Научная статья на тему 'Оценивание уровня сформированности личностных и метапредметных результатов освоения содержания ФГОС в коррекционной образовательной организации для детей с нарушениями речи'

Оценивание уровня сформированности личностных и метапредметных результатов освоения содержания ФГОС в коррекционной образовательной организации для детей с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИКА / ОЦЕНИВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (ВМЕШАТЕЛЬСТВО) / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязных Ольга Николаевна

В настоящей статье обсуждаются реальные и перспективные возможности использования технологии «Духовные скрепы» профессора Молчанова С. Г. и включенных в нее методик «Отбора содержания социализации» (ОСС), «Оценивания социализованности» (ОС) и «Оценивания эффективности социализационного воздействия педагога» (ОЭСВП)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценивание уровня сформированности личностных и метапредметных результатов освоения содержания ФГОС в коррекционной образовательной организации для детей с нарушениями речи»

УДК 37.04

ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС1 В КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О. Н. Грязных

Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение школа-интернат № 11, г. Челябинск

В настоящей статье обсуждаются реальные и перспективные возможности использования технологии «Духовные скрепы» профессора Молчанова С. Г. и включенных в нее методик «Отбора содержания социализации» (ОСС), «Оценивания социализован-ности» (ОС) и «Оценивания эффективности социализационного воздействия педагога» (ОЭСВП)

Ключевые слова: компетенция, компетентность, методика, оценивание, социализа-ционное воздействие (вмешательство), социализованность, социализация.

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ)2 основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [1; 5; 6]. Согласно ФГОС для детей с ОВЗ, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения определены требования к личностным результатам, которые формируются в образовательном процессе [7].

Обозначенные во ФГОС личностные результаты можно определить как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данном возрастном периоде и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Следует отметить, что «личностные результаты», «предметные» и «метапредметные» «результаты» обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования [1].

ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися содержания основной образовательной программы основного общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)3, включающим формирование:

- гражданских компетенций российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

1 Федеральный государственный образовательный стандарт - в дальнейшем - ФГОС.

2 В дальнейшем - ОВЗ.

3 В дальнейшем - ТНР.

- позитивного отношения и принятия ценностей многонационального российского общества;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- целостного, социально-позитивно-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- социальной позиции обучающегося, позитивных, общественно-значимых мотивов учебной деятельности и личностного, социально-ориентированного смысла учения;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- эстетического отношения к реальности, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- умений и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к моральному и материального окружению (среде).

Обращаясь к содержанию личностных требований («учебных и внеучебных достижений» [8], можно отметить, что в каждой из формулировок, мы находим социальные компетенции, которые отражены в матрице положительных социальных компетенций, с которыми наша школа-интернат № 11 работает с 2006 года в течение девяти лет [2; 3; 4].

Рассмотрим это на примере того, как исполнить «требования по достижению...» (табл. 1):

Таблица 1.

Сравнение текстов ФГОС с компетенциями, названными в методике Молчанова С. Г. [2; 3]

Требования по достижению обучающимися личностные результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ Социальные компетенции (по С. Г. Молчанову) необходимые для достижения требований личностных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; гуманность, демократичность, гражданственность, уважительность, терпимость (толерантность), высокая мораль, широта взглядов, верность и т.д.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий культурность, ответственность, открытость ума, способность защищать свои взгляды, умение полагаться только на свои силы

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; великодушие, восприимчивость

Овладение начальными навыками адаптации и динамично изменяющемся и развивающемся мире; аналитичность, вера в себя, дух соревнования

Требования по достижению обучающимися личностные результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ Социальные компетенции (по С. Г. Молчанову) необходимые для достижения требований личностных результатов освоения АООП НОО для детей с ОВЗ

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; прямота, пунктуальность, работоспособность, дисциплинированность

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; самостоятельность, доброта, живость, серьезность, скромность, тактичность, терпеливость, терпимость (толерантность)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитое воображение, романтичность светскость

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; умения: понимать других; сочувствовать; уступить

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; умения: понимать других; сочувствовать; уступить

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному наличие собственной позиции, напористость, независимость

Таким образом, исполнение, названных в левом столбце (табл. 1) требований должно быть а) представлено в виде конкретных компетенций (правый столбец табл. 1) и б) обеспечено измерителями. Так, ст. 97 Закона РФ «Об образовании...» [8] обязывает проводить мониторинг, который «...осуществляется... органами исполнительной власти субъектов...» и далее поясняется, что «3. Мониторинг... систематическое стандартизированное наблюдение за... учебными и внеучебными достижениями» (ст. 97: 8). И для этого оценивания нужны «...оценочные материалы» (ст. 2, п. 9: 8).

Достижению личностных результатов способствуют реализация программы духовнонравственного развития и воспитания, в рамках которой проводится работа по развитию социальных компетенций, что определено требованиями АООП НОО для обучающихся с ТНР и позволяет, решая поставленную задачу, ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (воспитанников).

Отметим, что результатом освоения ФГОС для детей с ОВЗ являются «достижения» [8] обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Как определить достижения личностных результатов? С этой проблемой столкнутся все образовательные организации. Мы же уже предлагаем апробированный инструментарий [2; 3] оценивания уровня сформированности личностных результатов (социальных компетенций).

Оценивание достижения планируемых личностных результатов является ведущим основанием успешной организационно-управленческой деятельности по социализации и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ [5; 6].

В воспитательной работе, включающей в себя не только проведение мероприятий,

но и а) отбор и б) оценивание выраженности социальных компетенций у обучающихся (воспитанников), мы опираемся на методики научного руководителя нашей лаборатории С. Г. Молчанова, доктора педагогических наук, профессора, академика Академии Гуманитарных Наук.

Реализация данных методик позволяет провести отбор содержания социализации, т.е. выполнить социальный заказ законных представителей обучающихся и самих воспитанников, оценить уровень личностного развития обучающихся (социальный профиль).

На первом этапе, традиционно в начале года (уже на протяжении девяти лет), в каждой гендерно-возрастной группе проводится отбор социальных компетенций. Для этого во всех социальных группах (всех классах с первого по десятый) проводится серия классных часов (социализационных занятий) по методике С. Г. Молчанова, которые уточняют представления детей о той или иной социальной компетенции, что позволяет:

- расширить а) словарь воспитанников и б) совокупность представлений об окружающем их социальном пространстве, о мире;

- визуализировать свои представления об «эталоне» сверстника (-цы), образцах его (и своего) поведения.

Создание из субъективных выборов воспитанниками десяти социальных компетенций (качеств) для сверстников и сверстниц объективизированных «эталонных»4 наборов этих качеств, позволяет педагогам помогает определиться с содержанием воспитательной работы с классом.

На заседаниях лаборатории данные анализируются и обобщаются. Это позволяет сформировать набор социальных компетенций для каждой гендерно-возрастной группы каждого класса, каждого кружка, секции и т.д.

На втором этапе, после проведения серии практических занятий и консультаций по применению «Методики проведения классного часа по взаимному оцениванию обучающимися степени выраженности социальных компетенций» [2; 3] проводится первичный срез (начало года) итогов взаимного оценивания обучающимися степени выраженности социальных компетенций у каждого воспитанника (каждого члена конкретной социальной группы).

В середине года проводится медиальный срез, а в конце года - финальный. Сравнение всех трех полученных числовых значений позволяет осуществлять мониторинг динамики выраженности всех социальных компетенций и каждой из них, в отдельности.

Если из финального числового значения, вычитать медиальное или инициальное, то мы будем получать числовое значение, обозначающее дельту увеличения (или уменьшения) позитивной социализованности каждого ребенка.

Если мы сложим числовые значения всех индивидуальных дельт в социальной группе и разделим полученное числовое значение на число членов группы (можно отдельно мальчиков и девочек), то получим число, фиксирующее увеличение (или уменьшение) позитивной социализованности всей совокупности персоналий (субъектов) в группе. А это уже становится показателем (индикатором) эффективности воспитательного воздействия (социального вмешательства) педагога (воспитателя, классного руководителя)5.

Апробированная нами технология социализации с использованием методик С. Г. Молчанова [2; 3] такова.

Воспитанниками заполняются экспертные листы № 1, 2 (табл. 2).

Данные, из этих экспертных листов (табл. 2) обрабатываются [2; 3] классными руководителями (воспитателями, детьми) и заносятся в электронные экспертные листы каждого воспитанника в программе Microsoft Office Excel.

4 Эталонных, но только для этой конкретной социальной группы, «здесь и сейчас».

5 Таким образом, использование методик С. Г. Молчанова дает дополнительный эффект в виде одного из показателей (индикаторов) эффективности

Таблица 2

Форма экспертных листов с инструкциями для отбора содержания социализации

Инструкция № 1.

Уважаемые ребята!

Вам предстоит выступить в качестве экспертов.

Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть в своих сверстниках.

Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе.

При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные во 2-ом и 3-ем столбцах, поскольку отобрать (как эксперты) вы должны только те качества, которые вы хотели бы видеть в сверстнике.

Первый лист

№№ п/п Качества сверстников (мальчиков) Вашей группы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Инструкция № 2.

Уважаемые ребята!

А теперь еще раз внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И отберите только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть в своей сверстниие.

Расположите эти 10 качеств в столбик на втором листе.

При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные в 1-ом и 2-ом столбцах, поскольку отобрать вы должны только качества, которые вы хотели бы видеть в сверстниие.

Второй лист

№№ п/п Качества сверстниц (девочек) Вашей группы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Результаты заполнения (числовые значения) отражаются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в виде лепестковой диаграммы, которая получила рабочее название «Социальный профиль обучающегося»;

- в сводном протоколе степени выраженности социальных компетенций у мальчиков (юношей) и девочек (девушек).

Таким образом, создаётся база данных каждой возрастной группы. Систематическое пополнение этой базы данных и позволяет осуществлять «стандартизированное наблюдение» (ст. 97: 8) за «внеучебными достижениями» (ст. 97: 8).

Анализ полученной информации (в виде числовых значений дельт увеличения (уменьшения) позволяет идентифицировать:

- выраженность всех качеств (и каждого качества, в отдельности) у каждого члена и у всех членов конкретной социальной группы;

- выраженостть качеств у «лидера» и «аутсайдеров»;

- среднестатистическую выраженность качеств в группе, в целом, и в гендерных группах (мальчиков (юношей) и девочек (девушек).

На третьем этапе, исходя из полученных данных, проводится корректировка плана воспитательной работы в классе (группе, кружке, секции и др.), а также индивидуальной воспитательной работы с каждым воспитанником в отдельности, и с его родителями (возможно с другими членами семьи). Данные индивидуальной работы находят свое отражение в индивидуальных коррекционных социализационно-образовательных маршрутах воспитаников. Они позволяют консолидировать работу всех специалистов школы-интерната (психолога, социального педагога, логопедов и др.)

С целью повышения эффективности воспитательного воздействия (социального вмешательства) на степень выраженности социальных компетенций у обучающихся (воспи-таников) для педагогов проводятся практикумы и индивидуальные консультации.

Например, в рамках семинара-практикума для педагогов по теме «Типология классных часов по увеличению степени выраженности социальных компетенций обучающихся», педагогам предлагается освоить новые формы проведения классных часов (социализа-ционных занятий).

Первая форма. Формирование теоретических представлений о социальных компетенциях, избранных всей группой (классом). Это занятие ориентировано на уточнение и увеличение представлений воспитанников о значении и содержании каждой социальной компетенции. Например, это может происходить в форме индивидуальной и (или) групповой работы с толковыми и др. словарями. В школе или дома, в классе (секции, кружке и т.д.) или в семье.

Вторая форма. Формирование теоретических представлений о возможных способах действий (поведения), о возможных поступках, в которых проявляется та или иная, из избранных ранее, компетенция. Например, можно использовать примеры из личной жизни воспитанников, а также - литературных героев, героев фильмов и мультфильмов и т.п. Одно непременное условие - все примеры должны быть только позитивными.

Третья форма. Демонстрация способов действий (поведения) а) людей, находящихся за пределами группы и б) членами этой группы (конкурсы, праздники, проблемные ситуации, тренинги и т.п.)

По итогам таких методических занятий и консультаций педагоги (классные руководители, воспитатели и др.) корректируют и (или) разрабатывают серии социализационных занятий, которые имеют стандартную структуру и направлены на увеличение степени выраженности референтных социальных компетенций у обучающихся воспитанников.

На четвертом этапе, конспекты способов социального вмешательства (классных часов, социализационных занятий, воспитательных мероприятий, социальных проектов и др.) проходят экспертную оценку. В рамках этого экспертного оценивания мы получаем

ответ на приоритетный вопрос: на какую (-ие) компетенцию (-и) описанный в конспекте способ социального вмешательства оказывает наибольшее воздействие. Таким образом, происходит системный отбор наиболее эффективных (результативных) способов социального вмешательства, т.е. конспектов, в которых они описаны, во-первых. И во-вторых, педагоги, в течение учебного года и в летней кампании, реализуют именно те способы социального вмешательства, которые оказывают наибольшее воздействие на все, именно и прежде всего избранные самими воспитанниками, референтные для них социальные компетенции именно в этой в группе.

Для педагогов также организуются методические занятия и индивидуальные консультации по теме: «Методика проведения экспертного оценивания конспектов социализа-ционных занятий (воспитательных мероприятий) и социальных проектов». Такое экспертное оценивание позволяет, определить эффективность разработанных конспектов социализационных занятий и пополнить методический «банк» разработок классных часов, воспитательных мероприятий, социальных проектов и т.д.

В середине и конце учебного года проводится методическое занятие в виде «круглого стола» по методике «Оценивание эффективности воздействия (социального вмешательства) педагога».

На пятом этапе, по результатам компаративного анализа числовых значений дельт У (увеличения или уменьшения) выраженности позитивной социализованности воспитанников во всех классах устанавливается рейтинг (от наибольшего числового значения дельты У к наименьшему). Рейтинг в значении «установленная иерархия» позволяет на основании динамики дельта У фиксировать - воспитательное воздействие какого педагога является наиболее эффективным.

Если есть положительная динамика (т.е. дельта У увеличивается), то это указывает на эффективность проводимой воспитательной работы и, наоборот (т.е. уменьшение дельты У), свидетельствует о проблемах в работе классного руководителя (воспитателя, руководителя кружка, секции и т.д.). Такая информация позволяет администрации принимать обоснованные управленческие решения в части а) поощрения, б) изучение положительного опыта, в) анализа проблем и определения способов их преодоления, г) организации консультаций, д) контроля, е) оказания практической помощи.

Результаты экспертного оценивания работы классных руководителей МБСКОУ школы-интерната №11 указывают на все возрастающую эффективность их социализацион-ной деятельности; на устойчивость и стабильность проявлений позитивной социализо-ванности воспитанников; на высокий уровень явленности организационно-координирующей и коммуникативной функций в деятельности педагогов.

С целью полной автоматизации работы по отбору содержания социализации и определения степени выраженности социальных компетенций у обучающихся (воспитанников) в МБСКОУ школе-интернате №11 проходит апробацию компьютерная программа «Духовные скрепы», применение которой позволит получать информацию о социализо-ванности воспитанников в компьютерном режиме, что значительно сэкономит время по сбору, обработке и хранению указанной информации.

Анализ данных о выраженности социальных компетенций воспитанников (динамики дельт У в каждой социальной группе) и анализ данных об эффективности воспитательной работы педагогов показывает прямую зависимость данных показателей друг от друга и позволяет сделать вывод о том, что активность педагога его заинтересованность, позитивно воздействует на степень выраженности социальных компетенций у воспитанников.

Вышесказанное, подтверждает не только эффективность применения методик С. Г. Молчанова, но их мультиориентированность. Это означает, что применение только одной методики позволяет:

- отобрать содержание социализации с участием а) воспитанников, б) их родителей

(других членов семьи), в) педагогов и других заинтересованных лиц;

- установить выраженность позитивной социализованности у каждого воспитанника

- установить выраженность позитивной социализованности в каждой социальной группе;

- определить кризисные семьи (семьи, «сползающие» к кризису);

- оценивать эффективность воспитательного воздействия (социального вмешательства) педагога;

- исполнить статьи 44, 89, 93, 97 Закона РФ «Об образовании...» (включить родителей (семьи) в социализационно-образовательный процесс на этапах отбора содержания социализации и оценивания социализованности, информировать родителей о состоянии социализованности их сына или дочери, активизировать государственно-общественное управление образовательно-социализационным процессом.

Данные методики позволяют провести анализ и оценивание воспитательной работы на всех уровнях управления: персональном, групповом, административном, а также организовать эту деятельность исходя из потребностей детей и их родителей, т.е. выполнить социальный заказ.

Список литературы

1. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.

2. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учебно-метод. пособие для классного руководителя.[Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2010. - 36 с.

3. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении: пособие для работников дошкольного образования. [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012 - 60 с.

4. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО? / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 4-21.

5. Ушакова, Н. Н. Технология формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения / Н. Н. Ушакова. - Курган: ИРОСТ, 2011. - 120 с.

6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 // Центр «Эйдос» [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/joumal/2002/0423.htm

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru

ASSESSING THE LEVEL OF FORMATION OF PERSONALITY AND DEVELOPMENT RESULTS METASUBJECT CONTENT GEF CORRECTIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

O. N. Gryaznyih

Boarding school № 11, Chelyabinsk

The article discusses the actual and prospective possibilities of using technology “Spiritual ties” of Professor Molchanov S. G. and techniques included in its “Selection of the content of socialization” (OSS), “Evaluation of socialization” (OS) and «Evaluation of effectiveness of socializative exposure of teacher” (OESVP).

Keywords: competence, methodology, evaluation, socialization effects (interference), socialization.

References

1. Primernaya osnovnaya programma obrazovatelnogo uchrezhdeniya. Nachalnaya shkola (2010) [Exemplary basic program of educational institutions. Middle School], comp. E.S. Sav-inov, Moscow, Prosveschenie, 191 p. (In Russ.)

2. Molchanov, S. G. (2010) Formirovanie i otsenivanie sotsialnyih kompetentsiy v obrazo-vatelnom uchrezhdenii: uchebno-metod. posobie dlya klassnogo rukovoditelya [Formation and evaluation of social competence in the educational institution: teaching method. allowance for the class teacher], Chelyabinsk, Entsiklopediya , 36 p. (In Russ.)

3. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti malchikov i (ili) (OS-DOU) v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii: posobie dlya rabotnikov doshkolnogo obrazovaniya. [Methods of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) (OS-DOW) in preschool educational institution: a manual for employees of pre-school education.], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.)

4. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit IV razdel novogo FGOS DO? [How to perform a new section IV to the GEF?] in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21. (In Russ.)

5. Ushakova, N. N. (2011) Tehnologiya formirovaniya sotsialnoy kompetentnosti obuchay-uschihsya i vospitannikov obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Technology of formation of social competence of pupils and students of educational institutions], Kurgan, IROST, 120 p. (In Russ.)

6. Hutorskoy, A. V. (2002) Klyuchevyie kompetentsii i obrazovatelnyie standartyi. Doklad na otdelenii filosofii obrazovaniya i teorii pedagogiki RAO 23 aprelya 2002 [Core competencies and educational standards. Report to the department of philosophy of education and the theory of pedagogy RAO April 23, 2002] in: Tsentr «Eydos» [Center «Eidos»], available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, acessed 24.05.2015 (In Russ.).

7. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart doshkol’nogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. № 1155 [Federal State Educational Standard of preschool education. on 17.10.2013, no. 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru, acessed 24.05.2015 (In Russ.).

8. Federal’nyy zakon «Ob obrazovanii vRossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 g. №273-FZ [The Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 29.12.2012, the № 273], available at: http://www.consultant.ru, acessed 24.05.2015 (In Russ.).

Грязных Ольга Николаевна — Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение школа-интернат № 11, г. Челябинск, воспитатель высшей категории.

molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.