Научная статья на тему 'Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР'

Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1038
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МЬЯНМА / ЮЖНАЯ АЗИЯ / КИТАЙ / STRATEGIC LINES OF COMMUNICATION (SLOCS) / ENERGY SECURITY / ENERGY DIPLOMACY / MYANMAR / SOUTH ASIA / CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Дарья Владимировна

Статья посвящена истории развития китайско-мьянмских отношений, а особенно их энергетической составляющей и дипломатическим связям. Проводится анализ осуществления энергетической политики и дипломатии КНР в Мьянме. Рассматриваются китайско-мьянмское сотрудничество и история сближения на фоне взаимодействия Мьянмы и Индии. Описывается общее экономико-политическое положение в Мьянме, которое исследуется как часть энергетической стратегии Китая под названием «Нитка жемчуга». Рассматривается вклад Китая в инфраструктурное, экономическое и военно-оборонное развитие Мьянмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations between China and Myanmar in the context of Chinese energy diplomacy

Chinese involvement with the Indian Ocean countries aims to diversify suppliers and routes for transportation of hydrocarbons, for which it creates the so-called "string of pearls" strategy. Each "pearl" is a link of Chinese geopolitical influence and presence. The nature of strategy is not only the construction of various infrastructures, but also the strengthening of the bilateral ties with neighbouring countries. The main strategy of China's influence is not any pressure, but the conclusion of mutually beneficial agreements, diplomatic work with Asian countries. Myanmar (former Burma) is significant by size, natural resources and strategic location. At the same time, Myanmar suits to Western standards under the concept of a "failed state". China sticks to the noninterference policy towards the internal affairs of Myanmar. Military government, established in 1988, keeping the leader of the opposition party under house arrest for almost 20 years, is in power for now. This situation attracted international attention. In 1997 Myanmar was imposed sanctions on for the first time, but it was strategically beneficial to China, giving more opportunities to expand the influence in Myanmar. The countries maintain friendly relations through a comprehensive strategic and cooperative partnership, and their important part is the relationship between the armed forces of China and Myanmar, which is developing successfully. The states preserve a high frequency of intergovernmental high-level contacts, including meetings of top officials and senior military officials of both countries. China is the largest investor and one of the largest trading partners of Myanmar. The parties started construction of oil and gas pipelines, conducted by Chinese National Petroleum Corporation. All Chinese infrastructure projects in Myanmar aim to develop the north-western provinces of China, giving them access to the sea and the possibility to accelerate development through the ongoing infrastructure projects. Access to Myanmar's ports and various transport routes can be called vital and essential for China. Over the past decade, China has formed very close economic and political relations with Myanmar, backed by the military-defence interactions. China is assisting to the modernization of the old network of naval bases and building new ports and bases that could serve as commercial and strategic objectives for both countries. While earning a new source of energy natural gas from Myanmar by a convenient and efficient pipeline, China diversifies the export of oil from the Middle East and Africa. Such large-scale projects provide development of Myanmar and strengthen the cooperation between the infrastructures of China and Myanmar.

Текст научной работы на тему «Отношения между Китаем и Мьянмой в контексте энергетической дипломатии КНР»

Д.В. Матвеева

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И МЬЯНМОЙ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ КНР

Статья посвящена истории развития китайско-мьянмских отношений, а особенно их энергетической составляющей и дипломатическим связям. Проводится анализ осуществления энергетической политики и дипломатии КНР в Мьянме. Рассматриваются китайско-мьянмское сотрудничество и история сближения на фоне взаимодействия Мьянмы и Индии. Описывается общее экономико-политическое положение в Мьянме, которое исследуется как часть энергетической стратегии Китая под названием «Нитка жемчуга». Рассматривается вклад Китая в инфраструктурное, экономическое и военно-оборонное развитие Мьянмы.

Ключевые слова: энергетическая безопасность; энергетическая дипломатия; Мьянма; Южная Азия; Китай.

Спрос на энергоресурсы в Китае более чем удвоился за последние 20 лет, и это обстоятельство значительно повысило его интерес к зарубежным энергоресурсам. Деятельность КНР в странах Индийского океана направлена на диверсификацию поставщиков и путей транспортировки углеводородов, для чего была создана так называемая «Нитка жемчуга». Каждая «жемчужина» в этой «нитке» становится звеном китайского геополитического влияния и присутствия. К числу таких «жемчужин» можно отнести порты Читтагонг в Бангладеше и Кьяукпью в Мьянме, а также Хамбан-тота в Шри-Ланке и Г вадар в Пакистане. В итоге формируется путь, который соединяет материковый Китай с Ближним Востоком. Присутствие на этом пути позволяет контролировать поставки энергоресурсов по линиям морских коммуникаций и создавать основы дальнейшего сотрудничества со странами-партнерами. Сущностью стратегии является не только строительство различных объектов инфраструктуры, но и укрепление межгосударственных связей с соседними странами. Главной стратегией влияния Китая является вовсе не давление, а заключение взаимовыгодных договоров, дипломатическая работа со странами Азии.

Китай стремится диверсифицировать пути и источники поступления углеводородов, у него есть два альтернативных плана транспортировки нефти и газа из Африки и с Ближнего Востока, позволяющие миновать Малаккский пролив [1]. Первый заключается в том, что танкеры заходят в пакистанский порт Гвадар, откуда нефть транспортируется в Синьцзян-Уйгурский автономный район по трубопроводу или по железной дороге и автострадам. Второй план включает в себя транспортировку нефти в Юньнань по трубопроводу из порта Кьяукпью в Мьянме.

Мьянма (бывшая Бирма, сменившая название в 1989 г.) является значительным по территории, наличию природных ресурсов и стратегическому положению государством. Мьянма представляет собой стратегическую зону между Китаем, Индией и такими странами Юго-Восточной Азии, как Бангладеш, Лаос и Таиланд. Мьянма имеет выход к Андаманскому морю и Бенгальскому заливу с рядом удобных природных гаваней, а ее прибрежная зона длиной 1 930 км достигает Малаккского пролива. В то же время Мьянма является бедным государством, подходящим по западным меркам под понятие «failed state» — «провалившееся государство». После первых с 1990 г. парламентских выборов 2010 г., в которых большинство голосов получила правящая партия, президентом страны был избран

премьер-министр Тейн Сейн, который стал первым гражданским президентом после эпохи военного правления в государстве, длившейся почти 50 лет.

Мьянма стала одним из первых государств, признавших КНР во время демократического правления УНу в 1949 г. Страны подписали торговое соглашение в 1954 г. и соглашение о границе в 1960 г. С 1962 г., когда к власти в Мьянме пришли военные во главе с генералом Не Вином, китайско-мьянмские отношения переживали не лучшие времена, но потеплели после визита Не Вина в Китай в 1975 г. Позднее, в 1979 г., Китай выделил Мьянме помощь в размере 63 млн долл. [2]. После 1988 г. сотрудничество между странами стало укрепляться и развиваться.

Китай придерживается строгой позиции невмешательства во внутренние дела Мьянмы. Это связано с политической ситуацией, вызывающей опасения у ЕС и противодействие США. С 1988 г. у власти находится военное правительство, проводившее масштабное подавление сопротивления для восстановления мира и порядка в стране и отказавшееся признать результаты прошедших в 1990 г. выборов и передать власть победившей на них партии «Национальная лига за демократию». В 1989 г. хунтой была задержана лидер этой партии Аун Сан Су Чжи, что привлекло внимание международной общественности. В июле 1991 г. Аун Сан Су Чжи получила премию Европейского парламента им. Сахарова в сфере прав человека, а также Нобелевскую премию мира в октябре 1991 г. После выборов 2010 г. Аун Сан Су Чжи, в итоге отказавшаяся от участия в них, была освобождена из-под домашнего ареста. Она и ее партия изначально обвиняли правящую партию в многочисленных нарушениях во время избирательного процесса. К претензиям и обвинениям «Национальной лиги за демократию» присоединились и другие партии, в том числе вторая по размерам после правящей «Партия национального единства» [3].

В 1997 г. на Мьянму впервые были наложены санкции, однако в том же году она была принята в АСЕАН, что позволило ей избежать изоляции. Подход западных стран к внутриполитической ситуации в Мьянме, основанный на санкциях, стал стратегически благоприятным для Китая, дав ему больше возможностей для распространения влияния на это государство. В такой международной обстановке взаимодействие между Китаем и Мьянмой только усиливалось, Китай становился сильным союзником, крайне необходимым Мьянме и ее правительству, получавшему неоспоримую выгоду от сотрудничества.

Стоит упомянуть о дилемме, сопровождающей индо-мьянмские отношения. Индия поддерживает демократические силы, оппозиционные правящему режиму, но в то же время для обеспечения собственных национальных интересов вынуждена идти на все более тесное сотрудничество с военным правительством. Еще с момента обретения независимости в 1948 г. внутренняя политическая обстановка характеризовалась борьбой демократов и военных Мьянмы. Индия меняла стратегию и выбирала между демократическими силами и хунтой, сменявшими друг друга у власти в Мьянме. В итоге после отмены Конституции 1947 г. и формирования военного правительства в 1962 г. Мьянма вступила в полосу «холодных отношений» с Индией.

После событий 1988 г. и решительного отдаления Индии от Мьянмы в китайско-мьянмских отношениях произошло еще более тесное сближение, что продемонстрировало надежность долгосрочного партнерства с Китаем. Тем не менее со временем Индия пошла на достаточно широкое экономическое и политическое сотрудничество с военными властями Мьянмы. Это диктовалось собственными национальными интересами и энергетической безопасностью, а также активной политикой Китая во всех странах мира, а в первую очередь — в странах, способных послужить обеспечению политики диверсификации углеводородных поставок. Нельзя забывать и о региональном соперничестве Китая и Индии, так как обе азиатские державы понимают необходимость поддержания стабильности в регионе, в то же время беспокоясь о безопасности собственных границ и проектов, нацеленных на развитие.

Китай и Мьянма постоянно поддерживают дружеские отношения в рамках всестороннего стратегического партнерства и сотрудничества, их важная часть — взаимодействие между вооруженными силами государств — успешно развиваеются. Во время визита в Мьянму в мае 2011 г. заместитель председателя Центрального военного совета КНР Сюй Цайхоу отметил, что две армии неизменно сохраняют дружественные контакты и ведут эффективное практическое сотрудничество в области обмена визитами на высоком уровне, оснащения и техники, подготовки кадров и приграничного обмена, что не только содействует строительству национальной обороны и армии, но и вносит важный вклад во всестороннее развитие межгосударственных связей. Сюй Цайхоу выдвинул предложения по развитию межармейских отношений, такие как укрепление стратегического взаимодоверия и координации для защиты общих интересов, а также продвижение практического сотрудничества [4].

Государства сохраняют высокую периодичность межправительственных контактов на высшем уровне, в том числе встречи первых лиц государства и высокопоставленных военных представителей обеих стран. В 2000 г. заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао и заместитель председателя ГСМР Маунг Ае обменялись визитами и подписали совместное рамочное соглашение касательно будущего двустороннего сотрудничества. Маунг Ае также посетил КНР в 2009 г. В 2001 и 2003 гг. произошел обмен визитами между президентом КНР Цзян Цзэминем и председателем ГСМР Тан Шве [5]. В

2009 г. состоялось несколько встреч между китайскими

и мьянмскими представителями различных ведомств. Премьер-министр Мьянмы Тейн Сейн посетил Боао-ский азиатский форум на китайском острове Хайнань. Член ПК Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь встретился с премьер-министром Тейн Сейном в ходе своего визита в Мьянму. В ходе визита были подписаны соглашения о сотрудничестве по совместному строительству нефтегазовых трубопроводов и по совместному развитию гидроэнергетических объектов в Мьянме [6].

В начале июня 2010 г. премьер Вэнь Цзябао посетил Мьянму, где провел переговоры с премьер-министром Тейн Сейном и присутствовал на праздновании 60летней годовщины установления дипломатических отношений. Премьер-министр подчеркнул, что КНР намерена продолжать поддержку экономического и социального развития Мьянмы. По итогам переговоров стороны подписали 15 соглашений о сотрудничестве касательно газового трубопровода, гидроэнергетики и т.д. [7]. Во время встречи с лидером Мьянмы, председателем ГСМР Тан Шве, в ходе его пятидневного визита в КНР в сентябре 2010 г. Ху Цзиньтао заявил, что Китай собирается увеличить объем импорта из Мьянмы и приветствует увеличение инвестиций местных компаний в китайский рынок.

Торговый оборот между Китаем и Мьянмой в

2010 г. увеличился на 53,2% и составил 4,44 млрд долл. Китай является крупнейшим инвестором Мьянмы. В мае 2011 г. президент Мьянмы Тейн Сейн совершил визит в Китай, в ходе которого обе стороны приняли решение о повышении статуса межгосударственных отношений до уровня «всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства». По сообщению Синьхуа, в рамках партнерства две страны будут поддерживать тесные контакты на высоком уровне, продолжат построение двусторонних отношений между своими парламентами, правительствами, судебными органами и политическими партиями [8].

30 июля 2004 г., во время Форума по развитию Нна-циональной энергетики и инвестиций, директор Центра политических исследований Китая Ли Лианжонг представил на рассмотрение десять предложений по поддержанию энергетической безопасности Китая. Одно из этих предложений и заключалось в строительстве трубопровода из Ситуэ в юго-западную провинцию Юньнань. Объясняя важность этого предложения, соавтор проекта Ли Ченгуанг сказал, что с учетом ситуации вокруг Малаккского пролива требуется достойная альтернатива транспортировки нефти из Африки и Ближнего Востока. В январе 2006 г. Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) подписала меморандум о взаимопонимании с Министерством энергетики Мьянмы относительно продажи газа на 30 лет.

В марте 2009 г. стороны подписали соглашения по строительству трубопроводов общей стоимостью 2,5 млрд долл. В итоге было решено, что оба трубопровода будут идти параллельно и возьмут начало в городе Кьяукпью, а не в Ситуэ, и, достигнув территории Китая в городе Жуйли, пойдут дальше уже по территории Китая. Нефтепровод длиной 2 380 км пройдет через провинцию Гуйчжоу и закончится в городе Чунцин, а газопровод длиной 2 806 км протянется еще дальше, завершаясь в Г уанси-Чжуанском автономном районе [9].

Стороны начали строительство нефтяного и газового трубопроводов в 2010 г. Строительством и эксплуатацией трубопроводов занимается КННК, по плану строительство будет завершено в 2013 г. В связи с трудными геологическими условиями этот проект называют самым сложным в истории трубопроводного строительства Китая. Трубопровод «Китай — Мьянма» стал четвертым способом доставки углеводородов в Китай, кроме нефтепроводов из Казахстана и России, а также транспортировки по морю. Кроме того, строительство трубопроводов и решение Мьянмы по выделению газа для газопровода в Китай является примером проведения успешной и активной энергетической дипломатии Пекина.

Китай дольше, чем Индия, увязывает энергетику и свою внешнюю политику и более успешен в диверсификации поставок энергоресурсов, развивая широкую сеть нефтяных поставщиков от Африки до Латинской Америки. Две индийские компании имеют доли в консорциуме по разведке и добыче газа у западного побережья Мьянмы. Индийские акционеры были неприятно удивлены тем, что газ из этих блоков будет поступать в Китай по трубопроводу «Китай — Мьянма». Индия несколько лет проводила переговоры относительно строительства газопровода «Мьянма — Бангладеш — Индия», но страны не могли согласовать условия и сроки проекта, и в итоге Индию опередил Китай.

В Мьянме более всего заметно соперничество между Индией и Китаем. И это не только конкуренция за газ Мьянмы, но и стратегическое соперничество, вызванное желанием обеспечить энергетическую безопасность. Важно отметить, что упоминавшийся ранее порт в Ситуэ стал камнем преткновения энергетической дипломатии Китая и Индии. Изначально были утверждены планы по строительству трубопровода из Ситуэ в Юньнань и модернизации порта в Ситуэ. Но позднее стало известно, что развитием порта будет заниматься Индия, а его назначение — это предоставление выхода к морю индийским товарам, с доступом к региону Юго-Восточной Азии. Но по желанию Мьянмы природа проекта была изменена: Индия лишь строит порт в Ситуэ и передает его правительству Мьянмы. Важно помнить, что морская база была переведена из Ситуэ в Кьяукпью, а порт в Ситуэ остался коммерческим объектом. Кьяукпью получил значительное многопрофильное развитие практически с нуля. В то же время финансовые вложения Китая в строительство порта и модернизацию морской базы в Кьяукпью (даже без учета сооружения различных инфраструктурных и транспортных объектов) значительно больше вклада Индии в развитие Ситуэ.

Другим важным фактором для сотрудничества между Китаем и Мьянмой являются ее запасы природного газа. Доказанные запасы природного газа в Мьянме составляют 0,3 трлн куб. м [10]. С 2004 г. китайские компании имеют доступ к двум блокам в прибрежном месторождении и одному из крупнейших блоков на территории Мьянмы. В 2007 г. был подписан контракт на добычу в трех глубоководных нефтегазовых блоках [11]. Китай предоставляет Мьянме займы и инженеров для обеспечения ее гидроэлектростанциями. Китай остается главным партнером и гарантом безопасности Мьянмы. Он проводит модернизацию морских баз на

Кокосовых островах, в Кьяукпью, острове Задетски и штаб-квартирах регионального командования на архипелаге Мергуи и на острове Хиангуи. Там строятся радиолокационные станции и станции для ремонта и дозаправки, которые призваны поддержать операции китайских субмарин в регионе.

Китай занимался сооружением глубоководного порта и базы в Кьяукпью, который имеет географически удобное месторасположение и природную глубокую бухту. Строительство порта в Кьяукпью началось в 2009 г. и было изначально нацелено на принятие нефтяных танкеров и дальнейшего транзита нефти по трубопроводу в Китай. Для Китая важен коридор Иравади (по названию реки в Мьянме). Коридор длится от провинции Юньнань до Бенгальского залива и включает в себя железнодорожные дороги, реки и автострады страны. Этот коридор перемещает китайских специалистов ближе к индийской границе и Малаккскому проливу.

Все инфраструктурные проекты Китая в Мьянме направлены на развитие северо-западных материковых провинций Китая, давая им не только доступ к морю, но и статус транзитных регионов по перекачке нефти и газа. Провинции Юньнань, Гуйчжоу и Гуанси получают возможность ускоренного развития за счет реализуемых проектов улучшения инфраструктуры и доступа к углеводородным ресурсам, становясь в итоге жизненно важным звеном китайской энергетической безопасности.

Китай помогает модернизировать старую сеть морских баз военно-морского командования Мьянмы и строит новые порты и базы, способные послужить как коммерческим, так и стратегическим целям обоих государств. КНР диверсифицирует доставку нефти с Ближнего Востока и из Африки, одновременно получая новый источник энергоресурсов — газ из Мьянмы — по удобному и эффективному трубопроводу непосредственно в свои замкнутые западные провинции. Подобные крупномасштабные проекты служат развитию инфраструктуры Мьянмы и укреплению взаимодействия между инфраструктурами Китая и Мьянмы.

Доступ к портам Мьянмы и различным транспортным путям на ее территории можно назвать жизненно важным и стратегически необходимым для Китая. В случае любого конфликта или другой ситуации, угрожающей национальной безопасности КНР, ей необходимо контролировать проливы у своего побережья, в частности Малаккский пролив.

Таким образом, через Мьянму Китай получает легкий доступ к Бенгальскому заливу и Андаманскому морю, что не может не беспокоить Индию. Военнооборонное сотрудничество между КНР и Мьянмой постоянно развивается и усиливается. Ко всему прочему КНР поощряет всестороннее сотрудничество с Мьянмой в различных областях, таких как торговля, энергетика, развитие инфраструктуры. За последнее десятилетие Китай сформировал очень тесные экономико-политические отношения с Мьянмой, подкрепленные доверительным военно-оборонным взаимодействием. В значительной степени все это стало результатом геополитической стратегии Китая под названием «Нитка жемчуга».

ЛИТЕРАТУРА

1. Raman B. Gwadar, Hambantota & Sitwe: China’s strategic triangle / South Asia Analysis Group. Paper no. 2158. 06.03.2007. URL: http://www.southasiaanalysis.org/%5Cpapers22%5Cpaper2158.html (дата обращения: 15.05.2009).

2. Hariharan R. India-Myanmar-China relations // The Asian Tribune. 22.07.2007. URL: http://www.asiantribune.com/index.php?q=node/6641 (дата обращения: 5.12.2011 г.).

3. Suu Kyi Set to Probe Burma Vote Fraud // The Irrawaddy Burma Election 2010. 11.11.2010. URL: http://election.irrawaddy.org/news/606-suu-kyi-set-to-probe-burma-vote-fraud.html (дата обращения: 5.12. 2011 г.).

4. Сюй Цайхоу провели переговоры с главнокомандующим армией национальной обороны Мьянмы // Агентство Синьхуа. 13.05.2011. URL: http://russian.news.cn/china/2011-05/13/c_13872375.htm (дата обращения: 17.11.2011 г.).

5. Sino-Myanmar bilateral ties, co-op deepening: Chinese ambassador / The official web portal of the Central People's Government of the PRC.

17.12.2009. Beijing, 2011. URL: http://www.gov.cn/misc/2009-12/17/content_1489636.htm (дата обращения: 25.08.2011 г.).

6. Senior CPC official: China attaches importance to ties with Myanmar / The official web portal of the Central People's Government of the PRC.

27.03.2009. Beijing, 2011. URL: http://english.gov.cn/2009-03/27/content_1270004.htm (дата обращения: 1.12.2011 г.).

7. Chinese premier ends Myanmar visit after meeting counterpart, signing deals // People 's Daily Online. 04.06.2010. Beijing. URL: http://english.peopledaily.com.cn/90001/90776/90883/7012058.html (дата обращения: 1.12.2011 г.).

8. Китай и Мьянма объявили об установлении отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства // Агентство Синьхуа. 28.05.2011.URL: http://russian.news.cn/china/2011-05/28/c_13897945.htm (дата обращения: 17.11.2011 г.).

9. Начато строительство участка китайско-мьянмского нефтегазопровода на территории Китая // Жэньминь Жибао. 11.09.2010. Пекин, 2011. URL: http://russian.people.com.cn/31516/7137232.html (дата обращения: 5.12.2011).

10. BP Statistical Review of World Energy 2011 / Bp. June 2011. London, 1996-2011. URL: http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/ globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2011/STAGING/local_assets/spreadsheets/statistical_review_of_worl d_energy_full_report_2011.xls (дата обращения: 1.08.2011 г.).

11. Construction of China-Myanmar oil pipeline expected to start this year / Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 21.04.2007. Beijing, 2011. URL: http://english.gov.cn/chinatoday/2007-04/21/content_591092.htm (дата обращения: 15.07.2011 г.).

Статья представлена научной редакцией «История» 12 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.