Бизнес в законе
5'2011
9.5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Мещерякова Ольга Михайловна, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме отношений России и Европейского Союза. Одним из путей укрепления международных отношений на современном этапе становится международно-правовое сотрудничество в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: Лиссабонский договор, интеграция, Европейский Союз, специальные меры правового регулирования, глобализация, полномочие, международная организация
RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION IN THE PUBLIC HEALTH SPHERE
Mescheryakova Olga M., lecturer of the Department of international law, Peoples Friendship University of Russia
Annotation: The article is devoted to the problem of relations between Russia and the European Union. The solution of a major social issue, namely the issue of international legal cooperation in the public health sphere has becomes one of the ways of strengthening the contemporary international relations.
Keywords: Lisbon Treaty, integration, European Union, special measures of legal regulation, globalization, authority, supranational, international organization
Российская Федерация не является членом Европейского Союза, однако это нисколько не умаляет того значения, которое придается у нас Евросоюзу и развитию отношений с ним.
На складывании отношений России и Европейского Союза сказывается история их развития: геополитические расчеты, военные доктрины, и, разумеется, экономические интересы.
Однако наша торговля с европейскими государствами и, прежде всего, с государствами-членами Европейского Союза создает самую прочную основу для углубления сотрудничества. И в обозримом будущем ситуация вряд ли серьезно изменится.
Торговые отношения России со странами Европейского Союза оформляются двусторонними отношениями. Исключение составляло только Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Таким образом, для России Европейский Союз является главным торговым партнером. Во внешнеторговом обороте Европейского Союза Россия занимает значительное место.
В настоящее время в связи с расширением Европейского Союза Россия и Евросоюз стали соседями с достаточно протяженной общей границей. А общие границы, в свою очередь, всегда означают общие проблемы, решить которые можно только совместными усилиями.
Отношения между Россией и Евросоюзом строились на основе «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (С ПС), а также на основе ряда секторных соглашений. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было заключено 24 июня 1994 г. на острове Корфу. В силу этот документ вступил с 1 декабря 1997г. Данное соглашение было рассчитано на 10 лет. Таким образом, 1 декабря 2007г. срок его действия истек. Однако вплоть до заключения нового соглашения, существующее будет продляться автоматически сроком на один год.
Соглашение предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, и является очень объемлющим и далеко идущим экономическим соглашением из всех, которые когда-либо существовали у России с другими странами. Поэтом, в некоторой степени, СПС является уникальным соглашением [ 1, с.57 ].
Однако данное соглашение не предусматривает вступления России в Европейский Союз, в нем даже не говорится об ассоциированном членстве России в Евросоюзе. Так чем же оно интересно для России?
Прежде всего, тем, что в него удалось включить положение о создании в будущем между Россией и Европейским Союзом зоны свободной торговли и об участии России в едином европейском пространстве.
Таким образом, при помощи этого соглашения удалось достичь эффективного сотрудничества. Ведь как бы мы не относились к европейскому интеграционному процессу, игнорировать его мы не можем. Поэтому нужно стараться получить от него максимально возможную выгоду.
В настоящее время Европейский Союз и Российская Федерация прилагают усилия к разработке нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, так называемого СПС-2.
В нем должны быть в большей степени отражены те экономические и структурные изменения Европейского Союза, которые произошли за истекший период. Новое соглашение должно также учитывать те реалии, которые связаны с вступлением в силу Лиссабонского договора, согласно которому Европейское сообщество прекратило свое существование.
Кроме того, большое значение для России имеет возможность в будущем сотрудничать с Европейским Союзом не на основании двухсторонних соглашений, а на основе полноправного участия в конкретных сферах сотрудничества.
Прецеденты участия в отдельных сферах сотрудничества государств-членов Европейского Союза для государств, не являющихся таковыми, на сегодня имеются. Это, в первую очередь, «Пространство свободы, безопасности и законности» а также подобные прецеденты имеются в области сотрудничества государств в сфере здравоохранения (пока на уровне межгосударственных программ).
В этой сфере сотрудничества Российской Федерации с Европейским Союзом, кроме указанного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, действует межгосударственная программа, так называемое «Северное измерение».
«Северное измерение» -это общая политика, которая является региональным воплощением на севере Европы одного из «общих пространств» России и Европейского Союза.
Мещерякова РОССИЯ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ О.М.
В рамках «Северного измерения» выделяют несколько ключевых направлений:
Экономика и бизнес;
Здравоохранение и научные исследования;
Природные ресурсы и ядерная безопасность;
Региональное развитие;
Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.
Следует отметить, что участниками «Северного измерения» являются не только государства-члены Европейского Союза, но и такие страны как Норвегия и Исландия.
Указанное обстоятельство сближает эту сферу сотрудничества с такой сферой как «Пространство свободы, безопасности и законности» куда также наряду с государствами-членами Европейского Союза входят страны, не являющиеся участниками европейского интеграционного процесса.
Поэтому можно говорить о том, что обе эти сферы сотрудничества расширяют границы интеграции.
Для Российской Федерации это имеет решающее значение, т.к. данный прецедент дает основание полагать, что Россия, не являясь членом Европейского Союза, также может участвовать в тех сферах сотрудничества, которые представляют для нее интерес.
Одним из важнейших направлений сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза в сфере здравоохранения является борьба со СПИДом.
Распространение СПИДа представляет серьезную проблему, требующую выработки новых методов сотрудничества государств как внутри Европейского Союза, так и с третьими странами, в частности с Российской Федерацией.
Следует развивать сотрудничество в борьбе с ВИЧ также и в таких смежных направлениях как распространение информации о вирусе иммунодефицита человека, а также в вопросах, касающихся нехватки образования вообще.
Следует напоминать гражданам Европейского Союза и Российской Федерации о рисках, связанных с распространением этого заболевания.
В октябре 2005г. Европейская комиссия в сотрудничестве с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации запустила двухлетний проект «Развитие социального обслуживания для групп риска III»
Реализация этого проекта осуществлялась выборочно в пяти выбранных регионах: в Калининграде и Калининградской области; в Кировской области; в Республике Чувашия, в Тверской области, в Хантыман-сийском автономном округе.
Однако реализация проекта показала, что эффективным сотрудничество может быть только на основе участия в многосторонних программах, в которых Россия могла бы участвовать как полноправный партнер [2, с.103].
В частности программы, разработанные в ЕС, и направленные на развитие профилактической медицины, в сочетании с другими программами партнерства государств ЕС в этой сфере, приносят гораздо более действенные результаты, чем указанная программа «Развитие социального обслуживания для групп риска III» носящая двусторонний характер.
Поэтому сотрудничество России и Европейского Союза в сфере здравоохранения показывает, что Российской Федерации следует работать над активизацией не только двусторонних программ сотрудничества с
Европейским Союзом, но, в первую очередь, над возможностью участия в многостороннем сотрудничестве в отдельных сферах.
Список литературы:
1. Клемин А.В. О договорах между ЕС и Россией // Московский журнал международного права. 2002. №2.
2. Weil O., Mc Kee M., Oberle D. Priorities for public health action in the European Union. F.-a-M. 2008.
References:
1. Klemin A.V. On the Treaties between the EU and Russia // Moscow Journal of International Law. 2002. №2.
2. Weil O., Mc Kee M., Oberle D. Priorities for public health action in the European Union. F.-a-M. 2008.