Научная статья на тему 'Отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни'

Отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2068
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черников Н.К., Черникова А.А.

Статья посвящена проблеме изучения отношения студенческой молодежи к здоровью и здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Развитие эмоциональной устойчивости целесообразно осуществлять на первом и втором курсах педагогического образования, что связано с преподаванием дисциплин психолого-педагогического цикла, которые способствуют формированию необходимых концептуальных знаний и представлений у студентов о профессионально значимых качествах будущего учителя [3, с. 90; 4, с. 13].

Технология развития эмоциональной устойчивости будущего учителя наряду с традиционными формами организации образовательного процесса может включать методы активного обучения (которые могут быть реализованы в формате «мозгового штурма», «синектического штурма», «круглого стола», ролевых и имитационно-моделирующих игр, микропреподавания и квазипрофессиональной деятельности, психогимнастических упражнений и др.), представленные тренинговыми блоками различной направленности: социально-психологический тренинг, тренинг саморегуляции, тренинг педагогического общения [4, с. 13].

Таким образом, эффективность профессиональной деятельности определяется набором, так называемых профессионально значимых качеств, к которым, наряду с другими, относится эмоциональная устойчивость. С одной стороны, данное качество является показанием к выбору будущей профессии, с другой стороны, в процессе профессиональной подготовки предполагается развитие этой личностной характеристики.

Список использованной литературы:

1. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: очерк проблем и методов их решения. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. - 278 с.

2. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

3. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черникова Алла Анатольевна. - Барнаул, 2009. - 237 с.

4. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черникова Алла Анатольевна. - Барнаул, 2009. - 22 с.

© Черникова А.А., Черников Н.К., 2016

УДК 159.923:316.6

Н.К. Черников

студент 1 курса Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: А.А. Черникова к. пед. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

г. Барнаул, Российская Федерация

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения отношения студенческой молодежи к здоровью и здоровому образу жизни.

Ключевые слова

Здоровье, здоровый образ жизни, жизненные ценности.

Сегодня в среде современной студенческой молодежи постепенно повышается интерес к здоровью как жизненной ценности, растет понимание того, что самореализация возможна только в условиях соблюдения норм здорового образа жизни.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Однако это определение не представляется многим ученым исчерпывающим и удовлетворительным (Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Щиленко, Л.Г. Апанасенко и др.). Во-первых, потому, что оно является слишком общим и основывается на таком весьма неопределенном, имеющем относительный характер понятии, как «благополучие». Во-вторых, в рамках данного определения здоровый человек рассматривается, по существу, как статическая система. Тогда как он находится в постоянном изменении и развитии, и эта динамика - одно из обязательных условий физического и душевного здоровья [3, с. 11].

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% -экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% -деятельностью здравоохранения [4, с. 2].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это совокупность мероприятий, направленных на профилактику болезней, укрепление и поддержание соматического здоровья, сохранение психологического и социального благополучия.

Понятие «здоровый образ жизни», прежде всего, ориентировано на конкретного человека и его активную деятельность, направленную на осмысление здоровья как основополагающей человеческой ценности, изменение отношения к состоянию собственного здоровья, выявление факторов риска и разработку конкретных программ для снижения потенциального вреда здоровью. Главное в здоровом образе жизни - активное творение здоровья, включая все его компоненты [2].

Согласно позиции Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова, здоровый образ жизни выступает важнейшим критерием социального развития молодежи, способом нейтрализации социальных рисков, так как связан с показателями социального самочувствия, удовлетворенности условиями жизни и оценкой жизненных перспектив [2, с. 9].

Но, во взглядах современной студенческой молодежи здоровье и здоровый образ жизни разделены. Здоровье трактуется чаще как личностный ресурс, в то время как здоровый образ жизни воспринимается моделью «модного» поведения. Таким образом, в позициях студенческой молодежи содержится недооценка образа жизни как фактора, формирующего жизненные стратегии и обеспечивающего социально-психологические ресурсы индивида.

Соблюдение здорового образа жизни студенческой молодежью гарантированно оказывает содействие укреплению и сохранению физического и психического здоровья, успешному обучению, накоплению физических и духовных сил, а также создает надежные предпосылки активной жизнедеятельности, материального и семейного благополучия, высокопроизводительной профессиональной работы, успешной карьеры и творческого долголетия [1].

Диагностическое исследование жизненных ценностей студенческой молодежи осуществлялось на базе ФГБОУ ВО «АлтГПУ». Общий объем респондентов составил 57 студентов 1 курса, обучающихся в Институте физической культуры и спорта. В процессе тестирования была использована методика С. Дерябо и В. Ясвина, предназначенная для исследования ценностных установок и жизненных приоритетов молодежи. Отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни: 39% обследуемых были отнесены к лицам, для которых отношение к «здоровью, здоровому образу жизни» является высоко доминантным (значимым); 44% - к лицам со средней доминантностью отношения к здоровью; 17% - к группе с низкой доминантностью отношения к здоровью, то есть представители данной группы находятся в «зоне риска», в этом случае высока вероятность того, что они не будут вести здоровый образ жизни. Следует отметить, что представители первой группы не только заботятся о своем здоровье, но и активно стремятся создать вокруг себя здоровую среду, пропагандируя здоровый образ жизни. Представители второй группы больше заботятся о своем здоровье, редко стремятся как-то повлиять на свое социальное окружение.

Анализируя жизненные ценности студенческой молодежи в рамках образовательного пространства учебного заведения, приходим к выводу, что вступая в самостоятельную взрослую жизнь, большая часть ее представителей ориентируется на повышение жизненных социальных позиций не только через

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

образовательный статус, но и через осуществление своих выборов в пользу здорового образа жизни как личностного ресурса и социального капитала. Здоровому образу жизни противостоит модель поведения социального индивида, в которой содержится недооценка образа жизни как фактора, формирующего жизненные стратегии и обеспечивающего социальную ресурсность индивида.

В целом можно резюмировать, что здоровье студентов - это основа их настоящего и будущего благополучия, необходимое условие активной жизнедеятельности и высокого трудового потенциала. Это накладывает на каждого студента большую ответственность за свое валеологическое поведение и за отношение к своему собственному здоровью как к личной и социальной ценности [3, с. 21]. Список использованной литературы:

1. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

2. Логачева, Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Логачева Екатерина Александровна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 36 с.

3. Раевский, Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский / под общ. ред. Р.Т. Раевского. - Одесса: Наука и техника, 2008. - 556 с.

4. Уланов, Д.В. Социальное управление формированием здорового образа жизни: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Уланов Дмитрий Викторович. - Москва, 2006. - 164 с. Available at: http://www.dissercat.eom/content/sotsialnoe-upravlenie-formirovaniem-zdorovogo-obraza-zhizni#ixzz42qy8XcCR

© Черникова А.А., Черников Н.К., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.