Научная статья на тему 'Отношение студентов очной формы обучения к организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в вузах физической культуры'

Отношение студентов очной формы обучения к организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в вузах физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ-ОЧНИКИ / "FOREIGN LANGUAGE" / INDEPENDENT WORK / FULL-TIME STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ирина Николаевна

Рассматривается проблема повышения интереса на владение иностранными языками, в связи с наблюдаемым интенсивным развитием международных контактов в области физической культуры и спорта. Дается краткий анализ статуса дисциплины «Иностранный язык» в основной образовательной программе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Обсуждается вопрос о соотношении аудиторных и внеаудиторных учебных занятий в структуре свободного времени студентов. Представлены результаты анкетирования по выявлению отношения к организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». Выявлено, что с одной стороны, большинство студентов не удовлетворены организацией самостоятельной работы и с каждым годом теряют интерес к дисциплине, с другой наблюдается повышенное желание качественно учить иностранный язык. Данные также свидетельствуют о необходимости создания условия, которые удовлетворили бы социальный заказ (желание студентов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of full-time students to the organization of independent work on discipline "Foreign language" in the higher educational institutions of physical education

The problem of raising the interest in the mastery of foreign languages, in connection with the observed rapid development of international contacts in the field of physical culture and sports is reviewed. A brief analysis of the status (position) of subject "Foreign Language" in the basic educational program of the Federal state educational standard of the third generation is given. The question of correlation of classroom and independent work classes is discussed. The results of the questionnaire on identification of attitude to the organization of independent work on subject "Foreign Language" have been presented. On the one hand, the majority of students are not satisfied with the organization of independent work and each year lose their interest, on the other there is an increased desire to learn a foreign language. The data also indicate the need in creation of conditions that would satisfy the social order (the desire of students).

Текст научной работы на тему «Отношение студентов очной формы обучения к организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в вузах физической культуры»

большинства командами высокой квалификации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 22-26.

7. Быков, А. В. Параметры атакующих действий команд высокой квалификации во флорболе / А. В. Быков, Н. А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 31-35.

8. Быков, А. В. Точность и эффективность выполнения бросков и ударов командами высокой квалификации по флорболу / А. В. Быков, Н. А. Трухин, А.П. Скирденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 40-44.

9. Быков, А. В. Флорбол. Правила соревнований : учебное пособие / А. В. Быков

- Северодвинск : Изд-во Севмашвтуз, 2010. - 56 с.

REFERENCES

1. Bykov, A.V., Sutugina, L.N. and Truhin, N.A. (2010), "Analysis of the games of the women’s and men’s floorball World championships (1996-2009): history, statistics, goals, rating", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69 No. 11, pp. 19-23.

2. Bykov, A.V. (2007), "The study of competitive activity leading teams of the World Floorball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31 No. 9, pp. 22-25.

3. Bykov, A.V. and Sutugina, L.N. (2010), "Technical and tactical indices of the floorball players with various game roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64 No. 6, pp. 5-10.

4. Bykov, A.V., Sutugina, L.N. and Truhin, N.A. (2010), "Characteristics of the finals games of EuroFloorball Cup", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70 No. 12, pp. 20-23.

5. Bykov, A.V. (2011), "Penalty shot in floorball and efficiency of its performance during competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73 No. 3, pp. 1720.

6. Bykov, A.V. (2011), "Penalties in floorball and efficiency of realization of the power play by teams of high qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74 No. 4, pp. 22-26.

7. Bykov, A.V. and Truhin, N.A. (2011), "Parameters of the attacking actions of high qualification teams in floorball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77 No. 7, pp. 31-35.

8. Bykov, A.V., Trukhin, N.A. and Skirdenko, A.P. (2011), "Accuracy and efficiency of shots by high-level teams in floorball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81 No. 11, pp. 40-44.

9. Bykov, A.V. (2010), Floorball. Rules of the game: textbook, Publishing house Sevmashvtuz, Severodvinsk, Russian Federation.

Контактная информация: floorball@list.ru

УДК 796.40

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ирина Николаевна Васильева, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Рассматривается проблема повышения интереса на владение иностранными языками, в связи с наблюдаемым интенсивным развитием международных контактов в области физической культуры и спорта. Дается краткий анализ статуса дисциплины «Иностранный язык» в основной обра-

зовательной программе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Обсуждается вопрос о соотношении аудиторных и внеаудиторных учебных занятий в структуре свободного времени студентов. Представлены результаты анкетирования по выявлению отношения к организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык». Выявлено, что с одной стороны, большинство студентов не удовлетворены организацией самостоятельной работы и с каждым годом теряют интерес к дисциплине, с другой - наблюдается повышенное желание качественно учить иностранный язык. Данные также свидетельствуют о необходимости создания условия, которые удовлетворили бы социальный заказ (желание студентов).

Ключевые слова: «Иностранный язык», самостоятельная работа, студенты-очники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p40-43

ATTITUDE OF FULL-TIME STUDENTS TO THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK ON DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE" IN THE

HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL EDUCATION

Irene Nikolaevna Vasiljeva, the post-graduate student,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Annotation

The problem of raising the interest in the mastery of foreign languages, in connection with the observed rapid development of international contacts in the field of physical culture and sports is reviewed. A brief analysis of the status (position) of subject "Foreign Language" in the basic educational program of the Federal state educational standard of the third generation is given. The question of correlation of classroom and independent work classes is discussed. The results of the questionnaire on identification of attitude to the organization of independent work on subject "Foreign Language" have been presented. On the one hand, the majority of students are not satisfied with the organization of independent work and each year lose their interest, on the other - there is an increased desire to learn a foreign language. The data also indicate the need in creation of conditions that would satisfy the social order (the desire of students).

Keywords: "Foreign Language", independent work, full-time students.

введение

Физическая культура и спорт представляют собой одно из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Спорт, являясь средством взаимопонимания и выражения доброй воли народов в процессе культурного обмена, отражает все особенности современных международных отношений. Занятие физической культурой и спортом, высокий уровень здоровья людей являются критерием оценки и бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любого народа [1].

В настоящее время интенсивное развитие международных контактов на уровне Олимпийских и Параолимпийских игр, Чемпионатов Мира и Европы, подготовка к проведению Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014», первенства Мира по футболу (201S), Всемирных студенческих игр в Российской Федерации все больше актуализирует проблему подготовки специалистов (тренеров, судей, волонтеров), владеющих языком участников соревнований. Расширение участия специалистов в области физической культуры и спорта в международных симпозиумах, конференциях, увеличение диапазона межкультурных образовательных контактов также повышает интерес к изучению иностранного языка.

В настоящее время дисциплина «Иностранный язык» входит в базовую часть гуманитарного цикла основной образовательной программы (ООП) федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Основной целью дисциплины в неязыковом вузе является обучение практическому владению иностранным языком, включающее формирование иноязычной речевой деятельности, как для повседневного, так и для профессионального общения, обучение переводу специальной литературы (выписка из Госстандарта).

Несмотря на высокие требования к овладению иностранным языком будущих специалистов (нормативный срок освоения ООП по данной дисциплине во всех отделениях составляет 2 года, за исключением менеджмента, где отводится 4 года), количество обязательных часов, отводимых на обучение, остается малым. При этом 50% часов, предусмотренных на изучение дисциплины, как того требует «болонский формат», отведено на самостоятельную работу. Таким образом, от оптимизации процесса самостоятельной работы студентов, существенно зависит качество подготовки специалистов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2010-11 учебном году на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма нами был проведен анкетный опрос с целью внедрения технологии дистанционного обучения в организацию самостоятельной работы студен-тов-очников. В анкетировании приняли участие 214 студентов очного отделения разных специализаций (1 курс - 38, 2-й - 44, 3-й - 38, 4-й - 47 и 5 курс - 47 чел.).

Задача исследования: выявить отношение студентов-очников к организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что студенты 1-го (31,58%) и 3-го курса (39,47%) считают самостоятельную работу как работу, выполняемую без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время. Студенты 2-го (31,82%), 4-го (38,30%) и 5-го курсов (31,91%) ассоциируют самостоятельную работу с формой организации самостоятельной деятельности, выполняемой индивидуально и без помощи преподавателя.

При опросе выявлены отношения к изучению иностранному языку. Так, студенты 1 курса (44,74%) стремятся его изучать, но не могут самостоятельно устранить пробелы в знаниях по иностранному языку; студенты 2-го (45,45%), 3-го (47,37%) и 4-го курса (53,19%) изучают иностранный язык потому, что это заложено в программных требованиях. Вместе с тем, у студентов 5-го курса (38,30%) имеется желание изучать иностранный язык, но они не владеют знаниями и навыками самостоятельной работы по переработке и систематизации информации. По мнению студентов, основными причинами данного отношения к изучению иностранного языка являются: низкий уровень школьной подготовки, перегруженность другими предметами, неуверенность в себе, неспособность планировать свое время.

О подготовке к занятию по иностранному языку мнения распределились следующим образом: практически все студенты 1-го (76,32%), 2-го (61,36%), 3-го (47,37%), 4-го (63,83%) и 5 курса (74,47%%) готовятся накануне к занятиям. При этом, среди студентов есть и также, кто готовится за несколько дней до занятия: на 1-м курсе - 21,05%, на 2-м -18,18%, на 3-ем - 28,95%, на 4-м -14,89% и на 5 курсе - 14,89%.

Не готовятся к занятию: на 1-м курсе - 0,00%, на 2-м - 18,18%, на 3-ем -10,53%, на 4-м - 12,77% и на 5 курсе -4,26% студентов.

В процессе анкетирования необходимо было также выяснить, готовятся ли студенты-очники самостоятельно к занятиям по иностранному языку. Количество студентов, занимающихся самостоятельно, по сравнению с первым курсом незначительно возрастает. Так, на 1-м курсе в процентном отношении составляет 2,63%, на 2-м - 15,91%, на 3-м

- 10,53%, на 4-м - 6,38% и на 5-м - 6,38%. Установлено также, что большинство студентов 1-го курса (50,00%), 2-го (38,64%), 3-го (44,47%), 4-го (42,55%) и 5-го (42,55%) занимается самоподготовкой к занятиям лишь иногда. Основную причину такого положения студенты видят в отсутствии времени на самостоятельную подготовку к занятиям. К таким студентам, которым «не хватает времени», на первом курсе относится 23,68%, на втором - 11,36%, на третьем - 10,53%, на четвертом - 6,38% и на пятом - 6,38%. Не

имеют желания заниматься самостоятельно иностранным языком, соответственно, 23,68%, 34,09%, 34,21%, 38,30% и на пятом курсе - 38,30% студентов. Данные показатели свидетельствуют, что у студентов отсутствует интерес и желание самостоятельно изучать иностранный язык.

На вопрос, если бы они были преподавателем иностранного языка, что бы они изменили при обучении данной дисциплине. Были получены следующие ответы: увеличили бы количество часов на обучение, активизировали работу кружков, факультативов, элективных курсов, занимались больше разговорной речью и изменили бы организацию самостоятельной работы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что студенты очной формы обучения с каждым годом теряют интерес к дисциплине «Иностранный язык», не удовлетворены существующей организацией самостоятельной работы в вузе физической культуры, но имеют большое желание, изучать иностранный язык.

ЛИТЕРАТУРА

1. Якунина, Т.В. Экспериментальная проверка эффективности методики изучения китайского языка для специалистов международных спортивных организаций // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 128-132.

REFERENCES

1. Yakunina T.V. (2010), "Experimental verification of the efficiency of professionally oriented techniques of the Chinese language studying for specialists in the international sports organizations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.64 No.6, pp. 128-132.

Контактная информация: irenevas@yandex.ru

УДК 796

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ПОДХОДА

Михаил Александрович Вершинин, доктор педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В работе рассматриваются технологические аспекты проектирования и реализации дифференцированного подхода при разработке программного материала по физическому воспитанию младших школьников. Обосновывается необходимость организации учебно-воспитательного процесса на основании совокупной интеграции следующих критериев: состояние здоровья детей; пол и возраст занимающихся (разделение на группы мальчиков и девочек); уровень развития физических качеств; уровень сформированности основных движений; особенности мотивационно-потребностной сферы. Использование дифференцированного подхода, базирующегося на комплексе указанных критериев, являющихся приоритетными для детей начальной школы, позволяет оптимизировать процесс физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и осуществлять необходимых учет мотивационно-целевых приоритетов детей в процессе занятий физической культурой. Реализация экспериментальной программы физического воспитания позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности и способствует улучшению показателей здоровья младших школьников.

Ключевые слова: физическое воспитание, учащиеся младших классов, дифференцированный подход, программно-методическое обеспечение занятий физической культурой в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.