Научная статья на тему 'Отражение процессов исламизации и секуляризации турецкого общества в прессе'

Отражение процессов исламизации и секуляризации турецкого общества в прессе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
822
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМИЗАЦИЯ И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ ТУРЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМИЗМ / ИСЛАМСКИЕ АТРИБУТЫ В ОДЕЖДЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС / ЭМИГРАНТСКАЯ ПРЕССА / РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ КОНЦЕПТЫ / ISLAMIZATON AND SECULARIZATION / MODERN PRESS OF TURKEY / POLITICAL ISLAMIZM / ISLAMIC ATTRIBUTES IN CLOTHING / EDUCATIONAL IDEAS / CULTURAL PROGRESS / PRESS OF THE EMIGRATION / RELIGIOUS AND SECULAR CONCEPTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Байбатырова Наиля Мунировна

Статья посвящена проблемам исламизации и секуляризации в Турции и их отражению в современной турецкой прессе. Один из фундаментальных принципов существования Турецкой республики это принцип светского государства. Однако сегодня ислам все еще имеет большую опору в массах. Одной из основных социокультурных проблем, обсуждаемых на страницах газет и журналов Турции, является проблема взаимодействия ѕтрадицииї и ѕмодернизацииї в современной культуре. В статье анализируются материалы крупнейших национальных турецких и западных периодических изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the islamizations and secularizations problems in Turkish society

The article is devoted to the problems of islamization and secularization in Turkey and to their reflection in the modern Turkish mass media. One of the fundamental principles of Turkish republics existence is a principle of the secular state. However today the Islam has still a great support in the society. One of the main social and cultural problems, discussed on the pages of Turkish newspapers and magazines, is the problem of traditions and modernizations interaction in the modern culture. The materials of the largest national Turkish and western periodicals are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Отражение процессов исламизации и секуляризации турецкого общества в прессе»

Н. М. Байбатырова

ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ИСЛАМИЗАЦИИ И СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА В ПРЕССЕ

Как отмечает историк Ю. Кудряшова, в Европе разделение духовной и светской власти в позднем Средневековье было самой ранней исторической формой разделения властей и политического плюрализма [1]. Иначе обстояли дела в Азии и на Востоке. В связи с особым географическим положением Османской империи, а впоследствии Турции, на протяжении семи веков здесь происходит смешение христианства и ислама, признаков западного прогресса и восточного традиционализма, светской власти и исламских концепций в философии и политике.

Изначально Османская империя являлась исламским государством. Следовательно, в культурном контексте страну можно назвать наследницей великих ближневосточных государств с богатой исламской художественной и бытовой, духовной и материальной культурами. Законодательная база жизни османского общества строилась также по законам традиционного исламского общества — на основе шариата. Система была закреплена султаном Сулейманом Кануни (Законодателем) в XVI в. В соответствии с этой законодательной системой султан провозглашается халифом — главой всех мусульман-суннитов.

В XIX в. культурное состязание между исламскими традициями и западным современным миром привело к первым сбоям внутри Османского государства. Идеи национализма и либерализма, которые доносились из стран Европы, в конце концов взволновали многонациональную империю и многих побудили к борьбе за свободу. Таким образом, образцовая Европа, владеющая рецептом лучшей жизни, всеми возможными способами пыталась навязать азиатам свои представления о цивилизации [2]. Правящие круги Турции осознали необходимость перемен. В 1839-1876 гг. был осуществлён ряд реформ, в связи с которыми это время в истории Османской империи было названо периодом Танзимата. Провозглашалось гражданское общество, по западному образцу был создан централизованный чиновничий аппарат; наряду с традиционными исламскими школами возникли школы технические. Все население (мусульманское и немусульманское), по крайней мере, формально, было уравнено в правах. И, как точно подмечает Манфред Фернер [3], исламское право перемешалось с западными правовыми принципами. Кульминацией реформ стало обнародование в 1876 г. конституции, которая, однако, на деле игнорировалась султаном.

Один из фундаментальных принципов существования современной Турецкой Республики — это принцип светского государства. Обозначив такой принцип в середине 1920 гг. как важнейшее условие модернизации и европеизации общества, ее создатели во главе с Кемалем Ататюрком жестко следили за тем, чтобы ислам не выходил за ворота мечети, оставался религией, верой в Аллаха и не использовался бы в качестве орудия политической борьбы против светской власти. Многие идеологические установки кемализма были разработаны и обоснованы в трудах известного турецкого философа, социолога, культуролога Зии Гек Алпа (1876-1924), скончавшегося в самом начале становления Турецкой Республики — в 1924 г., а также Юсуфа Аксура, Ахмеда

© Н. М. Байбатырова, 2010

Агаоглу (Агаева) и др. Зияя Гек Алп был одним из первых мусульманских мыслителей, который понял необходимость разделения религиозных и государственных институтов, говорил о секуляризации этики, права, философии и других сфер общественной жизни.

Интерпретируя наиболее актуальные идеи Зии Гек Алпа и других мыслителей, Ке-маль Ататюрк определил такие принципы политической жизни Турции, как европеизация, национализм (независимость), этатизм (активное участие государства в экономической жизни общества), лаицизм (секуляризм), революционность, народность. Со времен Ататюрка Турция является светской страной и фактически прервала культурные связи с мусульманским миром. В настоящее время в Турции 98% населения исповедует ислам, при этом культура турецкой нации от поэзии и философии до музыки и архитектуры — светская.

Словари дают следующие определения понятию «секуляризация». Секуляризация (от франц. secularisation, от позднелат. secularis — мирской, светский) — 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; 2) в Западной Европе — переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, который влечет за собой освобождение от церковной должности и утрату соответствующих прав; 3) секуляризацией называют также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозного мировоззрения. Таким образом, говоря о секуляризации как общественном процессе, мы будем понимать процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение.

Турция по сей день единственная мусульманская страна, объявившая об отделении религии от государства, единственная мусульманская страна — член НАТО. Тем не менее, ислам, являвшийся в течение нескольких веков государственной религией Османской империи и регламентировавший все сферы ее жизнедеятельности, сегодня все еще имеет большую опору в массах. С этим фактором вынуждены считаться все без исключения политические партии и группировки в стране, а также большинство средств массовой информации.

Одной из основных социокультурных проблем, обсуждаемых на страницах газет и журналов Турции, является проблема взаимодействия «традиции» и «модернизации» в современной культуре.

Помимо понятий «исламизм», «исламизация» в турецкой прессе в последние полтора десятилетия стал упоминаться термин «исламский национализм». Вот как комментировал ситуацию с национализмом известный турецкий журналист Чингиз Джандар: «Во-первых, в Турции растет национализм, вызванный унижением со стороны Европейского Союза. И унижение со стороны Евросоюза, как это воспринимают в Турции, добавило масла в огонь скрытого национализма. Во-вторых, это ситуация в Ираке, стране-соседе Турции. Это страна с большим курдским населением, что усилило опасения дезинтеграции Турции [если курды в Северном Ираке получат независимость]. Добавьте к этому продолжающиеся дебаты о том, было ли это геноцидом [армян], или нет. И турки чувствуют себя в осаде со стороны западного мира, христианского мира. Я являюсь очень красноречивым оппонентом национализма, но я могу понять и могу объяснить, чем питается этот национализм. И как он растет. Да, национализм в Турции растет из-за комбинации всех этих факторов, появившихся в определенный период» [4. C. 4].

Ярые сторонники светского государства в национальных турецких СМИ часто оперируют понятием «политический исламизм». Причем, говоря об исламе как факторе современного политического процесса, и западные, и турецкие представители масс-ме-

диа используют различные дефиниции: «фундаментализм», «исламизм», «ваххабизм», «политический ислам», «исламский экстремизм», «исламский терроризм», «салафия», «исламское возрождение» и др. Зачастую эти понятия используют как тождественные.

Результаты опроса, проведенного в 1990 г. турецкой газетой «Тюркиш дейли ньюс» в трех крупнейших городах страны — Стамбуле, Анкаре и Измире, — свидетельствуют о том, что турки основными проблемами, стоящими перед страной, считают рост исламского фундаментализма и терроризма. На них указало 42 процента опрошенных» [5. С.3].

Следует упомянуть слова американского исследователя М. Эткина о том, что «при публичных обсуждениях ислама чаще обращаются к эмоциям, а не к фактам, чем <... > создают негативное отношение к предмету» [6]. Можно также отметить мнение С. Дружиловского о том, что сегодня преобладает «видение политизированного ислама как консервативного, фанатичного, экстремистского течения в общественно-политической жизни мусульманских государств» [7. С. 60].

Начиная с 1980-х годов ислам отождествляется некоторыми западными, российскими и турецкими СМИ с экстремизмом: «исламский фундаментализм <... > представляет идеологию экстремистской части мусульман-радикалов, не признающих компромиссов и выступающих за чистоту ислама и борьбу с «неверными» любыми методами вплоть до применения силы» [8. С. 2]. Вообще, придание экстремизму и терроризму религиозного (исламского) характера является в настоящее время одной из особенностей рассмотрения спектра проблем, относящихся к исламу. Такие понятия, как «исламский экстремизм» и «исламский терроризм», прочно вошли в лексикон многих СМИ.

Но такое отождествление ислама с терроризмом и экстремизмом в периодической печати не совсем корректно. Здесь можно согласиться с мнением А. Хасянова, которым применительно к «исламскому терроризму» под термином «исламский» понимается не религия, а псевдорелигия, т. е. религиозные лозунги, являющиеся прикрытием деятельности отдельных политических сил» [9].

Признаки возросшего значения ислама в турецком обществе особенно заметны на бытовом уровне. На улицах крупных городов сейчас можно встретить множество девушек, головы которых покрыты платками по мусульманскому обычаю, и юношей, носящих бороду, чего практически не наблюдалось в течение всего республиканского периода развития Турции. Многие турецкие журналисты поднимают вопрос о запрете на ношение в общественных учреждениях женщинами закрытой одежды и платков. Эта группа авторов сочувственно относится к возвращению исламских порядков. Среди них журналисты «левого» толка Шериф Мардин, Нилюфер Гёле, Омер Лачинер, Рушен Чакыр, Левент Кёкер и др. Неоднократно в турецких и зарубежных СМИ поднимался вопрос о хиджабе.

К вопросу исламских атрибутов в одежде обращается и западная журналистика. Так, 12 ноября 2005 г. на сайте 1поРге88а опубликован материал немецкого автора Кая Штриттматтера «Европейский суд считает запрет на ношение платков в Турции правильным». В первых строках Штриттматтер сообщает, что согласно опросам общественного мнения, 80-90% турок называют себя религиозными [10].

Европейский суд по правам человека в Страсбурге постановил: запрет на ношение головных платков в Турции не нарушает основные права на образование и свободу вероисповедания. Суд последней инстанции отклонил жалобу студентки медицинского факультета, которую в 1998 г. исключили из Стамбульского университета, потому что она отказывалась снимать хиджаб.

Премьер Тайип Эрдоган заявил, что ношение головного платка является одним из

«прав человека». В любом случае это одна из самых скользких тем в стране, и враждующие лагеря развязали вокруг этого настоящую войну. По одну сторону находятся, прежде всего, влиятельные приверженцы учения Кемаля Ататюрка в государственном аппарате: военные, юстиция и орган надзора за университетами. Они говорят о бастионе лаицизма, который необходимо защищать, и видят в хиджабе исламский символ, который подрывает идеи секуляризации — наследие основателя государства Ататюрка. По другую сторону баррикад стоит правящая консервативная исламская партии «Справедливость и развитие» (АКР). Она позиционирует себя как оплот умеренно религиозных консерваторов и новой элиты успешных исламских политиков и капиталистов, которые хотят, чтобы их дочери, которые носят хиджабы, учились в университетах.

Еще один материал под названием «В Турции начинается процесс исламизации страны», посвященный обсуждению в парламенте Турции вопроса о внесении в десятую и сорок вторую статьи конституции поправок, которые предусматривают снятие запрета на ношение хиджаба в вузах страны, помещен на сайте news.ru.com 11.02.2008 г. [11]. Отмечается, что в голосовании участвовали пятьсот восемнадцать депутатов, за отмену запрета проголосовали четыреста одиннадцать, против — сто три депутата.

Сайт сообщает, что категорично против снятия запрета на ношение хиджаба выступают и ректоры турецких университетов. Внесение изменений в Конституцию по данному вопросу не снимет проблему целиком, так как запрет на посещение университетов в хиджабе содержится также в дополнительной семнадцатой статье Закона «О комитете по высшему образованию». Комиссия парламента Турции пока не приступала к рассмотрению вопроса об изменении данной статьи и не подготовила соответствующее предложение. А если она не займется этим вопросом в ближайшее время, то в университетах по этому поводу может начаться неразбериха: руководство встанет перед проблемой разрешить студенткам ношение хиджаба согласно внесенным в конституцию изменениям или нет, руководствуясь семнадцатой статьей вышеприведенного закона.

Вопрос хиджаба долгое время считался актуальным, но потом споры по этому поводу немного поутихли. А в начале января 2008 г. премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган во время своей поездки в Испанию вдруг заявил, что хиджаб не может быть запрещен даже в том случае, если окажется политической символикой. После возвращения Эрдогана на родину комиссия парламента страны начала работать над проектом внесения в Конституцию изменений, позволяющих студенткам, носящим хиджаб, свободно посещать занятия в университетах.

Очевидно, что актуализация вопроса хиджаба взбудоражила турецкое общество. Автор материала пишет: «Третьего февраля сторонники лаицизма провели в Анкаре многотысячную демонстрацию с посещением мавзолея основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Спустя четыре дня аналогичная демонстрация состоялась в Измире. Еще одна акция под лозунгом «Митинг независимости и светского государства» была организована семьюдесятью семью неправительственными организациями и состоялась в Анкаре девятого февраля» [11].

По мнению председателя негосударственной правозащитной организации «Мазлум-дер», ношение хиджаба является неотъемлемым правом человека, и всякие ограничения в его отношении должны быть сняты. А на вопрос: «Как вы думаете, должно ли быть исполнено такого рода требование, если большинство в обществе выступит за создание халифата?», правозащитник ответил утвердительно [11].

Стоит отметить, что многие турецкие девушки, которые не могут воспользоваться своим правом на получение высшего образования в Турции только из-за того, что

носят хиджаб, вынуждены обучаться в университетах западных стран, где запрета на ношение такого платка в вузах нет. Таким образом, за пределы страны для оплаты обучения этих девушек уплывают значительные валютные средства.

За снятие ограничений по ношению хиджаба выступает и лауреат Нобелевской премии в области литературы Орхан Памук. Писатель считает, что хиджаб не является показателем фундаментализма, это просто традиция. «Истинными проблемами Турции являются другие вопросы. Наши женщины, как это в одно время было и в Италии, носят платок по традиции. В Турции все еще большое число тех, кто носит хиджаб, причем это не только сторонники ПСР, но и женщины, близкие к социал-демократам», — сообщил писатель [12]. Орхан Памук указал, что запрет на ношение хиджаба лишает некоторую часть общества права на получение образования. Он также напомнил, что носящие хиджаб дочери премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана вынуждены обучаться в США, однако не каждый турок имеет такую возможность.

Таким образом, анализ материалов крупнейших национальных турецких и западных периодических изданий свидетельствует, что конфликт между секуляризмом и исламизмом в Турции так и не завершился полной победой светских норм в жизни общества. Более того, пройдя этапы существенных метаморфоз, политический ислам обрел в СМИ новый облик, новую силу и влияние, стал, по признанию светских лидеров страны, главной угрозой для ее внутренней безопасности и существования как светского государства.

Литература

1. Кудряшова Ю. Культурно-религиозная самобытность Турции как фактор, препятствующий ее вступлению в ЕС // Россия и мусульманский мир. 2007. № 3. С. 92-104.

2. M. Nuri Inugur. Basin ve yayin tarihi. Istanbul, 2005.

3. Jale Sarmasik. Turkiyede radio ve televizyon duzeni. Istanbul, 2000.

4. Джандар Чингиз. Ирак и ястребы «друзья» Турции // «Йени шафак». 2002. № 9. С. 4.

5. Исаев А. Инфляция... Ну и что? // Волга. 1990. № 126. С. 3.

6. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины — «страшилки» (лексикологические изыски противников ислама) // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1. С. 22.

7. Дружиловский С. Б. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Афганитан, Турция) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С. 60.

8. Угрожают ли России панисламизм и исламский фундаментализм? // Азия и Африка сегодня. 1996. № 2. С. 2.

9. Хасянов А. Угроза с Востока // НГ-религии. 2001. 10 окт.

10. Штриттматтер К. Европейский суд считает запрет на ношение платков в Турции правильным // URL: http://www. InoPressa.ru (дата обращения — 28.11.2009).

11. В Турции начинается процесс исламизации страны // URL: http://news.ru.com (дата обращения— 11.02.2008).

12. Ильгар Ибрагимоглу. Решение об отмене запрета на хиджаб в учебных заведениях носит судьбоносный для Турции характер [Электронный ресурс] // ИА «The First News»: [сайт]. [2007-2009]. URL: http://1news.az/print.phd?item_id=20080125120310200&sec_id=4 (дата обращения — 31.02.2009).

Статья поступила в редакцию 18 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.