Научная статья на тему 'Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности'

Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1862
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ВЫРУЧКА / ПРИБЫЛЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AUTOMOTIVE / PROFIT MARGINS / COST / REVENUE / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич, Курилова Анастасия Александровна

Российский рынок автотранспортных средств показывает отрицательную динамику, по итогам 2013 года объем продаж автомобилей сократился на 5,5 %, а по итогам 2014 на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. На финансовое состояние российских предприятий автомобилестроения также повлияло изменение валютного курса, которое вызвало значительное увеличение стоимости закупаемых импортных материалов и комплектующих. Прогноз на 2015 год является также не утешительным, ожидается значительное падение объемов продаж транспортных средств. При этом спад продаж испытали все автомобильные производители. В этих условиях перед отечественными производителями стоит задача повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, которая позволит обеспечить достаточную финансовую устойчивость предприятий автомобилестроения. Девальвация рубля, а следовательно и снижение стоимости рабочей силы и комплектующих на внутреннем рынке позволяет российским автопроизводителям усилить свои позиции на рынке продаж транспортных средств за счет конкурентоспособных цен на выпускаемую продукцию. Поэтому является актуальным проведение анализа финансовых результатов крупнейшего автомобилестроительного предприятия ОАО «АВТОВАЗ» для выработки на основе этого анализа мероприятий по улучшению показателей деятельности российских пред-приятий автомобилестроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF FINANCIAL RESULTS AUTOMOTIVE INDUSTRY

The Russian market of vehicles shows a negative trend, according to the results of 2013 the volume of car sales fell by 5.5 %, and up to 2014 by 7 % compared to the same period last year. The financial condition of Russian companies automotive industry also affected by the change of the exchange rate, which caused a significant increase in the cost of imported materials and purchased components. The forecast for 2015 is not reassuring, it is expected a significant drop in sales of vehicles. In this case, a decline in sales experienced all car manufacturers. In these circumstances, the domestic manufacturers the task of improving the efficiency of their financial and economic activity, which will provide sufficient financial stability of the automotive industry. Devaluation of the ruble, and therefore reduce the cost of labor and parts for the domestic market allows Russian automakers to strengthen its position in the market for a vehicle due to competitive prices for manufactured products. Therefore, it is urgent to analyze the financial results of the largest automotive company «AvtoVAZ» to develop on the basis of this analysis, measures to improve the performance of the Russian automotive companies.

Текст научной работы на тему «Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности»

УДК 338.24.01

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2015

К. Ю. Курилов, доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент А. А. Курилова, профессор кафедры «Финансы и кредит», доктор экономических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Российский рынок автотранспортных средств показывает отрицательную динамику, по итогам 2013 года объем продаж автомобилей сократился на 5,5 %, а по итогам 2014 на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. На финансовое состояние российских предприятий автомобилестроения также повлияло изменение валютного курса, которое вызвало значительное увеличение стоимости закупаемых импортных материалов и комплектующих. Прогноз на 2015 год является также не утешительным, ожидается значительное падение объемов продаж транспортных средств. При этом спад продаж испытали все автомобильные производители. В этих условиях перед отечественными производителями стоит задача повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, которая позволит обеспечить достаточную финансовую устойчивость предприятий автомобилестроения. Девальвация рубля, а следовательно и снижение стоимости рабочей силы и комплектующих на внутреннем рынке позволяет российским автопроизводителям усилить свои позиции на рынке продаж транспортных средств за счет конкурентоспособных цен на выпускаемую продукцию. Поэтому является актуальным проведение анализа финансовых результатов крупнейшего автомобилестроительного предприятия ОАО «АВТОВАЗ» для выработки на основе этого анализа мероприятий по улучшению показателей деятельности российских предприятий автомобилестроения.

Ключевые слова: автомобилестроение, выручка, прибыль рентабельность, себестоимость, эффективность.

ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейший автопроизводитель России, который начал свою деятельность с подписания 20 июля 1966 г. [1, с. 1]. Проведем оценку финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия в 2013 году.

Как видно из таблицы 1 , динамика изменения выручки на протяжении периода с 2011 по 2013 год показывала разнонаправленную тенденцию. Динамика себестоимости продукции ОАО «АВТОВАЗ» также имеет негативную тенденцию. Несмотря на значительное снижение выручки в 2013 г., себестоимость продукции осталась на уровне 2012 г. когда объем выручки был значительно больше [2,

3, 4]. Следовательно, имеет место негативная тенденция экстенсивного роста расходов наряду со снижением выручки предприятия (рисунок 2).

Валовая прибыль предприятия за период с 2011 по 2012 гг. уменьшилась практически в два раза с 20 192 тыс. рублей до 12 140 тыс. рублей (рисунок 3.) Что касается динамики управленческих расходов, то она отражает их значительный рост по сравнению с 2011 годом. Общеизвестно, что управленческие расходы относятся к категории постоянных, т. е. не зависящих от объемов продаж продукции и являющихся своеобразными «паразитами» в составе расходов предприятия [5, с. 236]. Это позволяет сделать вывод о том, что предприятию необходимо проводить широкую работу по

сокращению управленческих расходов, которые растут опережающими выручку темпами. По итогам хозяйственной деятельности за 2013 г., впервые за три года получен убыток от продаж, что позволяет сделать вывод о том, что предприятие испытывает значительные проблемы по обеспечению эффективности финансово-хозяйственной деятельности [6, с. 36].

Доходы от участия в других организациях значительно возросли, что положительно характеризует политику управления дочерними обществами предприятия. Эффективность деятельности предприятия в этом направлении в среднем возросла почти в три раза (рисунок 5). Анализируя динамику показателя «проценты к уплате», можно сделать вывод о том, что расходы предприятия на обслуживание долгов в банках в 2013 году значительно возросли (рисунок 6).

Следовательно, предприятию необходимо сократить объем «дорогих» кредитных ресурсов и использовать более дешевые источники финансирования.

На фоне негативной динамики большинства показателей, формирующих прибыль ОАО «АВТОВАЗ», также отрицательна и динамика основного показателя, характеризующего эффективность хозяйственной деятельности, - чистой прибыли ОАО «АВТОВАЗ».

Таблица 1 - Структура и динамика финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ», млн руб.

Показатель 2013 г. % к выручке в 2013 г. 20 12 г. % к выручке в 2012 г. 2011 г. % к выручке в 2011 г. 2013/ 2012гг. 2013/ 2011 гг.

Выручка 175 152 100 183 217 100 174 846 100 95,6 100,2

Себестоимость продаж -163 012 -93,07 -165517 -90,34 -154 654 -88,45 98,5 105,4

Валовая прибыль 12140 6,9 17700 9,66 20192 11,55 68,58 60,12

Коммерческие расходы -5997 -3,4 -7050 -3,85 -6720 -3,84 85,06 89,2

Управленческие расходы -9640 -5,5 -8804 -4,8 -8813 -5,04 109,5 109,4

Прибыль (убыток) от продаж -3497 -2 1846 1 4659 2,66 -189,44 -75,1

Доходы от участия вдрорг 1550 0,9 579 0,32 283 0,16 267,7 547,7

Проценты к получению 501 0,28 833 0,45 1105 0,63 60,14 45,34

Проценты к уплате -1403 -0,8 -234 -0,13 -337 -0,19 599,6 416,3

Прочие доходы 5137 2,93 3088 1,7 18639 10,66 166,35 27,6

Прочие расходы -10263 -5,86 -5594 -3,05 -20873 -11,94 183,46 49,2

Прибыль (убыток) до налогообложения -7975 -4,55 518 0,28 3476 2 -1540 -229,4

в т. ч. постоянные налоговые обязательства 421 0,24 215 0,12 -72 -0,04 195,8 -584,7

Изменение отложенных нал.обязательств -1145 -0,65 -1205 -0,66 -244 -0,14 95,02 469,3

Изменение отложенных нал.активов 2319 1,22 886 0,48 -379 -0,22 261,74 -611,9

Прочее -98 -0,06 12 0,007 253 0,14 -816,7 -38,74

Чистая прибыль (убыток) -6899 -3,94 211 0,12 3106 1,78 -3270 -222,1

184000 182000 180000 178000 176000 174000 172000 170000

I I I

Выручка

2013 2012

2011

Рисунок 1 - Динамика выручки ОАО «АВТОВАЗ», млн руб.

Управле нческие расходы

2013 2012 2011

Рисунок 4 - Динамика управленческих расходов ОАО «АВТОВАЗ», млн руб.

170000

Себестои

мость

продаж

2013 2012 2011

Рисунок 2 - Динамика себестоимости продукции ОАО «АВТОВАЗ», млн руб.

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

■ Доходы от

1 участия в других

1 организациях

1

1

1

1 _

1 1 —1

2013 2012

2011

Рисунок 5 - Динамика изменения доходов ОАО «АВТОВАЗ» от участия в других организациях, млн руб.

25000 20000 15000 10000 5000 0

Валовая прибыль

2013 2012

2011

Рисунок 3 - Динамика валовой прибыли ОАО «АВТОВАЗ», млн руб.

Рисунок 6 - Динамикаизменения расходов ОАО «АВТОВАЗ» по уплате процентов, млн руб.

4000

2000

-2000

-4000

-6000

-8000

2013 1 1 2012 2011

Чистая прибыль (убыток)

Рисунок 7 - Динамика изменения чистой прибыли ОАО «АВТОВАЗ», млн руб.

0

По итогам 2013 г. чистый убыток составил 6,8 млрд руб. что приблизило ОАО «АВТОВАЗ» по результатам хозяйственной деятельности к кризисному периоду с 2008-2010гг.

Как видно из «Отчета о финансовых результатах», за 2013 г. организация получила убыток от продаж в размере 3 497 млн руб., что составило 2 % от выручки. В прошлом периоде, напротив, была получена прибыль в сумме 1 846 млн руб. Тогда как в 2012 году организация получила прибыль от продаж в размере 2 736 млн руб., что составило 1,5 % от выручки.

На основании проведенного анализа структуры и динамики финансовых результатов можно сделать следующие выводы.

По сравнению с прошлым периодом в текущем снизилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 8 065 и 2 722 млн руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение выручки (- 4,4 %) опережает изменение расходов (- 1,5 %).

Убыток от прочих операций за 2013 год составил 4 478 млн руб., что на 3 150 млн руб. (в 3,4 раза) больше, чем убыток за аналогичный период прошлого года. При этом величина убытка от прочих операций составляет 128,1 % от абсолютной величины убытка от продаж за анализируемый период.

Сопоставление убытка по данным отчетности предприятия показало, что в 2013 г. организация погашала убытки прошлых лет либо отражала прибыль, не связанную с результатом от продаж и прочих операций в сумме 658 млн руб. Это видно по

разнице показателей двух последних строк приведенной выше таблицы [7-10].

Таким образом, ОАО «АВТОВАЗ» опять оказался в тяжелом финансом состоянии и, следовательно, предприятию требуется эффективная программа модернизации и развития, которая позволит предприятию выйти из данного кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Годовой отчет ОАО «АВТОВАЗ» за 2013 год // Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ» [сайт]. URL.: http:// http://www.lada.ru/ (дата обращения: 29.09.2014).

2. Артемьев А. В. Оценка динамики и структуры финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ» //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014.№ 3. С. 7-10.

3. Мальцев А. Г., Мальцева Т. А. Оценка результатов деятельности ОАО «АВТОВАЗ» В 2013 ГОДУ // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 83-87.

4. Ярыгин А. Н., Колачева Н. В., Палфёрова С. Ш. Методы нахождения оптимального решения экономических задач многокритериальной оптимизации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 388393.

5. Колачева Н. В., Палферова С. Ш. Относительные статистические показатели стохастических моделей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 234-237.

6. Иванов Д. Ю. Прикладная модель системы материального стимулирования (на примере предприятия специального машиностроения) // Проблемы управления. 2010.№ 6. С. 33-37.

7. Курилова А. А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.

8. Курилова А. А., Курилов К. Ю. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2013. № 4. С. 22-26.

9. Булов В. Г. Методы информационного обеспечения управления на предприятиях автомобильной промышленности // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. 2013. № 1 (27). С. 127-136.

10. Иванов Д. Ю. Экономико-математическая модель системы материального стимулирования работников предприятия специального машиностроения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва (национального исследовательского университета). 2010. № 3. С. 54-62.

EVALUATION OF FINANCIAL RESULTS AUTOMOTIVE INDUSTRY

© 2015

K. Y. Kurilov, associate professor of the department «Finance and Credit», PhD, associate professor A. A. Kurilova, professor of the department «Finance and Credit», PhD, Associate Professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation. The Russian market of vehicles shows a negative trend, according to the results of 2013 the volume of car sales fell by 5.5 %, and up to 2014 by 7 % compared to the same period last year. The financial condition of Russian companies automotive industry also affected by the change of the exchange rate, which caused a significant increase in the cost of imported materials and purchased components. The forecast for 2015 is not reassuring, it is expected a significant drop in sales of vehicles. In this case, a decline in sales experienced all car manufacturers. In these circumstances, the domestic manufacturers the task of improving the efficiency of their financial and economic activity, which will provide sufficient financial stability of the automotive industry. Devaluation of the ruble, and therefore reduce the cost of labor and parts for the domestic market allows Russian automakers to strengthen its position in the market for a vehicle due to competitive prices for manufactured products. Therefore, it is urgent to analyze the financial results of the largest automotive company «AvtoVAZ» to develop on the basis of this analysis, measures to improve the performance of the Russian automotive companies. Keywords: automotive, profit margins, cost, revenue, efficiency.

УДК 657.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

© 2015

О. А. Луговкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» О. Д. Ахметвалеева, магистр кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В данной статье представлены и раскрыты основные требования, предъявляемые к формированию публичной отчетности, а также указаны функции публичной отчетности. Обозначены участники рыночных отношений, которым необходимо составление и представление публичной отчетности. Публичная отчетность организации - это принцип отчетности, согласно которому компании, акционерные общества, организации обязаны ежегодно публиковать основные данные о результатах своей деятельности: балансы, акты инвентаризации и другую информацию, необходимую для проведения налогообложения и сбора экономической информации. Публичность отчетности, по существу, становится своеобразным способом ознакомления с коммерческой деятельностью той или иной организации. На сегодняшний день публичная бухгалтерская отчетность, по существу, становится визитной карточкой бизнеса, в которой содержится большой объем информации, а также играет весьма важную роль в стратегии, как финансирования, так и обычных бизнес-отношений. Публичная бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабаты-

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.