Научная статья на тему 'Оценка деятельности коммерческо-предпринимательских структур в жестких конкурентных условиях послекризисного периода'

Оценка деятельности коммерческо-предпринимательских структур в жестких конкурентных условиях послекризисного периода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / BUSINESS / COMMERCIAL AND BUSINESS STRUCTURE / EVALUATION OF COMMERCIAL AND BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюжева Марина Борисовна

Современная практика менеджмента коммерческо-предпринимательских структур обусловлена необходимостью внедрения современных методов управления, основанных на строгой формализации процедур оценки деятельности, которая в свою очередь позволит на основании полученных результатов принимать адекватные решения в жестких конкурентных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current practice of management of commercial and business structures due to the need to introduce modern management techniques, based on a rigorous formalization of procedures, performance evaluation, which in turn will allow on the basis of the results to make adequate decisions in a fiercely competitive environment.

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности коммерческо-предпринимательских структур в жестких конкурентных условиях послекризисного периода»

УДК 334.01.32 Дюжева Марина Борисовна,

ст. преподаватель Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: Dyzgeva@mail.ru 644009, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.195, кор.18

р.т. 8 (3812) 69-29-76

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЖЕСТКИХ КОНКУРЕНТНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕКРИЗИСНОГО

ПЕРИОДА

Современная практика менеджмента коммерческо-предпринимательских структур обусловлена необходимостью внедрения современных методов управления, основанных на строгой формализации процедур оценки деятельности, которая в свою очередь позволит на основании полученных результатов принимать адекватные решения в жестких конкурентных условиях.

Ключевые слова: коммерческая деятельность;

предпринимательство; коммерческо-предпринимательская

структура; оценка деятельности коммерческо-предпринимательских структур.

После известных событий 2008 г. российский рынок перешел к новой фазе развития, утратив стабильную позицию. В докризисный период у профессиональных участников российского рынка практически не было мотивов, побуждающих их активизировать свои действия по разработке и внедрению новых методов управления коммерческо-предпринимательскими структурами. В новых условиях, когда внешняя среда стала менее благоприятной, а конкуренция -более жесткой, роль иного, инновационного подхода в решении актуальных управленческих задач резко возрастает.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью внедрения в практику работы профессиональных участников российского коммерческо-предпринимательского рынка современных методов управления, основанных на строгой формализации процедур оценки деятельности, которая в свою очередь позволит на основании полученных результатов принимать адекватные решения.

Любая хозяйственно-экономическая система,

обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.

Коммерческо-предпринимательская деятельность,

осуществляемая в сфере торговли, является самой распространенной, т.к. торговля является одной из важнейших секторов экономики, в котором задействованы тысячи предприятий, от экономической деятельности которых зависит эффективность национальной экономики в целом.

Торговля оказывает производителям услуги по

продвижению товаров до потребителя: обеспечивает

непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает общественно необходимые затраты производства и способствует получению прибыли [7, с.9].

Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческую деятельность и коммерческие операции. Благодаря торговле продажа населению товаров становится предметом хозяйственно-

экономической деятельности специальных торговых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности. Предметами личного потребления торговля связана с удовлетворением личных потребностей всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между фирмами различных форм собственности, с одной стороны, и населением - с другой.

Рыночная деятельность торговли как сектора экономики осуществляется посредством усилий множества ее конкурирующих субъектов. Эффективность торговой отрасли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.

Определяющим фактором в системе рыночного хозяйствования выступает торгово-коммерческая деятельность. С переходом к свободным рыночным отношениям все большее значение приобретают торговая сфера и коммерческая деятельность с их потенциальными возможностями.

В жестких конкурентных условиях рыночной экономики коммерческо-предпринимательские структуры играют активную роль. С их помощью производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменениях спроса на продукцию, в результате чего стимулируется производство соответствующих товаров. И, наоборот, коммерческо-

предпринимательские структуры побуждают новый спрос, осуществляя рекламу новых изделий и их продвижение на рынке.

Рассуждая о коммерческо-предпринимательских структурах необходимо оговорить условия, при которых мы относим, то или иное торговое предприятие к коммерческо -предпринимательской структуре.

Разные толкования коммерческой деятельности определяются ее многоаспектностью. Категория коммерции может рассматриваться с позиции предпринимателя, бизнесмена, экономиста, финансиста и пр. Несмотря на отмеченные различия, тем не менее, многие экономисты сходятся во мнении, что суть коммерции в узком смысле сводится к купле-продаже товаров в сфере обращения с учетом рыночного (покупательского) спроса.

Купля-продажа товаров, работ, услуг, обусловленная смена форм собственности, представляется как важная составная часть коммерческой деятельности. Однако закупка товаров и обменные операции с поставщиками продукции не исчерпывают всего разнообразия коммерческих функций. Комплексный подход к коммерции сводится к охватыванию всех этапов прохождения продукции от производителя до потребителя. При этом коммерческий механизм должен быть направлен на удовлетворение спроса и интересов покупателей.

В основе формирующих условий коммерческой деятельности выступают рыночные отношения и технология продвижения продукции от производителя к потребителю. Коммерция является своеобразным барометром состояния экономики, а предпринимательство является инициативной деятельностью граждан. Она заключается в производстве товаров и оказании услуг, направляется на получение прибыли и осуществляется под их полную ответственность в рамках действующего законодательства и этических норм современного общества.

Существует множество определений

предпринимательства, но практически во всех подчеркивается его инициативный характер и личная ответственность предпринимателя за результаты своего труда. В его основе лежит естественное стремление человека реализовать свои возможности для достижения определенного положения в обществе и обеспечения своих социальных и материальных потребностей.

Многие авторы [1-6] предлагают рассматривать следующие виды предпринимательства: производственное,

коммерческое, финансовое, посредническое и другие виды предпринимательства. Все виды предпринимательства взаимосвязаны и взаимозависимы.

Коммерческое предпринимательство, как особый вид организационно-хозяйственной деятельности, обладает своеобразными характеристиками, выражающими его сущность. Назначения предпринимательской деятельности - поиск нового, улучшение или закрепление существующего положения, концентрирование на задачах извлечения максимальной прибыли из существующих в наличии ресурсов и достижения баланса в организационно-хозяйственной деятельности коммерческо-предпринимательских структур (КПС). Достичь это предприниматель может с помощью имеющихся ресурсов, которые позволяют ему создать новые потребительские стоимости.

Коммерческо-предпринимательская деятельность в России претерпела значительные изменения по формам, видам продажи, структуре и ассортименту товаров. Советская торговля была практически полностью монополизирована. Для нее характерными являлись четыре основных вида монополизма: государственный, территориальный, управленческий и монополизм на дефицит.

Рыночная деятельность в торговле как секторе экономики осуществляется посредством усилий множества конкурирующих субъектов торговли. Эффективность торговли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.

В условиях рыночной экономики КПС принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции вынуждают их большое внимание уделять изучение конъюнктуры рынка.

В результате деятельности КПС происходит распределение и движение материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления. При этом важным для них становится организовать работу подразделений, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.

У правление коммерческо-предпринимательской

структурой представляет собой сложную систему, в которую входят, совокупные, взаимодействующие элементы, в числе которых и система оценки.

Оценка деятельности коммерческо-предпринимательских структур занимает особое место в механизме управления, и выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются: измерительная, регулирующая, координирующая,

направляющая, организующая, стимулирующая, обучающая.

Каждая из перечисленных функций является значимой и оказывает на коммерческо-предпринимательские структуры соответствующее этой функции воздействие:

- измерительная функция позволяет определить инструмент, протяженность и величину измерения, его направление;

- регулирующая функция позволяет коммерческо-предпринимательские структуры приводить к порядку, к системе; координирующая функция - согласовывает и устанавливает целесообразное соотношение действий самого структурного подразделения, так и действия между коммерческо-предпринимательскими структурами;

- направляющая - позволяет направлять действия на целеустремленную деятельность коммерческо-предпринимательских структур;

- организующая - позволяет деятельность коммерческо-предпринимательских структур приводить к планомерным и упорядоченным;

- стимулирующая - дает возможность заинтересовывать коммерческо-предпринимательские структуры в результатах деятельности и позволяет активизировать их деятельность;

- обучающая - позволяет коммерческо-предпринимательским структурам приобретать опыт, изучать передовой опыт других коммерческо-предпринимательских структур, специализировать деятельность подразделения.

В связи с этим важным становится оценка состояния и возможностей улучшения деятельности коммерческо-предпринимательских структур за счет:

- совершенствования производственной, торговотехнологической структуры, т.е. совокупность технологических связей и отношений между структурными подразделениями;

- организационной структуры, т.е. совокупности взаимосвязей и отношений между структурными

подразделениями, выделяемых по признаку выполнения управленческих процессов (функций);

- организационно-технической составляющей системы управления, т.е. подсистемы распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав структурными подразделениями.

Литература

1. Блинов А. Малое предпринимательство. М.: Ось-89, 1997.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Кабаков B.C., Михайлушкж А.И., Шимко П.Д. Предпринимательство и менеджмент в малой фирме: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008.

4. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. СПб.: Питер, 2002.

5. Крупанин А.А. Основы регулирования предпринимательства. СПб.: Питер, 2010.

6. Лапуста М.Г., Мазурин Т.Ю. Предпринимательство: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

7. Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли общественного питания. М.: ИНФРА-М, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.