Научная статья на тему 'Оценка деятельности Международного банка реконструкции и развития'

Оценка деятельности Международного банка реконструкции и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4787
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / INTERNATIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS / EFFECTIVENESS / FINANCIAL ACTIVITIES / EMERGING COUNTRIES / SOCIAL INEQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саратовский А. Д.

В данной статье рассмотрены основные функции и направления деятельности Международного банка реконструкции и развития. Проведен ретроспективный анализ финансовой деятельности банка. Дана оценка эффективности реализации основной стратегии банка по сокращению социального расслоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT ACTIVITY

In this paper the main functions and activities of the International bank for reconstruction and development were examined. A retrospective analysis of the bank financial activity was carried out. Effectiveness of the implementation of the main bank's strategy to reduce social stratification was analyzed.

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности Международного банка реконструкции и развития»

Проблемы экономики и менеджмента

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 339.7

А.Д. Саратовский

аспирант, кафедра мировой экономики, ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные функции и направления деятельности Международного банка реконструкции и развития. Проведен ретроспективный анализ финансовой деятельности банка. Дана оценка эффективности реализации основной стратегии банка по сокращению социального расслоения.

Ключевые слова: международные институты развития, эффективность, финансовая деятельность, развивающиеся страны, социальное неравенство.

A.D. Saratovskiy, Plekhanov Russian University of Economics

EVALUATION OF THE INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT ACTIVITY

Abstract. In this paper the main functions and activities of the International bank for reconstruction and development were examined. A retrospective analysis of the bank financial activity was carried out. Effectiveness of the implementation of the main bank's strategy to reduce social stratification was analyzed.

Keywords: international development institutions, effectiveness, financial activities, emerging countries, social inequality.

В последнее время внимание многих ведущих экономистов приковано к проблеме эффективности международных финансовых организаций (Н. Бердсталл, Д. Филипс, Л. Ройас-Суарес, Э. Трумэн, Х.А. Окампо, П. Жаке и др.). Среди них наиболее острой критике данная эффективность подвергалась со стороны таких исследователей как Дж. Стиг-лиц и Дж. Перкинс, которые работали в системе многосторонних банков развития. Также существенное внимание зарубежных и отечественных специалистов уделяется многосторонним банкам в контексте развития интеграционных процессов (В. Зуев, А. Абалкина, А. Либман, Е. Винокуров, П. Спивачевский, М. Головнин, Р. Агарвала).

Под многосторонними банками развития понимаются некоммерческие организации, чья деятельность, в первую очередь, направлена на решение социальноэкономических проблем стран бенефициаров, путем предоставления кредитов, грантов, гарантий, технической помощи, а также оказания консультационных услуг.

Банки развития выступают в качестве наднациональных организаций, членами которых являются, как правило, государства или международные организации, поэтому функционирование институтов развития не подпадает под действие законодательства стран-членов. Поскольку это некоммерческие организации, получение прибыли не является основной целью их работы. При этом неправильно считать, что многосторонние банки

38

№ 8 (48) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

развития финансируют убыточные проекты. Как и любой финансовый институт, они тщательно подходят к анализу ключевых компонентов инвестиционных проектов, а основным требованием к ним выступает их неотрицательная чистая приведенная стоимость.

Многосторонние банки развития используют льготный режим кредитования, в особенности для развивающихся и наименее развитых стран. Однако демпинговые условия финансирования могут отвлечь наиболее эффективные и прибыльные проекты от коммерческих кредитных организаций, что противоречит миссии многосторонних банков развития. В этих условиях институты развития берутся инвестировать в реализацию тех неубыточных проектов, в которых не заинтересованы коммерческие банки, тем самым выступая в качестве дополнительного инструмента по отношению к нормальной коммерческой практике.

Одним из таких многосторонних институтов развития является Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Международный банк реконструкции и развития был создан в 1944 году в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе и является институциональной частью тесно связанных между собой институтов развития в рамках Группы всемирного банка.

Совладельцами МБРР являются 188 стран. Международный банк сотрудничает со странами-членами в вопросах обеспечения устойчивого роста национальной экономики и нахождения путей решения насущных проблем в сфере экономического и социального развития, а также других важных областях, таких как экологическая устойчивость. Для МБРР основными средствами достижения его конечной цели: уменьшение социального расслоения общества и повышение уровня жизни населения, являются предоставление займов, продуктов управления риском и экспертных рекомендаций в областях, имеющих отношение к развитию, а также координация мер по решению региональных и глобальных задач.

Основные направления деятельности МБРР:

• Поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие людских ресурсов и социальной сферы - области деятельности, которые частные кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания.

• Поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периоды кризисов.

• Использует финансовые средства воздействия для стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией).

• Мобилизует частный капитал, помогая создавать благоприятный климат для инвестиций.

• Подготавливает техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов.

Как правило, заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, имеющие хоть какой-то доступ к частным рынкам капитала. Но при этом некоторые

№ 8 (48) - 2015

39

Проблемы экономики и менеджмента

страны, имеющие низкие показатели доходов в расчете на душу населения и получающие кредитные ресурсы от Международной ассоциации развития, являются достаточно кредитоспособными для получения определенных ресурсов и от МБРР. Данные страны относятся к так называемым «смешенным заемщикам».

Основным источником привлечения капитала для МБРР является выпуск облигаций на международных рынках. В 2013 финансовом году МБРР привлёк сумму, эквивалентную 39,2 млрд долл. США, путем выпуска облигаций в 23 валютах. Благодаря своей репутации на рынках капитала и прочности своего финансового положения МБРР смог привлечь столь значительные объемы займов на весьма благоприятных условиях, несмотря на нестабильность условий на рынке. Залогом финансовой устойчивости МБРР являются его консервативные финансовая политика и практика, позволяющие МБРР поддерживать рейтинг кредитоспособности на наивысшем уровне (ААА).

В соответствии с мандатом МБРР в области развития, основным принимаемым им на себя финансовым риском является страновой риск по предоставляемым займам и гарантиям. Основным показателем структуры риска Банка является отношение его капитала к сумме кредитов и долгосрочных инвестиционных активов. Данная пропорция строго контролируется и регулируется с учетом финансовых перспектив и прогнозов риска Банка. Данное отношение составляло 26,4% в 2013 году (рис. 1).

Источник: Годовой отчет Всемирного банка за 2013 г.

Рисунок 1 - Динамика отношения собственного капитала МБРР к предоставленным займам и долгосрочным инвестиционным активам, в %

Как видно за последние 5 лет данный показатель непрерывно снижался, что может свидетельствовать о снижении капитала банка и/или о чрезмерном росте суммы кредитов. Говоря о зарезервированных ресурсах и финансовых услугах, то в 2013 финансовом году объём новых зарезервированных кредитных ресурсов МБРР составил 20,6 млрд долл. США по 93 операциям. Данный показатель значительно превысил средне исторический уровень (13,5 млрд долл. США в 2005-2008 финансовых годах), но при этом уступил рекордному объему в 44,2 млрд долл. США в 2010 финансовом году в самый разгар кризиса и 26,7 млрд долл. США в 2011 финансовом году.

Рассматривая региональную структуру распределения финансово-инвестиционных ресурсов Банка, то наибольшая доля новых займов в 2013 г. приходилась на страны Европы и Центральной Азии (6,2 млрд долл. США) и Латинской Америки и Карибского бассейна (6,2 млрд долл. США). Далее - Восточная Азия и Тихоокеанский регион (5,4 млрд

40

№ 8 (48) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

долл. США), Ближний Восток и Северная Африка (1,4 млрд долл. США), Южная Азия (1,2 млрд долл. США) и Африка (147 млн долл. США) (рис. 2).

■ Европан Центральная Азия

■ Латинская Америка и страны Кар ибского бассейна

■ Восточная Азия нТихоокеансып! регион

■ Ближний Восток 11 Северная Африка

■ Южная Азия Африка (ост)

Источник: Годовой отчет Всемирного банка за 2013 г.

Рисунок 2 - Распределение регионов-заёмщиков, в % в 2013 г.

Среди секторов наибольшая сумма средств была зарезервирована для совершенствования государственного управления и судебно-правовой сферы (5,4 млрд долл. США), транспортный сектор (3,4 млрд долл. США), энергетика и горнодобывающая промышленность (2,8 млрд долл. США) и здравоохранение и другие социальные услуги (2,5 млрд долл. США).

Помимо выдачи займов МБРР предоставляет и финансовые продукты, которые содействуют эффективному финансированию программ развития государств-заемщиков, а также управлению валютными, процентными, биржевыми рисками и рисками, связанными со стихийными бедствиями.

В 2013 финансовом году Казначейское управление Банка провело от имени стран-членов хеджевые операции на сумму, эквивалентную 2,5 млрд долл. США, в том числе на сумму, эквивалентную 2,3 млрд долл. США, в форме хеджей процентного риска и 149 млн долл. США в форме хеджей валютного риска (во всех случаях по конвертации национальных валют). Наряду с этим оно осуществило своповые операции на общую сумму, эквивалентную 9,5 млрд долл. США, в целях управления своими балансовыми рисками. Кроме того, Казначейское управление заключило своповые соглашения на сумму, эквивалентную 269 млн долл. США, для нужд Международного механизма финансирования иммунизации.

МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки (рис. 3).

Займы МБРР предоставляются, как правило, на сроки 12-20 лет, при этом льготный период составляет 3-5 лет. Уровень процентных ставок по займам зависит от стоимости привлеченных банком ресурсов, а предельная доходность не превышает 0,5%. Однако кредит, выдаваемый МБРР, обычно покрывает только около 30% стоимости финансируемого проекта, причем эти средства предназначены, прежде всего, на покрытие валютных расходов, так как развивающиеся страны, как правило, испытывают острый недостаток иностранной валюты. Остальная часть финансирования проекта должна осуществляться за счет национальных финансовых ресурсов.

№ 8 (48) - 2015

41

Проблемы экономики и менеджмента

3500

Источник: Годовой отчет Всемирного банка за 2013 г.

Рисунок 3 - Распределение предоставленных кредитных средств по странам в 2013 г., млн долл. США

Международные финансовые институты, в том числе и МБРР, принимая во внимание определенные достижения, поддаются существенной критике за их низкую эффективность в устранении глобального и регионального дисбаланса.

Согласно декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, члены организации нацелены на установление справедливого и прочного мира, что находит свое отражение в принятом Уставе организации. Кроме этого отмечается, что успех в достижении целей развития и искоренения социального неравенства возможен при обеспечении качественного управления и взаимодействия на международном уровне, а также открытости в финансовой, кредитно-денежной и торговой системе.

Официальными целями Международного банка реконструкции и развития, согласно принятому Уставу, являются: стимулирование развития производственных мощностей и ресурсов менее развитых стран, содействие в повышении экономического развития, производительности, жизненного уровня и улучшении условий труда на территориях стран-членов.

Как видно поставленные цели являются очень благородными и правильными и самым логичным доказательством их результативности, должно быть выравнивание мирового развития, сокращение глобального и регионального социального расслоения. Однако данной тенденции не наблюдается, а даже наоборот, чему свидетельствуют данные распределения стран по уровню доходов (рис. 4).

и государственно-управленческого проектирования Рисунок 4 - Функции глобального распределения стран по уровню доходов

42

№ 8 (48) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Таким образом, анализ динамики распределения стран по уровню доходов показывает, что в период с 1950 по 2013 гг. наблюдается последовательное наращивание разницы в уровне доходов между наиболее развитыми беднейшими странами. Огромные диспропорции в уровне материального обеспечения различных стран, наличие высокого социального расслоения существуют при декларируемом формальном равноправии и непрекращающихся усилиях многосторонних институтов развития выровнять диспропорции мирового развития.

Список литературы:

1. Абалкина А.А., Головнин М.Ю., Либман А.М. Модель построения многостороннего банка развития на постсоветском пространстве (с учетом мирового опыта). -М.: Институт экономики РАН, 2006.

2. Абалкина А.А. Современные тенденции формирования ресурсной базы в многосторонних банках развития // Банковское дело - 2006. - № 4.

3. Кучерявый П.В. Международные банки развития как надгосударственные инструменты смягчения последствий глобального финансово-экономического кризиса // Современная экономическая теория и реформирование экономики России. - М.: Экономика, 2010.

4. Спивачевский П.М. Роль многосторонних банков развития в процессе валютно-кредитной интеграции// Российское предпринимательство. - 2011. - № 10.

5. Международный банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.worldbank.org (дата обращения: 30.04.2014).

6. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 30.04.2014).

№ 8 (48) - 2015

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.