Научная статья на тему 'Оценка и методы стимулирования научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава'

Оценка и методы стимулирования научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ / ИМПАКТ-ФАКТОР / PERFORMANCE INDICATOR OF SCIENTIFIC ACTIVITY / CITATION INDEX / IMPACT FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котляров И. Д.

Предложена классификация показателей продуктивности научной деятельности, составлен перечень критериев, которым должны удовлетворять такие показатели. Выполнен анализ используемого в России показателя результативности научной деятельности (ПРНД), показана его непригодность для измерения результатов научной деятельности. Разработаны новые показатели продуктивности научной деятельности и методика их расчета; предложен способ расчета заработной платы профессорско-преподавательского состава на основе этих показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis used in Russia indicator of scientific activity (PPSA), is shown to be unsuitable for measuring the results of scientific activity. Develop new indicators of productivity of scientific activities and methods of their calculation, is suggested for calculating salaries of the faculty on the basis of these indicators.

Текст научной работы на тему «Оценка и методы стимулирования научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава»

Менеджмент

И.Д. КОТЛЯРОВ

Оценка и методы стимулирования научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава

Предложена классификация показателей продуктивности научной деятельности, составлен перечень критериев, которым должны удовлетворять такие показатели. Выполнен анализ используемого в России показателя результативности научной деятельности (ПРНД), показана его непригодность для измерения результатов научной деятельности. Разработаны новые показатели продуктивности научной деятельности и методика их расчета; предложен способ расчета заработной платы профессорско-преподавательского состава на основе этих показателей.

Ключевые слова: показатель результативности научной деятельности, индекс цитирования, импакт-фактор.

Evaluation and promotion of research faculty. I.D. KOTLYAROV

The analysis used in Russia indicator of scientific activity (PPSA), is shown to be unsuitable for measuring the results of scientific activity. Develop new indicators of productivity of scientific activities and methods of their calculation, is suggested for calculating salaries of the faculty on the basis of these indicators.

Key Terms: performance indicator of scientific activity, citation index, impact

factor.

Необходимость активного участия профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в научно-исследовательской деятельности объясняется тем, что ведение научной работы, с одной стороны, заставляет преподавателя отслеживать научную литературу по своей специальности и своевременно получать информацию о новых результатах, а с другой - ведет к появлению собственных результатов в соответствующей отрасли науки. Информация о чужих и собственных достижениях отражается в учебных курсах этих преподавателей, что благоприятно сказывается на качестве учебного процесса. Не занимаясь научной работой, преподаватель в лучшем случае периодически знакомится с новинками учебной литературы, а в худшем - годами читает один и тот же курс. Иными словами, научная работа является неотъемлемой компонентой эффективной преподавательской деятельности. К сожалению, профессорско-преподавательский состав российских вузов в ряде случаев относится к этому

аспекту своих служебных обязанностей весьма формально: по сути дела, о необходимости демонстрации своих научных результатов (как правило, в виде публикаций в сборниках заочных конференций или в платных журналах, не рецензирующих поступающие статьи) преподаватель высшей школы вспоминает только перед прохождением конкурса на замещение должности или при подаче документов на получение звания доцента (профессора). Такой отрыв профессорско-преподавательского состава от науки влечет за собой низкое качество профессиональной подготовки выпускников вузов и ее несоответствие требованиям работодателей, и - хотя об этом и не принято говорить - ведет к профессиональной деградации педагогов.

По этой причине разработка методов стимулирования профессорско-преподавательского состава к участию в научной работе имеет большое значение для обеспечения качества российского высшего образования. Одним из инструментов такого стимулирования является использование количественных показателей для оценки результативности научной деятельности с последующим учетом этих показателей при расчете величины заработной платы и продвижении по карьерной лестнице.

Специфика научной деятельности не позволяет разработать абсолютно объективные показатели ее продуктивности, на что многократно указывали противники такой методики. Однако столь же очевидно, что управление любым видом деятельности нуждается в наличии формальных количественных показателей. Поэтому при всей несомненной спорности существующих показателей продуктивности научной деятельности (ППНД) от их использования, на наш взгляд, не только не нужно отказываться, но, напротив, необходимо повсеместно внедрять их в практику управления профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений. При этом, разумеется, следует четко очерчивать пределы применения этих показателей.

Ниже рассматриваются основные виды ППНД, используемые в России и мире, исследуются принципы, которым должны соответствовать эти показатели, способы их применения, а также предлагается новая методика расчета ППНД.

В мировой и российской практике итогом научной деятельности считается регулярное информирование исследователем своих коллег о полученных им результатах. Это информирование принимает форму публикаций научных статей и монографий, выступлений на конференциях, регистрации патентов и т. д. Соответственно, измерение продуктивности научной деятельности происходит путем оценки интенсивности и эффективности этого информирования.

Изучение используемых в мире методов оценки научной работы позволяет сделать вывод о том, что существующие показатели могут быть классифицированы по двум основным критериям - способу оценки значимости научных результатов и однородности.

По способу оценки значимости научных результатов, полученных отдельным исследователем, существующие показатели можно разбить на нижеследующие основные группы.

1. Валовые показатели. При их расчете значимость научных результатов во внимание не принимается, оценивается лишь их количество. Эти показатели обычно рассчитываются как суммарное число научных работ, опубликованных исследователем за определенный период, как объем этих работ в авторских листах, как число выступлений на конференциях и т. д. Они служат подтверждением факта ведения исследователем научной деятельности, но ничего не говорят о ее качестве. Эти показатели являются первичными - только они могут быть непосредственно измерены, и именно они служат основой для расчета других типов показателей.

2. Качественные показатели. Характеризуют научный уровень полученных исследователем результатов. Как правило, качество этих результатов определяется на основе оценки качества изданий, в которых они были опубликованы. Примером может служить более высокий вес статей в журналах из «списка ВАК» [2] при расчете применяемых в России показателей результативности научной деятельности (ПРНД).

3. Показатели восприятия. Описывают влияние научных результатов, полученных исследователем, на общее развитие науки. В основе расчета этих показателей лежит оценка использования опубликованных результатов другими учеными. Характерным примером такого показателя является индекс цитирования (Science Citation Index, SCI), рассчитываемый Thomson Reuters и представляющий собой число ссылок на работы исследователя за определенный период. Среди научного сообщества эти показатели воспринимаются как наиболее престижные. В России существует собственный Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); данный проект реализует Научная электронная библиотека Elibrary.ru.

4. Смешанные показатели. При расчете этих показателей используются параметры разных групп. В качестве примера можно привести показатель вклада монографий ПВМПРНд в общий показатель результативности научной деятельности (ПРНД) ученого, используемый в учреждениях Российской академии наук, который рассчитывается по следующей формуле:

ПВМпрнд = M • V ,

где M - множитель, учитывающий качество монографии (принимает более высокие значения для монографий, изданных за рубежом, и для монографий, поддержанных некоторыми грантами); этот множитель относится к факторам второй группы; V - объем монографии в авторских листах (показатель первой группы).

По критерию однородности ППНД делятся на:

• однородные (для их расчета берутся однотипные научные результаты - например, только публикации в журналах или только число зарегистрированных патентов);

• неоднородные (при их расчете во внимание принимаются разные виды научных результатов).

В настоящее время в России при расчете стимулирующих выплат за ведение научной деятельности используется уже упоминавшийся выше показатель результативности научной деятельности -ПРНД. Общая формула расчета этого показателя имеет следующий вид:

где ПК - повышающий коэффициент, присвоенный определенной категории ученых (принимает более высокие значения для молодых исследователей); п - число видов научной деятельности (к самостоятельным видам относятся, как правило, участие в конференциях, публикация статей, публикация монографий, руководство аспирантами, руководство дипломными работами и т. д.); т - число подвидов научной деятельности в рамках /-го вида (например, для вида деятельности «Публикация статей» подвидами будут публикация статей в российских журналах и публикация статей в зарубежных журналах); I - число научных результатов, полученных в рамках 7-го подвида /-го вида научной деятельности (например, число статей, опубликованных в зарубежных научных журналах); Зук - значимость к-го результата (например, для статей, опубликованных в журналах с высоким импакт-фактором, она выше); Уук - объем к-го результата в выбранных единицах измерения (например, для монографий - число авторских листов, для статей - одна статья); САук - коэффициент, позволяющий учесть наличие соавторов у к-го результата.

Легко убедиться в том, что ПРНД представляет собой неоднородный качественный показатель.

Сформулируем требования, которые должны соблюдаться при использовании показателя продуктивности научной деятельности.

1. При его расчете нужно брать только те переменные, которые характеризуют собственно научную деятельность. Характеристики других видов деятельности (например, педагогической) не могут быть включены в ППНД.

2. Методика расчета показателя не должна допускать скрытой или явной дискриминации отдельных категорий научных работников.

3. Методика расчета показателя должна стимулировать научных работников на получение важных и востребованных обществом результатов научной деятельности. Из этого требования вытекают следующие выводы:

• методика расчета не должна подгоняться под возможности отдельного ученого или научного учреждения;

• не должна делать возможной ситуацию, при которой малое число хороших научных работ и большое число работ низкого

п т І Я V :—' х—' х—' -)аЬ- у V,

(1)

уровня будут описываться формально равными значениями показателя;

• значения и единицы измерения величин, входящих в формулу расчета ППНД (например, в случае формулы (1) - величина значимости Зук и единица измерения объема научного результата), должны определяться или рассчитываться по определенной методике, а не задаваться произвольно.

4. При использовании ППНД для расчета оплаты труда научного работника необходимо принимать во внимание его абсолютное значение - чем оно больше, тем выше оплата.

Рассмотрим, насколько этим принципам соответствует используемый в России показатель результативности научной деятельности (ПРНД), принятый в системе РАН. Анализ проводится на основе методики расчета, принятой в Институте физики Земли РАН [1], однако его результаты справедливы для всех ПРНД, применяемых в учреждениях РАН, т. к. принципы расчета этих показателей во всех учреждениях одинаковы и различаются только числом слагаемых п и т и значимостью Зук каждого вида научной деятельности. По аналогичной методике строятся и показатели результативности научной деятельности, применяемые в тех вузах, которые занимаются оценкой качества работы своего профессорско-преподавательского состава. По этой причине выбор в качестве объекта анализа ПРНД, используемый в системе РАН, в статье, посвященной высшим учебным заведениям, вполне правомерен в силу общности методики расчета показателя.

Согласно этой методике при расчете ПРНД учитываются следующие виды научной деятельности:

1) публикация монографий, учебников и учебных пособий;

2) разработка и доработка учебных курсов, читаемых в вузе;

3) руководство соискателями научной степени и дипломниками.

Из этого перечня очевидно, что ПРНД не является «чистым» показателем продуктивности научной деятельности, т. к. в него входят факторы, к науке имеющие весьма опосредованное отношение.

Таким образом, ПРНД не соответствует первому требованию.

Формула (1) позволяет убедиться в том, что ПРНД допускает в силу наличия в нем повышающего коэффициента для молодых сотрудников явную дискриминацию сотрудников старшего возраста (более 40 лет), т. к. для них повышающий коэффициент равен 1. Для сотрудников до 40 лет значение этого коэффициента варьирует в ИФЗ РАН от 1,5 до 3 в зависимости от срока, истекшего с момента окончания вуза, - этот срок для получения повышающего коэффициента не должен превышать 10 лет - и от возраста, в котором была защищена кандидатская или докторская диссертация (не более 40 лет) [3].

Приведенный выше перечень видов научной деятельности, включаемых в расчет ПРНД, кроме того, показывает, что методика

определения ПРНД допускает неявную дискриминацию сотрудников, не обладающих ученой степенью, поскольку они не имеют права руководить аспирантами, а следовательно, у них в принципе отсутствует соответствующее слагаемое в расчете ПРНД.

В мировой практике наиболее важным показателем интенсивности научной деятельности является число публикаций в ведущих мировых журналах. Именно такие публикации служат основой для расчета наиболее престижного ППНД - индекса цитирования 8С1. Остальные виды публикаций (монографии, доклады в сборниках конференций и т. д.) носят вторичный характер. Следовательно, целью ППНД должно стать преодоление изоляционизма российской науки и побуждение исследователей публиковать свои работы в признанных международных журналах.

Рассмотрим вклады отдельных подвидов научной деятельности в расчет ПРНД (см. таблицу).

Оценка значимости отдельных подвидов научной деятельности по методике ИФЗ РАН

Вид научной деятельности Подвид научной деятельности Показатель значимости полученного результата, З Единица измерения полученного результата

1. Публикация научных статей 1.1. Публикация в журнале «Физика Земли» 30 Одна публикация

1.2. Публикация в российских рецензируемых журналах по профилю ИФЗ 20 Одна публикация

1.3. Публикация в российских журналах из «списка ВАК» 9, если Ш < 0,2; 45, если Ш > 0,2 Одна публикация

1.4. Публикация в зарубежных научных журналах 6, если Ш < 0,2; 30, если Ш > 0,2 Одна публикация

1.5. Публикация в сборниках конференций 4 Одна публикация

2. Публикация монографий 2.1. Публикация монографий, поддержанных грантом РФФИ, Президиумом РАН или отделением РАН 3 Авторский лист

Окончание таблицы

Вид научной деятельности Подвид научной деятельности Показатель значимости полученного результата, З Единица измерения полученного результата

2.2. Публикация монографий по рекомендации ученых или ре-дакционно-изда-тельских советов институтов РАН либо ведомственных вузов, а также учебников с грифом Министерства образования и науки России или УМО 2 Авторский лист

3. Разработка новых учебных курсов 3.1. Разработка новых учебных курсов 20 Семестр (т. е. учитывается число семестров, в течение которых читается учебный курс)

Примечание. Обозначения соответствуют формуле (1), Ш - импакт-фактор журнала, рассчитывается как отношение числа ссылок на статьи, опубликованные в данном журнале, к числу опубликованных статей за определенный период. Для удобства исключен способ учета соавторов - предполагается, что результаты получены одним исследователем самостоятельно. Включены не все виды и подвиды научной деятельности, учитываемые в методике ИФЗ расчета ПРНД.

Из таблицы видно, что:

• методика расчета ПРНД подогнана под специфику российских научных учреждений вообще и ИФЗ в частности, т. к. во-первых, публикации в профильных для ИФЗ российских журналах (с низким импакт-фактором или без такового вообще; см. п. 1.2) имеют очень высокую значимость, во-вторых, публикации в российских журналах имеют более высокую значимость, чем в зарубежных (ср. п. 1.3 и 1.4);

• публикация большого количества работ недостаточно высокого уровня позволит исследователю получить то же итоговое значение ПРНД, что и публикация малого числа работ высокого уровня. Например, публикация в зарубежном журнале с импакт-фактором 0,5 может быть легко заменена публикацией четырех статей в сборниках конференций (в том числе заочных);

• величины значимости вкладов видов научной деятельности заданы произвольным образом - например, неясен источник столь высокой значимости публикаций в журнале «Физика Земли» (импакт-фактор этого журнала равен 0,092, в таком случае значимость публикаций в нем должна была бы в соответствии с п. 1.3 быть равной 9, но никак не 30).

Таким образом, третьему критерию ПРНД также не соответствует.

Что касается учета значения ПРНД при расчете дополнительных выплат, то информации на этот счет источник не содержит. Однако по данным высших учебных заведений дополнительные выплаты назначаются в одинаковом размере всем сотрудникам, у которых величина ПРНД превысила определенное значение, т. е. прослеживается нарушение четвертого критерия.

Из сказанного очевидно, что ПРНД, рассчитываемый по описанной выше методике (которая, как уже говорилось, одинакова у всех использующих ее научных и высших учебных заведений), не может служить объективной мерой эффективности научной деятельности.

Выше было сказано, что, на наш взгляд, приоритетной задачей российской науки является преодоление изоляционистских тенденций и активное включение в мировой научный процесс - в том числе и путем публикаций результатов своих исследований в ведущих международных журналах. Следовательно, ППНД должен рассчитываться таким образом, чтобы поощрять такие публикации (иными словами, размещение статей в иностранных журналах как вид научной деятельности должно иметь максимальную значимость). При этом, однако, следует также поощрять отечественных исследователей публиковать свои статьи в ведущих российских журналах, чтобы содействовать формированию в нашей стране пула признанных на международном уровне высококлассных научных изданий.

Проблема «компенсации» (когда исследователю не важно, публиковать одну хорошую статью или много плохих, и в ряде случаев он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и размещать статьи низкого качества в непрестижных журналах или сборниках заштатных конференций) может быть решена двумя способами:

1) ППНД определяется как однородный показатель, т. е. при его расчете учитывается только один вид (или даже подвид) научной деятельности;

2) ППНД определяется как неоднородный показатель, т. е. при его расчете учитывается несколько видов научной деятельности. Однако занимаясь «нецелевым» видом деятельности, ученый может набрать строго ограниченное число баллов (т. е. величина вклада этого вида деятельности, независимо от объема полученных результатов, имеет верхний предел), тогда как при «целевом» виде деятельности (в данном случае - при размещении статей в ведущих мировых жур-

налах) такой верхний порог отсутствует. При этом методика расчета показателя данного типа должна быть организована таким образом, чтобы достигнуть требуемого для получения выплат минимального значения ППНД можно было, только опубликовав не менее одной статьи в ведущем мировом журнале.

На наш взгляд, наиболее удобен первый путь в силу своей простоты и однозначной направленности на целевой результат.

Автору представляется, что ППНД должен формироваться как качественный показатель: валовые показатели ничего не говорят об уровне научной деятельности, а до получения индекса цитирования ученым может пройти слишком много времени с момента публикации. Кроме того, индекс цитирования в значительной степени субъективен - наибольшая его величина характерна для обзорных и методических работ. Наконец, ученый, направление деятельности которого не соответствует текущей научной «моде», также будет характеризоваться низким уровнем индекса цитирования, хотя его работы при этом могут быть высокого класса.

В качестве основы для расчета ППНД следует взять импакт-фактор журнала, в котором опубликована статья.

Методика расчета ППНД будет в этом случае иметь следующий

вид:

1) ППНД за истекший период равен сумме импакт-факторов журналов (взятых за последний доступный год - как правило, величина импакт-фактора рассчитывается за год, предшествующий истекшему), в которых исследователь опубликовал свои статьи за истекший год. В отношении российских журналов используется импакт-фактор, рассчитываемый Научной электронной библиотекой, иностранных - импакт-фактор ТИ0Ш80П Яе^еге. Для российских журналов, имеющих англоязычную версию, для которых рассчитываются оба индекса, берется максимальный из них (в зависимости от выбора импакт-фактора соответствующая публикация засчитывается либо как международная, либо как российская);

2) если исследователь публиковался как в российских, так и в иностранных журналах, и при этом максимальный импакт-фактор российского или иностранного журнала равен или больше 1, то ППНД удваивается;

3) если исследователь публиковался как в российских, так и в иностранных журналах и при этом максимальный импакт-фактор и российского, и иностранного журнала равен или больше 1, то ППНД умножается на 3;

4) если исследователь публиковался только в российских журналах, то ППНД умножается на 0,75.

Предлагаемый показатель можно назвать индексом научной продуктивности (ИНП).

Значения поправочных множителей (п. 2-4) носят предварительный характер и должны быть рассчитаны специально. Эти значе-

ния устанавливались исходя из основной задачи - поощрить исследователей за публикацию своих работ как в ведущих международных, так и в ведущих российских научных журналах. Последнее особенно важно, т. к. наша страна нуждается в собственных научных журналах мирового уровня, создание которых можно обеспечить единственным образом - стимулировать исследователей, привыкших публиковать свои работы в международных журналах, также размещать свои статьи в российских изданиях. Отметим, что именно опасность исчезновения российских научных журналов является одним из основных аргументов противников использования международного индекса цитирования и импакт-фактора как инструмента измерения результативности научной деятельности. На наш взгляд, предложенная выше методика позволяет устранить это возражение.

Методика расчета выплат профессорско-преподавательскому составу на основе ИНП может иметь следующий вид:

1) высшее учебное заведение формирует в рамках фонда оплаты труда специальный фонд выплат за научную деятельность;

2) общий фонд выплат за научную деятельность разбивается на три части - стимулирующий фонд СФ, ден. ед. (80 % общего фонда), фонд единовременных выплат ФЕВ, ден. ед. (10 %), фонд компенсации текущей научной деятельности (10 %);

3) рассчитывается суммарное значение ИНПсум всех научных сотрудников учреждения за истекший год:

п

ИНП =У ИНП ,

сум I ?

/=1

где п - число научных сотрудников;

3) размер стимулирующих выплат для /-го сотрудника ВС, ден. ед., рассчитывается по формуле

ВС = ИНП‘ СФ; (2)

' ИНП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сум

4) стимулирующие выплаты могут выплачиваться сотруднику единовременно или равномерно частями в течение года;

5) фонд единовременных выплат осуществляет разовые поощрения научных сотрудников за публикацию монографий в ведущих российских и международных издательствах, выдачу научных премий, оплату регистрации патентов и т. д. Порядок расчета этих выплат регламентируется самим учреждением;

6) фонд компенсации текущей научной деятельности распределяется в порядке, установленном ученым советом научного или образовательного учреждения, с целью стимулирования участников очных конференций.

Разумеется, предложенное выше распределение (80-10-10) носит условный характер. На практике могут быть использованы другие

пропорции, однако, по нашему мнению, стимулирующий фонд, предназначенный для поощрения публикаций в ведущих международных и российских журналах, должен составлять большую часть общего фонда выплат за научную деятельность.

Разработанная в данной статье методика не свободна от недостатков. В частности, может вызвать неприятие отказ от учета всех видов научной деятельности, кроме публикаций в журналах с импакт-фактором. Кроме того, пока крайне малое число российских журналов обладает высоким значением импакт-фактора по версии Национальной электронной библиотеки - иными словами, импакт-факторы Национальной электронной библиотеки и ТИ0Ш80П Яе^еге несоизмеримы по величине, что может привести к дополнительной дискриминации российских ученых, публикующихся только в отечественных изданиях. Эту проблему, вероятно, можно было бы устранить путем введения поправочных коэффициентов. Однако, на взгляд автора, эта методика прозрачна и задает четкие целевые ориентиры для российских ученых, тогда как другие виды научной деятельности могут оплачиваться за счет единовременных выплат из специально для этого предусмотренных фондов.

Литература

1. Методика расчета индивидуального ПРНД в ИФЗ им. О.Ю. Шмидта РАН. - Режим доступа: http://www.ifz.ru/doc/2009/pmd_2009/ PRND_methodics_2009.pdf [Дата обращения 06.01.2010 г.].

2. Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (ред. март 2010 г.). - Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/enumeration/20 10Zper-26-03-2010.doc [Дата обращения 31.03.2010 г.].

3. Положение о порядке присвоения ученых званий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 194 от 29.03.2002.

© Котляров И. Д., 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.