Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиционно-инновационного цикла государственной корпорации'

Оценка эффективности инвестиционно-инновационного цикла государственной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORPORATION éTATIQUE / CONSOLIDé / éFFICACITé / ÉVALUATION / EINSCHäTZUNG / ИНВЕСТИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЦИКЛ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / INVESTMENT / INNOVATION / STATE CORPORATION / CYCLE / CONSOLIDATED / EFFICIENCY / ASSESSMENT / INVESTISSEMENT / INVESTITION / STAATSKORPORATION / ZIKLUS / KONSOLIDIERTE / EFFIZIENZ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухитов Н. М.

Вводится понятие «инвестиционно-инновационный цикл государственной корпорации». Подробно рассматриваются компоненты и разновидности этого цикла. В качестве основы для разработки и внедрения программ развития государственных корпораций и создания современных технологий производства конкурентоспособной продукции рекомендован консолидированный инвестиционно-инновационный цикл. Оценка эффективности инвестиционно-инновационного цикла государственной корпорации имеет ряд особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STATE CORPORATION INVESTMENT/INNOVATION CYCLE EFFICIENCY

«State corporation investment/innovation cycle» notion is introduced. Components and variables of the cycle are examined in detail. The consolidated investment/innovation cycle is recommended to serve as basis for creation and implementation of state corporation development programs and for elaboration of up-to-date technologies to manufacture competitive products. There are specific features of the assessment of state corporation investment/innovation cycle efficiency.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиционно-инновационного цикла государственной корпорации»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

ASSESSMENT OF STATE CORPORATION INVESTMENT/INNOVATION

CYCLE EFFICIENCY

Н. М. Мухитов,

кандидат экономических наук

Вводится понятие «инвестиционно-инновационный цикл государственной корпорации». Подробно рассматриваются компоненты и разновидности этого цикла. В качестве основы для разработки и внедрения программ развития государственных корпораций и создания современных технологий производства конкурентоспособной продукции рекомендован консолидированный инвестиционно-инновационный цикл. Оценка эффективности инвестиционно-инновационного цикла государственной корпорации имеет ряд особенностей.

«State corporation investment/innovation cycle» notion is introduced. Components and variables of the cycle are examined in detail. The consolidated investment/innovation cycle is recommended to serve as basis for creation and implementation of state corporation development programs and for elaboration of up-to-date technologies to manufacture competitive products. There are specific features of the assessment of state corporation investment/innovation cycle efficiency.

La notion «cycle d'investissement et d'innovation d'une corporation étatique» est introduite. Examiné de près sont les components et variétées du cycle total. C'est le cycle consolidé d'investissement et d'innovation d'une corporation étatique qui est recommendé comme base pour la création et la mise en application des programmes du développement des corporations étatiques et pour l'élaboration des technologies modernes à fabriquer des produits concurrables. Il y a quelques particularitées relatives à l'évaluation d'éfficacité des cycles d'investissement et d'innovation des corporations étatiques. Ein Begriff «Investition- und Innovationszyklus der Staatskorporation» wird eingeführt. Man erörtert Komponente und Abarte des ganzen Zyklus. Der konsolidierte Investition- und Innovationszyklus der Staatskorporation werden empfehlt als Grundlage ebenso der Bildung- und Einführung der Korporationsentwicklungsprogrammen wie des Schaffens der modernen Technologien konkurrenzfähige Produktion zu herstellen. Ключевые слова: инвестиция, инновация, государственная корпорация, цикл, консолидированный, эффективность, оценка. Key words: investment, innovation, state corporation, cycle, consolidated, efficiency, assessment. Mots clefs: investissement, innovation, corporation étatique, cycle, consolidé, éfficacité, évaluation. Schlüsselwörter: Investition, Innovation, Staatskorporation, Ziklus, konsolidierte, Effizienz, Einschätzung.

Большинство государственных корпораций создается в тех отраслях национальной экономики, в которых государство видит необходимость интенсификации инновационной деятельности и готово финансировать развитие конкретной отрасли в направлении внедрения нововведений и повышения конкурентоспособности. Специалисты Института экономики переходного периода предлагают следующую классификацию государственных корпораций для целей реализации инвестиционной стратегии 1: государственные институты развития; агенты Правительства РФ, «операторы» по выполнению определенных функций; «квазиминистерства»; «квазихолдинги». К государственным институтам развития, по мнению этих специалистов, относится Внешэкономбанк, а также, с определенными допущениями, ГК «Роснанотех». Для первой корпорации характерна ориентация на компенсацию «провалов» рынка при достаточно четком определении областей и направлений ее деятельности, чтобы она не «вторгалась» в сферы, где достаточна предпринимательская инициатива, и не нарушала условия для справедливой конкуренции; для второй - на компенсацию как «провалов» рынка, так и «провалов» государства (в плане

недостаточно эффективной административной системы). Все государственные корпорации, несмотря на свою принадлежность к той или иной группе, выполняют конкретную инновационную или инвестиционную роль либо в масштабах всей экономики, либо в масштабах отдельной отрасли. В связи с этим, предлагается ввести в научный оборот термин «инвестиционно-инновационный цикл государственной корпорации».

По мнению Клочая В.В. 2, инвестиционно-инвестиционный цикл государственной корпорации - это замкнутая совокупность транзакций по трансформации инвестиционного ресурса государства, передаваемого конкретной государственной корпорации, в определенные рамками отраслевой принадлежности новые продукты и результаты. Указанная совокупность транзакций служит последовательному решению трех групп проблем: во-первых, удовлетворение государственных интересов в повышении стабильности и конкурентоспособности национальной экономики; во-вторых, более четкое распределение государственных ресурсов в инвестиционные проекты; в-третьих, получение реальных производственных результатов для национальной экономики (рис. 1).

1 Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 29. М.: ИЭПП, 2007. - 657 с.

2 Клочай В. В. Теория и практика функционирования государственных корпораций в российской экономике. М.: Анкил, 2009. -28

216 с.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Рис. 1. Группы проблем, решаемые в рамках инвестиционно-инновационного цикла

Цикличность инвестиционно-инновационной деятельности проявляется, с одной стороны, в том, что при достижении определенных результатов в экономике государственные интересы могут трансформироваться в новой сфере, и инвестиционно-инновационная деятельность переходит в новую плоскость. С другой стороны, цикличность инвестиционно-инновационной деятельности заключается в замкнутости инвестиционного и инновационного циклов. Накопление результатов в инновационной деятельности создает возможности для качественного развития экономики, а вложенные для этого инвестиции начинают возвращаться.

Цикличность заключается в государственных операциях при создании государственных корпораций, то есть сначала возникает проблема, затем появляется способ ее решения, а затем создается инфраструктура, в том числе, в форме государственной корпорации. Иными словами, в рамках конкретной отрасли создается жесткая организационная структура, под управление которой государство передает весь имеющийся у него в наличии отраслевой инвестиционно-инновационный потенциал. Для расчета общего инвестиционного потенциала используется инвестиционный потенциал государства как основного источника финансирования, а также инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, входящих в государственную корпорацию. Результат, получаемый государством от инвестиционной деятельности, заключается в нижеследующем.

1. Решение государственных задач.

2. Нормализация экономической деятельности в отрасли.

3. Конкретные государственные доходы.

4. Обеспечение экономической безопасности.

Государственные инвестиции - это часть государственных средств, которые либо через государственный бюджет, либо через внебюджетные фонды, либо через инвестиционные фонды (к примеру, создаваемый в настоящее время Государственный фонд финансирования и инвестиций) передаются государственной корпорации. Источниками государственных инвестиций могут быть собственные средства государства, заемные средства, полученные от размещения государством долговых ценных бумаг, средства, получаемые государственной корпорацией под гарантии государства.

Перед началом инвестиционного процесса государственная корпорация имеет как собственные, так и заемные средства. Максимальный размер инвестиционных вложений (или инвестиционный потенциал государственной корпорации) в момент начала ее активной деятельности (точка 1) может быть рассчитан как сумма собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов (сумма интервалов 4 и 5). Первый этап инвестиционного цикла заканчивается в момент начала возврата инвестиций (точка 2), полностью первый оборот инвестиционного цикла заканчивается в момент окончания начатых инвестиционных проектов и возврата всех инвестиций (точка 3). В этот момент начинается новый оборот инвестиционного цикла, который должен иметь свои размеры и длительность. Амплитуда графика показывает инвестиционную активность государственной корпорации (объемы инвестированных средств и возвраты инвестиций). Период цикла позволяет оценить реальную оборачиваемость инвестиций в данной отрасли национальной экономики. Указанные параметры могут служить для государства ориентирами при оценке эффективности менеджмента государственной корпорации.

1

пФН

2 - Тачка начала ютаратэ дпкжных средств,

3*-Определение проЛпс.чн. начало ннвестиронння.

4 ['осулирсгмнииешвссгнинн г собс .г.- ние ере ПС.

5 -- Заемные цгрк'.к г .

Рис. 2. Инвестиционный цикл государственной корпорации

В результате создания государственной корпорации появляется инвестиционная программа развития конкретной отрасли, в которой действует данная корпорация. Для реализации инвестиционной программы государство передает в государственную корпорацию имущество и денежные средства. Имущество, как правило, представляет собой различные права, пакеты акций, паи и участие в государственных унитарных предприятиях, имеющие четкую отраслевую принадлежность к профилю создаваемой корпорации.

Сложившаяся в России практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев имущество передается одним большим взносом без предварительной структуризации и инвентаризации. Фактически руководство государственной корпорации вынуждено в начале своей деятельности прилагать усилия для классификации имеющего в ее распоряжении имущества. Такая ситуация, как правило, ведет к неэффективному расходованию инвестиционного ресурса, выделяемого государственной корпорации для целей развития.

Н. М. Мухитов

Оценка эффективности инвестиционно-инновационного цикла государственной корпорации

При наличии большого количества передаваемых единиц имущества целесообразно осуществлять его классификацию на стадии создания корпорации. После классификации имущество может быть передано несколькими взносами, при этом обеспечивается имущественная прозрачность и единство корпоративных стандартов учета всех активов государственной корпорации.

Также не до конца понятным остается порядок определения объемов прямого бюджетного финансирования деятельности государственных корпораций. По данным Института экономики переходного периода, все корпорации (возможно, только за исключением ГК «Олимпстрой») были сформированы за счет достаточно большого имущественного взноса Российской Федерации, хотя его структура (пакеты акций, имущественные комплексы, денежные средства и т.п.) применительно к каждой из корпораций достаточно индивидуальна: Фонд содействия реформированию ЖКХ и ГК «Роснанотех» получили, прежде всего, денежные средства, обеспечивающие их работу на достаточно длительную перспективу, а основой взноса в корпорации «Росатом» и «Ростехнологии» стали акции крупных производственных холдингов.

Государственные корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета и Стабилизационного фонда (в 2007 г. - в объеме около 760 млрд. руб.), различные производственные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу. Это означает, что размер финансирования деятельности государственных корпораций составляет около 30 млрд. долл. При этом никаких определенных обязательств перед государством данные корпорации не имеют.

Одним из главных критериев эффективности деятельности создаваемых государственных корпораций является результативность инновационной деятельности. Для ее измерения и сопоставления с инвестиционной деятельностью мы предлагаем использовать модель инновационного цикла, в рамках которой устанавливается порог результативности инновационной деятельности, являющийся результатом накопления инновационного потенциала. Все результаты инновационной деятельности можно, в соответствии с мировой практикой оценки результативности инноваций, определить как фиксированную долю общего инновационного процесса.

Тогда график инновационного цикла может иметь вид, как на рис. 3. В результате окончания конкретного оборота появляется реальный прирост инновационного потенциала. Измерить его можно различными методами, однако, по нашему мнению, наиболее эффективными являются рыночный, результатный и накопительный. Рассмотрим суть каждого метода подробнее.

Рис. 3. Инновационный цикл государственной корпорации

Рыночный метод заключается в рыночной оценке стоимости полученных инновационных результатов в случае, если бы все результаты инновационной деятельности государственных корпораций были выставлены на продажу. Рынок в лице различных заинтересованных сторон на основании используемых методов оценки стоимости инноваций смог бы предложить конкретную цену за каждый инновационный результат. Совокупность стоимостей составит стоимость всего инновационного портфеля.

На основе сопоставления рыночной стоимости фактически полученных инновационных результатов с общим объемом государственных инвестиций рассчитывается норма возврата на инвестированный капитал для государства. В соответствии с принципами венчурного финансирования, даже несколько инновационных результатов должны окупать инвестиции в инновационную деятельность. В случае с государственными корпорациями, норма отдачи инвестиций в инновации должна быть выше нормы венчурного финансирования, так как в рамках государственных корпораций действуют хозяйствующие субъекты с высоким уровнем накопленного инновационного потенциала, что делает коммерциализацию инноваций более вероятной с точки зрения рынка.

Результатный метод позволяет оценить общую результативность инновационной деятельности через расчет средней стоимости инноваций. Для этого общее количество полученных инновационных результатов можно сопоставить с затратами на инновационную деятельность. Если государственная корпорация реализует несколько инновационных проектов, то, в зависимости от стадии жизненного цикла конкретной инновации, можно использовать нечетное число для учета степени завершенности инновационного процесса по каждому проекту. Формула для расчета эффективности инновационной деятельности по результатному методу (Эрезультат) в общем виде должна иметь следующий вид:

N

Еа

Э = ,

результат ^р N = '

где Еа- - сумма результатов по всем инновационным проектам (а. е [0; 1]; 1 соответствует завершенному инновационному проекту; 0 - начальной стадии инновационного проекта);

N

ЕР- сумма затрат по всем инновационным проектам.

Научно-практический журнал

декабрь-февраль 2011/2012

Чем выше уровень реализации инновационных проектов, тем меньше стоимость одного проекта при равенстве общих затрат на инновационную деятельность. Иными словами, результатный показатель оценки эффективности инновационной деятельности позволяет сопоставлять различные уровни реализации инновационных программ. Наиболее оптимальной может считаться ситуация, при которой средняя стоимость инновационного проекта не изменяется. Данная ситуация означает, что инвестиции в инновации осваиваются достаточно стабильно и равномерно.

Накопительный метод заключается в оценке накопленного инновационного потенциала и возможностях его использования для будущих инновационных проектов. Фактически, накопительный метод представляет собой интегральную оценку синергии в инновационной деятельности государственной корпорации. На основании накопительного подхода, у контролирующих государственных органов имеется возможность сопоставлять преемственность инновационных проектов. Формализованная запись накопительного метода с учетом обозначений рис. 4 имеет следующий вид:

Д1 + Д2 ^ тах

Данная запись означает, что на каждом этапе инновационного цикла стоит задача максимального использования накопленного на предыдущих этапах инновационного потенциала для минимизации затрат на дублирование инновационных проектов.

Например, завершенный ранее инновационный проект одним из своих результатов имел технологию, которая стала основой для разработки и производства новой продукции в рамках нового инновационного проекта. На накопительном методе может основываться оценка эффективности инновационной деятельности ГК «Роснанотех», в которой будет использоваться накопленный к моменту создания инновационный потенциал.

На основе наложения двух циклов на временную ось, руководство государственной корпорации получает возможность координировать финансовую политику с графиком научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских работ. Консолидированный график обоих процессов представляет собой наложение инвестиционного и инновационного циклов государственной корпорации (рис. 4). Причем, временные отрезки должны, по нашему мнению, выбираться так, что-

Рис. 4. Инвестиционно-инновационный цикл государственной корпорации

бы период возврата инвестиций приходился на период коммерциализации инноваций и внедрения результатов инновационного процесса в деятельность государственной корпорации, а также продажи инновационной продукции заказчикам.

В консолидированном инвестиционно-инновационном цикле сопоставляются финансовые потоки государственной корпорации, связанные с финансированием инновационной деятельности, с затратами и результатами инновационной деятельности. На основе консолидации государственные органы и руководство государственных корпораций получают единый механизм контроля реализации программы инновационного развития.

Инвестиционно-инновационный цикл, таким образом, становится основой для разработки и внедрения программ развития государственной корпорации, являясь базисом для создания современных технологий и инструментов производства конкурентоспособной продукции. Однако масштаб государственных корпораций таков, что без инструментария распределения тактических задач, вытекающих из стратегии, по различным подразделениям государственной корпорации ее руководство не сможет обеспечить действенную систему реализации стратегии.

Для решения задач распределения стратегии по подразделениям была успешно применена сбалансированная система показателей (которая также получила название «сбалансированные счетные карты»). Данная система уже получила достаточно широкое распространение в самых различных отраслях национальных экономик разных стран. Тем не менее, государственные корпорации имеют очень много особенностей, накладывающих отпечаток не только на сами показатели, но и на саму совокупность традиционных перспектив. Структура сбалансированной системы показателей для государственной корпорации должна быть изменена в соответствии с целями и задачами, которые государство ставит перед большинством государственных корпораций.

Мухитов Н. М. - кандидат экономических наук, докторант Московской Академии экономики переходного периода Moukhitov N. M. - Candidate of Economic Sciences, Competitor for Doctor Degree, Moscow Transition Period Economics Academy e-mail: mukhit-off@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.