Научная статья на тему 'Отраслевая принадлежность средств массовой информации'

Отраслевая принадлежность средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7680
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СВЯЗЬ / MANAGEMENT THEORY / MASS MEDIA / CONNECTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демина Ирина Николаевна

Исследованы проблемы управления системой средств массовой информации (медиасистемой). Обоснован тезис об отнесении средств массовой информации к информационно-технологическому сектору в части информационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRY CLASSIFICATION OF MASS MEDIA

The problems of mass media management (media system) have been studied. The thesis that mass media belongs to information technological sector in the part of information activity has been proved.

Текст научной работы на тему «Отраслевая принадлежность средств массовой информации»

И.Н. Демина

ОТРАСЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Одной из проблем, касающихся управления системой средств массовой информации (медиасистемой), является проблема отнесения последних к той или иной отрасли. От решения названной проблемы зависит разработка методологии управления, подход к информации СМИ как к товару либо как к общественным благам, а также определение управляющего органа масс-медиа.

На наш взгляд, при определении отраслевой принадлежности средств массовой информации следует отталкиваться от сложившейся в мире и в России практики деления отраслей, а также следует учитывать новейшие явления, происходящие в социальной и технологической сферах общества.

Мы предлагаем при отнесении медиапредприятий к той или иной отрасли и, следовательно, определении управляющего органа исходить из следующих теоретических положений.

Во-первых, при структурировании экономики по отраслям следует иметь в виду, что понятие «отрасль народного хозяйства» может иметь три значения1:

1. «Чистая» отрасль — совокупность всех производств одного вида продукта — монопродукта (уголь, нефть, газ).

2. Хозяйственная отрасль — предприятия, на которых производство отраслевого продукта составляет большую, превалирующую часть их выпуска.

3. Административная отрасль — совокупность предприятий, находящихся в ведении одного министерства (или другого административного органа).

По нашему мнению, основной продукт, производимый средствами массовой информации (медиапредприятиями), — информация, которую можно причислить к услугам, предоставляемым конечным потребителям, государству, собственникам СМИ и рекламодателям, следовательно, медиапредприятия составляют «чистую» отрасль.

По одному из мнений, «услуга может быть определена как изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономи-

ческих отношений, которое достигается в результате сознательных действий другого участника данных отношений. При этом воздействие происходит на основе их предварительной добровольной договоренности»2. Соотнесение определения информации СМИ с данным и любым другим определением услуг, а также с их основными характеристиками (неосязаемость, гетерогенность, несо-храняемость, неотделимость от потребления3 еще ждет своего исследователя, но очевидно, что сфера массовых коммуникаций, так же как и средств массовой информации, производит именно услуги.

Во-вторых, так как предоставление информации относится к услугам, при отнесении медиапредприятий к той или иной отрасли следует отталкиваться от классификации услуг, одной (но не единственной) из которых является представленная в таблице4.

Таблица

Классификация услуг

Основные классы услуг Сфера услуг

Осязаемые действия, направленные на тело человека Здравоохранение, пассажирский транспорт, парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе

Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, прачечные, химчистки

Неосязаемые действия, направленные на сознание человека Образование, радио и ТВ, информационные услуги, театры, музеи, кино

Неосязаемые действия с неосязаемыми активами Банки, страхование, операции с ЦБ, юридические и консультационные услуги

В приведенной классификации радио, телевидение и информационные услуги разделены и относятся к неосязаемым действиям, направленным на сознание человека. На наш взгляд, в настоящее время печатные, электронные (радио, телевидение) и Интернет-СМИ следует отнести к одной группе услуг, более широко названной информационными.

В-третьих, журналистика относится к социальной сфере ввиду особой роли средств массовой информации. Вопрос о принадлежности того или иного пред-

приятия к социальной сфере в экономической науке является дискуссионным. По мнению К.Ф. Пузыни, «главным признаком принадлежности учреждения, предприятия или их подразделений к социальной сфере является прямое воздействие труда их работников на:

- воспроизводство рабочей силы для народного хозяйства;

- формирование физической и интеллектуальной дееспособности человека и всестороннее развитие каждой личности;

- обеспечение нормальных социальных условий, в которых осуществляется жизнь и деятельность людей»5.

На наш взгляд, средства массовой информации по всем трем признакам принадлежат к социальной сфере, а следовательно, их можно рассматривать с позиций социальной экономики, которая относит масс-медиа к группе духовного и физического развития населения, включающей, кроме них культуру, спорт и туризм, однако не включающей информационные услуги другого характера6. По нашему мнению, такое деление также не совсем адекватно отражает современное положение.

В настоящее время и в России, и в мире делаются попытки классификации услуг в соответствии с современными представлениями в области информатизации. Так, Э.А. Гасанов в своей монографии приводит собственные воззрения на структуру информационной экономики . Проведенные им исследования позволяют выделить следующие ее секторы: сервисно-гуманитарный, информационно-технологический и научно-индустриальный. СМИ, на наш взгляд, относятся к информационно-технологическому сектору, который, в свою очередь, делится на информационное производство и информационные услуги, оба эти подразделения поставляют услуги на рынок информационных продуктов и услуг.

Структура информационно-технологического сектора по видам экономической деятельности включает информационную деятельность, интеллектуальную деятельность и научно-техническую деятельность. Создание и распространение информации являются информационной деятельностью (это — интел-

лектуальная собственность, деятельность по распространению массовой информации и услуги связи) и, соответственно, включаются в структуру информационной экономики.

Таким образом, мы утверждаем, что средства массовой информации относятся к информационно-технологическому сектору в части информационной деятельности, цели которой — создание и распространение информации. По сравнению с любой другой информационной деятельностью продукцией медиапредприятий являеюся не только создание и распространение информации как таковой, но и распространение образов, идентичностей, мировоззрения и идеологии.

При отнесении СМИ к той или иной отрасли необходимо также учитывать инфраструктуру масс-медиа, секторы которой также должны включаться в информационную отрасль, подотраслью которой являются и средства массовой информации.

До недавнего времени основным руководящим органом для средств массовой информации являлось Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, которое рассматривало средства массовой информации как социальный институт, а не как систему медиапредприятий и занималось регистрацией вновь создающихся СМИ. В настоящее время в связи с проводимой в стране административной реформой создано новое Министерство — культуры и массовых коммуникаций. Таким образом, СМИ рассматриваются, видимо, как отрасль, предоставляющая одинаковые по значимости с культурой услуги. При этом средства массовой информации не включены в блок информационных услуг, предоставляемых информационной сферой, связанной с коммуникациями и компьютеризацией. Однако, по нашему мнению, создание такого министерства вполне оправданно с позиций приведенной в таблице классификации услуг (неосязаемые действия, направленные на сознание человека, образование, радио и телевидение, информационные услуги, театры, музеи, кино). Более конкретно средствами массовой информации будет заниматься Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Правда, пока не ясно, как будут разграничены обязанности между министерством культуры и названным агентством.

На наш взгляд, для оптимального управления масс-медиа агентство должно разрабатывать информационную и экономическую политику в области СМИ, включающую управление системой медиапредприятий в части регулирования рынка СМИ, другие методы управления экономической деятельностью масс-медиа.

Инфраструктура средств массовой информации неразрывно связана с системой связи. До 2004 г. руководящим органом для инфраструктурных подразделений медиапредприятий было Министерство РФ по связи и информатизации, функции которого в настоящее время будут выполняться Министерством транспорта и связи и Федеральной службой по надзору в сфере связи. Таким образом, производственная, информационная и инфраструктурная деятельность масс-медиа по-прежнему разграничены и управляются разными структурами. По нашему мнению, в сфере информатизации необходимо обоснование развития и регулирования межотраслевого производственного комплекса, который включал бы группы взаимосвязанных отраслей, объединенных функциональными и экономическими связями. В нашем случае такой межотраслевой производственный комплекс должен объединять средства массовой информации, коммуникации, информатизационный комплекс, средства связи и, может быть, полиграфический комплекс.

Необходимость объединения перечисленных отраслей в межотраслевой производственный комплекс продиктована следующими предпосылками:

- единство решаемых задач, назначение и взаимозаменяемость продукции;

- производственно-технологические и ресурсно-производственные связи;

- общность технологии и производственной базы;

- комплексное использование общих видов производственных ресурсов.

Выделение и описание данного комплекса требуют серьезного дальнейшего научного анализа и исследования, очевидно только, что для этого следует выделить его состав, определить его состояние и задачи развития, разработать

стратегию его функционирования, перечислить функции государственных органов, регулирующих этот комплекс, методы и конкретные механизмы управления им. Все это является отдельной научной проблемой и не может быть в должной мере исследовано в рамках данной статьи.

Независимо от того, какой именно государственный орган будет заниматься управлением системой медиапредприятий, он должен определять цели управления, ему должны быть присущи определенные функции, как общие, так и конкретные, а также по элементам процесса производства.

Основной целью управляющей подсистемы, на наш взгляд, должно быть обеспечение оптимального функционирования системы медиапредприятий и выполнения ими социальных задач, выработка методологии управляющих воздействий с учетом общественной роли средств массовой информации. Названная цель определяет функции управления, осуществляемые управляющей подсистемой медиапредприятий.

Примечания

1 Курс экономики: Учеб. 3-е изд., доп. / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2000. С. 28.

2 Бурменко Т.Д. Многоликость услуг: проблемы определения и классификации // Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество. Иркутск, 2000. С. 22.

3 Туренко Т.А., Казарина Л.А., Баева О.Н. Менеджмент в сфере услуг. Иркутск, 2001. С. 12-13.

4 Евменов А.Е. Управление маркетингом услуг телекомпаний: Учеб. пособие. СПб., 2000. С. 14.

5 Пузыня К.Ф. Сущность и экономические проблемы развития социальной сферы России // Проблемы и опыт совершенствования управления и повышение эффективности функционирования учреждений и предприятий социальной сферы: Тезисы докл. I Всерос. науч.-практ. конф. 20-22 ноября 2002 г. СПб., 2002. С. 3-8.

6 Слезингер Г.Э. Социальная экономика: Учеб. М., 2001. С. 10.

7 Гасанов Э.А. Характер и параметры информационного типа экономического роста. Иркутск, 2000. С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.