Научная статья на тему 'Отраслевой медицинский музей и его место в системе Российского здравоохранения'

Отраслевой медицинский музей и его место в системе Российского здравоохранения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВОЙ МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЕДИЦИНЫ / ОХРАНА НАРОДНОГО ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ / МИССИЯ МУЗЕЯ / BRANCH MEDICAL MUSEUM / POPULARIZATION ACHIEVEMENTS OF MEDICINE / GUARD OF THE PUBLIC HEALTH / PREVENTIVE DIRECTION OF MEDICINE / MISSION MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузыбаева Мария Павловна

В данной работе отраслевые медицинские музеи в России впервые рассмотрены с позиций современного музееведения. Выявлено значение и роль научно-медицинских обществ и российской профессуры в создании и работе музеев медицины. Определено значение специализированных медицинских музеев как части общегосударственной системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Branch medical museum and its place in the system of Russian public health

In the present paper the branch medical museum in Russia are for the first time considered from the position of modern museology. The importance and the role of scientific-medical societies and Russian professorship in creation and work of the museums of medicine are revealed. Specialized medical museums are presented as a part of the national system of public health.

Текст научной работы на тему «Отраслевой медицинский музей и его место в системе Российского здравоохранения»

М. П. Кузыбаева

ОТРАСЛЕВОЙ МЕДИЦИНСКИЙ МУЗЕЙ

И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НИИ истории медицины РАМН, Москва

Медицинский музей как общественный институт по сохранению и документированию истории медицины формируется в России во второй половине XIX в. Характерной особенностью этого периода является создание музеев по отраслевому принципу, т. е. хирургических, гигиенических, неврологических и т. д. Главными причинами столь узкого и специализированного представления медицины в музейном собрании стали по нашему мнению дальнейшая её дифференциация и «взлёт», интенсивное развитие отдельных отраслей и направлений, а также активная общественная позиция медицинской профессуры страны, которая видела в выставке и музее реальную возможность просвещения населения и распространения медицинских знаний в народе. История медицинских музеев пореформенной России (вт. пол. XIX — нач. XX вв.) насчитывает немало фактов создания отраслевых медицинских музеев, из которых мы рассмотрим лишь некоторые.

Специального исследования, в котором были бы изучены особенности возникновения и взаимодействие отраслевых медицинских музеев в культурном пространстве России, до настоящего времени не предпринималось. Источниковую базу данной работы составили документы Центрального исторического архива г. Москвы, личные архивы известных историков медицины Д. М. Российского и М. К. Кузьмина, каталоги музейных коллекций и описания экспонатов медицинских разделов выставок. Отдельные сведения о существовании отраслевых музеев и формах их деятельности нами обнаружены в обширном массиве историко-медицинских исследований отечественных авторов

[1-7].

Вопрос о роли и значении научных сообществ в деле создания музеев различного профиля в России всегда являлся актуальным для музеологов и историков медицинской науки. Известные советские музееведы — Д. А. Равикович и А. М. Разгон — выявили ряд особенностей этого процесса. Д. А. Равикович в статье, посвященной истории музеев местного края отмечала, что значение деятельности научных обществ в культурной жизни в целом выражалось в том, что «они, организуя библиотеки и музеи, создавали научную базу для работ по изучению края и по мере возможности оказывали материальную поддержку местным ученым» [8]. В свою очередь музеи способствовали работе обществ. Д. А. Равикович обращала внимание на то, что «собрания музеев использовались как научные пособия для исследователей и как источники для научноисследовательских работ» [8]. По мнению А. М. Разгона, роль научных обществ в России в создании музеев была очень значительна. Он полагал, что им всецело обязаны своим возникновением, например, археологические музеи и археологические отделы в музеях страны [9]. Аналогичные тенденции этого процесса мы можем проследить в деятельности научных медицинских обществ (НМО) России. Инициаторами учреждения НМО были, прежде всего, профессора медицины. Актив НМО во вт. пол. XIX — нач.

© М. П. Кузыбаева, 2010

Павильон Российского общества охранения народного здравия и российских благотворительных обществ на выставке в Нижнем Новгороде. Общий вид. 1896 г.

XX вв. стал инициатором учреждения музеев медицины, а также медицинских отделов на всероссийских и международных выставках. Все отмеченные выше особенности во взаимодействии научных обществ и музеев при них проявились в функционировании большинства музеев медицинского профиля. Дальнейшее развитие НМО совпало или шло параллельно с организацией музеев, проведением выставок, чтением публичных лекций и др. видами общественной деятельности.

Например, гигиенический музей Русского общества охранения народного здравия (РООНЗ) был открыт в Санкт-Петербурге одновременно с первым торжественным собранием учредителей общества 27 ноября 1877 г. [10]. Организация и деятельность РООНЗ совпала по времени с очень важным процессом — формированием гигиены как научного направления в медицине. Один из параграфов устава РООНЗ гласил, что «Общество имеет целью содействовать улучшению общественного здоровья и санитарных условий в России». Этой цели должно было служить исследование причин, нарушающих здоровье населения, поиски мер для их устранения, устройство гигиенических выставок и съездов, гигиенического музея, библиотеки и лаборатории, распространение гигиенических знаний путем лекций, печати и т. д. Музей, как самостоятельное подразделение в структуре общества, был только упомянут в Уставе.

Кроме основного гигиенического музея в Санкт-Петербурге актив РООНЗ стремился создать музеи близкой тематики в других городах страны и расширить свою научную, практическую и популяризаторскую деятельность, используя для этого музеи нозологий (музей туберкулеза, оспы и оспопрививания, холеры, чумы). Долгое вре-

Хирургический музей Императорской военно-медицинской академии. Фрагмент экспозиции. 1898 г.

мя музеем РООНЗ в Санкт-Петербурге заведовал В. О. Губерт — автор исследования «Оспа и оспопрививание», изданного в 1896 г. Книга получила золотую медаль в конкурсе, объявленном РООНЗ на лучшие сочинения по указанной теме. Позже эта же работа была отмечена большой золотой медалью, премией в 1000 фунтов стерлингов и первым местом в Международном конкурсе в Лондоне, где было представлено 127 сочинений на тему оспопрививания [10].

В 1904 г. В. О. Губерт предложил силами РООНЗ организовать в Петербурге «Образцовый музей детского возраста». Главным в деятельности будущего музея должно быть представление наглядно полной картины жизни ребенка со дня его рождения и до школьного возраста; быть помощником врача; содействие распространению гигиенических знаний среди населения. Инициатор создания такого специального музея полагал, что он должен был дать родителям и воспитателям конкретные знания, наглядно показать, как правильно ухаживать за здоровым и больным ребенком. В составе музея планировались такие отделы, как грудной возраст, дошкольный возраст, отдел воспитания отсталых детей, отдел антропометрический детского возраста, отдел исторический, отдел этнографический и отдел литературы о детском возрасте. Доктор Гунн подарил будущему музею свою ортопедическую коллекцию. События революции 1905 г. и русско-японской войны отдалили время создания описанного нами музея, а собранные по его тематике коллекции сохранялись в составе гигиенического музея РООНЗ в Петербурге.

Особую роль играли в рассматриваемый период педагогические музеи, возникавшие при средних образовательных учреждениях (гимназиях, пансионах и т. д.) и педагогических обществах, например при Императорском Московском университете (ИМУ).

Хирургический музей Императорской военно-медицинской академии. Фрагмент экспозиции. 1898 г.

В составе коллекций педагогического музея в Москве формировались комплексы материалов по анатомии, физиологии человека, заразным болезням, которые выдавали для временного экспонирования. Создание медицинского раздела во многом было обусловлено активной позицией представителей прогрессивной русской медицинской общественности, среди которых необходимо упомянуть профессора С. С. Корсакова и его коллег, как инициаторов и жертвователей коллекции спиртовых и сухих препаратов, ставших основой собрания по анатомии. Современники называли эти коллекции «несколько специальным, но в своей области очень полезным музеем наглядных пособий по медицине и гигиене» [11]. Заведовали деятельностью этого отдела педагогического музея члены Комиссии по распространению гигиенических знаний при Правлении Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова. Такая постановка дела позволяла охватить просветительской работой по медицине больше населения страны.

Деятельность членов Русского хирургического общества Пирогова (РХОП) была направлена в этот период на создание мемориального музея Н. И. Пирогова и одновременно сохранение всего, что отражало развитие хирургии как науки. Необходимость увековечить память о величайшем гражданине России — Николае Ивановиче Пирогове объединила усилия всей прогрессивной общественности страны. Инициатива в этом вопросе принадлежала РХОП, профессорам Императорской военно-медицинской академии (ИВМА) (Д. И. Выводцев, В. А. Ратимов и др.) [12].

В 1892 г. магистр ботанических наук ИМУ В. Д. Мешаев обратился с докладной запиской к московскому губернатору об устройстве в Москве музея гигиены и санитарной техники. В 1896 г. был утвержден Устав музея, который стал называться с 1898 г.— музей гигиены и санитарной техники. Среди задач музея указывалось на распростране-

Хирургический музей Императорской военно-медицинской академии. Фрагмент экспозиции. 1898 г.

ние в обществе сведений по гигиене, и необходимость знакомить публику со средствами охраны здоровья и улучшения условий жизни [13].

Единственным и уникальным в своем роде являлся неврологический музей профессора А. Я. Кожевникова, основателя научной школы неврологов в Москве. Музей возник в 1892 г. при клинике нервных болезней ИМУ — образцовой во всех отношениях, так как она имела все, что требовалось для педагогической, лечебной и научной работы [6]. Впервые мы сталкиваемся со специализированным музеем как частью большого медицинского комплекса, в который входили: амбулатория, клиника (стационар), приют для хронических нервных больных. Музей был создан как самостоятельное научновспомогательное учреждение, которое, по замыслу его создателей, могло бы служить пособием при изучении нервной системы для студентов-медиков, врачей и других специалистов (психологов, криминалистов, антропологов и пр.), так как они нуждались в своей научной работе в изучении нервной системы. Следует отметить, что создание неврологического музея при ИМУ являлось личной заслугой профессора А. Я. Кожевникова, рассматривавшего его в одном ряду с клиническими и вспомогательными учреждениями. Музей стал базой консолидации научных сил в невропатологии как в пополнении его новыми экспонатами, так и в проведении научных исследований с использованием его коллекций. Дальнейшему развитию неврологического музея ИМУ способствовала деятельность членов Московского научного общества невропатологов и психиатров. Наряду с образовательной функцией, присущей неврологическому музею ИМУ, как важному элементу педагогического процесса, он приобрел ещё один смысловой аспект деятельности, так как стал самостоятельным звеном в комплексе медицинских учреждений неврологического профиля, т. е. отраслевой музей невроло-

гии возник как часть зарождающейся системы охранения народного здоровья. Помимо образовательной и просветительской миссии Кожевниковский музей во всей полноте реализовал задачу профилактики, предупреждения неврологических заболеваний в обществе посредством лекционно-экскурсионной работы и благодаря участию в выставочной деятельности. Работа музея проходила параллельно с учебными, клиническими и благотворительными структурами (приют для хроников) неврологического комплекса, созданного А. Я. Кожевниковым, который в своей деятельности предвосхитил современные высокотехнологичные специализированные медицинские центры.

Источники пополнения отраслевых музеев медицины мало отличались от тех, которые использовались для развития кафедральных собраний в высших учебных заведениях России. Так, активными дарителями и собирателями всего, что представляло научную и музейную ценность из области невропатологии, стали члены научного сообщества невропатологов. Основой коллекций музея было уникальное личное собрание Алексея Яковлевича Кожевникова. Им было пожертвовано на содержание музея 3000 рублей [6]. Это было первое музейное учреждение по истории неврологии в России, т. е. музей специализированный. Часть предметов организатор музея приобрел на свои личные средства. Другая часть поступила от различных дарителей, среди которых были известные всей России профессора И. Ф. Клейн и В. А. Тихомиров, доктора А. И. Озе-рецковский, Ф. А. Кучинский, П. Г. Муравский, Г. И. Россолимо и др. Еще одна часть собрания, входившая в коллекции музея, формировалась благодаря работе клинической лаборатории. С каждым годом музей обогащался самыми разнообразными экспонатами. Если 29 апреля 1892 года, в момент открытия музея, в нем находилось 415 экспонатов, не считая множества микроскопических препаратов и фотографий, то в 1895 г. их стало 792, а в 1897 г. — 1096. В год смерти А. Я. Кожевникова (1902 г.) более 1500, а к 1903 г. — 1623 предмета [6]. К XII Международному конгрессу врачей в Москве в 1897 г. Г. И. Прибытков совместно с А. Я. Кожевниковым подготовили и издали на русском и французском языках иллюстрированное описание коллекций неврологического музея [14].

В 1863 г. при Императорской медико-хирургической академии (ИМХА) по инициативе профессора Павла Парфеновича Заблоцкого-Десятовского был открыт Хирургический музей, который мы также относим к специализированным медицинским музеям.

Функции этого отраслевого музея не ограничивались только образованием молодых хирургов. «Хирургический музей нельзя еще назвать полным, как всякое подобное учреждение, постоянно пополняющееся, но он уже полон до такой степени, что и в настоящем виде, удовлетворяет своему назначению — представлять собрание разнообразных как прежних, так и ныне употребляемых пособий в хирургии», — писал в предисловии к каталогу коллекций музея П. П. Заблоцкий-Десятовский [15]. Значение Хирургического музея ИМХА, как и неврологического музея ИМУ состояло не только в том, что они были учебными музеями. Сфера деятельности этих музеев охватывала различные слои русского общества, которые интересовались медициной. Для публики по определенным дням и часам были доступны музейные экспозиции, где проводились популярные и специальные лекции, обзорные показы. Коллекции этих двух отраслевых музеев являлись участниками многочисленных выставок в различных городах России [16]. Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что процесс институализации медицинского отраслевого музея в русском обществе вт. пол. XIX — нач. XX вв. шел быстрыми темпами.

Музейная деятельность профессора ИМУ Н. А. Савельева была нацелена на создание в Москве нового учреждения — музея прикладной медицины, основной задачей ко-

торого устроитель видел показ достоинств и проблем отечественной медицины. Он был создан в 1913 г., стал первым в России и не имел аналогов на Западе. Предшествовала созданию музея выставка «Обеспечение независимости России в области практической медицины», проведенная в том же году. В 1914 г. Н. А. Савельев хлопотал об усилении экспозиции и ввел новые экспонаты по курортологии. Он стремился к популяризации ресурсов страны и медицинской практики, чтобы будущие врачи знали возможности российских курортов. Как свидетельствуют источники, музей прикладной медицины профессора Н. А. Савельева, функционировавший при терапевтической клинике ИМУ, пользовался популярностью не только у специалистов и студентов, но и у московской публики, для которой он был доступен по определенным дням [17]. Музей прикладной медицины профессора Н. А. Савельева в силу большой значимости, чрезвычайной актуальности и уникальности собранных в нем памятников может рассматриваться как музейное учреждение национального масштаба.

Факт создания вышеперечисленных музеев, активная работа медицинской профессуры и членов научных обществ в специфической музейной сфере явились важной вехой как в развитии музеев медицинского профиля в России вт. пол. XIX — начала XX вв., так и в формировании системы охранения народного здравия в стране. Медицинский музей, построенный по отраслевому принципу, занял важное место среди прочих учреждений отечественного здравоохранения (среди медицинских структур государственной, земской и частной форм собственности), так как являлся в этот период основным общественным институтом по сохранению, распространению и популяризации достижений медицинской науки, просвещению населения страны. В рассматриваемый период были сформулированы основные принципы и формы деятельности отраслевых медицинских музеев. Их работа способствовала развитию профилактического направления в медицине, была нацелена на охранение здоровья народа и улучшение условий жизни людей.

Литература

1. Белицкая Е. Я. А. П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России. Л., 1966.

2. Бородулин Ф. Р. 200 лет I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова. М., 1959.

3. Будко А. А., Грибовская Г. А. Профессор П. П. Заблоцкий-Десятовский — создатель хирургического музея Императорской Медико-хирургической академии // Медицинская профессура Российской империи: Тез. науч. конф., 12 марта 2004 г. М., 2004. С. 23-25.

4. Исторический очерк общества русских врачей в Москве (1861-1875) вып. 1, М., 1875.

5. Исторический очерк деятельности Российского общества Красного Креста. СПб., 1896.

6. Лисицын Ю. П. А. Я. Кожевников и Московская школа невропатологов. М.: «Медгиз», 1961. 257 с.

7. Очерки истории русской общественной медицины (К столетию земской медицины) / М., 1965.

8. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX — начале XX вв. (18611917 гг.) Очерки истории музейного дела в России. Вып. 2. М., 1960. С. 157-158.

9. Разгон А. М. Археологические музеи в России (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России // Очерки истории музейного дела в России / НИИ музееведения. Вып. 3Ш. М., 1961. С. 191.

10. Лотова Е. И. Русская интеллигенция и вопросы общественной гигиены. М., 1962.

11. Музей педагогического общества в 1906 г. М., 1907. С. 19.

12. Шевченко Ю. Л., Козовенко М. Н. Музей Н. И. Пирогова. Прошлое без настоящего... но с верой в будущее. СПб.: Наука, 2005.

13. Арифулова Л. Н. История медицинских музеев Европы и России. Краткий очерк. Батуми, АО «Изд-во Аджара», 2001.

14. Неврологический музей Московского университета имени проф. А. Я. Кожевникова. М., 1897.

15. Каталог хирургического музея Императорской Санкт-Петербургской Медико-Хирургической академии. СПб., 1867. С. 1У-У.

16. Медицина на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. СПб., 1896.

17. Российский государственный исторический архив, ф. 733, оп. 155, ед. хр. 883, л. 23.

Статья поступила в редакцию 15 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.