Научная статья на тему 'Отражение общечеловеческой ценности безопасность в сознании различных поколений россиян'

Отражение общечеловеческой ценности безопасность в сознании различных поколений россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОД ЭКСПЕРТОВ / МЕТОД СВОБОДНЫХ ДЕФИНИЦИЙ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / SAFETY / METHOD OF EXPERTS / METHOD OF FREE DEFINITIONS / CLUSTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Выговская Дарья Геннадьевна

В статье автор рассматривает ценностные ориентации представителей трех поколений российского общества и ценность «безопасность» в частности. Результаты метода экспертов, метода свободных дефиниций и кластерного анализа позволяют понять смыслы, которые россияне вкладывают в понятие «безопасность». В дальнейшем полученные данные помогут понять потребности россиян и использовать целенаправленную политику для улучшения качества их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection Of The Universal Value «Safety» In Consciousness Of Various Generations Of Russians

In this article the author considers values of Russian society and value “safety” in particular. The results of different experiments such as method of experts, method of free definitions and cluster analysis allow understanding the senses Russians of different generations put into the notion of “safety”. Also these results will help to realize people’s needs and to use purposeful policy for improving their life quality.

Текст научной работы на тему «Отражение общечеловеческой ценности безопасность в сознании различных поколений россиян»

Д.г. Выговская УДК 81'23

отражение общечеловеческой ценности безопасность в сознании различных поколений россиян

В статье автор рассматривает ценностные ориентации представителей трех поколений российского общества и ценность «безопасность» в частности. Результаты метода экспертов, метода свободных дефиниций и кластерного анализа позволяют понять смыслы, которые россияне вкладывают в понятие «безопасность». В дальнейшем полученные данные помогут понять потребности россиян и использовать целенаправленную политику для улучшения качества их жизни.

ключевые слова: безопасность, метод экспертов, метод свободных дефиниций, кластерный анализ.

Daria G. Vygovskaya

REFLECTION OF THE UNIVERSAL VALUE «SAFETY» IN CONSCIOUSNESS OF VARIOUS GENERATIONS OF RUSSIANS

In this article the author considers values of Russian society and value "safety" in particular. The results of different experiments such as method of experts, method of free definitions and cluster analysis allow understanding the senses Russians of different generations put into the notion of "safety". Also these results will help to realize people's needs and to use purposeful policy for improving their life quality.

Key words: safety, method of experts, method of free definitions, cluster analysis.

С -

Ч^истема ценностей современного российского социума является объектом анализа многих представителей научного сообщества, поскольку актуальность этой проблемы в России напрямую связана со стремительными изменениями социума, которые внесли существенные коррективы в отношение и осмысление жизненных предпочтений членов общества.

«Проблема общечеловеческих ценностей - это обширное и чрезвычайно важное направление анализа языкового сознания членов любого общества. Имея представление о номенклатуре и содержании общечеловеческих ценностей, можно делать выводы о деятельностях, практикуемых конкретным этносом, обитающим в определенном ландшафте, и о системе жизненных целей, достигаемых в рамках социальной организации этноса, о развитии нравственных норм и ориентиров» [Синячкин 2010: 77].

В настоящее время для многих исследователей представляется важным проследить изменения в структуре ценностных ориентаций и раскрыть содержание таких ценностей, как СЕМьЯ, ДОЛГ, ЗДОРОВьЕ, ТЕРПИМОСТь и т.д. Не менее важным является рассмотрение общечеловеческой ценности БЕЗОПАСНОСТь, это обусловлено тем, что, во-первых, любой человек испытывает потребность в безопасности, удовлетворение которой способствует более успешному развитию личности. Во-вторых, в связи с возрастанием угрозы терроризма и экстремизма вопрос безопасности становится все более актуальным.

Одним из примеров подобных работ может служить политико-психологическое исследование политических ценностей разных поколений современных российских граждан, описанное А.В. Селезневой [Селезнева 2011: 22]. Данное исследование опиралось на теоретико-методологические разработки Р. Инглхарта [Там же]. Основываясь на концепции иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, он сформулировал теорию межгенерационной перемены

ценностей, согласно которой произошел глобальный сдвиг ценностной системы человечества от материализма к постматериализму. Под ценностями «материализма» имея в виду предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия, а под ценностями «постматериализма» - подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни.

Теория Р. Инглхарта основывалась на двух ключевых гипотезах: гипотезе ценностной значимости недостающего, согласно которой наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает, и гипотезе социализационного лага, которая подразумевает, что состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию.

По мнению Р. Инглхарта, обстоятельства, в которых социализировалось то или иное поколение, оказывают решающее влияние на систему ценностей этого поколения, которая заменяется в обществе только тогда, когда на смену этим поколениям приходят новые, воспитанные в других условиях и являющиеся носителями другой системы ценностей. Именно так, медленно, но систематически, идет, по мнению Инглхарта, процесс изменения ценностей в обществе. «Так, если, согласно гипотезе ценностной значимости недостающего, процветание ведет к распространению постматериальных ценностей и ценностей постмодерна, то со-циализационная гипотеза подразумевает, что ни ценностям индивида, ни ценностям общества в целом не предстоит перемениться мгновенно. Наоборот, фундаментальная перемена ценностей осуществляется постепенно; в масштабном виде это происходит по мере того, как во взрослом обществе на смену старшему поколению приходит молодое» [Там же: 23].

В нашей стране исследование цен-

ностей в рамках концепции Р. Инглхарта впервые было проведено в 1984 г., а затем в 1991 и 1993 гг. Институт сравнительных социальных исследований осуществил Всероссийское исследование ценностей. С 1991 г. до времени исследования А.В. Селезневой прошло более 15 лет, на которые пришелся пик социокультурного кризиса, повлекшего за собой ломку сознания, потерю ценностных ориентиров и смыслов.

Если следовать концепции Р. Инглхар-та, то в целом каждое последующее поколение должно жить в большем материальном достатке, чем предыдущее (опираясь на теорию потребностей А. Маслоу), то есть должно ощущать большую экономическую безопасность. Данная модель может работать лишь в том случае, если история развивается по восходящей линии. Реалии жизни показывают, что зигзаги исторического развития отражаются на соотношении материалистических и постматериалистических ориентаций у поколений.

Социокультурный кризис, сопровождавшийся в России кардинальными экономическими и политическими преобразованиями, разрушил сформированную у респондентов данного исследования политическую картину мира. Таким образом, результаты исследования подтверждают предположение автора о том, что наиболее актуализированной в сознании всех пяти рассматриваемых поколений современных россиян является ценность БЕЗОПАСНОСТь (или материалистические ценности в терминологии Р. Инглхарта).

Более глубокий содержательный анализ политических ценностей российских граждан показал, что они выражаются в таких понятиях, как мир, порядок, законность, суверенитет, патриотизм, свобода, справедливость, которые являются реакцией на конкретные условия жизни российских граждан в период трансформации. Интерпретация россиянами данных понятий обусловлена спецификой политических, экономических и социокультурных процессов, происходивших в нашей стране на про-

тяжении последних 15-20 лет. Автор также отмечает, что наиболее актуализированной в сознании представителей трех поколений россиян ценностью является мир как отсутствие войны [Там же: 31].

Целью нашего исследования общечеловеческой ценности БЕЗОПАСНОСТь было вскрытие и описание содержания общечеловеческой ценности БЕЗОПАСНОСТь в современной русской культуре, установление динамики изменения содержания общечеловеческой ценности БЕЗОПАСНОСТь в связи с социальными трансформациями в российском обществе. Для нас является важным вскрыть содержание общечеловеческой ценности БЕЗОПАСНОСТь в языковом сознании представителей разных поколений россиян, а именно молодых людей, проходящих социализацию при капитализме (поколение 20-летних); российских граждан, прошедших социализацию при социализме и капитализме (поколение 40-летних); и, наконец, старшего поколения россиян, основная социализация которых прошла только при социализме (поколение 60-летних). В своей работе мы используем теоретическую базу московской психолингвистической школы и под языковым сознанием понимаем комплекс вербально овнешненных (психических) образов сознания, фиксирующих представления носителей культуры об объектах и явлениях, о человеке, его действиях и состояниях [Харченко 2007: 47].

В рамках нашего исследования нами был проведен ряд экспериментов. Так, для того чтобы понять, чем наполнено понятие БЕЗОПАСНОСТь в сознании представителей русской культуры, мы применили метод экспертов: испытуемым нужно было написать слова, которые, на их взгляд, имеют отношение к данному понятию. Полученные данные мы проанализировали с помощью кластерного анализа и семантического гештальта, предложенного Ю.Н. Карауловым, под которым он понимает структуру, воплощающую тот аспект языкового сознания, который связан с отражением окружающей реальности, «образов»

национально-культурного мира, запечатленных в родном языке. Согласно Ю.Н. Карау-лову, «семантический гештальт есть один из способов представлений знаний об окружающем мире в языковом сознании носителей» [Караулов 2000: 193].

Нужно, однако, отметить, что в ходе анализа данных возникали спорные моменты, и для того чтобы избежать излишней субъективности, мы использовали метод свободных дефиниций, т.е. попросили испытуемых дать определения словам, которые вызывали наибольшие сомнения. Результаты, полученные методом свободных дефиниций, помогли нам в составлении и трактовке «древа значений» понятия БЕЗОпасность.

Детальный анализ результатов, полученных при рассмотрении молодого поколения россиян, показал, что БЕЗОПАСНОСТь для молодых граждан, это прежде всего люди, а именно родные - семья, для кого-то это дети, для других - родители и, в частности, мама. Под людьми также понимаются друзья, некоторые респонденты упоминают спасателя, который ассоциируется со спасательным кругом. Под БЕЗОПАСНОСТьЮ также понимается опыт, в понятие опыт молодые люди вкладывают умения, навыки и мышление.

При анализе данного понятия в сознании молодежи можно выделить помимо упомянутых еще две группы понятий: покой и защищенность. Покой - это жизнь без войны, где нет опасности и нет страха, когда молодые люди могут чувствовать уверенность.

Нужно отметить, что в рамках этого же исследования нам удалось проанализировать смыслы, которые представители студенческой молодежи вкладывают в понятие СТРАХ. Таким образом, СТРАХ, по мнению студентов, это боязнь, боязнь, во-первых, публичных выступлений; боязнь будущего, так как будущее - это неизвестность, а все неизвестное связанно с риском. Респонденты также отмечают, что боязнь - это чувство тревоги и ужаса, которое может про-

являться в ощущении потерянности или вызвать панику, которая, в свою очередь, может перерасти в безумство, отчаяние или стресс. Кроме того, молодые люди испытывают страх перед любыми потерями, потеря близких и здоровья может приводить к мучениям, страданиям, неуверенности и беспомощности. Существует страх потерпеть неудачу, иметь долги, что также ведет к отчаянию. Война, которая всегда связана с потерями - вот еще один страх молодого поколения и, наконец, темнота [Выговская 2012: 234].

Наши данные сигнализируют о том, что для того чтобы молодые люди избавились от чувства страха и обрели уверенность, им необходимо спокойствие, причем для одних спокойствие - это одиночество, отшельничество, тишина и сны, для других

- дорога, каникулы, веселье и музыка. Близость к природе: тайга, лес, горы, солнце -это еще один способ обрести спокойствие. Кажется вполне естественным в этой связи упоминание таких цветов, как зеленый и желтый, т.к. с древних времен желтый ассоциируется с солнцем, весной, теплом и цветами, а зеленый является символом юности, веселья, умиротворения.

И, наконец, последняя группа понятий - это защищенность, в которой в свою очередь можно выделить две подгруппы: защита и достаток. Защиту, по мнению молодых людей, обеспечивают: убежище

- Родина; дом, где тепло и уютно; здания, например тренажерный зал или университет; укрытие, которое представлено в сознании как панцирь, раковина, бронежилет, шлем или скафандр; охрана, которая у студентов ассоциируется со службами ФСБ и МЧС, представители которых имеют оружие и способны к борьбе, все это понимается студентами как проявление силы. Достаток молодые люди связывают с едой, страховкой и сейфом.

По сравнению с молодежью, БЕЗОПАСНОСТь в сознании россиян, прошедших социализацию при социализме и капитализме, представлено шире. Так, можно

выделить не четыре (как у молодых людей), а семь основных групп понятий. БЕЗОПАСНОСТь подразумевает жизнь, жизнь в сознании россиян среднего возраста ассоциируется с человеком, причем мужского пола, а также с семьей, родителями и, в частности, отцом. Жизнь - это движение, для одних движение - полет, для других - дорога, которая связана с пешеходами, автомобилем, светофором и такси. Подобно молодому поколению, вторая группа респондентов нуждается в чувстве защищенности. Защиту им могут обеспечить доспехи и бронежилет, а также различные системы безопасности, такие как полиция, ФСБ, МВД. Среднее поколение россиян чувствует себя защищенными на суше, в государстве или стране, лучше, чтобы это была Родина, где есть дом, в котором тепло, уютно, где есть теплая постель и теплая одежда. Остальные группы представлены не так развернуто, как первые две, так покой - это умиротворенность, гармония и мир, под миром понимается тишина или даже одиночество, а также Бог. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, 40-летним необходима стабильность, а именно предсказуемость, т.е. знание и устойчивость, которая связывается с понятиями капитально, надежно, основательно и качество. Ощущение стабильности может обеспечить достаток, под которым понимается постоянная заработная плата. Наконец, БЕЗОПАСНОСТь - это сохранность - сейф, дверной замок, страховая компания и страховка, а также чувство уверенности.

Если мы обратимся к старшему поколению россиян, основная социализация которых прошла только при социализме, то можно отметить следующие характеристики. БЕЗОПАСНОСТь для старшего поколения - это тоже жизнь, но в это понятие они вкладывают только здоровье и выживание. Для поколения 60-летних важны близкие люди, которые образуют отдельную группу, включающую семью (родителей, родственников, бабушку) и друзей. Для них также важно чувство защиты, которое ассоциируется с охраной, охраной труда в частности; убе-

жищем, жилищем, дачей и домом, в котором есть диван, постель, домашние животные, стоит отметить важность понятия дом именно для этого поколения. Зрелое поколение испытывают страх войны и землетрясений, возможно поэтому для них важны такие качества как осторожность, бдительность, осмотрительность и внимательность. Еще одна особенность заслуживает внимания, несмотря на то что изначально респонденты работали с тремя отдельными понятиями:

страх,, безопасность, ЭКСТРЕМИЗМ

(в данной работе мы подробно останавливаемся лишь на БЕЗОПАСНОСТИ), страхи и опасения старшего поколения представлены во всех трех анкетах.

Тем не менее старшее поколение связывают БЕЗОПАСНОСТь с хорошим состоянием, а именно уверенностью в себе, когда в отсутствии беды можно ощутить мир и спокойствие, под миром в данном случае понимается церковь и доброжелательность. В этой связи можно выделить экологию (лес, горы), стабильность и надежность. Но для того чтобы была стабильность, взрослое поколение отмечает важность дисциплины: соблюдение закона и правил в принципе, соблюдение техники безопасности на работе и на дороге.

Подводя итоги, можно говорить о том, что для всех трех поколений БЕЗОПАСНОСТь - это прежде всего люди, близкие и родные. Возможно, в силу возраста и условий, в которых происходило взросление, можно отметить тот факт, что молодым людям крайне важны люди, которые могли бы их защитить и поделится опытом. БЕЗОПАСНОСТь - это защищенность, которая представителям всех возрастов видится одинаково, но все-таки дом и то, что с ним связано, гораздо важнее для старшего поколения россиян. Для представителей среднего поколения БЕЗОПАСНОСТЬ - это достаток, уверенность и стабильность, но в то же время движение вперед. Для старшего поколения, семья, дом, отсутствие опасности и дисциплина. Также интересным представляется то, что только поколение 40-летних

рассматривает ценность БЕЗОПАСНОСТь не только в рамках отдельно взятой личности, но и страны в целом, в масштабах всего государства.

В заключении нужно отметить, что, во-первых, особую значимость в настоящее время приобретает изучение ценностных ориентаций в культурах этносов, где произошло изменения социального строя, где культура изменяется под влиянием гло-бализационных процессов. Во-вторых, в современном мире наиболее остро встает вопрос безопасности, так результаты исследовательского проекта «Томская инициатива» среди базовых ценностей наиболее значимыми для людей являются ЗДОРОВьЕ, БЕЗОПАСНОСТь и СЕМьЯ. Данные «Европейского социального исследования» - международного сравнительного проекта,

осуществляемого в 25 европейских странах, полученные в 2006-2007 гг., показывают, что в России из 10 показателей (ценностных индексов) самое высокое значение имеет индекс БЕЗОПАСНОСТь. По значимости ценности БЕЗОПАСНОСТь Россия занимает третье место после Венгрии и Болгарии, что доказывает особую важность данной ценности для представителей российского общества.

Таким образом, осознание того, что сейчас необходимо носителям русской культуры, чтобы ощутить чувство стабильности, защищенности и безопасности, поможет лучше понять потребности российских граждан и использовать целенаправленную политику.

список литературы

Выговская Д.Г. Страхи в российском обществе: роль, функции, значение // Вестник ЮУРГТУ (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 5. - С. 232-236.

Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира: Сб. науч. ст. / Под ред. Н.В. Уфимцевой. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 191-206.

Селезнева А.В. Политико-психологический анализ политических ценностей современных российских граждан: поколенческий срез // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Политология. 2011. №3. - С. 22-33.

Синячкин В.П. Психолингвистический и лингвокультурологический анализ общечеловеческих ценностей в русском языковом сознании: Монография /Под ред. А.М. Казиева. - М.: РУДН, 2010. - 337 с.

Харченко Е.В. ВУЗ в языковом сознании носителей русской культуры/ Е.В. Харченко, О.В. Соболева// Вестник ЮУрГУ Серия «Лингвистика». - 2007. - Вып.5. - № 15. - С. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.