2007. - 176 с. С. 38;
9. Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников: Сб. науч. тр. / Редкол.: Ю.К. Васильев, И.А. Сасова (отв. редакторы) и др. - М.: изд. АПН СССР, 1986. - 99 с. С. 51;
10.Повх И.В. Личностно-ориентированный подход при обучении / И.В. Повх // Специалист. - Б.м. - 2009 -№ 4 - с. 18 - 19;
П.Самойлов, Василий Дмитриевич. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник для студентов вузов / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 207 с. С. 94;
12.Соколова И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие. / И.Ю. Соколова. - Томск: Изд-во «Томского политехнического университета», 2011 - 332 с. С. 111;
13.Трубина Г.Ф. Личностное самоопределение учащихся в условиях предпрофильного и профильного обучения / Г.Ф. Трубина // Среднее профессиональное образование (ежемесячный теоретический и научно-методический журнал). - Б.м. - 2014 - № 3 - с. 54 - 58.
© Лепешкина А.Б., 2016
Максимова Светлана Юрьевна
док. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «ВГАФК»,
г. Волгоград, РФ Пестрикова Ирина Геннадьевна старший воспитатель МОУ Д/С №220 г. Волгограда РФ Бондаренко Ирина Владимировна воспитатель МОУ Д/С №220 г. Волгограда РФ Пономарева Наталья Петровна воспитатель МОУ Д/С №220 г. Волгограда РФ E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация
В тексте статьи рассматриваются вопросы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Анализу подвергаются параметры их физического развития и дыхательной системы. Сравнение полученных результатов с аналогичными данными полноценно развивающихся сверстников позволяют судить об особенностях их здоровья. Так же полученные данные обозначают наиболее рациональные коррекционно-оздоровительного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова
дыхательная система, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
В настоящее время в Российской Федерации сложилась проблемная ситуация, связанная с ростом заболеваемости, ухудшением физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Отмечается увеличение числа детей, с отклонениями в двигательном, психомоторном, речевом, интеллектуальном развитии [3].
Совершенствование физического воспитания дошкольников нуждается в решении целого ряда проблем, одной их которых является профилактика и коррекция нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста [1,2].
Выше указанные факторы свидетельствуют о том, что задачи оздоровительного направления в системе дошкольного образования продолжают оставаться наиболее значимыми и актуальными. Первостепенное значение в их решении имеет организация правильного процесса укрепления здоровья детей.
Традиционно к характеристикам здоровья относят показатели деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем организма. В положениях концепций ведущих физиологов и педагогов подчеркивается важная роль характеристик здоровья в функциональности центральной нервной системы, развитии и становлении деятельности ребенка.
Вместе с тем, в основных положениях адаптивного физического воспитания детей с нарушениями ОДА данным аспектам уделяется недостаточное внимание. На практическом уровне ощущается явный дефицит средств и методов коррекционно-оздоровительного воздействия.
На базе дошкольного учреждения № 220 Тракторозаводского района г. Волгограда провидится экспериментальная работа по обоснованию наиболее рационального коррекционно-оздоровительного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Перед началом педагогического эксперимента была проделана исследовательская работа, результаты которой позволили оценить общее физическое развитие и функциональные возможности дыхательной системы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Результаты исследования параметров физического развития детей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели физического развития детей 6-7 лет
Тесты по оценке физического развития детей Статистические показатели х ± m t Р
ОДА (n=20) Н(n=21)
Масса тела (кг) 23,11±2,11 22,82±3,22 0,07 >0,05
Длина тела (см) 118,93±2,33 120,12±2,62 0,3 >0,05
ОГК (см) 60Д4±3,84 59,62± 1,01 0,1 >0,05
КД (кг) 9,9±0,81 10,1±0,51 0,21 >0,05
Примечание: ОДА - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Н - дети массовых дошкольных учреждений; t - достоверность различий между группами; ОКГ - окружность грудной клетки; КД - кистевая динамометрия.
Анализ представленных табличных данных позволяет увидеть, что физическое развитие детей 6-7 лет с нарушениями ОДА идет в соответствии с возрастной нормы. Параметры их весо-ростовых данных, обхватных размеров, кистевой динамометрии не имеют статистически достоверной разницы с аналогичными результатами детей массовых дошкольных учреждений (>0,05).
Для оценки деятельности дыхательной системы использовались пробы с задержкой дыхания, тест по оценке жизненной емкости легких (ЖЕЛ), оценка экскурсии грудной клетки. Полеченные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели морфофункциональных возможностей дыхательной системы детей 6-7 лет
Тесты по оценке деятельности дыхательной системы Статистические показатели х ± m t Р
ОДА (n=20) Н(n=21)
ЖЕЛ (мл) 0,993±28,4 1210±25,0 2,3 <0,05
Проба Генча (с) 10,1±1,4 10,4±0,21 0,21 >0,05
Проба Штанге (с) 8,3±1,6 16,4±0,3 4,5 <0,001
ЭГК 3,3±0,12 3,8±0,12 3,1 <0,01
Примечание: ОДА - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Н - дети массовых дошкольных учреждений; t - достоверность различий между группами; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; ЭГК - экскурсия грудной клетки.
Табличные данные позволяют констатировать у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отклонения в деятельности дыхательной системы. Они демонстрируют более низкие, по сравнению с возрастной нормой, показатели в пробах:
- ЖЕЛ, характеризующей объем легких и их функциональность (<0,05);
- Штанге, характеризующей устойчивость организма к гипоксии (<0,001);
- экскурсии грудной клетки, позволяющей судить о функциональности дыхательного аппарата и силе дыхательных мышц (<0,01).
Полученные результаты позволяют судить о том, что нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата оказывают негативное влияние на деятельность дыхательной системы детей дошкольного возраста.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата не оказывают негативного влияния на физическое развитие детей, а именно на их антропометрические данные. Вместе с тем, патологии данного характера оказывают негативное влияние на функциональность кардио-респираторной системы детей. Список использованной литературы:
1. Абрамишвили, Г.А. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей / Г.А. Абрамошвили, В.Ю. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 9 (91). - С. 7-14.
2. Дарданова, Н.А. Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе / Н.А. Дарданова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 15-18.
3. Щетинина, С.Ю. Мониторинг заболеваемости детского населения / Щетинина С.Ю. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013 - № 12 (94). - С. 146-150.
© Максимова С.Ю., 2016
Чернявский Николай Иванович,
канд. техн. наук, доцент ПВГУС, РФ, Самарская обл., г.о.Тольятти, E-mail: [email protected]
УЛУЧШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОНИКИ И ДРУГИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Инновационная экономика требует специалистов с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Он органичен узкотехническим содержанием работ студента вовремя обучения.
Предложена концепция четырехуровневого формирования компетенций специалиста. Она позволяет еще на этапе изучения отдельных дисциплин сформировать навыки выполнения работ в условиях конкретных проблемных ситуаций в организации.
Ключевые слова
Практико-ориентированное обучение, лабораторный практикум, конкретные ситуации, профессиональные
компетенции, четырехуровневая концепция.
На современном этапе общественного развития необходимо формирование специалиста высшей квалификации, который бы обладал гуманистически ориентированным, прогностическим, инновационным мышлением, что вносит коррективы в методологию образования.