Научная статья на тему 'Отправление правосудия по делам несовершеннолетних в ФРГ: баланс воспитания и права'

Отправление правосудия по делам несовершеннолетних в ФРГ: баланс воспитания и права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1856
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / АМБУЛАТОРНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВОСПИТАНИЕ ВМЕСТО ШТРАФОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Владимир Константинович, Гребенкин Евгений Владимирович

В этой статье рассматриваются уголовные дела, связанные с несовершеннолетними, закон о суде по делам несовершеннолетних, специфика правосудия в отношении несовершеннолетних и социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов Владимир Константинович, Гребенкин Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отправление правосудия по делам несовершеннолетних в ФРГ: баланс воспитания и права»

РАЗДЕЛ IX СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378

Кузнецов Владимир Константинович

Кандидат юридических наук, декан юридического факультета Сибирской академии государственной службы, kuznesv@sapa.nsk.su, Новосибирск

Гребенкин Евгений Владимирович

Кандидат педагогических наук, дог\ент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», rusforscher@mail.ru, Новосибирск

ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ФРГ: БАЛАНС ВОСПИТАНИЯ И ПРАВА

Kusnetsov Vladimir Konstantinovich

The candidate ofjurisprudence, the dean offaculty of law of the Siberian academy ofpublic service, kuznesv@sapa.nsk.su, Novosibirsk

Grebenkin Evgeny fVladimirovich

Senior lecturer of the chair and psychology of the Institute of History, Humanitarian and social Education of Novosibirsk Slate Pedagogical University, rusforscher@mail.ru, Novosibirsk

JUVENAL JUSTIS IN GERMANY: THE BALANCE OF EDUCATION END JUSTICE

В настоящее время достаточно банальным стал тезис о том, что одним из важнейших ресурсов развития гражданского общества в России является ювенальная юстиция. На наш взгляд, несмотря на активные общественные дискуссии, перспективы ее развития остаются туманными. Прежде всего эта проблема остается нерешенной по тем критериям и требованиям которые предъявляет современная ситуация к специальному превентивному ювенальному праву Российской Федерации.

Практика показывает, что развитие системы требует выхода за ее рамки и привлечения соответствующих знаний междисциплинарного и интернационального характера. В уголовно-исполнительной системе России наблюдаются тенденции к унификации правовых норм, единообразно регулирующих отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, формированию института посредничества в уголовном судопроизводстве и пересмотру традиционных мер воспитательного воздействия.

С целью научного анализа ювенального правосудия в РФ, следует обратить внимание на опыт тех стран, в которых преобразования в данной области прошли проверку на прочность и в течение длительного времени приносят положительный социальный эффект. В научной литературе сис-

тематически обсуждается вопрос о целесообразности уголовного преследования несовершеннолетних и необходимости расширения социально-педагогических учреждений, реализующих меры воспитательного воздействия. Среди стран, в которых успешно применяется ювенальное правосудие, особым образом выделяется ФРГ, где данное явление возникло в результате ее культурного и социального развития, эволюции концепции прав человека.

Важные сведения о специфике работы с несовершеннолетними правонарушителями содержатся непосредственно в тексте уголовного кодекса ФРГ (JGG от 26.06.1990), научных публикациях немецких педагогов и криминологов (Ф. Дюнкеля, В. Крумма, Р. Райндла, JT. Краппмаина, Ш. Квензеля, Б. Р. Зоннена, Д. Манзеля, Г. Кавамуры-Райндл, Б. Краака и др.). Стратегия и тактика социально-педагогической превенции и социальной работы с подростками и молодежью, раскрываются в исследованиях: К. Акерманна, Д. Валькер, В. Мельцера, К. Спауна, Ф. Петерманна, К. Пфайфера; монографиях: Т. Гордона, Г. Милковской-Олейничак, Д. Олвеуса, В. Хайтмайе-ра, К. Хурельманна, В. Шубарта и др.

Анализ литературы, в которой отражено современное состояние ювенальной юстиции и социальной работы в Германии, показал, что проблеме профилактики молодежной преступности уделяется внимание в национальных масштабах. Ее ключевым элементом является закон о суде по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz), в рамках которого в полном объеме реализуется ювенальное правосудие.

В законе (JGG) провозглашен абсолютный приоритет воспитания над наказанием, установлены меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних и солдат Бундесвера. Согласно букве закона в (JGG) определяются следующие возрастные границы:

- дети до 14 лет (Kinder) считаются неправоспособными и несамостоятельными (unschuldfähig, unselbständich), поскольку не могут нести уголовную ответственность за совершенное деяние;

- подростки 14-18 лет (Jugendliche) несут полную уголовную ответственность;

- взрослые от 18 до 21 года (Heranwachsende) в отношении данной возрастной группы могут применяться как нормы уголовного кодекса для несовершеннолетних (JGG), так и нормы общего уголовного права ФРГ (Strafgesetzbuch), приговор зависит от степени взрослости и вменяемости юноши, а также соответствия его биологического, психологического и социального возрастов.

Наказание, в виде лишения свободы, является наиболее строгой санкцией в ювенальном уголовном праве Германии и может применяться как последнее средство (letztes Mittel), если воспитательные и принудительные меры оказываются неэффективными и не приносят положительного социального результата [ 1 ].

В законе о суде по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz) разграничиваются юридические, психологические и социально-педаго-

гические сферы деятельности. В JGG предусматривается что применение уголовного права в отношениии несовершеннолетних направлено прежде всего на противодействие новым преступлениям подростка или молодого человека. Достижение указанной цели в судопроизводстве по делам несовершеннолетних осуществляются на основе реализации государственного права на воспитание (Erziehungsgedanke). Такими образом воспитательная идея является центральным ядром отправления правосудия по делам несовершеннолетних ФРГ, поскольку в течение исправительного периода подросток не только находится под контролем сотрудников социально-педагогических служб, но и подвергается исключительному воспитательному воздействию [1].

Социальные службы, занятые в системе правосудия по делам несовершеннолетних (Soziale Dienste der Justiz) выполняют психологические, юридические и социально-педагогические функции (рисунок). Эффективность системы исправления несовершеннолетних правонарушителей основывается на взаимодействии различных ведомств, обеспечивающих комплексную социально-педагогическую и правовую поддержку несовершеннолетним и их родственникам.

Полиция

Адвокат

(государственный, частный)

Функции:

Представление и защита интересов в суде, согласование и обжалование приговора (в суде по делам несовершеннолетних адвокат выполняет представительскую функцию)

Судья но делам несовершеннолетних Предварительные слушания Судебный процесс (прокурор, адвокат, виновный и потерпевший, социальный работник, законные представители). Заседание суда - закрытое

Прокуратура

Ведомство по делам молодежи

(Jugendamt)

Служба судебной помощи молодежи

(11^епс^епсЬ1$1п1Ге)

Функции:

кооперация с судом и полицией; оказание помощи социально-правового характера; комплексная диагностика несовершеннол етнего

Амбулаторные меры воспитательного воздействия Служба помощи условно осужденным

(Bewahrungshilfe)

1. примирение с потерпевшим (Т&ег-ОрГег-А1^1е1сЬ);

2. участие в контртренинге;

3. запрет на посещение определенных мест, управление транспортными средствами;

4. выполнение общественных работ, посещение курсов профессиональной подготовки;

5. выживание в экстремальных условиях (Erlebnispadagogik)

Стационарные меры исправления и безопасности

1. помещение в воспитательный дом, или

воспитательную колонию

(Не1тегае1ш1^);

2. краткосрочный арест 2-4 дня (КиггаггеБ!);

3. арест на свободное время (Рге1гекаггез0;

4. длительный арест 1 -4 недели фаиегаггеэ!);

5. тюремное заключение (З^епёкпазО;

6. помещение в психиатрическую клинику

Социальные службы в системе правосудия по делам несовершеннолетних

Служба судебной помощи молодежи (^епс^епсЫзЫ^е) занимается изучением обстоятельств, способствовавших совершению преступления, несет ответственность за анализ и синтез биографической информации о правонарушителе, составление психологического и социально-педагогического портрета несовершеннолетнего. Сотрудники службы встречаются с правонарушителем еще до начала судебного разбирательства, и разъясняют ему процессуальные правила, уточняют его позицию в отношении совершенного преступления. Судьи по делам несовершеннолетних отмечают, что благодаря деятельности службы судебной помощи молодежи они получают более полную картину о правонарушителе и его социальном окружении. Совместная работа судьи и социального работника является одним из отличительных признаков немецкой системы ювенального уголовного права.

На судебном заседании присутствуют не тлько законные представители несовершеннолетнего, но и сотрудник службы судебной помощи молодежи. При вынесении приговора судья не только руководствуется законодательными актами, но и принимает во внимание информацию, предо ставленную службой судебной помощи молодежи (ССПМ). Точка зрения сотрудника ССПМ является ключевой при назначении мер воспитательного воздействия. Важным условием в процессе принятия судебного решения являются рекомендованные ССПМ предложения, которые представляют собой педагогическую основу судебного следствия, и содержат важные результаты обследования обвиняемого, а также субъекта, против которого было совершенно преступление.

Одной из гарантий коллегиальности при рассмотрении дела, является то, что, в соответствии с Юв, представитель службы в обязательном порядке должен быть извещен о времени и месте проведения судебного заседания и во время слушания иметь право слова. Выслушивать его обычно принято перед закрытием судебного расследования, а также перед заключительной речью прокурора. Отказ прокурора или судьи от привлечения ССПМ к рассмотрению дела может привести к пересмотру дела и отмене приговора при соответствующем обжаловании в кассационном производстве. В соответствии с параграфом 5 абзаца 1 и 2 Закона о суде по делам несовершеннолетних в Германии могут применяться следующие меры воспитательного воздействия и штрафные санкции:

1) амбулаторно-воспитательные;

2) исправительные;

3) меры наказания.

Амбулаторно-воспитательные меры направлены на замещение санкций связанных с лишением свободы, например, участие в процедуре примирения с лицом, против которого было совершено преступление (таег-0р1ег-Ах^ЫсЬ), включение в курс социального антиагрессивного тренинга (АпЦ-Agressions-Training), отработка на общественных работах.

Сотрудники службы помощи условно осужденным (ВелуШтит^БЫ^е) работают с подростками, которым согласно параграфу 28 абзац 1 Юв пре-

доставляется отсрочка наказания на определенный испытательный срок (Bewährung), который варьируется от 1 до 2 лет. Ключевая функция сотрудника социальной службы условного исправления заключается в надзоре и сопровождении несовершеннолетнего в течение всего испытательного срока.

Исправление проходит в три этапа: адаптация - терапия - ресоциализация.

На первом этапе изучается личность несовершеннолетнего, составляется комплексный психологический портрет, формируется план индивидуальных и групповых занятий. В ведении одного социального работника могут находиться одновременно 6-7 условно осужденных. В течение адаптационного этапа социальные работники устанавливают контакты с семьями правонарушителей и школами, привлекают специалистов из смежных отраслей.

Второй этап - групповая терапия (1-3 мес.) проводится с использованием разнообразных психотерапевтических методик: «письмо жертве», « тренинг социальной компетенции»; «горячий стул»; «педагогика приключений»; (Erlebnispädagogik). Одной из ключевых процедур, назначаемых в отношении агрессивных и склонных к насилию правонарушителей, является антиагрес-сивный тренинг (Anti-Agressivitäts-Training).

Каждый участник тренинга обязан пройти через определенные психотерапевтические процедуры, в том числе и «горячий стул», где он подвергается жесткому перекрестному допросу со стороны всех участников тренинга. Специалист, инициирующий данный тренинг, преднамеренно сталкивает подростков с теми проблемами, которые для них остались нерешенными, устраивает безжалостную «очную ставку» с совершенными ими преступлениями.

Согласно правилам тренинга, «подсудимый» садится на стул в центре круга и подвергается вербальным атакам со стороны оппонентов. Каждый агрессивный выпад, угроза «подсудимого» в адрес импровизированных судей немедленно наказывается штрафными баллами или исключением, если попытка заканчивается провалом, процедура повторяется заново.

Вопросы, задаваемые «судьями», звучат приблизительно так: «Что ты сделаешь, если вдруг на дискотеке внезапно началась драка»? «Кто твои враги»? «За что ты избил Маркуса»? «Ты подлый человек»? «Кого, чего ты боишься»? «Ты «слабак»? «Что ты будешь делать, когда тот, кого ты избил, лежит весь в крови или без дыхания»? «Как часто и почему ты употребляешь алкоголь»? «Какие наркотики ты пробовал, тебе понравилось, почему»? «Кто твои родители»? «За что ты себя любишь»? «Сколько будет 6><9»? и т. д.

Вопросы, задаваемые участниками тренинга, имеют ярко выраженный провокационный характер и направлены на дезориентацию «подсудимого», вызов агрессии. Тем более что каждый из «импровизаторов» знает о том, что завтра настанет его очередь выступать в роли «подсудимого». Сотрудница службы помощи в исправлении города Нюрнберга госпожа М. Краузе отмечает: «Лица, участвующие в тренинге - это особый контингент, жесткий, агрессивный, замкнутый, распущенный, поэтому при работе с ними требуется

максимальная честность, такт и профессионализм. Если во время тренинга нам удается пробудить в подростках хоть малейшее чувство вины, стыда, спровоцировать агрессию, слезы, заставить их думать о последствиях своих действий, то шансы на успешное исправление значительно возрастают» [3, с. 42].

Следующим важным звеном в цепочке воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей является процедура примирения жертвы с преступником (Täter-Opfer-Ausgleich), которая впервые стала применяться в судопроизводстве Германии с конца 80-х гг. XX в. Изначально процедура примирения применялась в экспериментальном порядке, как общественная инициатива отдельных юристов и педагогов, но впоследствии переросла в легитимную юридическую практику. На сегодняшний день процедура примирения (уравнивания) жертвы с правонарушителем (Täter-Opfer-Ausgleich) является неотъемлемой частью системы мер воспитательного воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Большинство исследователей, изучающих данное явление, пришли к выводу, что примирительная процедура имеет серьезное воспитательное значение, поскольку' она позволяет конфликтующим сторонам урегулировать юридические и этические разногласия в досудебном порядке. Позиция потерпевшего усиливается тем, что он имеет возможность выразить свои претензии и потребовать от обидчика материальную и моральную компенсацию, правонарушитель несет персональную ответственность перед личностью, а не пред государством, имеет возможность компенсировать причиненный ущерб. Смысл примирения заключается в снятии напряженности между сторонами: правонарушитель имеет возможность объяснить истинные причины совершенного им проступка, потерпевший избавиться от чувства вины, страха и других негативных эмоций.

Превентивный эффект примирения основывается на анализе криминальных ситуаций, в которых участвуют несовершеннолетние: драки и издевательства в школах, на дискотеках, ночных клубах, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Сотрудники полиции отмечают, что в крупных городах Германии самыми распространенными деликтами являются вымогательство и уличные грабежи, далее следуют вандализм и хулиганство: «Находясь на улицах, мы наблюдаем, как, страдая от скуки, небольшие группы юношей и девушек, путешествуют по городу, принуждая своих сверстников отдавать им кошельки, мобильные телефоны и т. п. Участие подростка-правонарушителя в процедуре примирения (Täter-Oopfer-Ausgleich) позволяет ему не только загладить вину перед потерпевшим, но и вернуть отобранные у жертвы предметы обратно» [2].

Интересные данные приводятся в отчете службы примирения жертвы с преступником г Нюрнберга: «Андреас (возраст 14 лет) вскопал огород женщине, у которой он похитил сумочку, и в течение месяца помогал ей выполнять тяжелую работу в саду. Олаф (16 лет) извинился перед Вернером (16 лет) и оплатил входной билет на концерт поп музыки. В протоколе было 254

записано: Олаф избил Вернера, потому что поссорился с друзьями и чувствовал себя оскорбленным, в это время ему под руку подвернулся Вернер» [2].

Как видно из приведенных примеров, компенсация может быть как материальной, так и моральной. Если заходит речь о материальной компенсации в связи с причинением вреда здоровью, то она может варьироваться от 50 до 2000 Евро и во многом зависит от платежеспособности правонарушителя.

Реальный учет преступлений, совершенных несовершеннолетними в Германии осуществляется в условиях системы особой юрисдикции, совмещающей признаки судебных и педагогических органов. Судья по делам несовершеннолетних Барбара фон Миттелыптедт утверждает, что специально направляет многие дела на процедуру примирения: «Жертвы в большей степени удовлетворены мировым соглашением, потому что они имеют реальную возможность получить материальную и моральную компенсацию и им не приходится подавать гражданский иск в суд». «Обычно мы направляем на процедуру примирения, подростков, впервые совершивших преступление, только для них оно имеет смысл и самые высокие шансы на успех. Тог, кго пережил такого рода конфронтацию, в следующий раз подумает, стоит ли совершать преступление снова» [3, с. 45].

Данное мнение подтверждает сотрудник службы судебной помощи молодежи г. Мюнхена Л. Шубер: «Большинство подростков побывавших в бюро по урегулированию конфликтов, ведут себя более смирно, хотя ранее предполагали, что примирительная беседа - это легкое наказание, однако, когда им приходится лицом к лицу встречаться с жертвами и смотреть им в глаза, это оставляет у них глубокое впечатление. Когда дело принимает серьезный оборот, многие подростки начинают плакать, просить прощения, предлагать различные варианты компенсации» [3, с. 10].

Вынесение условного приговора для немецкого подростка означает не только формальное сохранение свободы, но и жесткий контроль со стороны различных ведомств и специалистов. При назначении условного приговора с определенными предписаниями подростка заранее извещают о возможных условиях и трудностях амбулаторного исправления, ограничивают в передвижениях, свободе действий. Неподчинение требованиям социального работника приводит к пересмотру меры пресечения, и условное наказание заменяется тюремным заключением без учета срока пребывания под надзором.

Педагогический анализ амбулаторных мер воспитательного воздействия позволяет выявить преимущества, связанные с их применением, что, в частности, проявляется в законе, указывающем на понятие и цели этих мер, наличие указания на срок их применения и формы контроля. Механизм ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Германии основывается на воспитательной идее, поскольку за ней стоит не формальный временный отказ от применения санкций, а замена их в течение испытательного срока на воспитательную работу с подростком.

Отмеченные выше, достоинства данной системы являются, на наш взгляд, во многом следствием того, что указанные меры основываются на глубоком

научном анализе. Сотрудничество системы ювенальных судов с социальными службами (в рамках юстиции и вне ее) заложено в самом законодательстве Германии. Идея воспитания как ведущий элемент процессуального и административного права способствует использованию преимущественно психолого-педагогических мер в отношении несовершеннолетних, подключению неюридических инстанций принимающих во внимание интересы общественной безопасности, а также социально-бытовые условия, в которых подросток развивается.

Таким образом, следует отметить, что в Германии порядок взаимодействия государственных правовых институтов (прокуратура, суд) и специализированных социально-педагогических учреждений регламентирован достаточно полно и подробно. Нормы ювенального уголовного права представляются в высшей степени зрелыми и приспособленными для ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Рассмотрение немецкого опыта не только позволяет раскрыть проблемы взаимодействия правоохранительной и педагогической практики России, но и определить тенденции ее развития в будущем.

Во-первых, в России необходимо решить вопрос в отношении уголовного кодекса по делам несовершеннолетних, принятие которого в настоящий момент откладывается на неопределенное время.

Во-вторых, следует создать специализированные (вспомогательные) со-циально-педагогические учреждения, финансируемые из бюджета министерства юстиции, подготовить специалистов, обладающих навыками работы в сфере ювенального правосудия.

В-третьих, развивать институт примирения жертвы с правонарушителем (медиации) в соответствии с принципом адекватности наказания и тяжести преступления, позволяющей нести персональную ответственность перед потерпевшим.

Межведомственная кооперация, задаваемая противоречиями: судья-со-циальный педагог; жертва-пресгупник; наказание-воспитание; может стать реальной основой для создания инновационных социально-педагогических проектов. С целью разрешения указанных противоречий необходимо стимулировать соответствующие научные исследования и расширять международные контакты.

Библиографический список

1. Бибик, О. Н. Введение в ювенальное уголовное право Германии [Текст]: учебное пособие. - Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2009. - 83 с.

2. Handbuch für die Praxis Klier, R. / Brehmer, M./ Zinke, S. (2002): Jugendhilfe in Strafverfahren, Jugendgerichtshilfe. Walhalla Fachverlag, - 240 s.

3. Grundsätze für die Mitwirkung der Jugendhilfe in Verfahren nach dem Jugendgerichtsgesetz - S. (2010) Fachdienst „Jugendhilfe im Strafverfahren“ BAG-Jugendgerichtshilfe in der DVJJ (Hrsg.), - 165 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.