Научная статья на тему 'Оценка формирования потенциала эффективной занятости первичного ресурса труда в регионе'

Оценка формирования потенциала эффективной занятости первичного ресурса труда в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕСУРС ТРУДА / FULL EMPLOYMENT / INTERACTION FACTORS / CAPACITY BUILDING / ECONOMIC FUNCTIONS / COMPETITIVENESS / LABOUR FORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович, Лобанова Елена Эдуардовна, Таюрская Мария Вячеславовна

В статье рассмотрен подход к оценке формирования потенциала эффективной занятости первичного ресурса труда (ПРТ) в регионе. Раскрыта суть эффективной занятости. Отдельно необходимо отметить актуальность данной статьи, рассматривающей проблемы эффективной занятости в регионе, особенно первичного ресурса труда. В статье выделено, что факторы взаимодействия субъектов рынка услуг профессионального образования и труда зависят во многом от спроса и предложений рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович, Лобанова Елена Эдуардовна, Таюрская Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF POTENTIAL FORMATION OF FULL EMPLOYMENT OF PRIMARY LABOUR FORCE IN THE REGION

In the article it is considered the approach to assessment of potential formation of effective employment of primary labour force in the region. The essence of full employment was revealed. It is reviewed the issues of full employment in the region, especially of the primary labor force. It is emphasized that the factors of interaction between labour market and education market to a great extent depend on supply and demand on the labour market.

Текст научной работы на тему «Оценка формирования потенциала эффективной занятости первичного ресурса труда в регионе»

УДК 377.5: 378

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЭФФЕКТИВНОЙ

ЗАНЯТОСТИ ПЕРВИЧНОГО РЕСУРСА ТРУДА В РЕГИОНЕ

А.И. Таюрский, Е.Э. Лобанова, М.В. Таюрская

Аннотация. В статье рассмотрен подход к оценке формирования потенциала эффективной занятости первичного ресурса труда (ПРТ) в регионе. Раскрыта суть эффективной занятости. Отдельно необходимо отметить актуальность данной статьи, рассматривающей проблемы эффективной занятости в регионе, особенно первичного ресурса труда. В статье выделено, что факторы взаимодействия субъектов рынка услуг профессионального образования и труда зависят во многом от спроса и предложений рынка труда.

Ключевые слова: эффективная занятость, факторы взаимодействия, формирование компетенций, экономические процессы, конкурентоспособность, ресурс труда.

ASSESSMENT OF POTENTIAL FORMATION OF FULL

EMPLOYMENT OF PRIMARY LABOUR FORCE IN THE REGION

A. Tayurskiy, E. Lobanova, M. Tayurskaya

Abstract. In the article it is considered the approach to assessment of potential formation of effective employment of primary labour force in the region. The essence of full employment was revealed. It is reviewed the issues of full employment in the region, especially of the primary labor force. It is emphasized that the factors of interaction between labour market and education market to a great extent depend on supply and demand on the labour market.

Keywords: full employment, interaction factors, capacity building, economic functions, competitiveness, labour force.

Современный подход к формированию потенциала эффективной занятости, особенно первичного ресурса труда в ведущих отраслях инновационного производства, потребовал нововведений и в образовательной системе. Выпускникам профессиональных учебных заведений необходимо дать более гибкую, адекватную современному производству систему специальных знаний и производственных навыков. Новые

экономические отношения заставили предприятия тщательно просчитывать экономическую целесообразность своих действий, в том числе, и низкую занятость от недостаточной квалификации первичного ресурса труда (ПРТ) молодых специалистов. Всё это привело к необходимости новой формы организации системы всех уровней профессионального образования [2].

Учебным заведениям всех уровней профессионального образования необходимо как можно быстрее адаптироваться к новым требованиям промышленного развития государства; учебные заведения должны располагать объективной информацией о потребностях промышленных предприятий, чтобы иметь возможность для глубокого анализа и прогнозирования территориально-отраслевых пропорций в спросе и предложении на соответствующие кадры, что несомненно

повысит эффективность занятости ПРТ в регионе.

Современные вызовы, связанные с необходимостью перевода национальной экономики на инновационный путь развития и повышением конкурентоспособности

экономики регионов, являются определяющими при формировании региональной политики. Созданию условий для реализации новых форм и методов развития экономики региона способствует политика стимулирования точек роста, обеспечивающая формирование зон опережающего развития и устойчивый экономический рост. На качество экономического пространства региона воздействуют экономические процессы, обеспечивающие его рациональную территориальную организацию, связанность, повышение плотности и равномерности размещения факторов производства. Заметное влияние на это оказывает рынок труда. Однако положение на российском рынке труда во многом определяется дисбалансом -количественным и качественным - спроса и предложения рабочей силы. Поэтому столь важно чётко определить факторы, детерминирующие соотношение между ними. Представляется, что только факторно-ориентированная политика формирования и регулирования рынка труда может быть эффективной. В частности, если безработица

вызвана спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения, профилирование безработных и их профессиональная переподготовка дают слабый, противоречивый эффект. В такой ситуации адресная социальная поддержка безработных незначительно влияет на показатели рынка труда, одновременно увеличивая управленческие издержки и социальную напряжённость. Если же безработицу стимулирует высокий уровень пособий, то полезным может оказаться дифференцированное сокращение их размеров. В то же время следует отметить, что для современной России последний фактор не оказывает существенное влияние, так как отсутствует система страхования от безработицы, что в условиях бюджетного финансирования материальной поддержки безработных приводит к её незначительным размерам, а, следовательно, и к слабому влиянию данного фактора. Большинство безработных, в том числе и выпускники образовательных организаций системы профессионального образования, не имеют требуемого стажа работы и получают лишь минимальное пособие по безработице, представляющее собой незначительную денежную сумму. Так, с начала 2009 г. по настоящее время его размер установлен правительством в 850 руб., увеличенные на районный коэффициент территории

регистрации безработного. Для тех же безработных, которые имеют требуемый за последний год до постановки на учёт стаж и претендуют на установление пособия в процентах от средней заработной платы по последнему месту работы, выплачиваемый размер пособия ограничен его максимальным размером, определённым правительством с начала 2009г. по настоящее время в 4900 руб., увеличенные на районный коэффициент территории регистрации безработного. Кроме того, на степень влияния такого фактора как размер пособия по безработице сказывается и тот факт, что только треть (выпускников) молодых специалистов обращается в государственную службу занятости за поддержкой.

Относительно факторов взаимодействия субъектов рынков услуг профессионального образования и труда в процессах прохождения первичным ресурсом труда (молодым специалистом) стадий воспроизводства рабочей силы можно отметить во многом их специфичность по сравнению с большинством факторов, влияющих на формирование спроса и

предложения рынка труда применительно к другим категориям рабочей силы [5].

В рамках концепции содействия эффективной занятости ресурсов труда для отрасли (на примере Красноярского края) разработан подход к позиционированию эффективной занятости выпускников как «процесса их трудоустройства по специальности в наиболее короткие сроки, сопровождающегося успешной адаптацией в коллективе, профессиональным ростом и экономической отдачей для работодателя».

В дальнейших исследованиях мы дополним выделенные показатели такими критериями, как «продолжение профессионального образования на более высоком уровне, по смежной профессии; специализация, способствующая дальнейшему развитию человеческого, социального капиталов»; «самозанятость, базирующаяся на

использовании и развитии сформированных в процессах первичной профессиональной подготовки компетенций к

предпринимательству, обеспечивающих

конкурентоспособность молодого специалиста как хозяйствующего субъекта экономики» [6].

Эффективная занятость ресурсов труда в современных условиях социально-

экономического развития страны во многом обусловлена их готовностью к инновационной деятельности [4]. Несмотря на многообразие факторов формирования этой готовности у молодого специалиста, следует отметить, что ключевыми всё же являются те, что связаны с основными субъектами формирования компетенций молодых специалистов в профессиональной деятельности на

принципиально новом качественном уровне, а именно с организацией профессионального образования (прежде всего, с образовательной организацией высшего образования) и работодателем. Их результативная интеграция в процессах воспроизводства молодого специалиста на макро- и мезоуровнях взаимодействия региональных рынков услуг профессионального образования и труда формирует условия подготовки ПРТ в требуемых экономикой количественных и качественных параметрах.

Следует отметить, что на макро- и мезоуровнях оценить уровень эффективной занятости ресурсов труда для отрасли довольно сложно в связи с несовершенством статистической базы и отсутствием некоторых ключевых показателей, а также в связи со сложностью отражения в одном показателе такого многогранного процесса, как

воспроизводство молодой рабочей силы. Вопросам региональной оценки параметров рабочей силы посвящены работы ряда отечественных авторов (Т.И. Безденежных, Е.А. Быковой, Е.А. Ефимова и др.). В то же время, используемые ими методики затрагивали лишь отдельные аспекты такого сложного процесса как воспроизводство молодого специалиста.

Учитывая сложность поставленной задачи по оценке уровня показателя эффективной занятости ресурсов труда для отрасли в контексте рассматриваемого в статье подхода была использована концепция многоуровневой оценки региональной конкурентоспособности рабочей силы Т.И. Безденежных [1, с. 191-205].

Суть предложенной в статье концепции заключается в одновременном использовании двух подходов к оценке взаимодействия субъектов региональных рынков:

формирование интегрального показателя региональной эффективной занятости ресурса труда для отрасли молодых специалистов (ПРТ) и оценка параметров формирования потенциала эффективной занятости ресурса труда в регионе как результата взаимодействия рынков услуг профессионального образования и труда [3].

Анализ, систематизация и постоянный мониторинг результатов применяемого методологического подхода к оценке потенциала взаимодействия субъектов региональных рынков услуг

профессионального образования и труда позволяют получить государству, его субъектам нужную информацию на макро- и мезоуровнях для корректировки и планирования параметров воспроизводственного процесса молодых специалистов (ПРТ) как специфической категории рабочей силы и выступают инструментом управления взаимодействия субъектов региональных рынков услуг профессионального образования и труда.

Таким образом, эффективная занятость ПРТ (молодых специалистов) реализуется в большей степени в тех регионах, где сложилась благоприятная демографическая структура занятого населения, потенциал которой используется более рационально с точки зрения минимизации издержек незанятости, с одной стороны, и задействования стимулов к производительному труду ПРТ, нацеленных на

опережение роста производительности труда над ростом заработной платы при дальнейшем повышении реализации её

воспроизводственной и стимулирующей функций, с другой стороны.

На основе расчётов показателей «удельной трудовой результативности первичного ресурса труда» произведена апробация изложенного методологического подхода по временным «срезам» в течение 10 лет (2001/2002, 2006/2007, 2009/2010, 2011/2012 учебные годы). При этом были выделены 3 группы регионов, имеющих средний, низкий и высокий уровни реализации эффективной занятости первичного ресурса труда и проанализированы причины, формирующие низкий и высокий уровни реализации этого показателя. Деление субъектов на группы (классы) реализовывалось на основе свойств кривой Гаусса: отклонение от среднего значения по всем субъектам показателя «удельной трудовой

результативности первичного ресурса труда»; по крайним значениям распределения ниже и выше 20% соответственно формировало 1 группу (класс) субъекта («высокий уровень реализации эффективной подготовки ПРТ»), и 3 группу (класс) субъекта («низкий уровень реализации эффективной подготовки ПРТ»), значениям показателей субъектов, попадающих в середину (отклонение от среднего значения на 20% в интервале «вверх» и «вниз») формировали 2 группу (класс) субъектов (средний уровень реализации эффективной занятости ПРТ»).

В заключение необходимо отметить, что эффективная занятость ресурсов труда не только для отрасли, но и для региона в особенности, является актуальной. Этот вывод можно сделать потому, что экономическое пространство РФ в целом характеризуется значительной дифференциацией в социально-экономическом развитии регионов. По данным Института проблем региональной экономики РАН и центра региональных исследований НИУ ВШЭ свыше одной трети регионов РФ являются регионами сырьевой направленности. В этой связи актуальной становится проблема эффективной занятости кадров с учётом специфики значительного количества таких регионов.

Литература:

1. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Организационно-методические основания

профессиональной подготовки преподавателей для

средней профессиональной школы / Ф.Ш.

Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 9-17.

2. Таюрский А.И., Лобанова Е.Э., Таюрская М.В. Взаимодействие субъектов региональных рынков услуг профессионального образования и труда:

сборник научных трудов международной конференции «Актуальные проблемы управления и экономики» / А.И. Таюрский, Е.Э. Лобанова, М.В. Таюрская. -Красноярск. - 2016. - С. 71-82.

3. Юрьева О.В. Успешность профессиональной подготовки на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении/ О.В. Юрьева // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 132-137.

4. Таюрский А.И. Концептуальные основы формирования системы кадрового обеспечения инновационного производства / А.И. Таюрский // Вестник Томского государственного педагогического

университета. - 2014. - № 12(114). - С. 101-103.

5. Безденежных Т.И. Занятость, рынок труда и конкурентоспособность рабочей силы: концепция, формы и методы управления на региональном уровне: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 / Т.И. Безденежных. -СПб., 2005. - 305 с.

6. Таюрский А.И., Лобанова Е.Э. Таюрская М.В. Эволюция теоретических основ развития интеграции субъектов рынка услуг профессионального образования и труда / А.И. Таюрский, Е.Э. Лобанова, М.В. Таюрская // Казанский педагогический журнал. -2014. - № 3. - С. 21-33.

Сведения об авторах:

Таюрский Анатолий Иванович (г. Красноярск, Россия), академик РАО, доктор экономических наук, профессор, профессор-консультант Сибирского федерального университета, e-mail: naukaobr@mail.ru

Лобанова Елена Эдуардовна (г. Красноярск, Россия), кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнёва, e-mail: naukaobr@mail.ru

Таюрская Мария Вячеславовна (г. Красноярск, Россия), научный сотрудник Научно-исследовательской части, Сибирский федеральный университет, e-mail: naukaobr@mail.ru

Data about the authors:

А. Tayurskiy (Krasnoyarsk, Russia), full member of RAE, doctor of economics, professor, visiting professor, Siberian Federal University, e-mail: naukaobr@mail.ru

E. Lobanova (Krasnoyarsk, Russia), candidate of economic sciences, associate professor, Siberian State Aerospace University, e-mail: naukaobr@mail.ru

M. Tayurskaya (Krasnoyarsk, Russia) research fellow at the scientific department, Siberian Federal University, e-mail: naukaobr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.