Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности регионального таможенного управления по контролю таможенной стоимости'

Оценка эффективности деятельности регионального таможенного управления по контролю таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
984
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТАМОЖНЯ / КОНТРОЛЬ / СТОИМОСТЬ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережнова Е.И., Пятов А.А.

Статья раскрывает содержание авторского подхода к оценке эффективности деятельности регионального таможенного управления по обеспечению единообразия осуществления подчиненными ему таможнями контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности регионального таможенного управления по контролю таможенной стоимости»

44 (299) - 2012

Вопросы управления

УДК 339.5

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Е. И. БЕРЕЖНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: stat10@yandex. ru Дальневосточный федеральный университет

А. А. ПЯТОВ,

главный государственный таможенный инспектор отдела контроля таможенной стоимости

E-mail: a. a. pyatov@yandex. ru Дальневосточное таможенное управление

Статья раскрывает содержание авторского подхода к оценке эффективности деятельности регионального таможенного управления по обеспечению единообразия осуществления подчиненными ему таможнями контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в Российской Федерации.

Ключевые слова: регион, таможня, контроль, стоимость, оценка, эффективность.

Являясь частью государственного аппарата, таможенные органы на практике реализуют функцию регулирования в рамках государственного управления внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации, участвуя в установлении порядка и правил, в рамках которых юридические и физические лица перемещают товары и транспортные средства через таможенную границу, а также воздействуя на указанных лиц при их отклонении от установленных норм. Тем самым таможенные органы обеспечивают соблюдение прав и свобод

участников внешнеэкономической деятельности, а значит, наличие у них равных возможностей и свободу их конкуренции между собой, что является важным фактором развития внешней торговли. Кроме того, занимаясь фискальной деятельностью, таможенные органы обеспечивают наличие у государства финансовых средств для достижения поставленных перед ним обществом целей и задач во внешней и внутренней политике, включая выполнение программ социальной направленности, пенсионное обеспечение, поддержку существования целой сферы нерыночных бюджетных услуг, таких как образование.

Одним из важнейших направлений работы таможенных органов является контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. С учетом фундаментальной роли таможенной стоимости товаров в формировании сумм таможенных пошлин и налогов, перечисляемых в федеральный бюджет, обеспечении существования конкуренции во внешнеэкономической деятель-

ности [1], степень контроля регионального уровня таможенной стоимости1 играет определяющую роль в обеспечении эффективности экономической деятельности таможенных органов.

Значительные размеры государственной и таможенной территории Российской Федерации, исключительная удаленность отдельных таможенных органов от центрального органа, существование выраженной региональной специфики внешнеэкономической деятельности определяют необходимость существования таких структурных элементов системы таможенной службы, как региональные таможенные управления (РТУ), осуществляющих руководство таможенными органами в каждом из федеральных округов Российской Федерации, включая организацию, координацию и контроль за их работой.

В сфере контроля таможенной стоимости работа РТУ заключается в обеспечении единообразия в подходах таможен федерального округа к осуществлению контроля таможенной стоимости товаров, декларируемых участниками внешнеэкономической деятельности, посредством управленческого воздействия на руководство таможен. Такое единообразие достигается нивелированием обусловленных заявлением недостоверных сведений расхождений уровней таможенной стоимости товаров, складывающихся в каждой из подчиненных РТУ таможен, от среднерегионального уровня таможенной стоимости, например путем направления руководству таможен соответствующих поручений о проведении проверочных мероприятий.

Чтобы оценить степень такого единообразия (обозначим его также как эффективность контроля регионального уровня таможенной стоимости), необходимо определить, насколько региональный уровень таможенной стоимости характеризует всю совокупность значений уровней таможенной стоимости, сложившихся в каждой из таможен, подчиненных РТУ.

Для решения указанной задачи первоначально необходимо установить среднюю величину отклонения уровней таможенной стоимости, сложившихся в каждом из таможенных органов региона, от регионального уровня. Принимая во внимание, что региональный уровень таможенной стоимости складывается из таможенной стоимости товаров,

оформляемых во всем регионе деятельности РТУ, т. е. во всех подчиненных ему таможнях, а также то обстоятельство, что вклад каждой из таможен в формирование общего экономического результата деятельности РТУ имеет разную значимость2, указанная величина отклонений должна быть рассчитана по формуле среднего квадратичного взвешенного отклонения

Су =

I (Ус - У)2 /г

I /г

где — - отклонение уровней таможенной стоимости по региону деятельности РТУ; У - уровень таможенной стоимости товаров, сложившийся в к-й таможне региона; У - среднерегиональный уровень таможенной стоимости;

k - количество таможен, подчиненных РТУ;

- значимость той или иной таможни в формировании совокупного экономического результата деятельности таможни. Коэффициент вариации совокупности изучаемых уровней таможенной стоимости -=у будет

отражать (в обратной пропорции) типичность средневзвешенной величины уровня таможенной стоимости, сложившегося в целом по региону деятельности РТУ У ), а в процентном выраже-

нии ^100% - степень расхождения уровней У

таможенной стоимости товаров от регионального уровня или недостаток работы по рассматриваемому направлению. Тогда разность показателя идеального состояния равенства уровней таможенной стоимости товаров во всех таможенных органах региона (100 %) и процентного выражения коэффициента вариации уровня таможенной стоимости будет представлять меру управленческого воздействия РТУ на деятельность подчиненных таможен, направленного на нивелирование существующего расхождения между среднерегиональным уровнем таможенной стоимости и уровнями таможенной

1 То есть уровня таможенной стоимости товаров, сложившегося в регионе деятельности всего регионального таможенного управления (в соответствующем федеральном округе).

2 Отклонение уровня стоимости в крупной таможне, например Владивостокской, заслуживает намного большего внимания, чем отклонение в таможне, имеющей малый объем

оформления (например Чукотской), поскольку может приводить к намного большему снижению подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов.

С=1

г=1

стоимости товаров, сложившимися в регионах деятельности каждой из подчиненных РТУ таможен

с

ОУТС = 100% - -Л-100% = У

(

1 -С.

У

Л

100%,

где ОУТС - однородность уровней таможенной стоимости товаров в различных таможнях региона, т. е. искомая эффективность деятельности РТУ по обеспечению единообразия в осуществлении контроля таможенной стоимости товаров подчиненными таможнями. Ввиду того, что различные товарные партии могут значительно отличаться друг от друга по количественным характеристикам, влияющим на их стоимость, измерение уровня таможенной стоимости необходимо осуществлять с применением показателя, позволяющего нивелировать влияние количества товаров на его значение и обеспечивающего возможность осуществления сравнения различных товарных партий между собой - удельной таможенной стоимости единицы товара. Такая стоимость может быть рассчитана посредством индикатора таможенной стоимости ИТС по формуле

ИТС = , ' К

где ИТС. - индикатор таможенной стоимости товара 7;

С. - таможенная стоимость товара 7; К. - количество товара 7.

Уровень таможенной стоимости некоторой группы товаров, по мнению авторов, следует рассчитывать по формуле среднего арифметического

3 "

взвешенного3 величин индикатора таможенной стоимости товаров, составляющих такую группу, приводимой к частному от деления суммы значений таможенной стоимости всех товаров группы на совокупный объем (в количественном измерении) товаров группы

п п ТС п

I ИТС, К, I К" К I ТС7

=1 К 7

ИТС =

I К

Хк ХК

где ИТС. - индикатор таможенной стоимости товаров группы], состоящей из п товаров;

3 Преимуществом такого подхода перед расчетом простого среднего арифметического индикатора таможенной стоимости товаров группы заключается в учете влияния объемов поставок товаров на формирование стоимости единицы товара в рамках внешнеэкономической сделки (как правило, чем больше объем товаров, приобретаемых в рамках сделки, тем большие скидки предоставляются покупателю со стороны продавца).

ТС - таможенная стоимость товара 7, входящего

в группу ];

К. - количество товара 7.

Для определения уровня таможенной стоимости, складывающегося в определенном таможенном органе региона, в группу включаются сведения о товарах, задекларированных и выпущенных в соответствии с заявленной таможенной процедурой в регионе деятельности данного таможенного органа в анализируемом периоде4. При расчете регионального уровня таможенной стоимости в число товаров, сведения о которых учитываются в вычислениях, включаются все товары, оформленные в анализируемом периоде во всех таможенных органах, подчиненных РТУ.

Необходимо отметить, что сведения о таможенной стоимости товаров могут подвергаться сравнительному анализу (в том числе с применением индикатора таможенной стоимости) только в разрезе отдельных видов товаров, поскольку ввиду различия в технологии, наукоемкости производства, сырье, рынках сбыта, целевой аудитории потребителей и других факторов индикаторы таможенной стоимости товаров различных видов, отражающий совокупные расходы на единицу продукции, может отличаться весьма значительно.

Учитывая, что уровень таможенной стоимости различается от товара к товару, расчет показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости в целом по всей совокупности товаров приведет к тому, что значения этого показателя не будут отражать реального вклада РТУ в их формирование. Например, повышенное негативное отклонение уровня таможенной стоимости, сложившегося в одной из таможен, от регионального может быть объективно обусловлено определенной товарной специализацией таможни5 при том, что таможенная стоимость товаров, через нее перемещаемых, характеризуется низким уровнем значений индикатора таможенной стоимости (например компоненты и части готовой продукции или сырьевые товары).

Такие различия в величинах индикатора таможенной стоимости, рассчитанных по всей совокупности товаров, могут привести к формированию низкого значения показателя эффективности конт-

4 То есть периоде, за который берутся данные для расчета показателя.

5 Преобладание в совокупном объеме внешнеторгового оборота отдельных видов товаров.

=1

=1

роля регионального уровня таможенной стоимости при том, что зависимость получившегося значения показателя от деятельности самого РТУ будет нулевой. Также и динамика таких значений показателей ничего не скажет об эффективности деятельности РТУ, поскольку изменения показателя могут быть вызваны смещениями объемов перемещения отдельных видов товаров из региона деятельности одной таможни в другой таможенный орган, например по причинам сезонного характера (период ледостава в таможенных органах, расположенных у рек, являющихся путями транспортного сообщения с иностранными государствами). В таком случае изменение показателя будет отражать лишь воздействие неуправляемых факторов, но никак не воздействие со стороны РТУ, не имеющего правовых оснований для влияния на товарную структуру внешнеторгового оборота в подчиненных таможнях.

С учетом изложенного оценка эффективности деятельности РТУ по контролю регионального уровня таможенной стоимости должна проводиться в рамках отдельных товарных агрегатов, разделяющих весь внешнеторговый оборот на множество товарных групп, отражающих совокупность сведений об уровне таможенной стоимости отдельных видов товаров. Для возможности корректного сравнения сведений об уровнях таможенной стоимости в различных таможнях необходимо, чтобы указанные товарные агрегаты содержали в максимально возможной степени сведения об аналогичных товарах, характеризуемых одним уровнем таможенной стоимости.

Отнесение товаров к той или иной группе возможно осуществлять с использованием товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), в соответствии с которой товары в обязательном порядке классифицируются при их декларировании таможенному органу6, а также с учетом страны происхождения товаров. Поскольку ТН ВЭД ТС представляет собой иерархическое древо групп товаров различного уровня детализации, охватывающих всю товарную структуру внешнеторгового оборота, и отражает в необходимой степени разнообразие всех видов товаров (11 125 подсубпозиций на предельном уровне детализации кода до 10 знаков), ее применение для разделения внешнеторгового товаропотока на отдельные группы позволяет выстроить иерар-

6 Согласно требованиям Таможенного кодекса Таможенного союза [2].

хическое дерево показателей, оценивающих всю номенклатуру оформляемых товаров и интегрируемых в обобщающий показатель, а при выявлении негативных тенденций его изменения обращаться к показателям более низкого уровня, вплоть до выявления тех участков, групп товаров (товарных агрегатов), которые согласно значениям показателей могут являться проблемными.

Интегрирование показателей товарных групп в более крупные, на наш взгляд, необходимо осуществлять с использованием весовых коэффициентов, в качестве которых следует применять показатели налогоемкости группы товаров, исчисляемые как доли сумм пошлин и налогов, уплаченных в целях выпуска каждой из групп товаров, в общей сумме пошлин и налогов, уплаченных при выпуске товаров более крупной группы, объединяющей несколько

товарных агрегатов, по следующей формуле: Я =

Я Л =~-,

I П

1 =1

где Н - налогоемкость товарного агрегата 1 в более крупной группе товаров у, П. - сумма пошлин и налогов, уплаченная при выпуске товаров группы 1; п - количество отдельных групп товаров 1 в группе товаров у.

Налогоемкость объективно отражает важность товаров, включаемых в каждый из товарных агрегатов для исполнения задачи пополнения доходной части бюджета государства, поэтому ее применение в качестве весовых коэффициентов при интеграции показателей эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости позволяет исключить влияние субъективизма при формировании весовых коэффициентов (что характерно для экспертного метода их определения) и обеспечить наличие универсальных весовых коэффициентов при интеграции показателей на всех уровнях группировки сведений от самого детального до обобщенного показателя верхнего уровня, беспристрастно отражая значимость вклада каждой из составляющих интегрированного показателя в формирование его итогового значения.

При сравнительном анализе уровней таможенной стоимости товаров с применением индикатора таможенной стоимости необходимо, по мнению авторов, принимать во внимание также и страну происхождения товаров (СПТ), которая зачастую оказывает значительное влияние на индикатор та-

моженной стоимости ввиду различий в стоимости рабочей силы, качестве производимых товаров, стоимости транспортировки и других факторов в различных странах производства одного и того же вида товара.

Таким образом, проведение сравнительного анализа сведений об уровне таможенной стоимости товаров, являющегося основой для расчета показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости, корректно только в рамках товарных агрегатов, учитывающих как сведения о коде ТН ВЭД ТС товара, так и о его стране происхождения. Причем код ТН ВЭД ТС должен рассматриваться на уровне не менее чем 10 знаков, в противном случае, как было упомянуто ранее, уровень индикатора таможенной стоимости может различаться от таможни к таможне вовсе не по причине недоработок со стороны РТУ (допускающего отсутствие контроля со стороны подчиненных таможен за декларированием недостоверных сведений о таможенной стоимости участниками ВЭД), а лишь ввиду номенклатурных различий внутри крупных групп (товарных позиций и товарных групп ТН ВЭД ТС), которые относятся к не управляемым со стороны таможенных органов факторам внешней торговли. Определение отклонения уровня индикатора таможенной стоимости, сформированного в рамках чересчур крупных товарных агрегатов, обесценивает результаты такого расчета, поскольку не позволяет в полной мере оценить степени влияния РТУ на деятельность подчиненных ему таможен.

С учетом приведенных соображений, формирующих основу методического подхода к оценке эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости (т. е. степени обеспечения РТУ единообразия в подходах таможен к осуществлению контроля таможенной стоимости товаров), осуществляться такая оценка, по мнению авторов, должна следующим образом.

Во-первых, интегрированный показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости формируется путем обобщения аналогичных показателей второго уровня, отражающих эффективность контроля регионального уровня таможенной стоимости в разрезе крупных товарных агрегатов, которые в свою очередь рассчитываются путем обобщения показателей большего уровня детализации и т. д., вплоть до предельного уровня детализации, под которым понимается товарный

агрегат, содержащий сведения о товарах, классифицируемых на уровне 10 знаков кода ТН ВЭД ТС, с учетом страны их происхождения (первичные товарные агрегаты). Тем самым обеспечивается полный охват рассматриваемым показателем всей номенклатуры товаров, перемещающихся через таможенную границу в регионе деятельности РТУ, эффективность работы которого оценивается. Структура обобщающего показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости представлена на рисунке.

Во-вторых, расчет показателей эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости (ЭКРУТС) на всех уровнях иерархии такой системы показателей, за исключением первичного, осуществляется путем вычисления среднего арифметического взвешенного значения показателей более низкого уровня с применением в качестве весовых коэффициентов показателей налогоемкос-ти соответствующих товарных агрегатов, автоматически рассчитываемых для каждого из них по мере укрупнения степени агрегирования (повышения уровня системы) при осуществлении процесса интегрирования всех показателей в обобщающий, по формуле

( \

ЭКРУТС у) = Х

ЭКРУТС

П

(у-1)

т(У-1) п

7=1 У

I ЭКРУТСт(у-1) П

=1

где ЭКРУТС. - показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости для товарного агрегата у, в который входят п более детализированных групп товаров;

ЭКРУТСт(у-1) - показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости для -го товарного агрегата, входящего в группу у;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П. - сумма таможенных пошлин и налогов, уплаченная при оформлении товаров, входящих в товарный агрегат .

В-третьих, показатели ЭКРУТС самого низкого уровня (первичные) рассчитываются путем вычисления степени однородности уровня таможенной

=1

=1

Эффективность контроля регионального уровня таможенной стоимости всех товаров, оформляемых в регионе деятельности РТУ (ЭКРУТС)

к - число агрегатов на уровне позиций ТН ВЭД ТС

ЭКРУТС„

■(4)1

ЭКРУТС„

(4)к

т -число агрегатов на уровне подсубпозиций ТН ВЭД ТС

ЭКРУТС

(10)1

ЭКРУТС

(10)2

ЭКРУТС

(10)т

ЭКРУТСт(ю+спт )1 ЭКРУТС т{10+спт )а ЭКРУТСт(ю+спт )з ЭКРУТСт(ю+спт )4 ЭКРУТСт(ю+спт )5

ЭКРУТСТ(Ю+СПТ )г

стоимости для каждого из первичных товарных агрегатов по следующей формуле7:

ЭКРУТС

т(10 +СПТ \

1 к _ 2

—-ИТС,) л.

IЩ с 1

ИТС,

100%,

где ЭКРУТСт(10+СПТ) - показатель ЭКРУТС для товарного агрегата г, сформированного путем группирования сведений о товарах на )фовне классификации 10 знаков кода ТН ВЭД ТС с учетом страны происхождения товаров (например «72163110008 - С№»); k- количество таможен, в регионах деятельности которых в исследуемом временном периоде оформлялись товары, относимые к товарному агрегату 1;

ИТСi - индикатор таможенной стоимости товаров группы 1, оформленных в регионе де-

7 В качестве весов, отражающих значимость той или иной таможни /р в регионах деятельности которых в исследуемом периоде происходило оформление каждого из видов товаров, применяется налогоемкость каждой из таможен.

8 Швеллеры из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме горячей прокатки, горячего волочения или экструдирования, высотой 80 мм или более, но не более 220 мм.

9 Альфа-2 код КНР в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

ятельности таможни С;

ИТС1 - индикатор таможенной стоимости товаров группы 1, сложившийся в регионе деятельности РТУ в целом;

Пi - сумма таможенных пошлин и налогов, уплаченных в федеральный бюджет в регионе деятельности таможни с при оформлении товаров, формирующих товарный агрегат 1; k- количество таможен, в регионах деятельности которых в исследуемом временном периоде оформлялись товары, относимые к товарному агрегату 1.

Таким образом, методика оценки степени обеспечения РТУ единообр азия 15 подходах подчиненных ему таможен к контролю таможенной стоимости представляет собой ряд последовательных действий. 1. Расчет значений показателя эффективности контроля среднерегионального уровня таможенной стоимости в рамках максимально возможного в плане детализации уровня группировки сведений - ЭКРУТС(10+сят). Интеграция полученных показателей ЭКРУТСт(10+СПТ) в показатели эффективности контроля среднерегионального уровня таможенной стоимости более крупного уровня -ЭКРУТС(у) с применением налогоемкости соответствующих товарных агрегатов в качестве весовых коэффициентов, вплоть до интегрированного показателя ЭКРУТС, охватывающего весь внешнеторговый товаропоток в регионе деятельности РТУ. Всего три последовательные итерации по п. 2:на уровне подсубпозиций ТН

2.

С=1

ВЭД ТС (ЭКРУТСт(10)), на уровне позиций ТН ВЭД ТС (ЭКРУТСт(4)), и, наконец, на уровне итогового показателя ЭКРУТС. Рассматриваемая методика позволяет:

- рассчитывать обобщающий показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости и отслеживать его динамику для проведения общей оценки результативности деятельности РТУ по направлению контроля таможенной стоимости товаров;

- эффективно использовать имеющиеся ресурсы за счет выделения наиболее приоритетных направлений работы путем определения групп товаров (исходя из значений ЭКРУТСт()), которые должны являться объектами дальнейших аналитических исследований, проводимых соответствующим структурным подразделением РТУ и направленных на установление причин отклонений уровней таможенной стоимости в таможнях от регионального уровня, выделения таможен, в которых наблюдаются значительные отклонения, а также установления перечня участников внешнеэкономической деятельности, оформляющих товары данной номенклатуры, для выявления возможных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости и проведения дальнейших проверочных мероприятий.

Ввиду возможности полной автоматизации процесса расчета показателей (все сведения, используемые при проведении расчетов, содержатся в ведомственных электронных базах данных) применение указанной методики в повседневной работе РТУ позволит обеспечить точность и своевременность информации об эффективности экономической деятельности РТУ, а также значительное ускорение ее поступления руководству данного таможенного органа без увеличения нагрузки на его должностных лиц и приведет к устранению существующей выраженной дискретности процесса управления региональным таможенным управлением как минимум по направлению контроля таможенной стоимости.

Список литературы

1. Бережнова Е. И., Пятое А. А. Особенности методического подхода к оценке экономической эффективности деятельности регионального таможенного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2012. №11.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.