© О.Г Сотникова, 2008
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
О.Г. Сотникова
Становление рыночных отношений, углубление международного разделения труда и усиление интеграционных процессов в мировом хозяйстве вызвали рост внимания к проблемам инфраструктуры в связи с повышением нагрузки на обслуживающие отрасли экономики, призванные создавать нормальные условия жизнедеятельности населения и способствовать эффективному функционированию предприятий. На уровне хозяйствующего субъекта инфраструктура позиционируется как составная часть воспроизводственного процесса и аккумулирует значительную долю капитальных вложений и трудовых ресурсов. Развитие инфраструктуры субъекта микроуровня хозяйственной системы общества позволяет получить стратегические конкурентные преимущества за счет эффективного использования человеческого фактора как основного фактора производства.
Исследуя возможности совершенствования инфраструктуры предприятия, целесообразно рассмотреть ее системные характеристики и экономическую природу. Изучение экономической сущности инфраструктуры нашло отражение в работах Р. Йохимсе-на, М. Комарова, В. Красовского, О. Пче-линцева, Е. Руссковой, В. Терентьева, Г. Тимофеевой, В. Федько, Н. Федько, И. Чернявского и других исследователей (см., напр.: [4; 5; 9; 10; 13; 14-16; 20 и др.]). Специфика интегральной инфраструктуры состоит в том, что она является такой структурной подсистемой способа производства, которая создает воспроизводственные условия, обеспечивающие включение экономических ресурсов в процесс воспроизводства, поддержку работоспособности его факторов, достижение на этой основе пространственновременной непрерывности общественного
производства, а также условия жизнедеятельности индивидуумов [14, с. 15].
В контексте современной теории факторов производства инфраструктуру рассматривают как сложную систему, имеющую определенную целевую функцию, структуру и свойства. Типологическим признаком инфраструктурной деятельности является обеспечение общих условий функционирования воспроизводственного процесса и на этой основе поддержание взаимодействия его отдельных звеньев.
В рамках настоящего исследования представляется возможным охарактеризовать инфраструктуру предприятия с применением системного подхода. Для последнего характерно перенесение акцента с элементов изучаемого объекта на связи и отношения (см.: [7, с. 48-49, 120]), причем особое внимание необходимо обратить на системообразующие связи, которые в первую очередь ответственны за целостность изучаемого объекта или явления. Это особенно важно, когда число элементов, образующих систему, велико, а сами элементы разнообразны и качественно неоднозначны.
Современное предприятие - сложившийся комплекс технических, организационных и социально-экономических факторов, оказывающих совокупное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Высокоразвитая инфраструктура предприятия рассматривается как фактор повышения эффективности производства, без нее в общественном производстве любой процесс становится невозможным. Сформированная инфраструктура хозяйствующего субъекта микроуровня обеспечивает внутреннее единство и скоординированность действий различных служб предприятия как его элементов. Роль
элементов сводится к обеспечению функционирования целого. Специфика инфраструктуры предприятия заключается в такой организации процесса производства, которая, имея своей направленностью мотивацию и стимулирование работников к повышению производительности труда, способствует дальнейшему развитию самого предприятия. Другими словами, предприятие получает конкурентные преимущества за счет эффективного использования основного фактора производства -человеческого.
Инфраструктура предприятия рассматривается в данном исследовании как развивающаяся система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, определяющих, опосредуя информационные потоки, дальнейшее развитие всей экономической деятельности субъекта микроуровня хозяйственной системы общества и направленных на обеспечение эффективного функционирования производственной деятельности.
Применение системного анализа для исследования инфраструктуры предприятия и выделение входящих в нее структурных подсистем позволяют определить сущность, а также выделить функции, характеристики и свойства инфраструктуры предприятия (см. рисунок).
С учетом того, что инфраструктура предприятия, обладая системными признаками, является зависимой от условий хозяйствования как внешней, так и внутренней экономической среды, целесообразно выделить
соответствующие факторы, влияющие на ее функционирование и развитие.
К внешним факторам относятся: природно-климатические; размер и территориальное расположение предприятия; отраслевая принадлежность промышленного предприятия; известность предприятия (имидж); форма собственности. Внутренние факторы включают: материально-технические возможности предприятия; его социально-экономические характеристики; численность и качественный состав персонала; финансовое положение предприятия; состояние основных фондов; технический уровень развития производства; содержание и организационные формы трудового процесса.
С точки зрения функционального подхода с учетом теории эндогенных факторов производства инфраструктура предприятия представляется как система, состоящая из следующих подсистем: организационной, информационной, институциональной, социальной и производственной.
Институциональная, информационная и организационная подсистемы в их взаимосвязи формируют трансакционную инфраструктуру (см.: [3, с. 96-104; 11]) предприятия, производственная и социальная - трансформационную инфраструктуру.
Приоритетом функционирования предприятия выступает максимальная эффективность хозяйствования (производство и реализация товаров, оказание различных услуг, извлечение прибыли). Этой цели подчинены все
Рис. Основные признаки инфраструктуры предприятия
стороны деятельности предприятия как организации, в первую очередь его техническое, экономическое и социальное развитие. Успех совместной деятельности находится в прямой зависимости как от вещественных, материальных ресурсов, так и от человеческого фактора, качества персонала, его дисциплины, ответственности и восприятия нового, так как определяющим компонентом любой социальной системы являются люди, характер их отношений и взаимодействий.
Рассматривая инфраструктуру хозяйствующего субъекта микроуровня как взаимодействие ее трансформационной и трансакционной подсистем, целесообразно определить критерии оценки эффективности функционирования выделенных подсистем в виде затратных, результирующих показателей и показателей эффективности (см. табл. 1).
Для более полной оценки социальной инфраструктуры предприятия последовательность указанных выше критериев трансформируется следующим образом: результирующие показатели объединяются с показателями эффективности и вводится группа количественно-качественных показателей.
Если в экономической литературе достаточно внимания уделяется оценке эффективности функционирования производственной и социальной подсистем инфраструктуры предприятия (см.: [1, с. 94-120; 2; 6, с. 8697; 8, с. 114-120; 12, с. 163; 17, с. 97; 18, с. 7883; 19, с. 68-70; и др.]), то в настоящее время виды трансакционной инфраструктуры и
вопросы ее оценки практически не рассматриваются. Поэтому в рамках данного исследования представляется целесообразным также выделить критерии оценки эффективности функционирования организационной, информационной и институциональной подсистем трансакционной инфраструктуры предприятия (см. табл. 2).
Трансакционная инфраструктура предприятия, являясь обеспечивающей подсистемой по отношению к трансформационной инфраструктуре, создает условия функционирования последней и влияет на ее результативность. Следовательно, показатели эффективности функционирования трансакционной инфраструктуры обусловливают условия хозяйствования конкретного предприятия и, взаимодействуя с подсистемами трансформационной инфраструктуры, способствуют достижению поставленных целей деятельности. Во взаимодействии трансформационная и трансакционная подсистемы инфраструктуры обеспечивают условия выполнения миссии и стратегии хозяйствующего субъекта микроуровня.
Таким образом, экономическая сущность инфраструктуры предприятия, обладающей системными признаками, заключается в формировании, развитии и информационной координации входящих в нее подсистем, эффективное функционирование которых обеспечивает реализацию поставленных целей деятельности предприятия в целом как субъекта микроуровня хозяйственной системы общества, создавая условия его развития.
168 О.Г. Сотникова. Оценка эффективности функционирования инфраструктуры предприятия
Таблица 1
Оценка эффективности функционирования трансформационной инфраструктуры предприятия
Подсистемы трансформационной инфраструктуры предприятия Критерии оценки
Затратные показатели Результир ующие показатели Показатели эффективности
Производственная инфраструктура 1. Полная себестоимость: 1.1. Затраты на сырье и материалы, в том числе ТЗР. 1.2. Затраты на энергоносители. 1.3. Покупные комплектующие и полуфабрикаты (инструменты и запчасти). 1.4. ФЗР производственных рабочих н ЕСН от него. 1.5. Общепроизводственные (вкл. амортизацию) и общехозяйственные расходы (вкл. службу охраны), в том числе: 1.5.1. Ремонт и содержание основных средств. 1.5.2. Капитальный ремонт. 1.6. Прочие производственные расходы. 1.7. В непроизводственные (коммерческие) расходы. 2. Расходы, финансируемые из прибыли. 2.1. Налоги из прибыли (налог на прибыль и другие аналогичные платежи). 2.2. Дивиденды 1. Затраты на 1 руб. товарной продукции. 2. Обьем выпуска продукции. 3. Прибыль от товарной продукции. 4. Чистая прибыль 1. Рентабельность продаж
Социальная инфраструктура 1. Фонд заработной платы в себестоимости. 2. Затраты на обучение персонала. 3. Социальная ответственность бизнеса 4. Расходы на содержание объектов социальной сферы: 4.1. Оздоровительный комплекс. 4.2. Расходы СОП (столовая). 4.3. Расходы медсанчасти. 4.4. Расходы спортклуба 4.5. Расходы гостиницы. 4.6. Прочие расходы. 5. Социальная политика (соц. пакет, соц. выплаты, в том числе ЕСН) 1. Среднесписочная численность персонала. 2. Структура персонала, %. 3. Качественный состав персонала, %: 3.1. По уровню образования. 3.2. По возрасту. 3.3. По стажу. 4. Охрана труда (количество несчастных случаев) 1. Производительность труда. 2. Доходы от деятельности социальной сферы. 3. Уровень стабильности кадров
МИКРОЭКОНОМИКА
Таблица 2
Оценка эффективности функционирования трансакционной инфраструктуры предприятия
Подсистемы трансакционной инфраструктуры предприятия Критерии оценки
Затратные показатели Результирующие показатели Показатели эффективности
Организационная: организация производства Количество подразделений: основные, вспомогательные, обслуживающие цеха и управленческое звено
организация управления 1. Текущие расходы на содержание АУП. 2. Расходы на подготовку и переподготовку кадров управления 1. Доля затрат на управление. 2. Доля численности аппарата управления в общей численности персонала Отношение прибыли по балансу к численности АУП
Информационная Затраты на содержание информационной инфраструктуры Объединяются в критерии эф< ния (оцениваются по степени: в 1. Показатели информационной собность внедрения во внешнее 1.1. Прозрачность экономичес 1.2. Частота привлечения пред мым мероприятиям. 2. Показатели обеспеченности и уровень их развития: 2.1. Уровень автоматизации сис 2.2. Уровень внутреннего взаи потоков (автоматизация докум 2.3. Качество программного об 3. Уровень информационной по 4. Организация информационно >ективности функционирова- ысокая, средняя, низкая): открытости предприятия и спо-информационное пространство: кой и финансовой информации. приятия к общественно значи- нформационными ресурсами и тем управления (наличие КИС). модействия информационных ентооборота). >еспечения. зготовки персонала. й безопасности предприятия
Институциональ- ная 1. Лицензирование. 2. Таможенное законодательство. 3. Налоги и сборы. 4. Стандартизация и качество продукции. 5. Система страхования. 6. Система информационной безопасности. 7. Международное право 1. Показатели прибыли: 1.1. Прибыль от товарной продукции. 1.2. Чистая прибыль 1. Рентабельность продаж. 2. Производительность труда
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкин, В. В. Управление социальным развитием крупной промышленной корпорации / В. В. Бабкин. - М., 2002.
2. Влияние человеческого фактора на прибыльность нефтедобывающих предприятий России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. -№1. - С. 114-118.
3. Калинина, А. Э. Развитие информационного пространства региональной хозяйственной системы / А. Э. Калинина. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005.
4. Комаров, М. П. Инфраструктура регионов мира / М. П. Комаров. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2000.
5. Красовский, В. П. Инфраструктура и интенсификация экономики / В. П. Красовский. - М. : Наука, 1980.
6. Майкова, С. Э. Управление социальным развитием предприятия (на примере промышленных предприятий Республики Мордовия) / С. Э. Майкова. - Саранск, 2001.
7. Могилевский, В. Д. Методология систем: вербальный подход / В. Д. Могилевский. - М. : ОАО «Изд-во “Экономика”», 1999.
8. Окунев, Д. В. Управление социально-трудовыми отношениями на предприятии / Д. В. Окунев. - Саранск, 2002.
9. Пчелинцев, О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев ; Ин-т народнохозяйств. прогнозирования РАН.- М. : Наука, 2004.
10. Русскова, Е. Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного иссле-
дования / Е. Г. Русскова. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2006.
11. Русскова, Е. Г Становление рыночной инфраструктуры: методологический аспект / Е. Г. Русскова // Вестник ВолГУ Сер. 3, Экономика. Право.
Ч. 1 : Экономика. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1997.
12. Социальное управление трудовым коллективом. Роль профсоюзных организаций / под ред. Ю. Е. Волкова. - М. : Профиздат, 1987.
13. Терентьев, В. Г. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства / В. Г. Терентьев // Труды семинара ВНИИ системных исследований. - М. : ВНИИСИ, 1979.- С. 65-74.
14. Тимофеева, Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы / Г. В. Тимофеева. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005.
15. Федько, В. П. Инфраструктура товарного рынка / В. П. Федько. - Ростов н/Д, 2000.
16. Чернявский, И. Ф. Инраструктура сельскохозяйственного производства / И. Ф. Чернявский. - М. : Экономика, 1979.
17. Чуб, А. Совершенствование управления развитием социальной инфраструктуры промышленного комплекса региона / А. Чуб. - Владимир, 2002.
18. Шарипов, А. Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения / А. Ю. Шарипов. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1990.
19. Юферев, О. В. Планирование социальнобытовой инфраструктуры: социологический подход / О. В. Юферев. - М. : Экономика, 1990.
20. Jochimsen, R. Theorie der Infrastruktur / R. Jochimsen. - Tubingen, 1966.