В-пятых, за счет экономии техногенных ресурсов в результате биологиза-ции и адаптивно-ландшафтной интенсификации земледелия снижается себестоимость произведенной растениеводческой продукции, а высвободившиеся финансовые средства направляются на обеспечение минимального приемлемого уровня доходов сельского населения и приобретение других финансовых ресурсов. Экономия техногенных ресурсов в результате биологизации и адаптивно-ландшафтной интенсификации земледелия является существенным резервом обеспечения экологической, экономической и финансовой устойчивости воспроизводственных процессов в системе земледелия и рассматривается как один из базовых элементов в реализации принципа воспроизводственных возможностей ресурсов.
Литература
1. Нечаев В.И., Барсукова Н.Г. Организация землепользования Краснодарского края // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 5. С. 45-47.
2. Трофимов И.А., Трофимова Л.С., Яковлева Е.П., Лебедева Т.М. Управление агроландшафтами и повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственных земель // Земледелие. 2009. № 6. С. 13-15.
3. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 3. С.1-9.
ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА - доцент, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FEDOROVA NATALIYA VALENTINOVNA - assistant professor, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.
УДК 336.221
Е.Н. ЧЕКУЛАЕВА
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ (на примере ЗАО «АРКАДА»)
Ключевые слова: налоговый риск, выездная налоговая проверка, анализ, оценка, нормативные и фактические критерии налоговых рисков.
Рассматриваются основы оценки и анализа налоговых рисков на примере ЗАО «АРКАДА» Отражены понятие налогового риска и проблемы их возникновения на предприятии, а также предложены основные рекомендации по их решению.
E.N. CHEKULAEVA ESTIMATION AND ANALYSIS OF TAX RISKS (WITH EXAMPLE OF JOINT-STOCK COMPANY «ARCADE»)
Key words: tax risk, exit tax check, the analysis, an estimation, standard and actual criteria of tax risks.
The bases of an estimation and the analysis of tax risks of the Joint-Stock Company «ARCADE» example are ccnnidered. TTh ccnccpt of tax risk and a problem of its occurrence are reflected in the enterprise, and the article offers basic recommendations about their decision.
Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока.
Под налоговым риском понимают неопределенность относительно достижения целей хозяйствующего субъекта в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде
финансовых (и иных) потерь или в возможности получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений [1. С. 30]; опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем [2].
Рассмотрев данные определения, можно дать следующее определение налогового риска. Налоговый риск - это возможный ущерб налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления.
Формулируя понятие «налоговый риск», необходимо подразумевать его негативный характер. Причем негативный характер налогового риска имеет определенные формы проявления не только для налогоплательщиков, но и для всех субъектов налоговых правоотношений, признаваемых таковыми в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
В данной статье подробно остановимся на рисках налогоплательщиков -юридических лиц, возникающих в результате деятельности самого налогоплательщика и подлежащих прогнозированию и управлению проблем организации и их анализа.
Как правило, налоговые риски данной категории усиливаются при изменении налогового законодательства, наличии неточных формулировок отдельных налоговых норм, смене бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии.
Основным источником потенциального возникновения налоговых рисков является выездная налоговая проверка, хотя риски налогового контроля со стороны налогоплательщика могут быть оценены по официальным методикам налоговых органов и минимизированы путем управления показателями, подлежащими оценке. Выездная налоговая проверка - вид налоговой проверки, которая в отличие от камеральной налоговой проверки производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года. Она может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком [3. С. 121].
Проанализируем налоговые риски на примере ЗАО «АРКАДА».
ЗАО «АРКАДА» расположено в Республике Марий Эл, в пгт Медведево. Предприятие было зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл в 2007 г. и до настоящего времени место постановки на учет является неизменным. Основной деятельностью ЗАО «АРКАДА» является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. ЗАО «АРКАДА» находится на общей системе налогообложения.
Бухгалтерский и налоговый учет в ЗАО «АРКАДА» ведется структурным подразделением - бухгалтерией. В состав бухгалтерии входит расчетный и материальные отделы, т.е. самостоятельного отдела (или хотя бы ответственного работника), который призван заниматься налоговыми платежами, управлением и анализом налоговых рисков, не выделено. Задачи по оценки налоговых рисков возложены на главного бухгалтера, который имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков,
что уже не изменит сложившейся в текущем налоговом периоде ситуации. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по систематизации всех учетных данных, принятий стратегических решений.
В организации учета и анализа налоговых рисков в ЗАО «АРКАДА» существует следующий ряд проблем:
- нет специализированного на проблемах мониторинга налоговых рисков персонально ответственного за сбор и анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;
- не ведется мониторинг налоговых рисков на постоянной основе, а деятельность в сфере управления налоговыми рисками сводится только к оспариванию решений налоговых органов по результатам проверок;
- не разработаны внутренние документы, устанавливающие единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков.
На предприятии часто встречаются ситуации, когда бухгалтер из года в год выявляет одни и те же налоговые риски у предприятия, однако никакая работа по снижению рисков не проводится. Также весьма распространенной причиной материализации налоговых рисков является недостаточное отслеживание сотрудниками организации арбитражной практики и разъяснений по спорным налоговым вопросам, что часто приводит к невозможности своевременно отреагировать на такие изменения и защищать позицию организации при предъявлении к ней аналогичных налоговых претензий. Часто причиной служит недостаточность или перегруженность персонала такими текущими задачами, как: подготовка налоговой отчетности, консультирование подразделений и ведение дел по налоговым вопросам в судах.
Проведем оценку и анализ риска налогового контроля по критериям Концепции планирования выездной налоговой проверки [4, 5].
В табл. 1 представлены показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2009-2010 гг., необходимые для расчета показателей риска.
Таблица 1
Исходные данные для расчета налоговых рисков ЗАО «АРКАДА» за 2009-2010 гг.
Показатели 2009 г. 2010 г.
Выручка от продажи, тыс. руб. 9910 11866
Себестоимость продукции, тыс. руб. 8833 8189
Валовая прибыль, тыс. руб. 3033 721
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 2350 69
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 122 137
Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 24 36
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 98 101
Наиболее высокой выручка от продаж была в 2010 г., по сравнению с 2009 г. она увеличилась на 1956 тыс. руб. Однако именно в 2010 г. показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли достигли наивысших значений за 2 года. Этому способствовало сокращение себестоимости продукции. Также предприятие уплатило и максимальную сумму налога на прибыль в размере 36 тыс. руб. в 2010 г.
По данным табл. 1, можно провести расчеты по критериям Концепции планирования выездных налоговых проверок.
Полученные результаты отразим в табл. 2.
Согласно данным табл. 2, в 2009-2010 гг. показатель налоговой нагрузки меньше среднеотраслевой нагрузки за соответствующий период, следова-
тельно, данный показатель может служить основанием для проведения налоговой проверки.
Таблица 2
Нормативные и фактические значения критериев налогового риска для ЗАО «АРКАДА»
Критерий Нормативное значение критерия Фактическое значение критерия для ЗАО «АРКАДА»
2009 г. 2010 г.
Налоговая нагрузка у налогоплательщика в конкретной отрасли 2009 - 23,7 2010 - 19,7 9,2 11,8
Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 мес. < 89% 100,5 96,4
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, тыс. руб. ^расходов < ^"доходов 9253 < 9910 10987<11866
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности, тыс. руб. 2009 - 17 146,8 2010 - 14 677,7 9500 10200
Отклонение, как минимум, на 10% уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики рентабельность продукции 2009 - 10,4 2010 - 11,8 рентабельность активов 2009 - 3,9 2010 - 4,1 рентабельность продукции 5,7 рентабельность активов 2,4 рентабельность продукции 4,3 рентабельность активов 1,2
Доля вычета по НДС (100,5%) в 2009 г., (96,4%) в 2010 г. больше, чем средняя по Республике Марий Эл (89%). Необходимо держать ситуацию под контролем, так как значение налогового вычета больше среднего по региону. Значительное увеличение или уменьшение этого показателя может вывести предприятие в зону риска налоговой проверки.
Сравнивая полученные показатели со среднеотраслевой заработной платой, можно сделать вывод, что в период с 2009-2010 гг. риск по данному критерию присутствует, так как средняя заработная плата намного меньше, чем среднеотраслевая по Республике Марий Эл.
Рентабельность продукции в 2009 г. равна 5,7, намного меньше среднего уровня (10,4). Это может служить предвестником налоговой проверки. Рентабельность активов ЗАО «АРКАДА» составляет 2,4. Это меньше среднего уровня (3,9).
Рентабельность продукции в 2010 г. равна 4,3, намного меньше среднего уровня (11,8). Это может служить предвестником налоговой проверки. Рентабельность активов ЗАО «АРКАДА» составляет 1,2, что намного меньше среднего уровня (4,1).
Показатели рентабельности за 2009-2010 гг. могут служить основанием для назначения выездной налоговой проверки за эти периоды.
Анализируя табл. 2, можно сделать вывод, что риск налогового контроля со стороны налоговых органов по критериям, представленным в таблице, в период 2009-2010 гг. отсутствует, но, несмотря на это, предприятию необходимо на постоянной основе проводить мониторинг налоговых рисков.
По результатам исследования можно сделать вывод, что в ЗАО «АРКАДА» недостаточно эффективно действует система управления налоговых рисков.
В состав бухгалтерии ЗАО «АРКАДА» необходимо назначить специализированного на проблемах мониторинга налоговых рисков персонального ответственного за сбор, анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками.
Помимо подготовки налоговой отчетности в функции специалиста по налогообложению необходимо включить оптимизацию текущих платежей и налоговой нагрузки, а также анализ и снижение налоговых рисков.
В ЗАО «АРКАДА» необходимо разработать документ, устанавливающий единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков. В данном документе необходимо отразить механизм управления налоговыми рисками, анализ причин возникновения и метод устранения налоговых рисков, также необходимо отобразить организационные элементы мониторинга налоговых рисков организации.
Для уменьшения рисков неблагоприятной трактовки налогового законодательства целесообразно разработать детальную налоговую учетную политику предприятия, в которой необходимо прописать единый подход к спорным моментам налогообложения, например способа ведения раздельного учета по НДС, выбору момента признания отдельных видов доходов и расходов.
Учетная политика может также служить инструментом планирования налоговой нагрузки при грамотном использовании предприятием представленных налоговым законодательством вариантов налогообложения, например, таких, как выбор метода налоговой амортизации и использование амортизационных премий.
Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают еще на этапе планирования крупных сделок и принятия таких ключевых бизнес-решений, как реструктуризация бизнеса или начало нового вида деятельности.
В заключение следует отметить, что всесторонняя оценка налоговых рисков со стороны участников налогового процесса как налогоплательщиков, так и государственных органов приведет к росту налоговой дисциплины и снижению количества и объема налоговых споров.
Литература
1. Гончаренко Л.П. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2. С. 30-31.
2. Дятлов С.Г. Категория риск в инвестиционно-строительной деятельности: сб. науч. тр. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 123 с.
3. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Оме-га-Л, 2007. 428 с.
4. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
5. О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 08.04.2011 г. №ММВ-7-2/258 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права: учеб. пособие. М.: Статут, 2007.112 с.
ЧЕКУЛАЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры налогов и налогообложения, Марийский государственный технический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
CHEKULAEVA ELENA NIKOLAEVNA - post-graduate student of Taxes And Taxation, Mari State Technical University, Russia, Yoshkar-Ola.