Научная статья на тему 'Отражение культа воды в повседневной сфере народа мари'

Отражение культа воды в повседневной сфере народа мари Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
336
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ ВОДЫ / КОЛОДЕЦ / ВОДА / РИТУАЛ / ОБРЯД

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Байдимиров Д. А.

В повседневной жизни народа мари культ воды имел и имеет большое значение. В современном нетрадиционном обществе отношение к воде поменялось. В сфере повседневности на первый план выходит потребительская роль, которая заключается в приготовлении пищи,уборке, стирке, а магическая и ритуальная роли уходят на второй план

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение культа воды в повседневной сфере народа мари»

УДК 398.49

Д.А.Байдимиров ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТА ВОДЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ СФЕРЕ НАРОДА МАРИ

В повседневной жизни народа мари культ воды имел и имеет большое значение. В современном нетрадиционном обществе отношение к воде поменялось. В сфере повседневности на первый план выходит потребительская роль, которая заключается в приготовлении пищи,уборке, стирке, а магическая и ритуальная роли уходят на второй план.

Ключевые слова: культ воды, колодец, вода, ритуал, обряд.

Dmitry Aleksandrovich Baydimirov reflection of the cult of water of people mari in the daily sphere

In an everyday life of the people exhaust a cult of water had and is of great importance. In modern nonconventional society the relation to water exchanged. In the daily occurrence sphere into the forefront there is a consumer role which consists in cooking, to cleaning, washing, and magic and ritual leave on the second plan.

Keywords: water cult, well, water, ritual, ceremony.

На сегодняшний день традиции уходят в далекое прошлое. Деревня всегда считалась хранителем народных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Наша сегодняшняя задача - сохранить нематериальное культурное наследие нашего народа. Материалом для написания статьи послужили сведения информаторов - жителей деревень Сосновка (Пунчер ял), Большесухоязово (Кугу Соказа), Чураево (Чорай ял), Тынбаево (Тынбай ял) Мишкинского района Республики Башкортостан , собранные автором во время экспедиции в августе 2009 году, а также опубликованные работы этнографов по традиционному хозяйству и материальной культуре восточных мари.

В повседневной жизни традиционной сельской семьи понятие чистоты, совершенства всегда связано с культом воды. Доставка воды из колодца, родника, реки определялась как женское занятие.В современном же обществе гендерный аспект меняется на семейном уровне. Во многих семьях в настоящее время воду из колодца носят мужчины [1, с.12]. Это можно объяснить тем, что на сегодняшний день разделение между женскими и мужскими сферами труда выражено условно.

Как отмечал исследователь восточных мари Г. Сепеев, колодцы у восточных мари встречались редко, так как они предпочитали для питья и приготовления пищи ключевую воду [4, с.130]. С ростом населенных пунктов, с появлением квартально-уличной планировки деревень, расстояние до родников увеличивался, а потому доступ к родниковой воде уменьшался. Появлялась угроза возникновения пожаров в засушливые годы, и в связи с этим начали возводить колодцы. В одном из легенд об основании д. Сосновка (Пунчер ял) говорится, что

раньше деревня располагалась западнее у небольшой речки Пунчер экер. В один из засушливых годов в деревне начался пожар. Из-за нехватки воды в реке не смогли его потушить. Сгорела вся деревня. Жителям пришлось переселиться возле большой речки Торгым среди глухого соснового леса. Но и с ростом деревни на новом месте до реки стало далеко ходить и в усадебном комплексе появляются искусственные источники воды - колодцы (вынем). Колодцы сооружали как общественные, так и на усадьбах.

Обряды и ритуалы, связанные со строительством колодцев в повседневной жизни сельской семьи, играли значительную роль. Процесс сооружения колодца имел свои этапы: выбор места и времени для сооружения колодцев, подготовка сруба и выбор материала, установка колодца. Все эти процессы сопровождались определенными обрядами и ритуалами.

Современные исследователи отмечают, что вода имеет свою энергетику, несет в себе определенную информацию. Культ воды был практически у всех народов мира и существует до настоящего времени. И, конечно, самый распространенный ритуал - это ритуал очищения водой. В традиционной религии народа мари, к примеру, не помывшись в бане нельзя было идти в священную рощу, проводить семейные моления - это считается большим грехом.

Практически все семейные праздники связаны с водой. Это мы видим во время проведения свадебного обряда. К примеру, на следующий день после свадьбы с рассветом невестка и её подружка (ончылно шогышо) идут к роднику за водой - «вудкорнопослаш» - «указать невесте дорогу к роднику» [2, с.48]. Невестка выкупает у родника воду: кинув в колодец серебряные монеты, обращается к Вуд Ава - Мать Воды, чтобы она содействовала в семейной жизни. После совершения этого ритуала девушка считалась полноправным членом данной семьи. Уже сам по

себе факт - питье воды из одного источника - есть установление родственных отношений.

Как известно, одной из главных задач общественной магии является управление погодой. В частности, необходимо было обеспечить достаточное количество осадков [5, с.66]. Бытовал также обряд брызгания водой участников моления во время проведения праздника пашни (Ага пайрем), что должно было вызывать теплые дожди [3, с.133]. К примеру, в деревне Сосновка существует роща, в которой молились дождю. Эта роща расположена рядом с рекой Кынгыр (Торгым), в засушливое лето, когда долгое время не было дождей, здесь проводили моления дождю, варили жертвеннуюобрядовую кашу, чтобы Ош Кугу Юмо- Белый Великий Бог послал дождя.

У восточных мари во время похорон проводят ритуал «Колшыланвудкорнымончыктымаш» -«Указывать умершему человеку источник воды». Перед тем, как покойника предать земле, родственники указывают ему дорогу к водному источнику, обозначая символическую тропинку. По словам старожилов, из родника усопший брал воду для омовения. Этот обычай ещё раз свидетельствует о вере в потустороннюю жизнь.

В весенний праздник «Семык, Сорта кече» перед тем, как помянуть умерших, глава семьи шел первым в баню, тем самым приглашал умерших родственников мужского пола помыться вместе ним в бане. Женщины же приглашали усопших женщин.

Празднование архаического праздника «Шорыкйол»- «Овечья нога», начинало календарный год. Главными действующими лицами в нём являлись Васлий кугыза и Васлий кува. По словам старожилов, они появлялись из колодца или проруби, что обозначает связь с прошлым, с миром мёртвых. Маленьких детей пугали тем, что Васлий кугыза или Васлий кува могут забрать к себе в прорубь или колодец, поэтому нельзя близко подходить к источникам воды.

Нами замечена удивительная особенность кладбища Новокульчубаево Бирского района Республики Башкортостан, каких нет в других местах компактного проживания восточных мари: надмогильная земля обнесена досками в виде лодки. Полного ответа на наш вопрос, «Для чего устанавливаются такие конструкции на могилах?», мы не получили. У нас появилось своё предположение: первые переселенцы, приплывшие на эти территории по реке Белой (Ош Виче), своих умерших отправляли по воде на лодках или же сами могилы устанавливали в форме лодки. Последний вариант и поныне сохранился как особый элемент похоронного обряда. Как отмечает известный религиовед М. Элиаде, «Лодка умерших» играет значительную роль в Малайзии и Индонезии, как в собственно шаманских практиках, так и в погребальных обычаях и плачах. Все эти верования, конечно, связаны, с одной стороны, с обычаем класть покойников в лодки или погружать их в море, а с другой стороны, с погребальными мифологиями [6, с.191-192]. Обычай укладывать покойников в лодки может объясняться и туманными воспоминаниями о миграции предков. В пятистах метрах на запад от этого кладбища, рядом со старицей реки Белой на склоне горы, находится уникальный памятник «камень Тамга Куй», с родовыми знаками первых переселенцев. Возможно, с этого места наши предки иотправляли своих умерших сородичей в последний путь.

Таким образом, культ воды в повседневной жизни мари имел и имеет большое значение. В глубокой древности люди умели различать «живую» воду, пригодную для питья, и «мертвую» -непригодную для употребления. Постепенно осваивая, окультуривая, внедряясь в естественный процесс природы, человек меняет ее, этим самым уничтожает ее. Бережное отношение к водеу народа мари передавалось из поколения в поколение. Озёра, реки, родники образуют общую экологическую систему со своей флорой и фауной. Нарушать ее ни в коем случае нельзя. Нельзя вырубать деревья и кустарники возле водоемов - «Вуд Ава сырен кертеш (Мать воды может рассердиться)», и может привести к засыханию рек и озер. Поклонение Вуд Ава (Матери воды), бережное отношение к объектам природы, по словам старожилов, вдвойне вознаграждается божествами. Наши предки полагали, что в таком случае божества будут покровительствовать во всех благих начинаниях людей. Сохранение благ природы в первозданном виде - наш первостепенный долг.

Литература

1.Лехтинен И. Повседневность как коллективная память: процесс модернизации марийской женщины. / / Финно-угроведение, №2 Йошкар-Ола: 2006.

2.Мендияров Г.О. О черемисах Уфимской губернии. Этнографическое обозрение, № 3, 1894. С. 34-53.

3.Попов Н.С. О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев / / Из истории хозяйства населения Марийского края. АЭМК. Вып.4. Йошкар-Ола, 1979.

4.Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX вв.). Йошкар-Ола: 1975.

5.Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Перевод с английского - 2-е издание. М.:1983. 703с.

б.Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: 2000. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.