Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (на примере МО «Нерюнгринский район» республики Саха (Якутия))'

Оценка эффективности реализации муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (на примере МО «Нерюнгринский район» республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко А.А., Романова Т.В.

Вопросы энергосбережения в современном мире имеют особую актуальность. Россия самая холодная страна в мире. Этот факт обусловлен самым длительным отопительным сезоном, самой большой долей населения, проживающей в областях, где наблюдается отрицательная среднегодовая температура. Около 70 % населения проживает в достаточно неблагоприятных климатических условиях с продолжительностью отопительного периода свыше полугода (185-240 суток). Это более чем в 2 раза превышает аналогичные климатические параметры большинства стран Центральной и Западной Европы. В Республике Саха (Якутия) затраты направленные на обеспечение населения теплом, на выпуск продукции очень высокие. Большая часть затрат направлена на обогрев, снабжение горячей водой и теплым вентиляционным воздухом жителей республики. При этом большие затраты направлены и на обогрев общественных зданий и промышленных предприятий. Большими непроизводительными затратами энергии сопровождается транспортировка теплоносителей по тепловым сетям. Решение вопросов энергосбережения возможно с помощью важнейших экономических инструментов. Одним из этих инструментов является программирование, которое охватывает все направления деятельности и все уровни управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (на примере МО «Нерюнгринский район» республики Саха (Якутия))»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МО «НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

© Лысенко А.А.*, Романова Т.В.*

Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия),

г. Якутск

Вопросы энергосбережения в современном мире имеют особую актуальность. Россия - самая холодная страна в мире. Этот факт обусловлен самым длительным отопительным сезоном, самой большой долей населения, проживающей в областях, где наблюдается отрицательная среднегодовая температура. Около 70 % населения проживает в достаточно неблагоприятных климатических условиях с продолжительностью отопительного периода свыше полугода (185-240 суток). Это более чем в 2 раза превышает аналогичные климатические параметры большинства стран Центральной и Западной Европы.

В Республике Саха (Якутия) затраты направленные на обеспечение населения теплом, на выпуск продукции очень высокие. Большая часть затрат направлена на обогрев, снабжение горячей водой и теплым вентиляционным воздухом жителей республики. При этом большие затраты направлены и на обогрев общественных зданий и промышленных предприятий. Большими непроизводительными затратами энергии сопровождается транспортировка теплоносителей по тепловым сетям.

Решение вопросов энергосбережения возможно с помощью важнейших экономических инструментов. Одним из этих инструментов является программирование, которое охватывает все направления деятельности и все уровни управления.

Ключевые слова энергосбережение, энергоресурсы, муниципальные целевые программы.

С помощью программирования определяются стратегические приоритеты. Реализация приоритетов осуществляется на основе программ набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в короткие сроки и с относительно меньшими затратами.

* Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и энергоресурсосбережения Нерюн-гринской районной администрации Республики Саха (Якутия).

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления.

На уровне муниципальных образований разработка и утверждение программ по отраслям является важным аспектом в распределении и освоении финансовых средств.

В целях решения вопросов энергосбережения, оптимизации затрат, снижения потребления энергоресурсов Нерюнгринской районной администрацией разработана муниципальная целевая программа «Энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Нерюнгринский район» на 2013-2015 годы и на период до 2020 года».

Проблема энергосбережения в Нерюнгринском районе приобретает сегодня особую остроту, так как прироста мощностей нет, а энергоресурсы используются крайне неэффективно, что выражается в виде потерь при производстве, транспортировке и потреблении.

Высокая энергоемкость Нерюнгринского района увеличивается за счет климатических особенностей, имеющих объективный характер. Сложность жизнеобеспечения населения района связана не только с длительной и морозной зимой, но и с большой территорией района. Нерюнгринская ГРЭС обеспечивает теплом город Нерюнгри, поселки Чульман, Серебряный Бор, Бер-какит. Остальные поселки и села отапливаются котельными. Значительные расстояния между отдельными населенными пунктами требуют наличия котельной в каждом населенном пункте.

Большое негативное влияние на эффективность энергоиспользования оказывает недогрузка производственных мощностей из-за спада объемов потребления в последние годы, плохо налаженный и неоснащенный соответствующим приборным парком процесс регулирования, учета и контроля использования энергетических и природных ресурсов. Энергозатратность производства все в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения.

Коммунальный комплекс района включает: 7 котельных, 15 водозаборов, 18 канализационно-насосных станций, 8 очистных сооружений, тепловых сетей - 427,8 км, водопроводных сетей - 385,41 км, канализационных сетей - 209,29 км.

Бюджетная сфера МО «Нерюнгринский район» представлена 92 объектами из них 53 объектов образовательных школьных и дошкольных учреждений, 27 объектов культуры и искусства.

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо осуществлять активное энергосбережение и повышение эффективности потребления энергоресурсов как фактора, определяющего развитие Нерюнгринского района.

Решение проблем возможно путем реализации муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности производства, передачи и потребления энергоресурсов.

Муниципальной целевой программой «Энергоресурсосбережения и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Не-

рюнгринский район» на 2013-2015 годы и на период до 2020 года» предусмотрены средства Республиканского бюджета, местного бюджет Нерюн-гринского района, внебюджетные источники и средства местных бюджетов поселений Нерюнгринского района.

Программой не учтены мероприятия направленные на:

1. Увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.

2. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.

По итогам реализации муниципальной целевой Программы фактическое освоение финансовых средств в 2013 год по источникам финансирования составило:

- Республиканский бюджет - 3 666,49 тыс. руб.;

- Местный бюджет Нерюнгринского района - 10 913,68 тыс. руб.;

- Местный бюджет поселений - 2 258,22 тыс. руб.;

- Собственные средства предприятий (учреждений), собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах - 26 273,15 тыс. руб.

Мероприятия, предусмотренные к реализации на объектах бюджетной сферы (учреждения образования и культуры МО «Нерюнгринский район») выполнены на сумму 10 934,68 тыс. руб. В процентном выражении выполнение мероприятий составляет - 97 %

В ходе реализации Программы учреждениями выполнены следующие мероприятия:

- Подготовка кадров в области энергосбережения;

- Внедрение приборного учета;

- Регулирования и контроль использования энергетических ресурсов на объектах учреждений социальной сферы.

- Повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

- Проведение обязательных энергетических обследований и оформление энергопаспортов.

В целях реализации Федерального закона № 261-ФЗ из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам поселений Не-рюнгринского района в 2013 году были выделены средства на выплату расходов по мероприятиям энергосбережения в жилищном фонде Нерюнгрин-ского района:

1) на приобретение и установку индивидуальных приборов учета воды отдельной категории граждан. Средний процент исполнения по всем поселениям составил 88,45 %.

2) на реализацию мероприятий энергосбережения в многоквартирном жилищном фонде выделено финансовых средств на сумму 45 538,8 тыс. руб. Фактическое освоение за 2013 год составило 44 714,875 тыс. руб.

Средний процент исполнения по всем поселениям составил 98 %. Приобретено и установлено 657 общедомовых приборов учета на жилых многоквартирных домах поселений Нерюнгринского района.

3) на выплату расходов по мероприятиям энергосбережения выделено финансовых средств на сумму 52 664,3 тыс. руб. Фактическое освоение за 2012-2013 год составило 52 659,5 тыс. руб. Финансовые средства были распределены между поселениями Нерюнгринского района г. Нерюнгри, п. Серебряный Бор, п. Чульман, п. Беркакит.

Проведенные мероприятия снизили расход энергоресурсов за 2013 год в сравнении с 2012 в МО «Нерюнгринский район» на 9 %, данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Вид энергоресурса Ед. изм. 2012 г. 2013 г. Экономия %

Теплоэнергия Гкал 845501,63 809113,22 36 388,41 4,30

Электроэнергия куб. м. 96789,30 83999,26 12 790,04 13,21

Вода кВтч 6776268,09 6128739,1 647 529,0 9,56

Проведенный анализ показывает, что энергосберегающие мероприятия по объектам бюджетной сферы поводятся более качественно, нежели на объектах жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Нерюнгринского района.

По результатам исследования отмечены следующие проблемные моменты:

1. Сокращение администрациями поселений бюджетного финансирования муниципальных Программ, вошедших в муниципальную целевую Программу энергоресурсосбережения МО «Нерюнгринский район».

2. Отсутствие в структурных подразделениях органов местного самоуправления, коммунальных предприятиях, управляющих компаниях, ТСЖ квалифицированных кадров для реализации мероприятий программы.

3. Отсутствие должного контроля со стороны администраций поселений Нерюнгринского района за реализацией мероприятий организациями коммунального комплекса, управляющими компаниями, ТСЖ.

4. Медленная реализация программ, ограниченность мероприятий программы по отношению к износу конструктива жилых домов и инженерной инфраструктуры.

5. Несовершенство нормативно-правовой базы в части того, что прописаны инструменты, и механизмы реализации которые еще не заработали (энергосервисные контракты).

6. Задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги.

С учетом полученной информации для решения выявленных проблем разработаны рекомендации:

1. На уровнях администраций поселений, предприятий коммунального комплекса, жилищного хозяйства разрабатывать, утверждать и реализовывать Программы энергоресурсосбережения.

2. Участникам программы проводить ежегодное обучение специалистов в области энергосбережения.

3. Руководителям предприятий обеспечить сбор и предоставление информации по потребляемым (предоставляемым) коммунальным ресурсам в установленный для отчетности период.

4. Системный подход в реализации мероприятий по жилищному фонду с высоким износом конструкций.

5. Проведение энергетического обследования объектов коммунального комплекса, жилищного фонда, социальной сферы с последующим определением первоочередных мероприятий и включением их Программу.

Руководящему составу органа местного самоуправления при формировании программных мероприятий по энергосбережению необходимо рассматривать их не как затратные мероприятия, а рассматривать, как мероприятия позволяющие получить дополнительные выгоды, экономию и прибыль.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

2. Постановление Нерюнгринской районной администрации от 22.08.2012 № 1623 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ муниципального образования «Нерюн-гринский район».

3. Ганжа В.Л. Основы эффективного использования энергоресурсов. Теория и практика энергосбережения. - Минск, 2009.

4. Коржов В.Ю., Петрусева Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - 2011.

5. Лисиенко В.Г., Щелоков Я.М., Розин С.Е., Дружинина О.Г., Пареньков А.Е. Энергетический анализ. Методика и базовое информационное обеспечение. - УГТУ-УПИ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.