Научная статья на тему 'Оценка эффективности функционирования муниципальных образований в системе социально-экономического мониторинга региона'

Оценка эффективности функционирования муниципальных образований в системе социально-экономического мониторинга региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / АЛГОРИТМ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / РЕЗУЛЬТАТЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / REGIONAL ECONOMY / MUNICIPAL UNIONS / SOCIAL AND ECONOMIC MONITORING / ALGORITHM / ESTIMATION / EFFICIENCY / THE CORRELATION-REGRESSION ANALYSIS / RESULTS AND MANUFACTURE FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушхов А. П., Жамурзаева Д. М.

В статье рассматриваются сущностные вопросы социально-экономического мониторинга, его применения в муниципальной экономике региона. Предложен и на материалах Кабардино-Балкарской Республики реализован алгоритм комплексной оценки эффективности деятельности муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of efficiency of functioning of municipal unions in system of social and economic monitoring of region

In article intrinsic questions social and economic monitoring, its application in municipal economy of region are considered. It is offered and on materials of the Kabardino-Balkarian Republic the algorithm of a complex estimation of efficiency of activity of municipal unions is realised.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности функционирования муниципальных образований в системе социально-экономического мониторинга региона»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РЕГИОНА

КУШХОВ А.П.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

adig95@mail.ru;

ЖАМУРЗАЕВА Д.М.,

аспирант,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,

e-mail: jamurzaevva@gmail.com

В статье рассматриваются сущностные вопросы социально-экономического мониторинга, его применения в муниципальной экономике региона. Предложен и на материалах Кабардино-Балкарской Республики реализован алгоритм комплексной оценки эффективности деятельности муниципальных образований.

Ключевые слова: региональная экономика; муниципальные образования; социально-экономический мониторинг; алгоритм; оценка; эффективность; корреляционно-регрессионный анализ; результаты и факторы производства.

In article intrinsic questions social and economic monitoring, its application in municipal economy of region are considered. It is offered and on materials of the Kabardino-Balkarian Republic the algorithm of a complex estimation of efficiency of activity of municipal unions is realised.

Keywords: regional economy; municipal unions; social and economic monitoring; algorithm; estimation; efficiency; the correlation-regression analysis, results and manufacture factors.

Коды классификатора JEL: R11, R12, R13.

Мониторингом является информационно-аналитическая система, функционирующая во взаимосвязи ее структурных элементов (непрерывного наблюдения, контроля, анализа, моделирования и оценки, а также прогнозирования), предназначенная для отслеживания конкретных явлений и процессов в различных сферах деятельности, выявления причинно-следственных связей и закономерностей развития, выработки необходимых управленческих решений.

В системе муниципального управления социально-экономический мониторинг функционирует с целью оценки эффективности, осуществления рейтинга и прогнозирования развития экономических объектов (рис. 1), позволяя выявить особенности трансформаций и наблюдающиеся тенденции, точки роста или новые угрозы, обеспечить государственные и муниципальные органы необходимой и достаточной информацией для предвидения и принятия необходимых решений.

Наблюдение

Контроль

Анализ

Экономико-математическое моделирование

Оценка эффективности

Рейтинговая оценка

Прогнозирование

Рис. 1. Система мониторинга социально-экономического состояния и развития муниципальных образований региона © А.П. Кушхов, Д.М. Жамурзаева, 2012

Наблюдение, как целенаправленное объективное восприятие реальной действительности, дает возможность в экономике, на основании статистических и иных данных, сформировать необходимую базу исходной информации, которая далее исследуется с применением соответствующей технологии в рамках необходимого контроля, анализа и экономикоматематического моделирования с целью проведения рейтинга экономических объектов, сравнительной оценки их эффективности, прогнозирования развития.

Контроль экономической деятельности объектов за отчётный период проводится с позиций соответствия их наблюдаемого состояния желаемому или необходимому, определяемому законами и иными нормативными актами, прогнозами, планами, программами, договорами, проектами или соглашениями. С позиций муниципальной экономики, сопоставление фактических данных осуществляется, как правило, с ретроспективными характеристиками и соответствующими прогнозными оценками в скользящем режиме, когда на смену отчетному периоду далее, через год, приходит следующий период.

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности необходим для выявления ретроспективных закономерностей трансформаций экономических и социальных процессов, выявления взаимосвязей факторов и результатов, изучения структуры того или иного экономического объекта с целью последующего прогнозирования, планирования и управления. В муниципальной экономике анализ проводится на основании совокупности целенаправленно выбранных абсолютных и относительных показателей с использованием разнообразных приёмов исследования, в том числе, монографического, сравнительного, индексного, графического и др.

Экономико-математическое моделирование, как формализованное воспроизведение функционирования экономических объектов и процессов, посредством их описания математическими зависимостями, на основе реальных эмпирических данных, является необходимым базисом проведения объективных оценок, предвидения развития в рамках прогнозирования и планирования. В муниципальной экономике экономико-математическое моделирование осуществляется или в динамике, по конкретным муниципальным образованиям, или в статике (чаще за последний отчетный год) по совокупности муниципальных образований региона.

На основе наблюдения, контроля, анализа и экономико-математического моделирования осуществляется информационное обеспечение социально-экономического мониторинга состояния и развития муниципальных образований региона, итогами которого являются их рейтинг и оценка эффективности функционирования, а также прогнозирование дальнейшего развития (на основе ретроспективных данных), с последующим сопоставлением прогнозных оценок с отчетными характеристиками.

Социально-экономический мониторинг муниципальных образований регионов осуществляется как по итогам каждого отчетного года, так и в динамике, когда данные последнего периода сравниваются с ретроспективными характеристиками предыдущих лет, а также соответствующими прогнозными оценками.

При этом, в социально-экономическом мониторинге состояния и развития муниципальных образований субъектов Федерации, в рамках простой или сложной итерации, осуществляется скользящий переход от прогнозных расчетов к наблюдению данных нового отчетного периода, с их сопоставлением и необходимой корректировкой прогноза следующего периода, соответственно, к дальнейшим расчётам и оценкам на основе индикативного подхода.

На уровне муниципальной экономики основными индикаторами, указателями социально-экономического развития являются ориентирующие качественные характеристики того или иного явления (населения, уровня жизни и социальной сферы, потребительского рынка и др.), отражающие, с помощью системы соответствующих показателей, различные аспекты, необходимые для комплексного изучения социально-экономического состояния и развития анализируемых территорий.

В последние годы индикативный подход широко применяется как для комплексного изучения субъектов Федерации, так и отдельных отраслей или подсистем регионов. Вместе с тем, муниципальный уровень в этом плане по существу не изучен, что позволяет с позиций муниципальной экономики выделить соответствующую систему индикаторов, т. е., указателей комплексного изучения социально-экономического состояния и развития муниципальных образований (рис. 2):

Население Уровень жизни и социальная сфера

Институциональная система

Отраслевая сфера Потребительский рынок

Инвестиции, интенсивность, финансы и бюджет

Результаты деятельности Эффективность деятельности

Рис. 2. Индикаторы социально-экономического состояния и развития муниципальных образований (МО) региона

В итоге, предложенная система индикаторов позволяет всесторонне и комплексно изучить социально-экономическое состояние и развитие муниципальных образований того или иного субъекта Федерации с помощью соответствующих совокупностей конкретных показателей.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

112

А.П. КУШХОВ, Д.М. ЖАМУРЗАЕВА

Так, индикатор уровня жизни и социальной сферы характеризуется среднесписочной численностью работников организаций, численностью безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников (целесообразно в сопоставлении с величиной прожиточного минимума и стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг), просроченной задолженностью по заработной плате.

Комплексные оценки эффективности функционирования муниципальных образований и их рейтинга, а также прогнозирование социально-экономического развития, являющиеся итогами мониторинга, могут осуществляться, в зависимости от ставящихся задач, или порознь, или совместно. Первые две задачи реализуются за последний отчётный год, тогда как прогнозирование базируется на более длительной ретроспективе.

Эта разница во многом определяется тем фактом, что в том или ином случае используются различные исходные данные. Прогнозируются, как правило, абсолютные характеристики, такие как численность работников, совокупный оборот основных отраслей и др., тогда как прогнозные относительные показатели (производительность труда и т.п.) определяются расчетно, на основе соответствующих абсолютных характеристик.

Вместе с тем, рейтинговая оценка базируется на относительных характеристиках, так как сопоставление абсолютных данных, например, столицы региона с небольшим муниципальным районом, неправомерно из-за многократно различных масштабов деятельности.

Специфической является оценка эффективности функционирования муниципальных образований региона, при которой на равных основаниях используются как абсолютные, так и относительные показатели, в зависимости от формирования экономико-математической модели, наиболее адекватной реальной действительности.

Эффектом является результат деятельности, измеряемый абсолютными характеристиками, начиная от выручки, на уровне предприятий, и валового выпуска, на уровне регионов, и заканчивая, соответственно, прибылью и валовой добавленной стоимостью, являющимися источниками воспроизводственного процесса.

Эффективность характеризует результативность деятельности, которая оценивается посредством соотношения экономического эффекта с ресурсами, обусловившими получение того или иного результата. Классическими характеристиками эффективности являются показатели рентабельности, производительности труда, фондоотдачи.

Однако по муниципальным образованиям валовая добавленная стоимость не исчисляется, а прибыль характерна только организациям, без учёта индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств и пр. Некорректно считать по МО характеристикой эффекта и муниципальный бюджет, так как в нём находится значительная, чаще превалирующая, доля дотаций. В связи с этим, показателем эффекта на уровне муниципальных образований могут выступать собственные доходы бюджета.

В свою очередь, оценка эффективности деятельности муниципальных образований осложняется ещё и тем, что на уровне МО отсутствуют характеристики основных фондов, затруднено вычисление показателей рентабельности.

Кроме того, частные показатели эффективности характеризуют отдачу одного из факторов производства (трудовых ресурсов, используемых фондов и пр.). При этом очевидно нарушение принципа адекватности, так как в каждом случае сопоставляется целое, результат, полученный благодаря системе факторов производства, только с одним из них. Здесь также налицо завышение частных показателей эффективности.

Необходимая комплексная оценка эффективности деятельности муниципальных образований осуществляется на основе многофакторного корреляционно-регрессионного анализа, позволяющего оценить реально существующие зависимости факторов и результатов экономической деятельности.

Муниципальные образования, функционирующие в региональной экономике, с позиции организации их деятельности являются институциональными социально-экономическими системами в форме объединения, специфическими особенностями которого выступают, во-первых, совместная деятельность людей, на основании целеполагания, для получения конкретного результата, во-вторых, процесс, в определённой совокупности последовательных действий, в-третьих, производство, с позиций осуществления видов экономической деятельности и создания тех или иных благ.

Воспроизводственный процесс и результаты деятельности муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) отражаются совокупностью разнообразных показателей, включающих социальные, экономические, отраслевые, финансовые и иные характеристики.

При этом те или иные факторы по-разному опосредуют деятельность муниципальных образований региона, влияя как на результаты, так и на эффективность их функционирования, о чем свидетельствуют данные соответствующих аналитических группировок.

Для оценки эффективности деятельности муниципальных образований региона разработан алгоритм, сущность которого заключается в трех последовательных этапах:

■ логического отбора исходных показателей из информационной базы данных социально-экономического мониторинга муниципальных образований, расчёта их нормализованных значений, в баллах (на основе соотношения данных каждого МО со средними характеристиками по их совокупности);

■ оценки тесноты связей изучаемых факторов и результатов, перебора возможных регрессионных функций и формирования наиболее адекватной реальной действительности многофакторной модели;

■ определения, на основе регрессионной модели, расчетных характеристик результативного признака и, посредством их сравнения с фактическими данными, осуществления искомой оценки эффективности деятельности муниципальных образований.

В качестве результативного признака деятельности муниципальных образований региона использован показатель собственных доходов бюджета соответствующих МО КБР, среди факториальных характеристик анализировались такие

показатели, как количество субъектов предпринимательства, объем инвестиций в основной капитал, численность работников, отношение безработных к численности населения, совокупный оборот товаров и услуг, удельные веса в нем сельского хозяйства, промышленности и потребительского рынка [1].

В результате расчета четырех возможных моделей и их сравнительной оценки по коэффициентам тесноты связей и критерию Фишера была выявлена лучшая, более адекватно отражающая реальную действительность:

У = - 1,256 + 0,981Е-02Х1 + 0,858Х2 - 0,138Х3 + 0,109Х4 + 0,102Х5; R=0,999; D=0,999; Б=1387 ,

где У - собственные доходы муниципальных бюджетов, баллы;

Х1 - количество субъектов предпринимательства, баллы;

Х2 - численность работников, баллы;

Х3 - отношение безработных к численности населения, баллы;

Х4 - совокупный оборот товаров и услуг, баллы;

Х5 - доля с.х. продукции в совокупном объеме, баллы.

Коэффициенты корреляции и детерминации, приближающиеся к единице, свидетельствуют об очень тесной зависимости изучаемого результативного признака от выделенных, в результате регрессионного моделирования, наиболее существенных факторов, что позволяет использовать полученную модель в аналитико-прогностических целях.

Подставляя в модель нормализованные значения выявленных факторов, можно определить расчетные параметры собственных доходов муниципальных бюджетов. Сопоставление фактических характеристик с расчетными дает возможность выявить коэффициенты эффективности деятельности конкретных муниципальных образований региона, сущность которых заключается в том, что они фиксируют, в какой мере изучаемые МО используют имеющиеся объективные возможности.

Как показали расчеты, с позиций собственных доходов муниципальных бюджетов, районы Кабардино-Балкарской Республики располагаются в определенном ранжированном порядке. Самые высокие коэффициенты эффективности характерны для Прохладненского района (1,174), городского округа Баксан (1,163) и Эльбрусского района (1,045), при наименьшем значении по Майскому району (0,763).

ЛИТЕРАТУРА

1. Районы и города Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик: Кабардино-Балкариястат. 2011.

2. Ткачева О.А. Малое предпринимательство в региональной экономике: проблемы и направления развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 3. С. 120-124.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.