Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности частных кадровых агентств'

Оценка эффективности деятельности частных кадровых агентств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА / РЫНОК КАДРОВЫХ УСЛУГ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВЫХ УСЛУГ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ануфриева Ирина Юрьевна

В статье рассматривается история становления и развития частных кадровых агентств в Алтайском крае. Рассмотрены виды и специфика деятельности современных частных кадровых агентств. Представлены показатели оценки эффективности деятельности частных кадровых агентств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности частных кадровых агентств»

УДК 331.5.07

Ирина Юрьевна Ануфриева

(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, социологии труда и управления персоналом Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ КАДРОВЫХ АГЕНТСТВ

Ключевые слова: частные кадровые агентства, рынок кадровых услуг, оценка эффективности кадровых услуг, показатели оценки.

История развития рынка кадровых услуг на Алтае насчитывает уже более 20 лет. В крае первые частные кадровые агентства появились в середине 90-х гг. В основном это были единичные частные кадровые агентства - отделения крупных агентств соседних регионов. Однако с 1996 г. в Алтайском крае стали развиваться местные частные структуры, способствующие занятости населения.

В то время на рынке труда были представлены самые разнообразные частные кадровые услуги как для работодателей, так и для безработных граждан. Основными видами кадровых агентств в зависимости от вида предоставляемых услуг были:

1) рекрутинговые агентства;

2) биржи труда (работа по договорам с соискателями);

3) центры обучения с последующим трудоустройством;

4) консалтинговые кадровые центры;

5) агентства по трудоустройству за рубежом или вахтовым методом;

6) специализированные кадровые агентства (по профессиям работников или сферам деятельности);

7) агентства по составлению и размещению печатных объявлений о вакансиях [1].

Примечательно, что на тот момент времени в Алтайском крае практически не было агентств, специализирующихся на международном трудоустройстве граждан. Периодически появлялись на рынке кадровых услуг 1-2 агентства, которые из-за сложной информационно-правовой специфики деятельности, повышенных рисков вскоре прекращали свою деятельность.

Ратификация Россией Конвенции МОТ №181 «О частных агентствах занятости»

1997 г. [2], экономический кризис конца 90-х гг., развитие информационных и кадровых технологий привели к существенным переменам на рынке кадровых услуг.

На рынке кадровых услуг Алтайского края появились новые виды частных кадровых агентств:

1) электронная биржа труда в Internet (контактно-информационные услуги специализированных сайтов);

2) электронное кадровое агентство с полным набором услуг, аналогичных обычному кадровому агентству.

В то же время полностью исчезли кадровые агентства, специализирующиеся на трудоустройстве за рубежом. Услугами по трудоустройству вахтовым методом стали заниматься представители агентств других регионов. Кроме этого в крае была создана Ассоциация специалистов по профессиональному подбору персонала, в которую начали входить ведущие рекрутинговые агентства Алтайского края.

Подавляющее большинство частных кадровых агентств развивалось в столице Алтайского края - г. Барнауле. По данным Справочника предприятий Сибирского федерального округа SPR, в настоящее время в городе действует 76 кадровых агентств подбора персонала и трудоустройства, из них около 20 являются филиалами или отделениями местных или крупнейших из других регионов кадровых агентств [3].

Со временем большинство частных кадровых агентств трансформировалось в ре-крутинговые и с начала нулевых годов занимается поиском и подбором персонала для организаций-заказчиков на возмездной договорной основе. Основной задачей их деятельности является оперативный поиск кандидатов для организаций, которые к ним обратились

Оценка эффективности деятельности частных кадровых агентств

с определенной вакансией и четко сформулированными требованиями к кандидатам. При этом с граждан-клиентов, обратившихся в ре-крутинговые агентства в поисках работы, плата за включение в базу данных, прочие мелкие услуги не взымается, но и гарантии оперативного трудоустройства им не выдается.

Как показал обзор деятельности действующих кадровых агентств, в Барнауле еще существуют кадровые агентства, которые взимают плату за оказание информационных услуг с безработных граждан. Большинство же кадровых агентств специализируется на выполнении таких услуг как:

1) платные услуги кадровых агентств по поиску и отбору кандидатов на вакантные должности и рабочие места организаций;

2) платные услуги по составлению и опубликованию объявлений о вакансиях организаций-заказчиков в средствах массовой информации;

3) бесплатное консультирование и содействие трудоустройству безработных граждан.

Наиболее известными и востребованными на рынке кадровых услуг являются такие кадровые агентства, как «Персонал», «Жираф», «Персона Грата», «Авантаж». Некоторые из них являются даже агентствами по поиску и подбору персонала для региональных организаций (например, call-центров сети «МТС» и банка «ВТБ») и имеют постоянные договоры на оказание им рекрутинговых услуг. Но это скорее исключение из правил, так как в большинстве случаев в крае для федеральных организаций персонал подбирают агентства федерального уровня с филиалами по всей стране, такие как Ancor Man Power, Kelly Services и др. [4].

Большая часть рекрутинговых агентств сосредоточила деятельность на локальном рынке кадровых услуг и занимается поиском работы для алтайских организаций, специализируясь на конкретном сегменте кандидатов, например: на домашнем персонале, специалистах менеджмента и экономики, торговых профессиях и др. Гораздо меньше агентств работает по смешанным технологиям (оказание рекрутинговых услуг организациям-заказчикам и консалтинговых услуг гражданам).

В чем же отличие деятельности частного кадрового агентства от государственных структур, содействующих занятости населе-

ния? Особенностями их деятельности, на наш взгляд, являются:

- ориентация на коммерческий результат;

- платность предоставляемых услуг заказчику;

- гибкость договорных отношений;

- отсутствие социальных и материальных гарантий для безработных;

- разнообразие предоставляемых услуг;

- оперативное обновление базы данных;

- поиск вакансий по желанию кандидата и др.

Подбор персонала через частные кадровые агентства дает целый ряд преимуществ организации-работодателю по сравнению с самостоятельным подбором (экономия средств и времени руководителя и специалистов). Необходимо только выбрать такое агентство, которое сможет в приемлемые сроки подобрать конкретного кандидата на конкретные условия вакансии.

Нами предлагается набор показателей, оценивающих эффективность деятельности частных кадровых агентств на местном рынке кадровых услуг.

Косвенные показатели эффективности деятельности агентств:

- качество проводимой кадровым агентством рекламной кампании свидетельствует об уровне организационного развития агентства, о наличии или отсутствии структурных подразделений, занимающихся рекламой;

- качество подготовленных юридических документов характеризует правовую культуру персонала агентства;

- дополнительные услуги, оказываемые агентством, позволяют оценить уровень профессионального развития, квалификации персонала.

Прямые показатели эффективности деятельности частного кадрового агентства:

- скорость поступления информации о кандидатах, а также каналы и способы распространения информации о вакансиях свидетельствуют об использовании агентством современных технологий;

- характеристики базы данных «Кандидаты» дают представление об объеме информационных массивов, находящихся в распоряжении агентства, и скорости их обработки;

- непосредственная квалификация персонала связана с качеством оказываемых услуг клиентам.

Раздел 1. Экономика

Анализ наиболее распространенных кадровых рисков и проблем кадровой безопасности [5; 6] позволил сгруппировать

основные характеристики сильного и слабого кадрового агентства по подбору персонала (см. табл.).

Рекомендуемые характеристики деятельности сильного и слабого кадровых агентств

Сильное кадровое агентство Слабое кадровое агентство

1. Старается досконально понять требования организации-заказчика к кандидатам 1. Не вникает в проблемы заказчика, стараясь лишь оценить его платежеспособность

2. Проводит тщательную диагностику кандидатов на вакансии 2. Ограничивается поверхностной экспресс-диагностикой

3. Не берет деньги с безработных граждан 3. Берет деньги с безработных за самые разнообразные услуги

4. Представляет для окончательного выбора 2-3 кандидата, каждый из которых отвечает требованиям организации-заказчика 4. Представляет резюме 10-20-30 кандидатов, отдаленно подходящих под требования заказчика

5. Соблюдает необходимую конфиденциальность информации о фирме-заказчике и о кандидатах 5. Отсутствует необходимая осторожность и деликатность в этом вопросе

6. Оберегает заказчика от ошибок 6. «Проталкивает свой товар»

7. Внимательная работа с клиентами 7. Поверхностная работа с клиентами

8. Гарантийный срок безвозмездной замены неподходящего кандидата не менее 2-х месяцев 8. Гарантийный срок безвозмездной замены неподходящего кандидата менее 2-х месяцев

9. Профессионально и юридически качественная работа 9. Возможны ошибки в работе, уход из организации подобранных кандидатов как в период гарантийного срока, так и после него

Несмотря на высокую стоимость кадровых услуг частных кадровых агентств, на рынке наблюдается устойчивая потребность в них как со стороны организаций, так и со стороны безработных граждан. Следовательно, оценка

эффективности деятельности агентств и качественных кадровых услуг должна быть освоена всеми потенциальными клиентами, что позволит им избежать разочарований и негативных последствий.

Библиографический список

1. Ануфриева, И.Ю. Развитие рынка кадровых консалтинговых услуг / И.Ю. Ануфриева // Развитие управленческого консалтинга в регионах : материалы Международной научно-практической конференции, апрель 2013 г. / под ред. В.И. Звонникова, О.В. Кожевиной. - Барнаул : АЗБУКА, 2013. - С. 135-138.

2. О частных агентствах занятости : Конвенция МОТ №181 от 19 июня 1997 г. - URL: http:// www.conventions.ru/view_base.php?id=356.

3. Электронный справочник предприятий Сибирского федерального округа России. - URL: http://sfo.spr.ru/barnaul-i-gorodskoy-okrug-barnaul/sfera-biznes-uslug/kadrovie-agentstva-i-tsentri-podbor-personala/.

4. Шваков, Е.Е. Анализ инвестиционной сферы Алтайского края / Е.Е. Шваков // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - С. 35-39.

5. Соломанидина, Т.О. Кадровая безопасность компании / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломани-дин. - М. : Изд-во «Альфа-Пресс», 2011. - 688 с.

6. Цветкова, И.И. Классификация кадровых рисков в организации / И.И. Цветкова // Экономика и управление. - 2009. - №6. - С. 38-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.