Научная статья на тему 'Оценивание и самооценивание персональных образовательных достижений обучающихся в профессиональном лицее'

Оценивание и самооценивание персональных образовательных достижений обучающихся в профессиональном лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПАСПОРТ САМООЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / САМООЦЕНИВАНИЕ / COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO COMPETENCE EVALUATION SYSTEM OF PERSONAL EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS / FUND VALUATION TOOLS / PASSPORT SELF-EVALUATION OF INDIVIDUAL EDUCATIO NAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS / SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Е. Ю.

В статье рассматривается опыт разработки и апробации системы оценивания и самооценивания персональных образовательных достижений обучающихся на основе компетентностного который подхода, ориентирует процесс и результат обучения на формирование компетенций и компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the experience of developing and testing a system for evaluation and selfevaluation ofpersonal educational achievements of students on the basis of competence-oriented approach

Текст научной работы на тему «Оценивание и самооценивание персональных образовательных достижений обучающихся в профессиональном лицее»

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций *

Е. Ю. Комарова, преподаватель, Екатеринбургский профессиональный лицей им. В. М. Курочкина, г. Екатеринбург, Россия

ОЦЕНИВАНИЕ И САМООЦЕНИВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ

В приоритетном национальном проекте «Образование»1 сформулирована основная цель на 2011 - 2013 гг.: «научить учиться самостоятельно»; следовательно, в системе оценивания знаний должны быть элементы, позволяющие педагогам осуществлять оценивание персональных достижений обучающихся, а также предусматривающие самооценку учащимися своих учебных дости-жений2.

Предложенный в стандартах подход, основанный на компетенциях, позволяет решить поставленную задачу посредством разработки всех элементов системы оценивания на одной основе. Такая попытка была предпринята в Екатеринбургском профессиональном лицее им. В. М. Курочкина.

Опираясь на нормативно-правовые и программные документы3,4, а также используя рекомендации по проектированию системы оценивания для профессиональных образовательных учреждений Свердловской области5, коллективом лицея разработаны элементы системы оценивания в двух направлениях: оценивание педагогом уровня освоения компетенций и определение освоения обучающимся признаков компетенций в качестве самооценки. Компетентностн-ный подход к разработке элементов системы оценивания позволяет педагогу выстроить систему оценивания с учетом требований стандарта, регионального компонента и запросов потребителей образовательных услуг.

Система оценивания на основе компе-тентностного подхода должна представлять

собой набор необходимых и достаточных средств для осуществления процедуры оценивания и самооценивания. Инструментарий системы оценивания составляет фонд оценочных средств.

Условия оценивания во многом влияют на построение образовательного процесса и, в первую очередь, на методическое сопровождение всех процедур оценивания и самооценивания.

Осуществление компетентностного подхода при разработке системы оценивания в рамках лицея позволило выделить основные проблемы, характерные для разработки системы оценивания и самооценивания. Одна из проблем — реализация единого подхода, который имеет свои сложности, связанные с многочисленностью признаков, характеризующих освоение компетенций, выделенных для оценивания на различных уровнях (полный, достаточный и частичный).

Для каждой профессии, по которым ведется подготовка в лицее, разработаны функциональные карты, где определены обобщенные функции, характеризующие вид деятельности, конкретные функции, определяющие компетенцию, а также сформулированы признаки, раскрывающие спектр умений, позволяющих оценить уровень освоения компетенций. На основе этих карт была разработана таблица диагностического минимума (табл. 1). Особенностью данной таблицы диагностического минимума является ее универсальность для трех видов аттестации (текущей, промежуточ-

«дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной и итоговой). Кроме того, она позволяет для каждого вида аттестации при определен-представить весь спектр контрольных точек ных формах контроля.

Таблица 1

Диагностический минимум оценивания персональных образовательных достижений обучающихся по предмету «Информатика и информационные технологии»

Показатель Способ получения информации

Параметр* Критерий** Тема № контрольная точка по видам аттестации форма испытания сбора инструмента-рий форма хранения информации

текущая аттестация проме-жуточ- ная аттестация итоговая аттестация

ОК.1. Работа с информацией 1.1. Компьютерная грамотность Т. 1-20 Устный и письменный опрос Зачет Экзамен по выбору Зачет Экзамен Защита реферата Билеты Задания Тесты Рефераты Журнал Оценочные и экспертные лист Протокол

1.2. Работа с известной информацией Т. 2, 5, 8 Тест 1, 2, 3

1.3. Поиск и работа с новой информацией Т. 18 Реферат ПА-1.3

ОК.2... ОК.5.

ПК.6. Выполнение чертежей на компьютере 6.1. Построение чертежей посредством графического редактора Т. 1820 Самостоя-тельная работа ТА-6.1 Практическая работа ИА-6.1 Зачет Задания Журнал Экспертный лист Протокол

*ОК — общие компетенции, ПК — профессиональные компетенции ** Умения, признаки освоения компетенций

На основе такой таблицы формировались экспертные листы для итоговой аттестации, оценочные листы для промежуточной аттестации и листы оценки для текущей аттестации. Каждый из этих листов должен позволить оценить характерные общие и профессиональные компетенции согласно требованиям стандарта и виду аттестации.

Общие компетенции, приведенные в стандарте, уточняются посредством определения характерных признаков для данного вида аттестации с учетом возможности оценивания. Профессиональные компетенции выбираются на основе функциональной карты и раскрываются посредством признаков, проявляющихся в умениях.

Цель каждого педагога сформировать систему оценивания так, чтобы максимально можно было оценить обучающегося в процессе текущей аттестации, а затем — все-

сторонне на этапе промежуточной аттестации и обобщающего экспертного оценивания в рамках итоговой аттестации.

При оценивании компетенций используется трехбалльная шкала (от 0 до 2 баллов) в оценочных и экспертных листах, которые учитывают требования стандартов к освоению компетенций.

Рассматривая процессы самооценивания на основе компетентностного подхода, нами разработан и предложен паспорт самооценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся, который может выполнять несколько функций:

1. Информационная — абитуриент (позднее — студент 1-го курса) может видеть весь спектр компетенций, которые должен освоить для уверенного проектирования своей профессиональной карьеры. Родители обучающегося на первом родительском собрании знакомятся с содержанием обще-

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

образовательной и профессиональной подготовки на весь период обучения.

2. Мотивационная — позволяет обучающемуся настроиться на процесс обучения и освоения конкретных компетенций и развития умений.

3. Координирующая — проявляется в синхронной деятельности преподавателя и обучающегося в части выявления образовательных потребностей (пополнение и углубление знаний и умений): обучающийся самостоятельно оценивает недостаточность знаний и умений и обращается за консультацией; педагог получает обратную связь, указывающую на потребности в дополнительном изучении материала по курсу (или на перспективу для коррекции трудоемкости и тематической структуры программы).

4. Оценочная — позволяет обучающемуся самому оценить свой уровень освоения компетенций. Он может самостоятельно оценить себя: 2 балла — полное освоение умений и применение их в практической деятельности; 1 балл — умения сформированы, но требуется дополнительная работа для совершенствования; 0 баллов — не представляется возможным оценить умения, т. к. они не проявляются.

5. Организационная — настраивает на самообразование и уточняет направления совершенствования умений.

6. Систематизирующая — характеризует процесс освоения компетенций.

Компетентностный подход позволяет сделать систему оценивания достаточно прозрачной, конкретной, нацеливающей на самообразование в условиях взаимодействия педагога и обучающегося.

Анализ результатов апробации с 2009 по 2011 год позволяет сделать вывод, что система оценивания, разработанная на основе компетентностного подхода и включающая разработку фонда оценочных средств для трех видов аттестации (на основе таблицы диагностического минимума и системы самооценивания, при использовании паспорта самооценивания индивидуальных образовательных достижений), соответствует требованиям образовательного процесса, определения уровня освоения компетенций и компетентностей; позволяет координировать деятельность обучающихся и педагогов при восполнении пробелов знаний и формировании умений. Пользуясь паспортом

самооценивания, обучающиеся имели возможность точно назвать умения, которыми они не овладели и которые им необходимо освоить.

Важно отметить, что после прохождения производственной практики, обучающиеся 2-го курса, корректировали свои оценки компетенций в паспорте самооценивания.

Положительно можно оценить и тот факт, что самооценка выпускников совпадала с оценкой экспертной оценкой комиссии на государственной итоговой аттестации.

Изучение материалов федеральных стандартов нового поколения подтверждает необходимость решения поставленной проблемы использования компетентностного подхода при разработке системы оценивания. Выполненная нами работа по апробации фонда оценочных средств и системы самооценивания подтверждает в перспективе готовность к адаптации согласно требованиям государственных стандартов общего и профессионального образования. ^

1. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // http://www.ed.gov.ru/ priorprojectedu (дата обращения: 11.05.2011).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет). М., 2008. 32 с.

3. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области. Утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2005 года № 1107-ПП «О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области». Екатеринбург, 2005. 47 с.

4. О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 года № 15-ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области». Екатеринбург, 2006. 50 с.

5. Методика проектирования системы оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся: Метод. пособие / Сост. Е.Б. Шакирова, М.И. Ждановских. Екатеринбург: РРЦ РПО, 2007. 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.