Научная статья на тему 'Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей'

Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8143
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РОДИТЕЛЕЙ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ / PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE ON PARENTS / SENIOR TEENAGE AGE / RELATIONS WITH OPPOSITE SEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошель Анна Игоревна, Истратова Оксана Николаевна

Описаны результаты исследования, направленного на изучение проблемы особенностей отношений с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей. Нами был проведен теоретический анализ проблемы, а также диагностика наличия психологической зависимости от родителей и диагностика оценки своих отношений с противоположным полом психологически зависимыми и независимыми от родителей юношами и девушками. Результаты исследования показали, что психологическая зависимость, сформированная в старшем подростковом возрасте, обуславливает проблемы в отношениях со сверстниками противоположного пола, которые усугубляются во взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кошель Анна Игоревна, Истратова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS WITH OPPOSITE SEX OF THE SENIOR TEENAGERS, WHO PSYCHOLOGICALLY DEPENDENT ON PARENTS

This article is about features of relations with an opposite sex of the senior teenagers, psychologically dependent on parents. We had been carried out theoretical analysis of this problem. Also we have made diagnostics of psychological dependence on parents and some aspects of relations with opposite sex of young men and girls, who psychologically dependent on parents. Results of research have shown that psychological dependence generated at the senior teenage age, causes problems in relations with contemporaries of an opposite sex which are aggravated in adult life.

Текст научной работы на тему «Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей»

УДК 159.922.8

А.И. Кошель, О.Н. Истратова ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Описаны результаты исследования, направленного на изучение проблемы особенностей отношений с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей. Нами был проведен теоретический анализ проблемы, а также диагностика наличия психологической зависимости от родителей и диагностика оценки своих отношений с противоположным полом психологически зависимыми и независимыми от родителей юношами и девушками. Результаты исследования показали, что психологическая зависимость, сформированная в старшем подростковом возрасте, обуславливает проблемы в отношениях со сверстниками противоположного пола, которые усугубляются во взрослой жизни.

Психологическая зависимость от родителей; старший подростковый возраст; отношения с противоположным полом.

A.I. Koshel, O.N. Istratova RELATIONS WITH OPPOSITE SEX OF THE SENIOR TEENAGERS, WHO PSYCHOLOGICALLY DEPENDENT ON PARENTS

This article is about features of relations with an opposite sex of the senior teenagers, psychologically dependent on parents. We had been carried out theoretical analysis of this problem. Also we have made diagnostics of psychological dependence on parents and some aspects of relations with opposite sex of young men and girls, who psychologically dependent on parents. Results of research have shown that psychological dependence generated at the senior teenage age, causes problems in relations with contemporaries of an opposite sex which are aggravated in adult life.

Psychological dependence on parents; senior teenage age; relations with opposite sex.

Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования качественно новых отношений с противоположным полом. Эти отношения в жизни молодых людей занимают важное место, представляют для них самостоятельную ценность и играют особую роль в формировании личности, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности. Это признают все исследователи психологии отрочества и юности (Л.И. Божович, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Г. Лидерс, В.С. Мухина, Ф. Райс, Х. Ремшминдт, Е.Е. Сапо-гова, Д. Снайдер, Э. Эриксон и др.). Особенности отношений с противоположным полом и их значение в развитии личностной и межличностной сфер подростков можно рассмотреть через три аспекта: когнитивный, аффективный и поведенческий [1, 2].

Когнитивный аспект связан с полоролевой идентификаций старших подростков. Этот процесс начинается с самого раннего детства: сначала ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола (или с тем, кто заменяет родителя), далее идентификация происходит через общения со сверстниками своего и противоположного пола, в старшем подростковом возрасте процесс полоролевой идентификации имеет более глубокий характер. В.С. Мухина предлагает считать половую идентификацию одним из звеньев структуры самосознания. Она несет в себе «ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологи-

ческом плане. Идентификация со своим полом имеет очень глубокое проникновение в самосознание личности, она интегрирует со всеми другими звеньями самосознания». Депривация старшего подростка со стороны его половой принадлежности приводит к эмоциональному напряжению, фрустрации и неврозам [3].

Аффективный аспект выражается, прежде всего, в появлении чувства любви, влюбленности, симпатии к противоположному полу. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юношеские мечты о любви отражают потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек. Если же в юности не возникает особого интереса к противоположному полу, отсутствуют романтические порывы, то в будущем это может привести к тому, что человек будет поверхностным в своих привязанностях [4].

Поведенческий аспект включает приобретение навыков полоролевого поведения. В старшем подростковом возрасте важно узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и эффективно практиковать их, что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера [5, 6].

Особенности полоролевой идентификации, полоролевого поведения и эмоциональных переживаний старших подростков формируются в семье с раннего детства. Поэтому становление благоприятных отношений с противоположным полом старшего подростка во многом зависит от стиля семейного воспитания, психологического климата в семье, особенностей семейных отношений и т.п. Современное состояние семьи (чрезмерная опека детей, занятость родителей и отсутствие эмоционального тепла) породило явление психологической зависимости от родителей, характеризующееся сильным стремлением к эмоциональной близости, поддержке и защите со стороны родителей и сниженной способности к самостоятельному поведению. Психологическая зависимость от родителей является относительно устойчивым личностным образованием и существует в двух основных формах - собственно зависимости (смирение, уход, подчинение) и негативизма (протест, упрямство, бунт) [7].

Возникшая психологическая связь между родителем и подростком настолько сильная, что она мешает подростку строить новые связи со сверстниками противоположного пола. Все это порождает личностные и межличностные проблемы в отношениях с противоположным полом и приносит старшему подростку сильные негативные переживания [7, 8].

Как у собственно зависимых, так и у негативистов, появившиеся в старшем подростковом возрасте проблемы с противоположным полом, в дальнейшем только усугубляются и проявляются в следующем [8, 9, 10]:

Проблема поиска спутника жизни и создание семьи. Психологически зависимые от родителей люди испытывают сложности при общении с противоположным полом, часто бывают одинокими. Многие из них живут с родителями, так и не создав семьи, либо после непродолжительного брака опять возвращаются к родителям. Это обусловлено их слабостью, инфантильностью, незрелостью, несамостоятельностью.

Проблемы в отношениях с супругом. У психологически зависимых от родителей людей, которым удалось создать семью, зависимость от родителей переходит в зависимость от партнера или уже от своего ребенка. Психологически зависимый от матери мужчина в одном случае (при негативизме) выбирает женщину

сильную и транслирующую в любовных отношениях материнскую позицию, с тем, чтобы неосознанно завершить свои отношения с матерью. В своей семье он проявляет себя противоречиво двойственно: он высказывает требования, чтобы принимали его мужское лидерство, будучи реально зависимым от жены. Такой мужчина часто бывает агрессивным по отношению к жене, так как подсознательно чувствует свою вину за то, что ушел из родительской семьи. В другом случае муж сознательно принимает лидерство жены (при собственной зависимости). В такой семье отношения строятся по типу детско-родительских. Такие отношения могут быть стабильны при определенном типе женщины (психологически зрелая, активная, энергичная, лидер и т.д.). В случае психологически зависимой жены отношения между мужем и женой выстраиваются по типу «отец-дочь», где жена ждет от мужа заботы, опеки, в основном ответственность лежит на муже. Очень часто в молодой семье психологически зависимого от родителей супруга начинает лидировать родительская семья прямо или косвенно (в принятии решений, воспитании детей и проч.).

Таким образом, изучение проблемы особенностей отношений с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей, является очень важным. Но сама проблема нова и недостаточно исследована, поэтому она лежит в основе нашей работы.

В работе мы руководствуемся возрастно-психологическим подходом Л. С. Выготского и его последователей, где особое внимание уделяется переживаниям, чувствам подростка. На основании этого подходы мы будем изучать не сами отношения со сверстниками противоположного пола, а их оценку старшими подросткам, психологически зависимыми от родителей, что и является целью нашего исследования.

В исследовании приняло участие 214 старших подростка, учащихся в школах и колледжах города Таганроге, в возрасте от 15 до 17 лет, из них 89 девушек и 124 юношей.

На первом этапе исследования была проведена диагностика психологической зависимости от родителей у старших подростков с помощью методики «Диагностика психологической зависимости от родителей». Методика относится к проективным процедурам рисуночного типа. Стимульный материал представлен набором из 24 рисунков, на которых изображен подросток в ситуации общения с родителем. Испытуемому предлагается придумать ответную реплику подростка, символично изображённого на картинке. В методике выделяются четыре вида ситуации взаимодействия старшеклассника с родителями: общение с взрослым, прислушивание к мнениям, советам взрослого, принятие помощи взрослого, выполнение указаний взрослого. Методика позволяет отнести испытуемого к одной из категорий:

♦ психологически независимые от родителей (далее независимые);

♦ с тенденцией к психологической зависимости от родителей:

♦ с тенденцией к собственной зависимости;

♦ с тенденцией к негативизму;

♦ психологически зависимые от родителей (далее зависимые):

■ собственно зависимые;

■ негативисты.

По результатам методики мы определили наличие психологической зависимости от родителей у старших подростков, участвующих в исследовании (табл. 1).

Таблица 1

Результаты методики «Диагностика психологической зависимости от

родителей»

Независимые С тенденцией к зависимости Зависимые

Тенденция к собственной зависимости Тенденция к негативизму Собственная зависимость Негативизм

Кол. чел. 49 22 82 37 24

% 23 10 39 17 11

Почти половина участников исследования (104 чел., 49 %) имеют тенденцию к зависимости. Это объясняется тем, что в период старшего подросткового возраста психологическая зависимость от родителей ещё только формируется как личностное образование. Есть вероятность, что некоторые из старших подростков данной группы станут психологически зависимыми от родителей. Это зависит от того, будут ли решены основные задачи развития этого периода, в частности эмансипация от родителей. Но для получения наиболее достоверных результатов дальнейшая исследовательская работа проводилась со старшими подростками, которые относятся к одной из трех групп: независимые (49 чел., 23 %), собственно зависимые (37 чел., 17 %) и негативисты (24 чел.,11 %), юноши и девушки с тенденцией к зависимости в дальнейшем участие не принимали.

На втором этапе исследования была изучена оценка отношений со сверстниками противоположного пола старших подростков. Мы рассмотрели особенности отношений с противоположным полом у собственно зависимых и негативистов по сравнению с независимыми с помощью «Модификации методики исследования самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн» и методики «Мой круг общения». Предварительно каждую из трех выборок уравняли по 24 человека путем рандомизации для получения наиболее достоверных результатов, так как существовала большая разница между количеством участников в этих выборках.

Модификация методики исследования самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн показала результаты по трем выборкам, отражающие субъективную оценку старшими подростками удовлетворенности своими отношениями со сверстниками противоположного пола по пяти шкалам: знания для общения, способность к пониманию, неконфликтность, успешное выполнение совместной деятельности, установление контактов (табл. 2).

Психологически независимые от родителей старшие подростки очень высоко оценивают свои отношения с противоположным полом во всех представленных сферах. Собственно зависимые от родителей юноши и девушки, как и независимые, удовлетворены своими знаниями для общения со сверстниками противоположного пола, высоко оценивают способность к пониманию их, а также успешное выполнение совместной деятельности. Но считают себя конфликтными в отношениях с противоположным полом и имеют трудности в установлении контактов с ними. Негативисты, напротив, очень высоко оценивают свое умение устанавливать контакты с противоположным полом, но при этом являются также очень конфликтными в этих отношениях, как и собственно зависимые. Старшие подростки-негативисты достаточно высоко оценивают такие сферы, как «знания для общения» и «успешность выполнения совместной деятельности», а способность к пониманию противоположного пола оценивают ниже (преобладает средний уровень).

Таблица 2

Процентное распределение старших подростков трех групп по каждому

уровню шкал

Шкалы Уровни Знания для общения, % Способность к пониманию, % Неконф- ликтность, % Успешность выполнения совместной деятельности, % Установление контактов, %

Независимые Низкий 0 0 12 0 0

Средний 8 12 29 12 0

Высокий 42 29 21 21 33

Очень высокий 50 59 38 67 67

Собственно зависимые Низкий 8 21 29 4 25

Средний 8 12 33 13 42

Высокий 42 17 25 29 21

Очень высокий 42 50 13 54 12

Негативисты Низкий 13 21 42 21 8

Средний 21 33 38 16 17

Высокий 33 25 16 25 17

Очень высокий 33 21 4 38 58

Также нами был проведен математический анализ результатов применения методики по критерию углового преобразования Фишера на уровне значимости

0,01, где мы сравнили три выборки испытуемых и сделали следующие выводы.

Старшие подростки всех трех групп достаточно высоко оценивают свои знания для общения с противоположным полом. Но наиболее низкие показатели по этой шкале у негативистов: 13 % оценивают свои знания низко, 21 % - средне, 66 % -высоко и очень высоко. В то время как 92 % независимых и 84 % собственно зависимых юношей и девушек оценивают высоко и очень высоко.

Независимые и собственно зависимые старшие подростки дают более высокие оценки по шкале «способность к пониманию» сверстников противоположного пола, чем негативисты. При этом независимые оценивают выше, чем собственно зависимые старшие подростки.

Независимые юноши и девушки оценивают себя более неконфликтными в отношениях с противоположным полом в отличие от собственно зависимых и не-гативистов.

Независимые старшие подростки выполнение совместной деятельности со сверстниками противоположного пола оценивают более успешно, чем негативи-сты. Также имеются некоторые отличия между собственно зависимыми старшими подростками и негативистами, первые оценивают совместную деятельность более успешной.

Независимые старшие подростки и негативисты оценивают более высоко свое умение устанавливать контакты с противоположным полом, чем собственно зависимые. При этом оценка негативистов более низкая, чем у независимых подростков.

Анализ результатов методики «Круг общения» показал содержательную сторону отношений со сверстниками противоположного пола старших подростков трех выборок, а именно что важно и значимо для них в этих отношениях (табл. 3).

Таблица 3

Содержание отношений со сверстниками противоположного пола (что важно и значимо)

Независимые Собственно зависимые Негативисты

Содержание % Содержание % Содержание %

Понимание 79 Понимание 46 Хорошее отношение ко мне и честность 42

Внутренний мир, качества личности 46 Общие интересы 33 Понимание, уважение 38

Интерес, симпатия 33 Надежность, доверие 29 Интерес, симпатия 25

Надежность, доверие 25 Интерес, симпатия 21 Внешний вид, качества личности 21

Для всех трех групп исследования в отношениях с противоположным полом важно понимание, интерес и симпатия, что характерно для старшего подросткового возраста. Для независимых и собственно зависимых юношей и девушек также значимо надежность и доверие. Для независимых и негативистов - качества человека, только независимые делают акцент на внутренний мир противоположного пола, а негативисты - на внешний вид. Также для негативистов важно хорошее отношение к ним сверстников противоположного пола, уважение и честность в этих отношениях, все это отражает зависимость негативистов в отношения с противоположным полом, перенесенную из детско-родительских отношений. Собственно зависимые старшие подростки как значимое в отношениях выделяют общие интересы.

Кроме того, методика позволяет изучить удовлетворенность своими отношениями с противоположным полом старших подростков. Больше половины собственно зависимых молодых людей (58 %) и негативистов (58 %) неудовлетворенны своими отношениями с противоположным полом. У независимых старших подростков неудовлетворенность отношениями проявляется только у 38 % испытуемых, остальные 62 % довольны этими отношениями и ничего не хотели бы в них менять.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что психологически зависимые от родителей старшие подростки менее удовлетворены своими отношениями со сверстниками противоположного пола, чем независимые юноши и девушки. Негативисты конфликтны в этих отношениях, но при этом ждут от противоположного пола хорошего отношения к ним. Собственно зависимые подростки также конфликтны с противоположным полом и имеют трудности в установлении контактов с ними.

Проблемы в отношениях с противоположным полом сопровождаются отрицательными эмоциональными переживаниями, негативно влияют на развитие лич-

ности в целом. Поэтому психологически зависимым от родителей старшим подросткам необходима психологическая помощь в решении личностных и межличностных проблем с противоположным полом. Перспективой данного исследования является разработка психокоррекционной программы, направленной на оптимизацию отношений со сверстниками старших подростков, психологически зависимых от родителей, и основанной на решении задач возраста и личностном росте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 432 с.

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. - 464 с.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

- (Серия «Мастера психологии»).

6. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М., 1979.

7. Макушина О.П. Причины психологической зависимости подростков от родителей // Вопросы психологии, 2002. - № 5.

8. НекрасовА.А. Материнская любовь. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

- 249 с.

9. Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 10 (111). - С. 209-214.

10. Маданес К. Системная семейная психотерапия. - М., 1999.

Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор Е.Н. Каменская. Кошель Анна Игоревна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: annna.koshel@mail.ru.

347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2.

Тел.: 88634312016.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.

Истратова Оксана Николаевна

E-mail: oksana-istratova@yandex.ru.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; доцент.

Koshel Anna Igorevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: annna.koshel@mail.ru.

2, Chekhov Street, Taganrog, 347922, Russia.

Phone: +78634312016.

The Department of Psychology and Safety of Existence; Post-graduate Student.

Istratova Oxana Nikolaevna

E-mail: oksana-istratova@yandex.ru.

The Department of Psychology and Safety of Existence; Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.