Научная статья на тему 'Оценка эффективности государственных программ развития растениеводства в Астраханской области'

Оценка эффективности государственных программ развития растениеводства в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВ / УРОЖАЙНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР / ПОСЕВНЫЕ ПЛОЩАДИ / ВАЛОВОЙ СБОР / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / AGRICULTURAL POLICY / STRUCTURAL CHANGES / FARM SPECIALIZATION / CROP PRODUCTIVITY / CROP ACREAGE / WHOLE YIELD / PRODUCTION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вайчулис Андрей Юрьевич, Головин Алексей Вячеславович

Растениеводство в Астраханской области традиционно является ведущей отраслью сельского хозяйства и отнесено к первому уровню приоритетов развития регионального агропромышленного комплекса. Анализ эффективности развития отрасли показал, что региональная аграрная политика не в полной мере отвечает современным требованиям хозяйствования и ориентирована, главным образом, на изменение (рост) ценовых показателей, которые выступают факторами экстенсивного пути развития. Вследствие этого она нуждается в корректировке, основанной на более полной оценке использования производственного и инвестиционного потенциалов отрасли. В рамках реализации ряда экономически значимых региональных программ, за счет более эффективного использования орошаемых земель, внедрения новых высокоурожайных технологий, современной высокотехнологичной почвообрабатывающей и уборочной техники, планируется дальнейшая модернизация производственных мощностей и организация рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Данные программы предусматривают реализацию инвестиционных проектов, которые позволят существенно повысить конкурентоспособность астраханской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществить импортозамещение, увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, а также повысить рентабельность производства и инвестиционную привлекательность региона. Государственная программа развития сельского хозяйства предъявляет повышенные требования к обоснованности формирования и оценке эффективности реализации программных мероприятий. В связи с этим инструментарий, предлагаемый для оценки эффективности реализации программ развития сельского хозяйства области, является актуальным и соответствует программным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вайчулис Андрей Юрьевич, Головин Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF STATE PROGRAMS OF CROP FARMING DEVELOPMENT IN THE ASTRAKHAN REGION

Crop farming in the Astrakhan region is a traditional leading branch of agriculture and is relegated to the first level of the priorities of the development of the local agro-industrial complex. The analysis of the effectiveness of the development of the sector has shown that the local agricultural policy does not fully meet the modern requirements of economy management and is oriented mainly to the change (rise) of price indices, which are the factors of extensive development. Therefore, the local agricultural policy needs the correction based on the better estimation of the use of production and investment potential of the sector. Within the actualization of the number of economically significant local programs, due to effective usage of irrigation lands, introduction of new promising technologies, modern highly technological land processing and harvesting machinery, it is supposed to upgrade the production capacities and organization of distribution markets of agricultural production. These programs are aimed at the implementation of the investment projects, which will increase the competitiveness of the Astrakhan agricultural products at the internal and foreign markets, provide import substitution, increase of export of these products, and raise the production profitability and investment appeal of the region. The state program of the development of agriculture claims the high requirements to the validity of organization and estimation of effectiveness of actualization of the program activities. Therefore, the offered instruments of estimation of effectiveness of the actualization of the programs for the development for the local agriculture are actual and meet the program requirements.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности государственных программ развития растениеводства в Астраханской области»

УДК [338.43.02:338.439]:[332.142:633/635](470.46)

А. Ю. Вайчулис, А. В. Головин

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Растениеводство в Астраханской области традиционно является ведущей отраслью сельского хозяйства и отнесено к первому уровню приоритетов развития регионального агропромышленного комплекса. Анализ эффективности развития отрасли показал, что региональная аграрная политика не в полной мере отвечает современным требованиям хозяйствования и ориентирована, главным образом, на изменение (рост) ценовых показателей, которые выступают факторами экстенсивного пути развития. Вследствие этого она нуждается в корректировке, основанной на более полной оценке использования производственного и инвестиционного потенциалов отрасли. В рамках реализации ряда экономически значимых региональных программ, за счет более эффективного использования орошаемых земель, внедрения новых высокоурожайных технологий, современной высокотехнологичной почвообрабатывающей и уборочной техники, планируется дальнейшая модернизация производственных мощностей и организация рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Данные программы предусматривают реализацию инвестиционных проектов, которые позволят существенно повысить конкурентоспособность астраханской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществить импортозамещение, увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, а также повысить рентабельность производства и инвестиционную привлекательность региона. Государственная программа развития сельского хозяйства предъявляет повышенные требования к обоснованности формирования и оценке эффективности реализации программных мероприятий. В связи с этим инструментарий, предлагаемый для оценки эффективности реализации программ развития сельского хозяйства области, является актуальным и соответствует программным требованиям.

Ключевые слова: аграрная политика, структурные изменения, специализация хозяйств, урожайность сельскохозяйственных культур, посевные площади, валовой сбор, производственный потенциал.

Введение

Сельское хозяйство - это стратегическая отрасль национальной экономики обеспечивающая продовольственную безопасность государства. Государство несет ответственность за продовольственное обеспечение населения страны, что гарантирует социальную стабильность, устойчивое удовлетворение спроса населения на продукцию отрасли. Роль государства в регулировании аграрной сферы значительна. Аграрная политика является важной составной частью общей социально-экономической политики государства. Реализация аграрной политики обеспечивается через принятие различных государственных программ развития сегментов сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (АПК).

Этапы развития сельского хозяйства современной России

Макроэкономические условия функционирования АПК позволяют выделить основные этапы развития сельского хозяйства современной России:

— первый - с 1991 по 2005 г., который сопровождался революционными изменениями в экономической системе хозяйствования, бурным формированием законодательной базы развития аграрного сектора, подъемом предпринимательской активности на селе;

— второй - с 2006 по 2015 г., период качественных преобразований в аграрном секторе экономики, формирования новой государственной аграрной политики, развития форм государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и долгосрочного прогнозирования развития АПК;

— третий - с 2016 г. по настоящее время, который предполагает, что развитие АПК будет формироваться как развитие экономики инновационного типа.

На начальных этапах развития АПК в сельском хозяйстве сложилась специфическая (мелкотоварная) структура производства, которую характеризуют показатели развития за 1990-2014 гг., представленные в табл. 1.

Таблица 1

Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств*

—________ Год Показатели ——---^^ 1990 2000 2005 2010 2013 2014

Производство продукции, %

Хозяйства всех категорий 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельскохозяйственные организации 73,7 43,4 41,4 44,5 47,6 48,6

Личные подсобные хозяйства 26,3 53,6 52,6 48,4 42,6 41,4

Крестьянские (фермерские) хозяйства - 3 6,0 7,1 9,8 10,0

'Составлено по [1].

Первый этап реформирования аграрных отношений (1991-2005 гг.) принес ощутимые изменения в структуру сельскохозяйственного производства: произошло перераспределение производства в сторону малых форм хозяйствования. Это связано с влиянием множества объективных факторов и субъективных причин.

Статистические данные (табл. 1) показывают, что доля малых форм хозяйствования в производстве продукции отрасли к завершению первого этапа развития АПК в 2005 г. составила 58,6 %. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) к 2005 г. составил 6,0 %.

Начало второго этапа связано с принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2], который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, и устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства. В законе впервые сформулировано понятие государственной аграрной политики, которая «представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий».

Второй этап проведения аграрной реформы в Российской Федерации ознаменовался принятием важных программных документов: приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [3] и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (Госпрограмма) [4], утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

За период реализации Госпрограммы (2008-2012 гг.) удельный вес КФХ ежегодно увеличивался с постоянной динамикой роста структуры производства, который только за 2013 г. составил 1,7 пункта. В результате в структуре продукции сельского хозяйства удельный вес КФХ к 2013 г. составил 9,8 %.

Ресурсное обеспечение реализации Госпрограммы в 2008-2012 гг. было достаточно высоким. Одним из основных ее направлений являлось повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования.

Результаты реализации программы показывают, что доля малых форм хозяйствования продолжает в целом расти, достигнув к 2013г. 52,4 % от общего объема сельхозпродукции. Удельный вес КФХ и индивидуальных предпринимателей за период реализации данной программы достиг уровня 8,5 %.

В июле 2012 г. Правительством Российской Федерации была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [5], в которой обозначены основные приоритеты развития сельского хозяйства страны до 2020 г.

В настоящее время регулирование аграрного сектора экономики является приоритетным направлением экономической политики государства. Государственная поддержка АПК осуществляется в форме прямой бюджетной поддержки через систему дотаций и компенсаций, субсидирования процентных кредитных ставок, финансирования целевых программ, финансирования НИОКР, поддержки фермерства и др.

Сельское хозяйство - это не просто отрасль экономики, но и место проживания значительной части населения России. Развитие сельскохозяйственного производства, сельских поселений и территорий сохраняет культурную самобытность страны, духовные истоки нации. Именно поэтому при формировании аграрной политики государства эти особенности сельского хозяйства должны приниматься во внимание и учитываться для обоснования направлений государственной поддержки экономики АПК.

Реализация государственных социально-экономических проектов в сельском хозяйстве Астраханской области

С началом реализации масштабных государственных социально-экономических проектов в сельском хозяйстве Астраханской области отмечается интенсивное наращивание производственного потенциала. За 2006-2012 гг. производство продукции сельского хозяйства в фактических ценах увеличилось в 3,1 раза, в том числе в растениеводстве - в 3,5 раза, в животноводстве - в 2,8 раза [6].

Динамичное развитие растениеводства, которое отнесено к первому уровню приоритетов развития регионального АПК, связано с изменением аграрной политики, направленной на структурные изменения производства основных сельскохозяйственных культур, возделываемых на территории региона. Программа развития АПК предусматривает существенное сокращение производства зерновых в Астраханской области и наращивание производства овощных культур (в 2,5 раза) и картофеля (в 2,3 раза), возделывание которых требует более высокой механизации и отличается меньшей трудоемкостью.

Активное внедрение новых прогрессивных агротехнологий капельного орошения позволило существенно повысить урожайность сельскохозяйственных культур [7]. Сбор овощей увеличился с 19,8 т/га в 2005 г. до 36,5 т/га в 2012 г. (в 1,8 раза), картофеля - с 9,1 т/га до 20,8 т/га (в 2,3 раза), что позволило обеспечить запланированную эффективность производства и рост валового сбора продукции.

Структурные изменения производства основных видов сельскохозяйственной продукции

Современное агропромышленное производство Астраханской области представляет собой многоукладную сельскую экономику, включающую в себя как крупные хозяйствующие субъекты, так и малые формы хозяйствования. В состав сельскохозяйственного кластера входит 107 сельскохозяйственных предприятий, 2945 КФХ, 110 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛИХ), 660 садоводческих обществ, 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые осуществляют свою деятельность на территории 11 муниципальных образований области [8].

В период реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. был обеспечен рост объема производства сельскохозяйственной продукции в денежном выражении с 6 до 27,1 млрд руб. - более чем в 4,5 раза. Среднегодовой темп роста объема валовой сельскохозяйственной продукции составил 109 %, в том числе по растениеводству - 112,5 %.

Сравнительная характеристика основных форм хозяйствования выявила абсолютное преобладание КФХ в производстве продукции сельского хозяйства региона. Увеличение посевных площадей и валового сбора овощей и картофеля подтверждает рост количества фермерских хозяйств. Структурные изменения объемов производства связаны с двукратным увеличением посевных площадей в КФХ (с 29,6 % в 2006 г. до 57,8 % в 2012 г.) и соответствующим сокращением угодий в сельхозорганизациях - на 26,2 % (с 52,0 до 25,8 %) [9].

Следует отметить, что изменилась и структура производства основных видов продукции, которая подтверждает инновационную направленность развития отрасли и находится в прямой зависимости от видовой структуры возделываемых культур, посевных площадей и категорий хозяйств (табл. 2).

Таблица 2

Структура производства основных видов продукции по категориям хозяйств,

% хозяйств всех категорий

Показатели Сельскохозяйственные организации Личные подсобные хозяйства Крестьянские фермерские хозяйства

Год

2005 2010 2014 2005 2010 2014 2005 2010 2014

Зерно (в весе после доработки) 74,1 37,1 35,7 - - - 25,9 62,9 64,3

Овощи 18,2 9,3 13,2 45,4 40,7 29,0 36,4 50,0 57,8

Бахчевые 19,6 11,9 5,9 16,1 8,1 0,9 64,3 80,0 93,2

Картофель 12,0 11,3 5,2 61,0 26,7 16,8 27,0 62,0 78,0

* Составлено по [1].

Аналитические данные свидетельствуют о том, что сельскохозяйственные организации (СХО) в 2-3 раза снизили основные производственные показатели. Структурный рост показателей КФХ по результатам 2014 г. обозначился их высоким удельным весом в производстве бахчевых культур (93,2 %), картофеля (78,0 %), овощей (57,8 %). Рост показателей КФХ в существенной мере связан со снижением доли СХО в производстве основных видов продукции.

Следует отметить, что значительное увеличение производства картофеля в области (его объемы с 2005 по 2014 г. выросли в 9,8 раза) вызвано активным возделыванием данной культуры в КФХ.

Личные подсобные хозяйства за анализируемый период утратили свои позиции в производстве основных видов сельхозпродукции региона: по овощам с 45,4 % в 2005 г. до 29,0 % в 2014 г., картофелю - с 61,0 до 16,8 %, бахчевым - с 16,1 до 0,9 %. В абсолютном выражении ЛПХ сохранили стабильные объемы производства: по овощам - на уровне 240 тыс. т, по картофелю - 55 тыс. т в год. Произведенные объемы сельхозпродукции ЛПХ существенно превышают объемы личного потребления сельского населения, и только производство бахчевых продовольственных культур снизилось в ЛПХ до уровня потребительского спроса домохозяйств.

Анализ структуры производства основных видов продукции растениеводства области по категориям хозяйств позволяет сделать вывод о том, что СХО исчерпали свои возможности в наращивании объемов производства основных видов сельхозпродукции. Структурная динамика производства по всем видам возделываемых ими культур в регионе за последние десять лет носит отрицательный характер.

Одновременно с развитием КФХ в области наблюдалось активное развитие других форм малого предпринимательства (МП),представленных микропредприятиями, малыми предприятиями, производственными кооперативами, позволившее им увеличить объемы производства в овощеводстве в 1,7 раза, с 48,0 тыс. т в 2012 г. до 81,5 тыс. т. в 2014 г. (табл. 3).

Таблица 3

Состав и структура валового сбора овощебахчевых культур и картофеля по категориям хозяйств, тыс. т., в % от хозяйств всех категорий на 2012-2014 гг.

Сельскохозяйственная культура Итого Категории хозяйств

СХО МФХ** из них

МП | ЛПХ | КФХ

2012 г.

Овощные культуры 810,9 19,8 791,1 48,0 237,1 506,0

Структура, % 100,0 2,4 97,6 5,9 29,2 62,5

Бахчевые продовольственные культуры 199,2 4,9 194,3 7,8 6,0 180,5

Структура, % 100,0 2,5 97,5 3,9 3,0 90,6

Картофель 291,5 6,8 284,7 16,2 56,9 211,6

Структура, % 100,0 2,3 97,7 5,6 19,5 72,6

2014 г.

Овощные культуры 825,8 27,5 798,3 81,5 239,8 477,0

Структура, % 100,0 3,3 96,7 9,9 29,0 57,8

Бахчевые продовольственные культуры 192,3 7,0 185,3 4,4 1,8 179,1

Структура, % 100,0 3,6 96,4 2,3 0,9 93,2

Картофель 324,7 3,9 320,8 12,9 54,5 253,4

Структура, % 100,0 1,2 98,8 4,0 16,8 78,0

* Составлено по [1].

** Малые формы хозяйствования.

Малые формы хозяйствования (МФХ) являются основными производителями сельхозпродукции в регионе. Их удельный вес в общем объеме производства составляет более 97 % по всем возделываемым культурам.

Различия в структурных параметрах отдельных сельскохозяйственных культур объясняются влиянием ценового фактора, который проявляется при возделывании населением сельскохозяйственной продукции с более высокими потребительскими свойствами (сортовые особенности, круглогодичный цикл насыщения рынка местной продукцией и др.). Изменение конъюнктуры товарных рынков сопровождается усилением специализации хозяйств по производству отдельных видов продукции (табл. 4).

Таблица 4

Средние показатели структуры валового сбора овощебахчевых культур и картофеля по категориям хозяйств за 2012-2014 гг.

Культура Хозяйства всех категорий, % В их числе, % от хозяйств всех категорий

СХО МФХ из них

МП ЛПХ КФХ

Томаты 100,0 2,5 97,5 1,4 40,5 55,6

Капуста 100,0 3,9 96,1 4,5 33,8 57,8

Огурцы 100,0 3,1 96,9 1,2 83,2 12,5

Морковь столовая 100,0 1,3 98,7 3,6 48,4 46,7

Лук репчатый 100,0 6,6 93,4 19,7 3,9 69,8

Чеснок 100,0 - 100,0 - 98,3 1,7

Свекла столовая 100,0 1,5 98,5 9,6 59,7 29,2

Тыква 100,0 11,0 89,0 0,5 34,8 53,7

Кабачки 100,0 6,6 93,4 10,5 34,4 48,5

Прочие овощи 100,0 2,3 97,7 1,8 35,7 60,2

ИТОГО Овощные культуры 100,0 3,8 96,2 6,8 32,9 56,5

Бахчевые продовольственные культуры 100,0 4,0 96,0 3,3 1,8 90,9

Картофель 100,0 1,6 98,4 4,7 20,3 73,4

* Составлено по [1].

Производственная специализация хозяйств способствует повышению товарности продукции, которая наиболее высокими темпами выросла в личных подсобных хозяйствах населения Астраханской области, достигнув в 2014 г. по овощам 60,0 %, картофелю - 28,7 %, превзойдя общероссийские показатели по картофелю в 1,7 раза, по овощным культурам - в 3,1 раза.

Малые формы хозяйствования заняли доминирующее положение по всему видовому составу сельскохозяйственных культур, а МП наращивает темпы возделывания лука (19,7 %), кабачков (10,5 %) и свеклы (9,6 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личные подсобные хозяйства сохраняют лидирующие позиции по выращиванию огурцов (83,2 %), чеснока (98,3 %), свеклы (59,7 %).

Фермерские хозяйства доминируют в производстве бахчевых культур, лука, капусты, томатов и картофеля.

Сельскохозяйственные организации в структуре валового сбора овощебахчевых культур и картофеля занимают от 1,6 до 4,0 %.

Позитивная динамика развития растениеводства обеспечила изменение структуры регионального продовольственного баланса по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. В частности, уровень обеспеченности по овощным и бахчевым культурам превышает областные потребности населения и производства в 6,2 раза, по картофелю - в 2,6 раза. Поэтому достигнутый уровень их возделывания создает потенциальные преимущества для местных товаропроизводителей в развитии межрегиональных торговых отношений на основе повышения конкурентоспособности продукции и формирования «продуктовой стратегии» развития сельского хозяйства.

Эффективность государственных программ развития растениеводства

Начиная с 2015 г. в Астраханской области осуществляется достаточно широкий комплекс мероприятий по созданию условий для роста аграрного сектора экономики области в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области 10 сентября 2014 г. [10]. Основная цель программы - обеспечить увеличение производства сельскохозяйственной продукции в Астраханской области и повысить ее качество.

Приоритетной задачей аграрной политики Астраханской области на среднесрочную перспективу определено стимулирование роста производства растениеводческой продукции на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур, повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства.

Перспективы, обозначенные программой по развитию растениеводства в регионе, характеризуют данные табл. 5.

Таблица 5

Основные показатели развития отрасли растениеводства

^ ^ *

в хозяйствах всех категорий

Показатели 2014 2015 Прогноз

2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020

Посевные площади сельскохозяйственных культу р, тыс. га

Посевная площадь, всего в том числе под зерновые культуры из них рис 72,5 72,9 73,0 74,0 74,5 75,0 76,0

13,5 14,0 14,5 14,8 15,0 15,5 16,0

3,3 3,4 3,5 3,6 4,0 4,1 4,2

Валовые сборы сельскохозяйственных культур, тыс. т

Зерно в том числе рис 41,2 42,4 42,6 42,8 43,0 44,3 45,6

10,0 10,2 10,9 11,0 11,5 12,0 12,5

Овощи 835,0 840,0 845,0 850,0 855,0 860,0 870,0

Бахчевые 200,0 203,0 205,0 208,0 210,0 212,0 215,0

Картофель 314,0 316,0 320,0 325,0 330,0 335,0 340,0

* Составлено по [10].

Программа не предусматривает значительных структурных изменений в продукции растениеводства. Запланированный рост показателей валового сбора основных сельскохозяйственных культур составил: по рису - 25,0 %, по овощам - 4,2 %, по бахчевым - 7,5 %, по картофелю - 8,3 %.

Среди приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы выделяются два уровня.

К первому уровню приоритетов отнесены растениеводство (производство овощей), животноводство (производство молока) как системообразующие подотрасли, использующие конкурентные преимущества региона, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища, естественные сенокосы) и свободный рынок сбыта.

Ко второму уровню приоритетов отнесены развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства (включая производство овощей защищенного грунта), традиционных направлений овощеперерабатывающей промышленности (производство томатов), развитие товаропроводящих сетей и обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции региона.

Под реализацию программы предусмотрено значительное финансирование. Финансовая поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется на всех уровнях бюджетной системы РФ: федерального бюджета, бюджета Астраханской области и местных бюджетов. Значительная часть программы финансируется из внебюджетных источников (табл. 6).

Таблица 6

Источники финансирования программы развития агропромышленного комплекса Астраханской области

Год

Показатели Всего Прогноз

2015 2016 2017 2018 2019 2020

тыс. руб.

Федеральный бюджет 5 204 735,1 726 020,5 797 679,2 869 366,7 863 081,2 1 069 892,6 878 694,9

Региональный бюджет 4 955 009,6 655 799,6 701 769,6 842 349,5 858 288,6 911 262,7 985 539,6

Местные бюджеты 404 940,0 61 200,0 59 510,0 87 060,0 59 080,0 67 770,0 70 320,0

Внебюджетные средства 29 652 964,9 4 021 156,0 4 452 648,0 4 741 849,9 5 060 860,8 5 454 553,6 5 921 896,6

Итого 40 217 649,6 5 464 176,1 6 011 606,8 6 540 626,1 6 841 310,6 7 503 478,9 7 856 451,1

* Составлено по [10].

Общая сумма финансирования затрат на реализацию государственной программы развития АПК Астраханской области составит 40 217 млн руб. Структура объемов финансирования показывает, что 73,2 % представлено внебюджетными средствами. Равномерно распределяются бюджетные ассигнования из федерального и областного бюджетов (13,3 и 13,1 %), и крайне несущественные вложения (0,4 %) приходятся на бюджеты муниципальных образований. Основную долю внебюджетных средств (41 %) предусмотрено направить на реализацию программы в 2019-2020 гг., которая, с учетом переходящих объемов капитальных вложений, практически не окажет заметного влияния на показатели социально-экономического развития АПК.

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана особенностями отрасли: значительной зависимостью сельскохозяйственного производства от природно-климатических и естественно-биологических факторов; неустойчивостью формирования доходов сельскохозяйственных производителей; низкой степенью монополизации отрасли; слабой привлекательностью сельскохозяйственного труда и инвестиций в сельское хозяйство из-за низкой прибыльности инвестиций и большого срока их окупаемости.

Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли. Это приводит к тому, что себестоимость сельскохозяйственной продукции не снижается, а, наоборот, существенно увеличивается. Сельское хозяйство требует единовременно крупных вложений для начала производственного процесса, имеет замедленный и более продолжительный оборот капитала, чем другие отрасли. Это сдерживает приток инвестиций (как во времени, так и по их объемам) в развитие отрасли.

Анализ сравнительных характеристик государственных программ развития АПК Астраханской области за базовые (2008-2012 гг., 2013-2015 гг.) и плановый период (2016-2020 гг.) показал, что нарастание негативных тенденций в развитии отрасли отрицательно отражается на эффективности реализации программ [10, 11].

Аналитические данные результатов валового сбора овощных культур и картофеля (рис. 1, 2), показывают, какие факторы определяют изменения валового сбора продукции.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2008-2012 2013-2015 2016-2020 Год

□ Посевные площади □ Урожайность

Рис. 1. Влияние факторов на валовой сбор овощей, % [10, 11].

100 90 80 70 20 50 40 30 20 10 0

2000-2012 201312015 2016-2020 Год

□ Посевные площади В Урожайность

Рис. 2. Влияние факторов на валовой сбор картофеля, % [10, 11]. За 2008-2012 гг. прирост валового производства осуществлялся:

— по овощным культурам - за счет прироста урожайности - на 55,4 %, за счет прироста посевных площадей - на 44,6 %;

— по картофелю - как за счет роста посевных площадей (50,1 %), так и роста урожайности (49,9 %).

Таким образом, в основе изменений валового сбора овощей и картофеля в 2008-2012 гг. лежит повышение урожайности соответствующих сельскохозяйственных культур, что соответствует требованиям программных документов.

Государственная программа развития АПК Астраханской области на период 2013-2020 гг. предусматривает существенные структурные изменения в валовом сборе указанных культур. Так, 70,4 % увеличения сбора овощей планируется обеспечить за счет прироста посевных площадей и только 29,4 % - на основе повышения урожайности культур. Данные за 2013-2015 гг. подтверждают эту тенденцию (см. рис. 1). Из этого следует, что рост валового сбора овощей в области предполагается осуществить на основе экстенсивных факторов, что в условиях астраханского климата является крайне затратным, поскольку требует дополнительного вложения средств в создание систем искусственного орошения.

Рост валового сбора картофеля предполагается осуществить на основе увеличения урожайности этой культуры. Прогнозные показатели валового сбора картофеля отражают стабильную тенденцию развития подотрасли (рис. 2) и преобладание влияния интенсивных факторов (урожайность) над экстенсивными (посевные площади), что определяет хорошие перспективы развития производства данной культуры на полях области.

Стратегия развития сельского хозяйства Астраханской области на 2013-2020 гг. [11] предусматривает существенные изменения в структуре производства сельскохозяйственной продукции. Сравнительная характеристика производственных показателей за базовые (2008-2012 гг., 2013-2015 гг.) и плановый (2016-2020 гг.) период позволяет определить характер этих изменений (табл. 7).

Таблица 7

Среднегодовые изменения производственных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 и по прогнозу на 2013-2020 гг. в хозяйствах всех категорий

Показатели Среднегодовые отклонения, %

2012/2007 2020/2012

Посевные площади сельскохозяйственных культур, тыс. га

Посевная площадь, всего 2,76 -0,49

В том числе под зерновые культуры -5,86 -1,14

из них рис -5,58 -1, 79

Овощи 6,86 0,61

Бахчевые 4,3 -1,26

Картофель 14,14 0,89

Кормовые 6,02 -2,03

Валовые сборы сельскохозяйственных культур, тыс. т

Зерно 1,41 5,43

в том числе рис -3,34 -3,03

Овощи 23,76 0,9

Бахчевые 13,1 1,0

Картофель 25,06 2,08

* Составлено по [10, 11].

Расчетные аналитические данные свидетельствуют о том, что в 2008-2012 и 2013-2015 гг. отмечался рост объемов растениеводства по всем показателям, за исключением зерновых культур, возделывание которых для товаропроизводителей стало экономически нецелесообразным. Наиболее интенсивно развивались овощеводство и картофелеводство, обеспечившие ежегодный прирост валового сбора продукции до 25,0 %, что свидетельствует о высокой эффективности организации их производства и экономических мер по повышению мотивации товаропроизводителей через систему господдержки. Более медленными темпами в этот период в области развивалось животноводство.

Плановый период (2016-2020 гг.) характеризуется крайне низкими прогнозными показателями развития всех отраслей и подотраслей растениеводства области. Среднегодовые темпы прироста валовых сборов овощебахчевых культур не превышают 1,0 %, картофеля - 2,1 %. Отметим, что основной акцент развития регионального АПК переместился с интенсивных на экстенсивные факторы развития.

Кардинальные изменения производственных показателей, достигнутых в 2008-2012 гг., 2013-2015 гг. и прогнозируемых в 2016-2020 гг., сложно признать обоснованными и находящимися в тесной корреляционной зависимости с существующим производственным потенциа-

лом отрасли. Резкое сокращение параметров по овощебахчевым культурам и картофелю (среднегодовой прирост которых прогнозируется сократить за период действия Госпрограммы на 2013-2020 гг.) на один-два порядка, можно объяснить следующими обстоятельствами:

— преднамеренным занижением прогнозируемых показателей с целью получения более высоких экономических преференций (субсидий) на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета;

— формированием невысокой расчетной производственной базы, формально способной обеспечить «значительные потенциальные возможности региона» в ее развитии.

Изменение производственных (табл. 7) и стоимостных показателей подтверждает тесную зависимость между ними в 2008-2012 гг. и характеризует обратную закономерность в 2014-2020 гг. (табл. 8). Показатели 2014 г. являются базовыми для расчета плановых параметров прогноза на 2016-2020 гг.

Таблица 8

Динамика продукции сельского хозяйства за 2008-2012 гг. и на 2013-2020 гг.,

ч ч *

в хозяйствах всех категорий

Показатели Год Отклонение Среднегодовые отклонения

2008 | 2012 | 2020 2012/2007 | 2020/2012 2012/2007 | 2020/2012

млн руб. %

Продукция сельского хозяйства, всего 11375,4 24717,7 42600,0 217,3 140,4 23,46 9,04

В том числе: растениеводство животноводство 6175,1 13630,8 24400,0 220,7 142,5 24,14 9,88

5200,3 11086,9 18200,0 213,2 137,6 22,64 8,03

* Составлено по [10, 11].

Опережающие среднегодовые темпы прироста стоимостных параметров (по отдельным позициям в 2,5-6,0 раз) позволяют констатировать, что в современных условиях хозяйствования развитие аграрных отраслей Астраханской области в большей мере ориентировано на изменение (рост) ценовых показателей, которые выступают факторами экстенсивного направления роста и не позволяют сформировать объективные векторы развития регионального АПК.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам исследования можно сформулировать основные выводы:

1. За годы реформирования общественных отношений в сельском хозяйстве Астраханской области изменились приоритетные направления развития растениеводства. Внедрение новых прогрессивных агротехнологий (капельное орошение) позволило существенно повысить в КФХ урожайность культур и рост производства овощей (лук репчатый, томаты) и картофеля, возделывание которых отличается более высокой механизацией и меньшей трудоемкостью.

2. Монопроизводство сельскохозяйственных культур и их концентрация в крупных хозяйствах находятся в прямой зависимости от природно-климатических и экономических факторов, определяющих конкурентоспособность продукции. Нарушение рыночного равновесия между спросом и предложением представляет существенные хозяйственно-финансовые риски землепользования.

3. Недостаточно активное внедрение инноваций может привести к сокращению рынков сбыта за счет более конкурентоспособной продукции других регионов [10].

4. Реализация мероприятий государственной поддержки развития сельского хозяйства повысила предпринимательскую активность граждан. В современных условиях хозяйства населения приобретают особую роль и значение в формировании рыночных отношений. Активное развитие фермерства не вытесняет ЛПХ с традиционных рынков, а видоизменяет характер их взаимоотношений на основе специализации и деления рынков на продуктовые ниши (сегменты).

5. Региональная аграрная политика не в полной мере отвечает современным требованиям хозяйствования и ориентирована, главным образом, на изменение (рост) ценовых показателей, которые выступают факторами экстенсивного пути развития, поэтому нуждается в научно-обоснованной корректировке, основанной на более полной оценке использования производственного и инвестиционного потенциалов отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российский статистический ежегодник - 2014 // М.: Росстат. 2014. 693 с.

2. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ // Российская газета. 2007. № 2.

3. Развитие АПК: приоритетный национальный проект // URL: http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/181 .htm.

4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 // URL: http://ivo.garant.rU/#/document/2162858/paragraph/9445:6.

5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 // URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70210644/entry/1000:7.

6. Карлина Е. П. Оценка результативности государственной экономической политики на мезоуров-не / Е. П. Карлина, Э. В. Полянская, А. А. Солоненко // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2013. № 1. С. 51-65.

7. Зволинский В. П. Агроресурсная модель формирования системы трансфера инновационных агро-технологий в условиях Нижней Волги / В. П. Зволинский, О. В. Зволинская, А. В. Головин, В. Г. Головин, В. М. Роткин. Волгоград: ВГАУ, 2015. 232 с.

8. Экономика Астраханской области в зеркале статистики. 2013: стат. сб. Астрахань: Астрахань-стат, 2013. 307 с.

9. Головин А. В. Роль крестьянских (фермерских) хозяйств в сельскохозяйственном производстве Астраханской области / А. В. Головин, В. П. Зволинский, Е. Е. Головина // Социально-экономическое формирование и функционирование территорий Северного Прикаспия. М.: Изд-во РАСХН, 2013. С. 46-50.

10. О Государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области»: Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 368-П // URL http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW322;n=55176.

11. Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года // URL: https: minec.astrobl.ru/site-page/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-astrahanskoy-oblasti-do-2020-goda.

Статья поступила в редакцию 26.01.2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Вайчулис Андрей Юрьевич - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский инженерно-строительный институт; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры «Экономика строительства»; andrey5608@mail.ru.

Головин Алексей Вячеславович - Россия, 416251, Астраханская область, Чернояр-ский район, с. Соленое Займище; Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия; научный сотрудник лаборатории анализа и инноваций, отдела экономического обеспечения науки; golovinvg@rambler.ru.

A. Yu. Vaichulis, A. V. Golovin

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF STATE PROGRAMS OF CROP FARMING DEVELOPMENT IN THE ASTRAKHAN REGION

Abstract. Crop farming in the Astrakhan region is a traditional leading branch of agriculture and is relegated to the first level of the priorities of the development of the local agro-industrial complex. The analysis of the effectiveness of the development of the sector has shown that the local agricultural policy does not fully meet the modern requirements of economy management and is oriented mainly to the change (rise) of price indices, which are the factors of extensive development. Therefore, the local agricultural policy needs the correction based on the better estimation of the use of production and investment potential of the sector. Within the actualization of the number of economically significant local programs, due to effective usage of irrigation lands, introduction of new promising technologies, modern highly technological land processing and har-

vesting machinery, it is supposed to upgrade the production capacities and organization of distribution markets of agricultural production. These programs are aimed at the implementation of the investment projects, which will increase the competitiveness of the Astrakhan agricultural products at the internal and foreign markets, provide import substitution, increase of export of these products, and raise the production profitability and investment appeal of the region. The state program of the development of agriculture claims the high requirements to the validity of organization and estimation of effectiveness of actualization of the program activities. Therefore, the offered instruments of estimation of effectiveness of the actualization of the programs for the development for the local agriculture are actual and meet the program requirements.

Key words: agricultural policy, structural changes, farm specialization, crop productivity, crop acreage, whole yield, production potential.

REFERENCES

1. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik-2014 [Russian statistic annual - 2014]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 693 p.

2. O razvitii sel'skogo khoziaistva. Federal'nyi zakon ot 29.12.2006 № 264-FZ [On agricultural development]. Rossiiskaia gazeta, 2007, no. 2.

3. Razvitie APK. Prioritetnyi natsional'nyi proekt [Development of agro-industrial complex]. Available at: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm.

4. O Gosudarstvennoi programme razvitiia sel'skogo khoziaistva i regulirovaniia rynkov sel'skokho-ziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2008-2012 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2007 № 446 [On state program for development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and production in 2008-2012]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/2162858/paragraph/9445:6.

5. O Gosudarstvennoi programme razvitiia sel'skogo khoziaistva i regulirovaniia rynkov sel'skokho-ziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2013-2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 № 717 [On state program for development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and production in 2013-2020]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/entry/1000:7.

6. Karlina E. P., Polianskaia E. V., Solonenko A. A. Otsenka rezul'tativnosti gosudarstvennoi eko-nomicheskoi politiki na mezourovne [Evaluation of effectiveness of the state economic policy at the mezolevel]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2013, no. 1, pp. 51-65.

7. Zvolinskii V. P., Zvolinskaia O. V., Golovin A. V., Golovin V. G., Rotkin V. M. Agroresursnaia model' formirovaniia sistemy transfera innovatsionnykh agrotekhnologii v usloviiakh Nizhnei Volgi [Agrarian resource model of formation of the innovation transfer agro-technological system in conditions of the Lower Volga]. Volgograd, Izd-vo VGAU, 2015. 232 p.

8. Ekonomika Astrakhanskoi oblasti v zerkale statistiki. 2013: statisticheskii sbornik [Economy of the Astrakhan region from statistic point of view 2013: statistical collection]. Astrakhan, Astrakhan'stat Publ, 2013. 307 p.

9. Golovin A. V., Zvolinskii V. P., Golovina E. E. Rol' krest'ianskikh (fermerskikh) khoziaistv v sel'skok-hoziaistvennom proizvodstve Astrakhanskoi oblasti [Role of farms in the agricultural production in the Astrakhan region]. Sotsial'no-ekonomicheskoe formirovanie i funktsionirovanie territorii Severnogo Prikaspiia. Moscow, Izd-vo RASKhN, 2013, pp. 46-50.

10. O Gosudarstvennoi programme «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa Astrakhanskoi oblasti». Postanovlenie Pravitel'stva Astrakhanskoi oblasti ot 10.09.2014 № 368-П [On state program "Development of agro-industrial complex in the Astrakhan region"]. Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base=RLAW322;n=55176.

11. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Astrakhanskoi oblasti do 2020 goda [Strategy of social and economic development of the Astrakhan region up to 2020]. Available at: https: minec.astrobl.ru/site-page/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-astrahanskoy-oblasti-do-2020-goda.

The article submitted to the editors 26.01.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vaichulis Andrey Yur'evich - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan Institute of Civil Engineering; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Constructing Economy"; andrey5608@mail.ru.

Golovin Alexey Vyacheslavovich - Russia, 416251, Astrakhan region, Chernyi Yar district, village Solenoe Zaimishche; Caspian Research Institute of Arid Agriculture; Researcher Laboratory of Analysis and Innovations, Department of Economic Support for Science; golovinvg@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.