Научная статья на тему 'Оценка демографической политики в рамках механизма обеспечения эффективного развития региона'

Оценка демографической политики в рамках механизма обеспечения эффективного развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
595
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIO-DEMOGRAPHIC PROCESSES / A SYSTEMATIC APPROACH / AN ESTIMATION OF DEVELOPMENT OF REGIONS / A MECHANISM OF MAINTENANCE EFFICIENCY / A DEMOGRAPHIC POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черепанова Александра Владимировна

Рассмотрены основные проблемы социально-демографического развития регионов России на современном этапе, которые обусловили необходимость постановки и решения задачи обеспечения его эффективности. Для решения данной задачи в рамках системного подхода дано определение понятия эффективного социально-демографического развития территории и разработан механизм его обеспечения в условиях второго демографического перехода. В рамках данного механизма предложен способ оценки успешности проводимой в регионе демографической политики, который был апробирован на примере территорий Уральского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Черепанова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of demographic policy in the framework of effective region development maintenance mechanism

The basic problems of current socio-demographic development of regions in Russia are considered raising the need to formulate and solve the task of maintaining its efficiency. The definition of "effective socio-demographic territory development" concept is suggested and given is the mechanism of its maintenance under conditions of second demographic transition from the systematic approach point of view. The estimation method of how successfully the demographic policy is being carried out in the region is suggested in the framework of the abovementioned mechanism. This method has been approved by the Ural federal district territories.

Текст научной работы на тему «Оценка демографической политики в рамках механизма обеспечения эффективного развития региона»

УДК 332.14:314.174

ключевые слова: социально-демографическое процессы, системный подход, оценка развития регионов, механизм обеспечения эффективности, демографическая политика

А. В. Черепанова

ОЦЕНКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рассмотрены основные проблемы социально-демографического развития регионов России на современном этапе, которые обусловили необходимость постановки и решения задачи обеспечения его эффективности. Для решения данной задачи в рамках системного подхода дано определение понятия эффективного социально-демографического развития территории и разработан механизм его обеспечения в условиях второго демографического перехода. В рамках данного механизма предложен способ оценки успешности проводимой в регионе демографической политики, который был апробирован на примере территорий Уральского федерального округа.

Современная демографическая история России началась на рубеже 1950—60 гг., когда страна вступила в относительно спокойный период, без войн, массовых репрессий, эпидемий и других катастрофических явлений (см. рисунок 1). В 1990-е годы для России стали характерны низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, на фоне исключительно высоких и непрерывно возрастающих показателей смертности, существенно опережающих коэффициенты рождаемости (в ряде регионов более чем в 2 раза). В результате данных демографических тенденций, начиная с 1992 г., в России отмечается депопуляция.

В настоящее время весь мир проходит через демографический переход — превращение, никогда прежде не переживавшееся человечеством. Но проблемы демографического развития России обусловлены не только трансформационными процессами. Сочетание низкой рождаемости и высокой смертности, наблюдающееся в России, является уникальным и не имеющим аналогов в современном мире. Острота и болезненность демографической ситуации в стране, в особенности исключительно высокие показатели смертности в значительной мере спровоцированы проблемами, происходя-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 07-06-00147а)

щими в экономической и социальной структуре общества.

Изменения, происходящие в России с 1990 г., характеризуются неустойчивостью и обратимостью процессов. Возникает задача обеспечения эффективного социально-демографического развития России, необходимым условием которого является определение верных способов управления таким развитием. Решение данной задачи возможно при представлении о социально-демографическом развитии как о процессе развития социально-демографической системы, составляющими которой выступают социально-экономическая и демографическая системы.

При этом демографическую систему следует рассматривать как открытую систему, ключевым понятием для которой является взаимодействие. Для демографической системы важна ее взаимосвязь с социально-экономической системой. Социально-экономические ресурсы характеризуют возможности развития демографической системы.

Российское общество отличается тем, что примеряет на себя модель «догоняющего» развития и этим влечет недооценку и растрату внутренних ресурсов, изменяя при этом характер социальных преобразований таким образом, что постоянно находится в точке выбора альтернатив развития. Стихийность в процессах социального управления 1990-х гг. и его неэффективность обусловили практический отказ от учета проблем конкретных социальных групп и общностей на всех управленческих уровнях. И, как следствие, уже после первых нескольких лет реформ наметилась тенденция к суженному типу воспроизводства населения в России и в большинстве ее регионов.

Стихийность — родовой признак процессов, не контролируемых людьми, осуществляющихся вне прямых управленческих регуляций нередко помимо воли и желания людей, и о проявлении которых люди узнают лишь после того, как эти процессы совершаются. Сознательность же в организационно-управленческих функциях ха-

I число родившихся

В число умерших

□ естественный прирост

Рис. 1. Естественное движение численности населения СССР и России в 1950-2008 гг. [1]

рактеризует целенаправленность, преднамеренность действий людей, совпадение результатов деятельности с целями и расчетами, достижение желаемого. Поскольку стихийные процессы невозможно предвидеть, постольку, естественно, они во многом неожиданны, а часто и деструктивны, подобно стихиям природы [2].

Следовательно, демографическая система подлежит планомерному и программному управлению. При этом в условиях наблюдаемого экономического кризиса особенно важно не допустить стихийности управления социально-экономическими ресурсами, чтобы не допустить очередного срыва России с наме-

Выбор ключевого показателя и факторов социально-экономического развития

г

Разработка критерия оценки эффективности социально-демографического развития территории

Проведение корреляционного анализа ключевого показателя

о

о ш Ф у о X л с к

2 л 5 Н

§ З-

О ш

и т

X ш о л О. £

<и о. О О.

т л X о Ё О £ О 1-

т л и <и 3" г о О.

<и -е- О.

X Л о £ К с; р

о о. <и X

1-л т о £ т

г £5

а. £

о О

© С

Выбор базового сценария эффективного социально-демографического развития территории

Получение оценки эффективности социально-демографического развития территории

Формирование системы программно-целевых мероприятий по нейтрализации отрицательных тенденций в социально-экономической и демографической системах территории

Рис. 2. Блок-схема механизма обеспечения эффективного социально-демографического развития региона

тившейся в последние годы позитивной траектории развития демографической системы.

В соответствии со свойствами открытых систем, в определенный момент времени для них характерны переходы в новое состояние, каким является демографический переход для демографической системы. Следовательно, при постановке задач управления социально-экономическими ресурсами необходимо помнить, что возможности развития демографической системы ограничены качественными характеристиками второго демографического перехода, в условиях которого не стоит ожидать существенного прироста населения.

Под эффективным социально-демографи-ческим развитием территории в рамках системного подхода понимается такое состояние и тенденции его изменения, при котором на территории (в государстве) в условиях второго демографического перехода обеспечивается стабильность и устойчивость процессов воспроизводства населения за счет эффективного использования ограниченных социально-экономических ресурсов. При этом эффективное использование ограниченных социально-экономических ресурсов достигается за счет планомерного и программного управления системным эффектом множества синергети-ческих связей социально-экономической и демографической систем, возникающих в процессе их взаимодействия.

Для эффективного социально-

демографического развития территории необходим механизм его обеспечения. Блок-схема предлагаемого механизма, который отображает целевую направленность на эффективное развитие региона, представлена на рисунке 2.

Эффективность необходимо рассматривать как показатель, отражающий способ достижения цели. Не сам результат, а вариант правильного, точного направления к нему. При этом эффективность социально-демографического развития региона необходимо определять как векторное поле, обозначающее направление демографического развития субъекта в каждой точке относительно факторов социально-экономического развития. В качестве ключевого показателя для оценки эффективности демографического развития был выбран коэффициент естественного прироста населения. В качестве факторов социально-экономического развития были выбраны интегральные факторы влияния на общий коэффициент рождаемости и общий коэффициент смертности.

Следовательно, эффективность социально-демографического развития региона оценивается

при сравнении фактического (текущего или прогнозного) значения коэффициента естественного прироста а'е(Л прир в определенных условиях социально-экономического развития региона с его пороговым (критериальным) значением (2). Правила классификации состояний социально-демографического развития приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация ситуаций социально-демографического развития

Состояние социально-демографического развития Соотношение фактического значения естественного прироста и его порогового уровня

Эффективное а' >г ест .прир

Неэффективное ^ест.прир ^ ^

Данный критерий оценки можно представить в трехмерной системе координат в виде поверхности порогового уровня:

г = г(х,У), (1)

где X— интегральный фактор влияния на общий коэффициент рождаемости;

У— интегральный фактор влияния на общий коэффициент смертности;

Z — коэффициент естественного прироста населения.

Возникает задача определения функции поверхности порогового уровня коэффициента естественного прироста. Такая функция должна удовлетворять следующим требованиям:

1. В соответствии с определением понятия эффективного социально-демографического развития на территории (в государстве) должны обеспечиваться стабильность и устойчивость процессов воспроизводства населения. Следовательно, коэффициент естественного прироста должен принимать только положительные значения, а функция поверхности порогового уровня должна быть неотрицательна на всей ее области определения.

2. По статистическим данным, для Свердловской области за 2000—2008 гг. была построена корреляционная матрица, показывающая характер и силу взаимосвязей между коэффициентом естественного прироста населения и интегральными факторами влияния. В соответствии с проведенным анализом, оба фактора характеризуются высокой положительной корреляционной зависимостью с коэффициентом естественного прироста населения. Следовательно, функция поверхности порогового

уровня должна возрастать на всей ее области определения.

3. В связи с тем, что возможности развития демографической системы ограничены качественными характеристиками второго демографического перехода, в условиях которого не стоит ожидать существенного прироста населения, функция поверхности порогового уровня должна иметь предел сверху — величину насыщения коэффициента естественного прироста.

Функция, задающая пороговое (критериальное) значение коэффициента естественного прироста населения, в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, имеет вид:

Г(Х,¥) = А/(1 + В-е~хг), (2) где А — величина насыщения коэффициента естественного прироста населения;

В — коэффициент, характеризующий влияние интегральных факторов на естественный прирост.

За базовый сценарий эффективного социально-демографического развития территорий УрФО был принят сценарий второго демографического перехода. На основании соответствующих данному сценарию прогнозных значений общего коэффициента рождаемости (ар0ЖД), общего коэффициента смертности (<^™ерт.) и интегральных факторов

влияния на 2015 и 2025 гг. можно определить

Zt / = а —а

рожд. смерт. •

Обратная задача — по двум точечным прогнозам находим коэффициенты, решив систему двух уравнений:

^(2015) = ^ / (1 + ^ • е-^2015)-Г(2015) );

Z(2025) = А/(1 + В- е-™ж2025)} (3) Результатом решения системы уравнений являются функция поверхности порогового уровня (2) и ее графическое представление в трехмерной системе координат.

Результат оценки эффективности социально-демографического развития территории может быть представлен графически в трехмерной системе координат в виде множества точек значений коэффициента естественного прироста при соответствующих им значениях интегральных факторов влияния и поверхности порогового уровня. По расположению точек относительно поверхности можно дать оценку эффективности социально-демографического развития территории. Если точки лежат выше поверхности, то социально-демографическое развитие территории за рассматриваемый период было эффективным. Если ниже — неэффективным.

Предложенный способ оценки эффективности социально-демографического развития региона обладает системной направленностью, позволяет с достаточной точностью и минимальными затратами оценить успешность проводимой в регионе демографической политики.

Представленный методический аппарат оценки эффективности социально-демографического развития региона апробирован на примере субъектов, входящих в состав Уральского федерального округа. Полученные коэффициенты А и В функции поверхности порогового уровня для территорий УрФО приведены в таблице 2.

Таблица 2

Коэффициенты А и В

Территория А В

Курганская область 2.79 581.99

Свердловская область 3.33 964.46

Тюменская область 10.32 29.87

Ханты-Мансийский АО 9.67 1.03

Ямало-Ненецкий АО 11.46 1.40

Челябинская область 3.45 188.44

Графики оценки эффективности социально-демографического развития Тюменской области и входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов за 2000—2008 гг. представлены на рисунке 3. Аналогичные графики могут быть построены для всех территорий УрФО. Но в рассмотренный период коэффициент естественного прироста принимал положительные значения только в Тюменской области и входящих в ее состав нефтегазовых провинциях. Следовательно, социально-демографическое развитие остальных территорий УрФО в 2000—2008 гг. можно признать неэффективным без построения графика поверхности порогового уровня.

В соответствии с рисунком 3, в период 2000—2008 гг. на территории Тюменской области имело место эффективное социально-демографическое развитие. В Ханты-Ман-сийском и Ямало-Ненецком автономных округах дела обстоят несколько хуже, так как уровень социально-экономического развития здесь позволял добиться лучших результатов в рассматриваемый период. В 2000—2001 гг. управление процессами воспроизводства населения в нефтегазовых провинциях УрФО можно признать неэффективным, а в 2002—2008 гг. оно осуществлялось на грани эффективности, т. к. значения коэффициента естественного прироста были близки с их пороговыми (критериальными) значениями.

Ямало-Ненецкий АО

Рис. 3. Результаты оценки эффективности социально-демографического развития территорий Уральского федерального округа за2000-2008г.

На основе полученной оценки эффективности социально-демографического развития территорий УрФО можно сделать вывод о необходимости разработки новых и внесении корректив в имеющиеся программно-целевые мероприятия по нейтрализации отрицательных тенденций в социально-экономической и демографической системах всех территорий УрФО за исключением Тюменской области.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Сайт]. URL: http://www.gks.ru/

2. Анопченко Т. 20. Медико-демографические аспекты воспроизводства социальных ресурсов в современных российских условиях И Региональная экономика: теория и практика. 2007. №15(54). с. 120-129.

Тюменская область

Ханты-Мансийский АО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.