Научная статья на тему 'Отношение школьников к курению'

Отношение школьников к курению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3742
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТАБАКОКУРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ФОКУС-ГРУППА / ADOLESCENTS' SMOKING / ADDICTIVE BEHAVIOR / SOCIAL STUDY / FOCUS GROUP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трескина Ольга Валентиновна, Кукушина Марина Викторовна

В статье освещена проблема аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфика отношения современных школьников к курящему окружению, рекламе табака, использованию образа курильщика в художественных фильмах. На основе результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения среди учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трескина Ольга Валентиновна, Кукушина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' relation to smoking

The article covers the problem of addictive behavior among adolescents, in particular, tobacco smoking, reveals a specific relation of modern schoolchildren to smokers, tobacco advertising, and the use of the image of a smoker in feature films. Based on the results of the study the need for the cycle of psychological and pedagogical interventions for the prevention of smoking among students is revealed.

Текст научной работы на тему «Отношение школьников к курению»

УДК 316.728(470.12)

О.В. Трескина, М.В. Кукушина ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К КУРЕНИЮ

В статье освещена проблема аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфика отношения современных школьников к курящему окружению, рекламе табака, использованию образа курильщика в художественных фильмах. На основе результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психологопедагогических мероприятий по профилактике табакокурения среди учащихся.

Аддиктивное поведение, табакокурение подростков, социологическое исследование, фокус-группа.

Всемирная организация здравоохранения признала курение табака глобальной угрозой для человечества. По данным ВОЗ, от заболеваний, связанных с этим пагубным пристрастием, в мире каждые 6 секунд умирает один человек, а ежегодно - более 5 млн. человек. Если тенденции нарастания распространения курения продолжатся, то, согласно прогнозам, уже к 2020 году преждевременно будут умирать ежегодно по 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти.

Подростковый возраст наиболее опасен в плане формирования аддиктивного поведения1, в том числе и табакокурения. Дети и подростки оказываются

1 Аддиктивное поведение (от addiction - склонность, пагубная привычка) - форма деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния (Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб., 2006. - С. 18.).

наиболее не защищенными, уязвимыми в сложных социально-экономических условиях, чувствуя себя одинокими в борьбе с трудностями. Нередко они не готовы к новым, жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за него [6; с. 3]. Стремление к познанию всего нового, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки поведения старших, боязнь отстать от сверстников - все это при неблагоприятно складывающейся ситуации часто приводит к формированию у подростка различных зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой, табачной и др. При этом не исключается и влияние биологических, социальных, психологических и духовных факторов.

По результатам мониторинга, проведенного ИСЭРТ РАН в 2008 г., среди населения Вологодской области было выявлено 35% курящих, в числе которых 43% составляет доля семей, имею-

ТРЕСКИНА Ольга Валентиновна кандидат педагогических наук, научный сотрудник ИСЭРТ РАН

КУКУШИНА Марина Викторовна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН

Рисунок 1. Численность курящего населения Вологодской области (в % от числа опрошенных)

Курят Доля семей с несовершеннолетними детьми в общей численности курящих

щих несовершеннолетних детей2 (рис. 1). Несмотря на то, что количество таких семей сокращается, число курящих в Вологодской области увеличивается [5].

Школьный возраст - это период роста как физического, так и умственного. Происходит прочное усвоение знаний, умений, навыков, привычек, причем не только полезных, но и вредных. Большинство курящих имели первый опыт курения в школьном возрасте. И хорошо известно, что чем раньше человек начнет курить, тем сложнее ему отказаться от сигареты. В связи с этим особое внимание педагоги и психологи Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН уделяют формированию установок школьников на здоровый образ жизни.

Большое воздействие на несформи-ровавшееся сознание школьника оказывают окружающие. Судя по данным опроса, проведенного в апреле 2009 г. среди учащихся 5 - 11 классов НОЦ, 95% школьников находятся в окружении курящих друзей, одноклассников, знакомых (табл. 1).

2 Мониторинг состояния здоровья населения Вологодской области / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. - 2008.

У половины учащихся курят близкие родственники: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка (табл. 2). В связи с этим возрастает вероятность перехода некурящего учащегося из категории пассивного курильщика в категорию активного.

По результатам опроса были выявлены курящие учащиеся НОЦ - это 6,6% девушек 10 - 11 классов. По мнению школьниц, в основном подростки начинают курить «за компанию» - 66%, «из любопытства» - 17%, «из-за проблем дома и/или в школе» - 17%.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Кто из Вашего окружения курит?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Кол-во ответов %

Друзья 48 27

Знакомые 65 37

Одноклассники 25 14

Почти все 31 17

Никто 9 5

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Кто из членов Вашей семьи курит?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Девушки Юноши Всего %

Мама 2 0 2 1

Папа 39 26 65 37

Дедушка 5 5 10 5

Бабушка 1 0 1 0,5

Брат 2 5 7 4

Сестра 3 0 3 2,5

Никто 51 39 90 50

Только 40% курящих учащихся НОЦ ответили положительно на вопрос: «Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время?». Их стремление бросить курить поддерживают друзья (60%), одноклассники (40%), родители (20%), учителя (20%).

В качестве причин, мешающих бросить курить, школьники отметили следующие: «Все друзья курят» (80%), «Просто нет желания» (20%), «Не хватает силы воли» (20%).

Отвечая на вопрос: «Что, по Вашему мнению, может помочь бросить курить?», учащиеся выбрали такие варианты ответов, как:

♦ занятия спортом - 31%;

♦ собственное желание - 66%;

♦ мнение окружающих - 12%;

♦ пропаганда здорового образа жизни - 5%.

Таким образом, рассмотренные данные социологического опроса позволяют сделать вывод о низкой степени распространенности курения в школьной среде НОЦ и в то же время о широкой распространенности этой вредной привычки среди близкого окружения школьников. Однако их личные цели, ценностные предпочтения, убеждения, а также аргументы «за» курение и «против» него остались невыясненными, так как выявить их методом прямого опроса затруднительно. Поэтому необходим другой метод - интерактивный, который позволяет определить личную позицию подростков по отношению к курению среди сверстников. Нами был использован метод фокус-групп (групповое интервью).

Цель фокус-группового исследования: выяснить отношение школьников разного возраста к проблеме курения в современном обществе, в частности к ее социальным, юридическим, психологическим аспектам:

1. Влияние рекламы табачной продукции (щитовая, в СМИ), а также образа курящего героя в современном искусстве на социально-психологическое самочувствие школьников, их отношение к своему здоровью.

2. Оценка школьниками эффективности административных мер, используемых против распространения курения: запрета на курение в общественных местах, запрета продажи табака лицам до 18 лет.

3. Влияние фактора курения на характер межличностных отношений школьников с родственниками, друзьями, одноклассниками.

4. Факторы, способствующие формированию установок на здоровый образ жизни, борьбе с распространением курения среди молодежи.

Для участия в исследовании приглашались школьники 5 - 11 классов, посещающие НОЦ, в возрасте от 11 до 17 лет. Учащиеся свободно (по желанию) принимали решение о своем участии в работе фокус-группы.

В целях проведения исследования были сформированы 2 группы респондентов, отличающихся возрастными характеристиками:

- старшие классы (10-11-ый); 15-17 лет - старший подростковый возраст, ранняя юность;

- средние классы (7 - 8-ой); 12-13 лет - младший подростковый возраст.

Четкие инструкции ведущих, динамичная разминочная часть, совместное обсуждение в группах правил поведения во время интервью обеспечили активность школьников при обсуждении проблемы курения, искренность в высказывании мнений.

Все участники фокус-группы отметили высокую значимость и актуальность проблемы курения подростков, проявили достаточно широкую осве-

домленность о ее медицинских, психологических и социальных аспектах и глубину их понимания.

Факт широкого распространения курения в молодежной среде подтвердили все респонденты: «У меня курят многие знакомые», «Начинают курить сейчас рано» и т. п. Однако несколькими участниками (15,4%) подмечена тенденция возрастающей популярности здорового образа жизни среди молодых людей: «Сейчас курить становится не модно».

Сформулированные участниками дискуссий аргументы «за» курение и «против» него показывают в целом негативное отношение к этой вредной привычке.

Метод «мозгового штурма», направленный на выявление аргументов и контраргументов, дал следующие результаты.

Аргументы «за» курение:

• успокаивает, снимает напряжение - 23% респондентов;

• красиво смотрится, привлекателен сам процесс (сигара, дорогие сигареты) - 15,4%;

• придает уверенности, дает ощущение взрослости - 15,4%;

• дает экономическую прибыль бизнесу и государству - 7,7%.

Следует отметить, что некоторые участники фокус-группы затруднились с определением аргументов «за» курение; смогли их сформулировать 53,8% респондентов, в основном мальчики (85,7%). Более активными в определении плюсов курения оказались учащиеся 7 класса, для которых особенно актуальным оказался психологический аргумент - «обретение уверенности за счет курения» (40%).

Более активно участники проявили себя в формулировании контраргументов. Примечательно, что те школьники НОЦ, которые имеют больший опыт научной деятельности (10 класс), обращали внимание не только на медицинские аспекты вреда курения, но и на экономические и социальные.

Аргументы «против» курения:

^ портит здоровье (вред всему организму) - 92,4% опрошенных;

^ наносит вред окружающим (пассивное курение) - 30,8%;

^ бессмысленная трата денег, сырья (бумага, краска) - 30,8%;

^ приводит к зависимости, изменению психики человека - 23%;

^ производители могут быть нечестными в отношении состава сигарет -15,4%;

^ неприятный запах изо рта - 15,4%; ^ вызывает отклонения в физическом развитии потомства - 15,4%;

^ уже не модно - 15,4%;

^ замедляет рост организма - 7,7%; ^ мешает заниматься спортом - 7,7%; ^ курение - причина пожара - 7,7%; ^ наносит экологический вред - 7,7%. Большинство респондентов считают курение вредной привычкой (76,9%), но отмечают, что эта привычка очень быстро становится зависимостью; 23% участников дискуссии назвали курение заболеванием.

Следующий блок вопросов выявлял отношение к рекламе табачной продукции. Вопросы, касающиеся рекламы и антирекламы табака, вызвали интерес у респондентов, позволили им открыто высказать свое мнение. Они достаточно быстро вспомнили, где видели рекламу:

> на улице (щитовая) - 38,5%;

> в печатных СМИ (глянцевых журналах) - 30,8%;

У в телевизионных программах -15,4%;

У в художественных фильмах - 15,4%;

У рекламные акции в магазинах - 7,7%;

У рекламные проспекты около места продажи сигарет (ларьки, кассы в магазине) - 7,7%.

Респондентам запомнилось несколько вариантов наиболее красочной рекламы, с яркими образами, выгодными предложениями, например акция «Купи и выиграй», реклама сигарет марки «Winston».

Большинство участников дискуссии (84,6%) считают, что реклама табачной продукции не нужна, объясняя свою точку зрения бесполезностью такой рекламы: «Если человек курит, то ему реклама не нужна», «Не оказывает влияния». Несколько участников заняли нейтральную позицию относительно рекламы табачной продукции (15,4% -только мальчики).

Школьники приняли активное участие в обсуждении вариантов антирекламы табака. В основном (61,5% опрошенных) это различные виды устрашающей антирекламы, например «фото из морга», «крупным планом органы курильщика» и т. п. Были и позитивные предложения (15,4%): «показать пример здорового человека», «создать образ человека, находящегося в гармонии с природой». Однако 23% респондентов не видят особого смысла ни в рекламе табака, ни в антирекламе.

С вышеперечисленными вопросами перекликались вопросы о допустимости использования образа курящего героя в произведениях современного искусства (художественных фильмах). На то, курит герой в фильме или нет, обращают внимание 53,8% участников, не обращают - 46,1%. Однако в процес-

се дискуссии 76,9% школьников смогли назвать таких курящих героев, как Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Волк из «Ну, погоди!», герои сериала «Бригада» и др. В то же время, по мнению 38,4% школьников, в отечественных фильмах сцен, сопровождающихся курением, больше, чем в зарубежных; остальные учащиеся не видят здесь особой разницы.

Школьники сочли возможной демонстрацию в кинофильмах процесса курения только в качестве художественного средства:

• для передачи стресса героя -38,5%;

• большей реальности образа, если курение составляет его неотъемлемую часть (Шерлок Холмс, милиционер, бандит), - 30,8%;

• эстетической привлекательности (курящие женщины) - 15,4%;

• рекламирования той или иной марки сигарет - 15,4%;

• передачи процесса размышлений героя - 7,7%.

Большинство школьников, принявших участие в групповом интервью (61,5%), считают, что можно обойтись без демонстрации процесса курения, если использовать другие художественные средства, например «стресс передать дрожью». При этом 38,5% респондентов считают использование в фильмах образа курящего героя вполне оправданным: «это часть образа». Такое мнение поддерживают 75% опрошенных.

Можно отметить различное отношение школьников средних и старших классов к курящему герою с точки зрения пропаганды этой вредной привычки. Подавляющее большинство учащихся средних классов (80%) считают исполь-

зование подобных образов пропагандой курения. Старшие школьники (85,7%) заявили, что говорить здесь о пропаганде курения нельзя, поскольку на возникновение привычки курить влияет прежде всего окружение человека и его собственные убеждения: «все зависит от человека».

Хотя респонденты обеих групп в целом отмечают, что напрямую повлиять на решение курить или не курить образ курящего героя не может, 15,3% школьников допускают такую возможность (не для себя) в том случае, если герой является для человека кумиром.

Следующая часть вопросов касалась влияния фактора курения на межличностные отношения. Здесь мы не выявили четкой зависимости между положительным отношением к человеку и отсутствием у него привычки курить.

Можно говорить о лояльном или нейтральном отношении респондентов к факту курения многочисленных близких и знакомых людей, причем как ровесников, так и старших по возрасту (брат, папа, подруга мамы, одноклассники, отчим, ребята во дворе). По мнению подавляющего большинства (84,6%), курение «не мешает обще-

нию», хотя если бы человек бросил курить, то добился бы большего уважения респондентов.

Школьниками были названы следующие наиболее удобные для курения места: во дворе школы - 30,8%; на балконе - 30,8%; у гаражей - 15,4%.

Особый интерес вызвали вопросы, направленные на изучение отношения школьников к курящим лицам противоположного пола. Здесь мы также не встретили ожидаемого резко отрицательного восприятия этой проблемы. Только 46,1% школьников высказались о негативном отношении к курящему молодому человеку/девушке. У 30,8% респондентов факт курения лиц противоположного пола не влияет на их восприятие, 23% - не дали внятного ответа («мне все равно», «даже не знаю» и т. п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из данных рисунка 2, только 30,8% респондентов признают, что факт курения влияет на их решение встречаться или нет с молодым человеком/девушкой. Причем 23% опрошенных не стали бы встречаться, а 7,7% - не встречались бы до тех пор, пока человек не бросит курить. Для подавляющего большинства учащихся (61,5%) факт курения не имеет такого значения в от-

Рисунок 2. Распределение ответов участников фокус-группы на вопрос: «Стали бы Вы встречаться с курящим человеком?» (в % от числа участников)

I Стали бы встречаться, но попытались бы убедить бросить курить I Стали бы встречаться и не пытались бы влиять на факт курения I Не стали бы встречаться с курящим человеком

I Стали бы ждать, когда человек бросит курить, прежде чем начать встречаться I Затрудняется с ответом

ношениях с противоположным полом, хотя 46,1% респондентов признались, что пытались бы повлиять на близкого человека, чтобы он отказался от вредной привычки.

Заключительная часть вопросов анкеты касалась социальных аспектов курения. Практически все школьники отметили низкую эффективность принятых государством административных мер по борьбе с курением (запрет на продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, запрет на курение в общественных местах). Это отражалось в таких высказываниях, как: «можно всем купить сигареты», «противно, когда рядом с тобой курят», «я покупаю своей девушке сигареты» и т. п.

Школьники обеих возрастных групп были очень активны в подборе мер, направленных на профилактику табакокурения. Выделены следующие факторы, которые, по мнению респондентов, влияют на эффективность борьбы с курением на государственном уровне и могут заставить человека бросить курить:

1. Пропаганда здорового образа жизни - 30,8%.

2. Устрашающие варианты антирекламы - 15,4%.

3. Пример значимого человека -15,4%.

4. Угроза здоровью - 15,4%.

5. Повышение стоимости табачной продукции - 7,7%.

Проведенная по завершении работы фокус-группы рефлексия показала, что подростки хорошо информированы о возможном вреде курения, особенно в подростковом возрасте, но относятся к этому явлению, как к сложив-

шейся реальности: «Все зависит от человека», «Сложно повлиять на причины курения» и т. п.

Судя по данным анкетного опроса и группового интервью, необходима системная профилактическая работа со школьниками НОЦ. Несмотря на то, что большинство из них не курят, все они находятся в группе риска, что обусловлено курящим окружением, рекламой в СМИ, лояльностью общественного мнения.

После подведения итогов исследования был организован месячник профилактики табакокурения (апрель 2009 г.). Специалисты НОЦ оформили информационный стенд о медицинских и психологических аспектах курения. В каждом классе прошли занятия по профилактике табакокурения с показом видеоматериалов, раскрывающих степень вреда курения для здоровья. Для 9 и 11 классов общегородского факультатива проведен тренинг по профилактике табакокурения «Откажись от курения!». Все классы НОЦ приняли участие в конкурсе стенгазет, направленных на борьбу с курением. Экспертами выступили специалисты Вологодского областного центра медицинской профилактики. Как итоговое мероприятие для учащихся 5 - 11 классов, студентов филиала СПбГИЭУ в г. Вологде и аспирантов был организован круглый стол «Проблема курения в современном обществе».

Рассматриваемое направление формирования здорового образа жизни, несомненно, требует дополнения и развития. Наиболее перспективными формами работы для проведения цикла

психолого-педагогических мероприятий по профилактике вредных привычек могут быть признаны:

• привлечение школьников и аспирантов к волонтерскому движению против курения;

• проведение психологических тренингов с целью профилактики аддик-тивного поведения;

• организация встреч со специалистами (нарколог, психотерапевт);

• использование современных компьютерных программ (например, внедрение комплексной программы про-

филактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер» для работы с детьми среднего и старшего возраста).

Изучение данной проблемы будет продолжаться, так как интерес для исследования представляет выявление особенностей возникновения и протекания табачной зависимости у лиц разного возраста, а также сравнительный анализ эффективности факторов (материальных, нравственных, социальных), влияющих на решение человека бросить курить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белановский, С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский. - М.: Магистр, 1996. -271 с.

2. Дмитриева, Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 133-139.

3. Игровая аддикция школьников: природа, формы проявления, способы преодоления: сборник научных статей / под общей ред. Е.А. Репринцевой. - Курск: Курский гос.

ун-т, 2008. - 159 с.

4. Крайнов, Д.Б. Алкоголь, курение и доходы / Д.Б. Крайнов // Финансы и бизнес. -2007. - № 2. - С. 133-145.

5. Мониторинг состояния здоровья населения Вологодской области / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. - 2008.

6. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде / под ред. Г.А. Никаном. - Вологда: ГОУ «ВОЦТРиГО», 2007. - 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.