УДК 614.2:613.76-053.5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЛЕТНИХ ЗАГОРОДНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Н.А. Танина,
ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Танина Нина Александровна - e-mail: [email protected]
Охрана и укрепление здоровья детей и подростков являются государственной проблемой, одним из приоритетов концепции национальной безопасности. Важным этапом оздоровления детей и подростков следует рассматривать летнюю оздоровительную кампанию. Оздоровительные мероприятия в летнем лагере «Ласточка» выявили положительные изменения показателей физической подготовленности. В перечень критериев эффективности краткосрочного отдыха следует включать наряду с динамикой ведущих антропометрических показателей оценку функциональных резервов организма, которые более адекватно отражают динамику здоровья детей.
Ключевые слова: летний лагерь, оздоровление, антропометрические показатели,
функциональные показатели, критерии эффективности.
A guard and strengthening of health of children and teenagers are a state problem, one of priorities of conception of national safety. It is necessary to examine the summer health campaign. Health events in a summer camp «Lastochka» educed the positive changes of indexes of physical preparedness. In the list of criteria of efficiency of short-term rest it is necessary to include along with the dynamics of leading anthropometric indexes the estimation of functional backlogs of organism, that reflect the dynamics of health of children more adequately.
Key words: summer camp, making healthy, anthropometric indexes,
functional indexes, criteria of efficiency.
Охрана и укрепление здоровья детей и подростков является государственной проблемой, одним из приоритетов концепции национальной безопасности. В последнее десятилетие выявлена тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России, поэтому сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных направлений здравоохранения. Важным этапом оздоровления детей и подростков следует рассматривать летнюю оздоровительную кампанию.
Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом [1, 2, 3].
Анализ деятельности оздоровительных учреждений в России свидетельствует о том, что традиционные методы оздоровления в загородных стационарных учреждениях подобного типа не всегда позволяют добиться существенных успехов в повышении медицинской эффективности оздоровительных услуг [4]. Кроме того отсутствуют единые требования к оценке эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в летних загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей, что вызывает определенные трудности при анализе их деятельности [5, 6]. Между тем оценка качества оздоровительной работы невозможна без разработки критериев эффективности оздоровления, которые должны быть унифицированными, простыми и пригодными для массового
применения, индивидуальными для каждого ребенка и оздоровительной кампании в целом. Для оценки эффективности оздоровительных мероприятий нами проводились исследования физического развития с оценкой функциональных резервов организма на базе двух загородных стационарных детских оздоровительных лагерей: ДОБО «Ласточка» и ДОЦ «Водопрь». Физическое развитие детей изучалось по унифицированной антропометрической методике в начале и в конце смены, исследовались соматометрические показатели (длина и масса тела). Нами использовались пробы с физическими нагрузками, так как они довольно легко дозируются, могут быть произведены в любом месте и хорошо переносимы. Функциональные резервы изучали по скрининг-тесту, в исследованиях были задействованы 2234 ребенка из двух загородных стационарных учреждений отдыха, с которыми проводились дыхательные пробы: Штанге, Генчи, координаторные пробы и двигательные тесты.
Проведенный анализ физического развития (ФР) свидетельствовал о превалировании детей с нормальной группой в обоих лагерях, как в начале, так и в конце смены. Из отклонений ФР на первом месте преобладали дети с высокой длинной тела, на втором - дети с повышенной и высокой массой тела в обоих лагерях. Оценивая эффективность по показателям ФР отметили тенденцию к увеличению доли детей с нормальной группой ФР как в первом, так и во втором лагере. Значительно уменьшилась доля детей с повышенной и высокой массой тела и сниженной и низкой массой тела в лагере «Ласточка» в 1,3 раза и 2,3 раза
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
соответственно (р=0,001). Данная закономерность отмечена и во втором лагере, но в виде тенденции (таблица 1).
Дыхательная проба Штанге отражает функцию внешнего дыхания. Достоверных различий между детьми в начале смены не было (р=0,067). Значительно увеличилась доля детей с отличными и хорошими результатами к концу смены: в 4,8 раза в лагере «Ласточка» и в 2,7 раза в лагере «Водопрь». Удовлетворительные и неудовлетворительные результаты, соответственно, уменьшились в обоих лагерях. Различия между детьми к концу смены достоверны (р=0,000) (рис. 1).
Оценка пробы Генчи, отражающая толерантность к гипоксии, выявила, что дети в лагерях «Ласточка» и «Водопрь» в начале смены не различались и показали примерно равные результаты (р=0,051). К концу смены дети достоверно улучшили свои показатели в обоих лагерях (р=0,000). Различия между детьми разных лагерей в конце смены достоверны (р=0,000) (рис. 2).
Координаторные пробы определяют согласованность работы мышц; динамическую стабилизацию движений, проявляющуюся двигательными актами; своевременное выполнение движения; состояние костно-мышечной системы, в том числе кардио-респираторной и др. Среди обследованных в начале смены достоверных различий не отмечено. К концу смены достоверно увеличилась доля детей с отличными и хорошими показателями в лагере «Ласточка» (5,6 и 2,1 раза) и в лагере «Водопрь» (2,8 и 1,6 раза) и уменьшилась доля детей с неудовлетворительными показателями в 2 раза в лагере «Ласточка» и в 1,4 раза в лагере «Водопрь». Различия между детьми разных лагерей к концу смены достоверны (р=0,000).
ТАБЛИЦА 2.
Комплексная оценка координаторной пробы в динамике, %
Оценка Вид учреждения
ДОБО «Ласточка» ДОЦ «Водопрь»
НС КС НС КС
Отлично 3,9 21,7 3,6 10,4
Хорошо 10,7 22,6 12,7 20,8
Удов. 35,3 31,4 43,3 40
Неудов. 50,1 24,3 40,4 28,8
Статистика Х2=174,35; сс=3; р=0,000 Х2=24,09; сс=3; р=0,000
НС - х2=176,28; сс=3; р=0,061; КС - х2=69,8; сс=3; р=0,000; Все - х2=200,22; сс=3; р=0,000
Двигательные тесты-пробы, характеризующие физическую подготовленность, у большинства школьников оценены как удовлетворительные в начале и в конце смены в обоих лагерях. К концу смены увеличилась доля детей с отличными и хорошими показателями физической подготовленности и уменьшилась с удовлетворительными и неудовлетворительными примерно на равные части в обоих лагерях (таблица 3).
ТАБЛИЦА 3.
Динамика двигательных тестов детей в разных лагерях, %
Оценка Вид учреждения
ДОБО «Ласточка» ДОЦ «Водопрь»
НС КС НС КС
Отлично 3,9 5,4 2,3 4,6
Хорошо 10,7 19 18,1 30,9
Удов. 61,2 61,5 58,2 43,4
Неудов. 22,8 15,6 21,5 21,1
Статистика Х2=26,22; сс=3; р=0,000 Х2=11,02; сс=3; р=0,012
НС - х2=97,69; сс=3; р=0,000; КС - х2=61,88; сс=3; р=0,000; Все - х2=133,70; сс=3; р=0,000
Результаты комплексной оценки уровня физического развития детей свидетельствуют о следующем, что в начале смены функциональные резервы организма детей лагерей «Ласточка» и «Водопрь» практически не отличались (р=0,088). В результате активного внедрения комплекса инновационных профилактических и коррекционных технологий в лагере «Ласточка» к концу смены значительно увеличилась доля детей с отличными и хорошими показателями УФР (в 6,6 и 2,4 раза) и уменьшилась доля детей с неудовлетворительными показателями (в 4 раза). В лагере «Водопрь» к концу смены, но не столь значительно, увеличилась доля детей с отличным и хорошим УФР (4,7 и 1,5 раза) и уменьшилась доля детей с неудовлетворительным
РИС. 2.
Комплексная оценка пробы Генчи в динамике, %.
НС - х2=26,81; сс=3; р=0,051; КС - х2=15,21; сс=3; р=0,000.
ТАБЛИЦА 1.
Распределение детей по группам физического развития в разных лагерях, %
Группа физического развития Вид учреждения
ДОБО «Ласточка» ДОЦ «Водопрь»
НС КС НС КС
Нормальное 68,1 73,9 72,4 75,1
Повышенная и высокая МТ 9,1 7,6 9,4 8,4
Сниженная и низкая МТ 4,2 1,8 4,4 4,1
Высокая ДТ 16,4 14,6 12,6 11,4
Низкая ДТ 2,2 2,1 1,2 1
Статистика Х2=3,36; сс=3; р=0,4992 Х2=2,05; сс=3; р=0,7258
НС: х2=2,707; с.с.=3; р=0,608; КС: х2=15,642; с.с.=3; р=0,016.
А 1 1
« НС II" кс 51-2 37,6 (1
1 1
67,1 | 28,7
- 1 1 1 1
£ не о | о £ — ч: го ^ КС 55,1 1 35,3
1 1 1 .1
61,6 I 19,9 I ^-1>---1--¡>-V
0% 20% 40% 60% 80% 100%
РИС. 1.
Динамика комплексной оценки пробы Штанге в разных лагерях, %. НС - хг=89,23; сс=3; р=0,067; КС - х2=61,1; сс=3; р=0,000.
УФР (в 1,7 раза). Различия между детьми разных лагерей в
Таким образом, оценивая эффективность оздоровительных мероприятий, выявили, что в результате активного внедрения комплекса инновационных профилактических и коррекционных технологий в лагере «Ласточка» к концу смены значительно увеличилась доля детей с отличными и хорошими показателями (6,6 и 2,4 раза) и уменьшилась доля детей с неудовлетворительными показателями (в 4 раза). В лагере «Водопрь» к концу смены, но не столь значительно, увеличилась доля детей с отличными и хорошими показателями (в 4,7 и 1,5 раза) и уменьшилась доля детей с неудовлетворительными показателями (в 1,7 раза).
На детской оздоровительной базе отдыха «Ласточка» нами была разработана и внедрена программа оздоровительных и профилактических мероприятий, включающая обучение детей здоровому режиму питания, учебы, отдыха. Значительное внимание уделено санации очагов хронической инфекции (скрытые очаги инфекции - небные миндалины, аденоиды, придаточные пазухи носа, кариозные зубы) и общеукрепляющей терапии - это весь комплекс мероприятий, направленных на повышение общей резистентности организма. Медикаментозная терапия отступает на второй план, а основное значение приобретают диета, режим, закаливающие процедуры, физиотерапия и лечебная физкультура. Для каждого вида патологии разработан свой реабилитационный маршрут. Реабилитация осуществляется при помощи занятий психотерапией, дети получают полноценное питание, употребляют минеральную воду. Сюда входят воздушные и солнечные ванны, прогулки на велосипедах, гидротерапия: ванны Джакузи, хвойные, жемчужные ванны, циркулярный душ, подводный душ-массаж, комплекс лечебной физкультуры, массаж.
В процессе оздоровления важную роль играют медицинские сестры, которые участвуют в санитарном просвещении детей по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний [1, 2, 7]. Медицинские сестры проводят не только лечебные мероприятия, занимаются лечебной физкультурой с детьми, имеющими определенную патологию, про-
водят физиолечение, бальнеолечение, массаж, диетотерапию, но и проводят работу совместно со спортивными инструкторами по спортивно-оздоровительному направлению. Медицинская сестра в детском коллективе должна владеть основами психологии и педагогики, чтобы строить более тесные и доверительные отношения с детьми.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об эффективности комплекса лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, проводимых в детском летнем оздоровительном лагере с участием специально подготовленных медицинских сестер. Вместе с тем, оздоровительная деятельность детского лагеря должна пониматься широко и включать реабилитацию физическую, психологическую и духовную [2].
ш
ЛИТЕРАТУРА
1. СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».
SanPiN 2.4.4.3155-13 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniia k ustrostvu, soderjaniiu i organizacii rejima raboty zagorodnyh stacionarnyh uchrejdeni otdyha i ozdorovleniia dete».
2. Милушкина О.Ю., Кузнецова Т.В. Проблемы организации и проведения летней оздоровительной кампании // Здоровье населения и среда обитания: информационный бюллетень. 2005. № 6. С. 12-15.
Milushkina O.Iu., Kuznecova T.V. Problemy organizacii i provedeniia letne ozdorovitelno kampanii/ / Zdorove naseleniia i sreda obitaniia: Informacionny biulleten. 2005. № 6. S. 12-15.
3. Мозжухина Л.И., Чёрная Н.Л., Шубина Е.В., Румянцев А.Г. Физическое здоровье современных школьников // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: мат-лы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 2002. С. 244-246.
Mozjuhina L.I., Chrnaia N.L., Shubina E.V., Rumiancev A.G. Fizicheskoe zdorove sovremennyh shkolnikov//Obrazovanie i vospitanie dete i podrostkov: gigienicheskie problemy: Mat-ly Vserossisko konferencii s mejdunarodnym uchastiem. Moskva, 2002. S. 244-246.
4. Методы исследования физического развития детей и подростков в попу-ляционном мониторинге: руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М.: Союз педиатров России, 1999. 226 с.
Metody issledovaniia fizicheskogo razvitiia dete i podrostkov v populiacionnom monitoringe: Rukovodstvo dlia vrache / Pod red.
A.A. Baranova, V.R. Kuchmy. M.: Soiuz pediatrovRossii, 1999. 226s.
5. Методические указания по оценке эффективности оздоровления детей в пионерских лагерях общего типа: приложение № 3 к приказу министра 30 РСФСР № 171 от 21.03.1975 г. М. 1975.
Metodicheskie ukazaniia po ocenke effektivnosti ozdorovleniia dete v pionerskih lageriah obscego tipa: prilojenie № 3 k prikazu Ministra 30 RSFSR № 171 ot 21.03.1975 g. M. 1975.
6. Мониторинг функционального состояния здоровья школьников / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: МИОО, 2004. 152 с.
Monitoring funkcionalnogo sostoianiia zdorovia shkolnikov /Pod red. L.E. Kurneshovo. M.: MIOO, 2004. 152 s.
7. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Вишневецкая Т.Ю., Кучма В.Р. и др. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических учебных заведений / Под ред.
B.Р. Кучмы. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 608 с.
Bobrisceva-Pushkina N.D., Vishneveckaia T.Iu., Kuchma V.R. i dr. Metody kontrolia i upravleniia sanitarno-epidemiologicheskim blagopoluchiem dete i podrostkov: prakticheskoe rukovodstvo po gigiene dete i podrostkov dlia studentov mediko-profilakticheskih uchebnyh zavedeni / Pod red. V.R. Kuchmy. M.: VUNMC MZ RF, 1999. 608 s.
конце смены достоверны (р=0,000) (рис. 3).
РИС. 3.
Динамика уровня функциональных резервов детей в разных лагерях, %.
НС - х2=99,65; сс=3; р=0,088; КС - х2=50,88; сс=3; р=0,000.