуру преподавателя, стиль его деятельности по внедрению новых элементов в

содержание, методику и организацию образовательного процесса [7]. Современная структура ДПО должна также обладать целым арсеналом инновационных подходов, форм и методов организации управления учебным процессом.

Основные компоненты инновационного обеспечения в системе ДПО, оказывающие влияние на качество образовательныхуслуг, показаны нарис. 1.

Процесс инновационного обеспечения не может не отразиться на основных факторах учебного процесса, влияющих на его качество:

• руководстве образовательным процессом;

• подготовке преподавательского состава;

• технологии обучения;

• организации учебного процесса;

• материально-техническом и учебно-методическом обеспечении;

• уровне подготовленности слушателей. Влияние применения основных компонентов

инновационного обеспечения, таких как использование автоматизированной системы информационного обеспечения учебного процесса (АСИО УП), применение учебно-методических комплексов (УМК), организация системы дистанционного обучения (СДО) в режиме удаленного доступа для факторов, на качество учебного процесса, представлено в таблице.

Инновационное обеспечение учебного процесса охватывает практически все основные факторы, влияющие на качество образовательных услуг, повышает их эффективность.

Для того чтобы определить качество образовательных услуг и эффективность организации учеб-

Рис. 1. Основные компоненты инновационного обеспечения, влияющие на качество услуг ДПО

Влияние внедрения компонентов инновационного обеспечения на основные факторы учебного процесса

Фактор Компоненты инновационного обеспечения Положительные изменения, происходящие в результате внедрения отдельных компонентов инновационного обеспечения

Руководство образовательным процессом АСИО УП Значительное уменьшение временных затрат для получения информационной поддержки принятия управленческих решений. Повышение уровня достоверности и актуальности отчетов. Возможность оперативного и эффективного обмена информацией между всеми участками учебного процесса в режиме реального времени

Подготовка преподавательского состава АСИО УП, УМК, СДО Совершенствование навыков владения информационными технологиями для составления УМК и ресурсов СДО и, как следствие, повышение профессионального уровня. Снижение временных затрат на получение информации и документов для организации учебного процесса (ведомости, протоколы, списки, приказы, выписки и т.д.)

Технология обучения АСИО УП, УМК, СДО Снижение риска ошибок и роли человеческого фактора в вопросах внесения информации за счет технического усовершенствования. Исключение дублирования многих процессов и документов, уменьшение временных потерь на поиск необходимой информации, ее сопоставление и анализ. Возможность увеличения как числа слушателей, так и количества аттестованных слушателей за счет самостоятельного тестирования с помощью блоков тестового контроля через УМК и СДО

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение УМК, СДО Расширение учебно-методической базы за счет применения новых образовательных технологий (УМК, ресурсы образовательного портала СДО), ее усовершенствование за счет внедрения мультимедийных и информационных технологий

Уровень подготовленности слушателей УМК, СДО Получение возможности изучения учебного материала и проведения промежуточных аттестационных мероприятий, не ограничиваясь аудиторными и преподавательскими ресурсами и расписанием, за счет использования УМК и СДО, совершенствование навыков владения информационными технологиями

ного процесса в сфере ДПО, существует множество систем и подходов оценки качества образовательного процесса. Из всего спектра показателей качества учебного процесса, используемых в различных образовательных структурах, можно выделить следующие блоки показателей качества:

• инновационная активность преподавательского состава;

• мотивация преподавательского состава;

• качество учебных программ;

• состояние материально-технической базы учебного заведения;

• инновационная активность учебного заведения;

• качество знаний студентов (слушателей);

• востребованность выпускников;

• конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

• достижения выпускников.

Создание модели формирования показателей качества в сфере ДПО, основанного на инновационном обеспечении, является важным условием реализации стратегии повышения качества образовательных услуг. Такой традиционный показатель качества образовательных услуг, как «оценка знаний слушателя», для системы ДПО является одним из наиболее значимых, так как основная масса слушателей, приходя на курсы повышения квали-

фикации и переподготовки, имеет высокую степень мотивации. Дополнительное образование получают взрослые люди, сочетающие учебу с работой и формирующие свою образовательную мотивацию не учебным процессом, а жизнедеятельностью, в которой будут использованы приобретаемые знания. Понижение успеваемости является следствием объективных причин, в числе которых:

• недостаточное качество преподавания;

• неудобство расписания;

• неправильный выбор программы обучения;

• субъективность преподавателя и др.

На фоне инновационных преобразований показатель «оценка знаний слушателя» приобретает дополнительные оттенки и формы. Использование АСИО УП в анализе этого показателя дает возможность расширить рамки его использования не только в годовых отчетах и для контролирующих органов, но и в повседневной деятельности образовательной структуры.

Возможность многофакторного анализа показателя (назовем его «Оперативная оценкой») позволит вносить своевременные изменения в ход учебного процесса и корректировать организационные мероприятия. Показатель «Оперативная оценка» позволит осуществлять регулярный мониторинг качества обучения и осуществлять сравнительный анализ сразу по нескольким критериям.

Комплексная модель формирования показателя «Оперативная оценка» представлена на рис. 2.

Имея оперативные данные об успеваемости разных групп слушателей по различным программам за различные периоды обучения и проведя сравнительный анализ, можно достаточно точно определить причины понижения или, наоборот, повышения успеваемости как основного показателя качества учебного процесса. Своевременная диагностика данного показателя качества помогает предупредить неудовлетворенность потребителя образовательных услуг.

Например, для анализа условий организации учебного процесса рассмотрим варианты изменения критерия «Средний балл» по годам, в группах 3—5 курсов с различной степенью детализации (рис. 3).

Учебные программы и средние баллы, упоминаемые на рис. 3, — условные, так как задача рисунка — продемонстрировать методику подхода к изучению рассматриваемого вопроса. Так, на рис. За показан уровень среднего балла по всем учебным программам, представляющий собой практически ровную прямую. Если же рассматривать этот же показатель по одной программе, то рис. 3б демонстрирует совсем другую тенденцию, а именно методичное снижение значения по-

ного критерия. На рис. Ъв показан сравнительный анализ по нескольким программам. Если брать во внимание годы, во время которых имеются самые лучшие показатели успеваемости, то можно судить о наилучших условиях организации учебного процесса в данный период. Детализация временных интервалов и рассмотрение учебных программ с точки зрения конкретных дисциплин позволит получить более точную конкретизацию.

Другой критерий — «Процент уровня знаний» — определяется по формуле:

и= 1,(0/0 > 100%,

где — единичный показатель среднего балла в выбранной категории;

О — максимально возможный балл в выбранной категории.

Данный показатель может рассматриваться в разных плоскостях и временных интервалах.

Оперативная оценка (сопоставление)

I

По количеству слушателей, имеющих только оценки «5», «4 и 5», «смешанные»

казателя на протяжении нескольких лет. Анализируя и сопоставляя различные факторы, такие как внесение корректировок в учебный план и расписание, изменения в преподавательском составе, увеличение или уменьшение численности групп, полнота учебно-методического обеспечения и т.д., можно диагностировать причину изменения дан-

Е

По процентному содержанию «5», «4», «3». По среднему баллу. По проценту уровня знаний

В группах:

• между группами;

• с количеством человек в группе;

• по возрасту и виду деятельности слушателей

По программам:

• между программами;

• с другими периодами;

• по длительности обучения;

• по возрасту и виду деятельности слушателей

По дисциплинам:

• между дисциплинами;

• с другими периодами;

• по длительности обучения;

• по возрасту и виду деятельности слушателей

Аттестационные мероприятия:

• с другими периодами;

• по длительности обучения;

• по возрасту и виду деятельности слушателей

Анализ динамики показателей

Организационные и управленческие ре- Корректировка элементов учебного про-

шения: цесса:

• повышение мотивации, изменение нагруз- • расписание;

ки или замена преподавателя; • количество человек в группе;

• переводы слушателей в другие группы и • число групп по возрасту и виду деятель-

т.д. ности и т.д.

Рис. 2. Комплексная модель формирования показателя качества «Оперативная оценка»

Рис. 3. Варианты изменения критерия «средний балл» в зависимости от степени детализации: а — по всем учебным программам;

б — по одной программе; в — по трем программам

Изменение количественных критериев, таких как численность слушателей по программам и годам, количество отличных или удовлетворительных оценок по конкретным дисциплинам, по программам и по аттестационным мероприятиям, может позволить судить о востребованности программ, действенности рекламных акций, профессионализме преподавателей, результатах внедрения новых образовательных технологий и т. д.

Данные для показателя «Оперативная оценка» требуют многофакторного и многомерного анализа. Поэтому высокий уровень актуальности и достоверности результатов информационно-аналитической обработки этих данных возможен только с примене-

нием АСИО УП. Все формулы и расчеты закладываются в систему запросов и выводятся на экран в готовых отчетных формах для вывода на печать.

Имея в арсенале такую мощную систему для анализа оценки качества полученных слушателями знаний, совершенствуя на основе этого анализа сам учебный процесс и повышая его эффективность, образовательное учреждение, безусловно, приобретает и конкурентное преимущество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить и другие подходы к оценке качества ДПО [3]. Рассмотрим пять из них на предмет применения их в сфере ДПО.

1. По восприятию. «Качество сразу видно», так сказать, на интуитивном уровне, его можно определить на взгляд и т. п. Качество образовательной услуги часто может оценить только человек, например по эмоциям, которые возникают при ее получении.

2. С ориентацией на превосходные характеристики образования. Качество обучения закладывается на этапе разработки программ и его можно измерить, контролируя характеристики уровня подготовки.

3. С точки зрения конечного потребителя. За критерий качества принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, как она определяется — не известно. Кроме того, в качестве потребителя в системе ДПО выступают и сами слушатели, и направившие их на учебу организации. При этом потребности этих двух категорий потребителей могут не совпадать.

4. С точки зрения ценности. Потребитель должен получить наибольшую пользу от израсходованных средств. Здесь затраты (денег, времени, сил и пр.) выступают как один из важных факторов качества при учете мнения потребителя. Но, очевидно, в случае монополизма или отсутствия эффективной цивилизованной конкуренции затраты неоднозначно характеризуют качество обучения.

5. С точки зрения самореализации выпускника ДПО. Интегральный критерий качества профессионального образования с точки зрения деятель-ностного подхода можно определить как уровень способности человека к самореализации в трудовой деятельности. Этот интегральный критерий может определяться как синтез трех других критериев:

• способности к профессиональной деятельности,

• способности к инновационной деятельности,

• способности к саморазвитию.

На взгляд авторов, последний критерий оценки качества профессионального образования наиболее интересен. Так как авторы рассматривают

14 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ГПбОриЯ 11 Практик?!

учебный процесс с точки зрения инновационного обеспечения, и в частности — применения дистанционных форм обучения, то использование этого критерия в оценке знаний слушателя может быть особенно эффективно.

Предлагаемый авторами метод « Оценка портфо-лио» широко используется во многих зарубежных вузах, в частности в США. Этот показатель используют для оценки общеобразовательной и специальной компетенции студента. Портфолио профессиональной карьеры выдается всем выпускникам системы высшего профессионального образования в США и представляет собой индивидуальный портфель официальных документов, отражающих знания, умения и навыки учащегося, студента, которые могут быть востребованы на рынке труда. Основное назначение портфолио — помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академических знаниях, умениях и навыках молодых людей — претендентов на место работы [8].

В России портфолио достаточно часто используют в целях саморекламы представители таких творческих профессий, как дизайнер, модельер, декоратор, архитектор, фотограф и т.д. В последнее время такой метод представления своих работ находит новые способы применения — портфолио программиста, Web-пopтфoлиo.

Для применения показателя «Оценка портфолио» в качестве оценки уровня и глубины знаний слушателя необходимо внести в его понятие некоторые корректировки и дополнения. Дословный

Портфолио *.ppt Фамы/ыя слушателя, группа, ВУЗ

перевод с английского portfolio — портфель, папка для важныхдел, документов.

Портфолио — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т.д.).

Портфолио — образцы работ кого-либо: художника, дизайнера, журналиста. Обычно требуется при устройстве на работу или при получении заказа. Целесообразно образцы лучших работ хранить в специальной папке, интересно ее оформив. Это проще, чем вспоминать, ачто же вы действительно сделали.

В привычное для основной аудитории понятие авторы предлагают внести некоторые изменения:

• тема портфолио выбирается на первых занятиях и формулируется в соответствии с целями и задачами обучения, отражая саму причину выбора программы дополнительного образования;

• пополняется портфолио на протяжении всего учебного процесса, дополняя и расширяя основную тему своими исследованиями и практическими заданиями с точки зрения различных образовательных дисциплин учебного плана выбранной программы;

• составляется портфолио в электронной форме, в виде презентации;

• состоит из трех основных разделов;

• все включаемые в состав работы оформляются в виде тезисов.

Образец наполнения портфолио для слушателя центра ДПО представлен на рис. 4.

На взгляд авторов, такой вид дополнительной аттестационной работы как раз и

Основные главы (с кратким описанием в виде тезисов)

Рис. 4. Образец портфолио слушателя ДПО

способен раскрыть способности слушателя к инновационной деятельности и к саморазвитию, а так как содержание портфолио должно соответствовать выбранной специальности, то оно также поможет оценить способности к профессиональной деятельности. Для слушателей, получающих образование с применением дистанционных технологий, такой способ оценки может быть особенно эффективен. Учитывая, что личный контакт с преподавателями при такой форме обучения практически отсутствует, а тестовый контроль по отдельным дисциплинам не дает целостного представления об уровне знаний в выбранной области, то разработка и оформление отчета о полученных знаниях в подобной форме способствуют как раскрытию творческого потенциала, так и структуризации и систематизации всего изученного материала.

Следует отметить важность введения портфолио для анализа качества, которое ускоряет переход к самооцениванию через осознание уровня личных достижений. Содержание портфолио может включать наряду с академической составляющей вариативную личностно-профессиональную составляющую. Это позволяет перейти от доминирования нормативного контроля процесса и результатов подготовки слушателя как будущего специалиста к комплексной оценке индивидуального вклада самого обучающегося в непрерывное повышение собственного уровня подготовки в предметных областях и готовности использовать свой личностный и интеллектуальный потенциал для решения практических задач из сферы будущей профессиональной деятельности. Еще одним преимуществом такой формы оценки является и привычное назначение портфолио в качестве сборника учебных и практических работ, собранных за весь период обучения. Оно может быть представлено как в рекламных целях для будущего работодателя и как отчетная форма сотрудников для руководителя предприятия — заказчика образовательных услуг.

Оценка такой аттестационной работы также должна состоять из нескольких критериев — наполнение, раскрытие темы, творческий подход, глубина изучения проблемы и т. д.

Организация и внедрение системы новых показателей качества «Оперативная оценка» и «Оценка портфолио» в рамках инновационного обеспечения учебного процесса ДПО находятся в русле современных инновационных подходов к контрольно-оценочной деятельности в сфере ДПО.

Проблемам качества образования посвящено много работ и выполненных проектов. Тем не ме-

нее, разработка новых систем оценки качества как была, так и остается одной из приоритетных в рамках модернизации образования [1,4,5]. Разработка и совершенствование данной системы оценки качества образовательных услуг позволяет получить всестороннюю информацию о деятельности образовательного учреждения, выявить потенциал для проведения корректирующих действий и улучшения качества учебного процесса.

Имеющийся на Урале опыт оценки качества образовательных услуг на основе современного инновационного обеспечения учреждений ДПО показывает эффективность применяемых на практике методов и технологий.

Список литературы

1. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / Серия «Управление. Финансы. Образование». М.: МАКС Пресс, 2009.

2. Гумерова Г. И. Управление инновационными преобразованиями / Серия «Образовательные инновации». М.: Дело, 2010.

3. Гущина Л. С., Васильков Ю.В., Вилков Г. Г. Оценка уровня подготовки специалистов при повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования / Материалы открытой Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в России», 12—13 мая 2008 г. Тверь, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, 2008.

4. Илышев А.М., Спиридонова С. А. Демографическая программа: проблема социальной ответственности сферы образования. Часть 1 // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2008. № 11. С. 11-27.

5. Илышев А. М., Спиридонова С. А. Демографическая программа: проблема социальной ответственности сферы образования. Часть 2 // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2008. № 12. С. 7-16.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

7. Управление качеством образования в высшей школе / под ред. Е.А. Горбашко. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005. 3

8. Широбоков С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста: опыт США / Материалы конференции «Гражданские свободы и образование на рубеже веков и континентов» 10—12 октября 2000 г. Омск, Ассоциация «Профессионалы за сотрудничество», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.