Научная статья на тему 'Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся'

Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4762
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Проектная деятельность учащихся / возможности проектной деятельности / сфера реализации проектной деятельности / трудности в организации проектной деятельности / field of project activities' realization / student project activities / opportunities for project activities / difficulties in organization of project activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Татьяна Анатольевна

Представлен анализ анкетирования педагогов города Мариинска по организации проектной деятельности учащихся. Выявлено понимание ими термина «проектная деятельность», ее возможностей и сферы реализации. Особое внимание уделено трудностям, с которыми сталкиваются педагоги при работе над проектами, и причинам их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the analysis of Mariinsk teachers questionnaire about organization of students project activities. The author revealed their understanding of the term project activity, its opportunities and field of realization. Also the author pays special attention to some difficulties faced by teachers when they work with projects and their causes.

Текст научной работы на тему «Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся»

УДК 373.1

Т. А. Белова

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Представлен анализ анкетирования педагогов города Мариинска по организации проектной деятельности учащихся. Выявлено понимание ими термина «проектная деятельность», ее возможностей и сферы реализации. Особое внимание уделено трудностям, с которыми сталкиваются педагоги при работе над проектами, и причинам их возникновения.

Ключевые слова: проектная деятельность учащихся, возможности проектной деятельности, сфера реализации проектной деятельности, трудности в организации проектной деятельности.

Умение реализовать проектную деятельность -показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI в., предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [1]. В теории и практике образования осознается и используется потенциал проектной деятельности для изменения содержания образования, развития личностных качеств учащихся и углубления предметных знаний и умений. Однако при этом педагоги часто отстают от стремительно развивающейся практики проектирования, не успевают перестраивать свою деятельность, т. е. формы, способы, приемы работы с детьми, в результате чего проектная деятельность становится лишь некоторым красивым дополнением к традиционному учебному режиму [2].

Для того чтобы выяснить, каково понимание проектной деятельности педагогами-практиками, какие они видят возможности ее применения, как реализуют и с какими трудностями сталкиваются, нами было проведено анкетирование среди учителей школ г. Мариинска и преподавателей Мариинского педагогического колледжа.

Вопросы анкеты:

1. Что вы понимаете под проектной деятельностью?

2. Как вы думаете, каковы возможности этой деятельности а) в обучении школьников, б) в воспитании школьников, в) в развитии школьников?

3. Какие виды (формы) организации проектной деятельности вы реализовывали? Какие из них были наиболее успешны?

4. Укажите, насколько часто и в какой сфере вы реализовывали проектную деятельность: регулярно в урочной и внеурочной деятельности; регулярно во внеурочной деятельности; иногда в урочной и внеурочной деятельности; иногда во внеурочной деятельности; редко в урочной и внеурочной деятельности; редко во внеурочной деятельности; вообще не занимаетесь реализацией проектной дея-

тельности. (Позволит выявить масштаб реализации проектной деятельности.)

5. Укажите, с какими трудностями вы сталкивались в организации проектной деятельности. Эти трудности связаны с организацией самостоятельной работы учащихся; с недостатком времени, которое необходимо затратить на тот или иной проект; с интеграцией знаний и умений из различных учебных предметов, техники, творческих областей; с применением исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов; с самостоятельным изучением детьми какого-либо объема информации; с неумением детьми презентовать результаты своей деятельности; с переходом учителя от роли наставника к роли консультанта, сотрудника; с созданием материально-технических условий для проектной деятельности детей; с недостаточной подготовкой учителя; с жестким учебно-тематическим планированием; др.

6. Укажите, какой примерно процент учителей вашей школы занимается организацией проектной деятельности. (Позволит узнать, идет ли внутри образовательного учреждения обмен опытом по реализации проектной деятельности.)

В анкетировании приняли участие 51 человек: 15 преподавателей колледжа (преподаватели математики и информатики с методикой преподавания, иностранных языков, русского языка и литературы с методикой преподавания, музыки с методикой преподавания, педагогики, коррекционной и специальной педагогики, психологии, физического воспитания с теорией и методикой), стаж работы которых от 11 до 37 лет, возраст - от 34 до 63 лет, 24 учителя двух начальных школ: стаж - от 13 до 22 лет, возраст - от 38 до 52 лет и 12 учителей средней общеобразовательной школы (учителя иностранных языков, биологии, русского языка и литературы, математики и информатики): стаж -от 8 до 35 лет, возраст - от 28 до 57 лет. Все педагоги имеют высшее образование.

Педагоги отмечают, что в школах около 54 % учителей занимаются реализацией проектной деятельности. Что касается понимания учителями

проектной деятельности, то ее отождествляют с самостоятельной работой, исследовательской и лич-ностно ориентированной деятельностью, поисковой работой. Наиболее типичными стали формулировки: «проектная деятельность - это организация поисковой работы», «это самостоятельная исследовательская и творческая деятельность по решению определенных проблем», «это разновидность личностно ориентированного обучения с ярко выраженным деятельностным и творческим аспектами», «это деятельность, направленная на создание определенного продукта, результата», «это групповая самостоятельная работа учащихся по проблеме». Многие педагоги в определении понятия проектной деятельности указали, что ее результат должен быть спланирован заранее: «процесс организован, заранее спланирован результат». Кроме того, они считают, что постановка цели, планирование, этапы должны быть предложены детям в готовом виде: «это деятельность, направленная на реализацию четко сформулированных задач в соответствии с подробно разработанным планом». Также некоторыми педагогами отмечено, что проектная деятельность - это область закрепления и применения уже полученных знаний («проектная деятельность - это умение применять свои знания при решении проблемы»), а не получения новых.

На вопрос о возможностях применения проектной деятельности в обучении, развитии и воспитании детей все учителя ответили, что она имеет широкие возможности. В плане обучения «дает более глубокие знания в какой-либо области науки» и «возможность связать теорию с практикой»; учит формулировать тематику занятия, целеполаганию, самостоятельному поиску информации, ее редактированию, презентации продукта деятельности (в том числе публичным выступлениям), интеграции знаний и умений, планированию собственной деятельности. С точки зрения воспитания - это «создание ситуации успеха», «возможность самореализоваться, работать в сотрудничестве, дисциплинированность детей», формирование культуры умственного труда, самостоятельности, ответственности, активности, коммуникативности. Также, по мнению педагогов, проектная деятельность способствует «расширению кругозора и словарного запаса», «развитию мышления, интереса к предмету, креативности, когнитивных способностей».

Большая часть педагогов реализует проектную деятельность иногда в урочной и внеурочной деятельности (41 %), регулярно в урочной и внеурочной деятельности - 29 %, иногда во внеурочной деятельности - 12 %, регулярно в урочной деятельности - 6 %, регулярно во внеурочной деятельности - 6 %, редко в урочной и внеурочной деятельности - 6 %. В целом следует отметить, что прео-

бладает применение проектной деятельности во внеурочной деятельности.

Вопрос о формах организации проектной деятельности вызвал у педагогов трудности, в большинстве случаев он остался без ответа. Это говорит о том, что, вероятнее всего, данные педагоги очень редко занимаются реализацией проектной деятельности и не могут обобщить свой опыт с точки зрения применяемых форм, тем более в плане выявления наиболее успешных и продуктивных. Следует отметить, что эти педагоги на вопрос «Насколько часто и в какой сфере вы реализовывали проектную деятельность?» отвечали «иногда» и «редко». Тем не менее удалось выявить наиболее используемые формы организации проектной деятельности: «практические», «групповая работа, участие в конкурсах», «классные часы», «исследовательские, творческие», «уроки обобщения и систематизации знаний». Преподаватели колледжа отметили как форму реализации проектной деятельности дипломное проектирование.

В проведенных нами анкетах педагоги указывали на определенные трудности. Проанализируем наиболее распространенные:

- Трудности, связанные с недостатком времени, которое необходимо затратить педагогу на тот или иной проект (36 человек, 71 %): педагоги помимо проведения занятий должны проверять тетради, готовиться к следующим занятиям, но все-таки следует отметить и нежелание учителей браться за новое дело, которое тоже требует значительной подготовки.

- Трудности, связанные с самостоятельным изучением детьми какого-либо объема информации (27 человек, 53 %) - современные учащиеся действительно мало времени уделяют изучению чего-либо помимо школьной программы, не хотят читать дополнительно художественную, научную или научно-популярную литературу, посещать музеи и выставки, спецкурсы и факультативы, предпочитая всему этому компьютерные игры и телевизор.

- Трудности, связанные с созданием материально-технических условий для проектной деятельности детей (24 человека, 47 %) - проблема указана многими учителями потому, что многие школы не всегда в полной мере оснащены современным оборудованием, Интернет-ресурсами и литературой, необходимыми для реализации того или иного проекта.

- Трудности, связанные с неумением детьми презентовать результаты своей деятельности (21 человек, 41 %) - учащиеся часто боятся выступать на публике, не умеют грамотно оформить результат своей работы, стесняются быть непонятыми сверстниками или в чем-то ошибиться, поэтому они предпочитают выполнять задания, где не нуж-

но текстом выражать мысли и отстаивать свою точку зрения.

- Трудности, связанные с жестким учебно-тематическим планированием (21 человек, 41 %) - в проектной деятельности тема будущего проекта формулируется учениками, что не всегда будет соответствовать тематическому плану учителя, поэтому ему необходимо так организовать процесс, чтобы не было отклонений от установленных норм, а это требует от педагога соответствующей подготовки и определенных усилий: заинтересовать детей, вызвать у них необходимость изучать нужный в этот момент вопрос.

- Трудности, связанные с организацией самостоятельной работы учащихся (12 человек, 24 %) -при самостоятельной работе детей учителю важно, чтобы они изучили вопрос в полном объеме, не перегрузили его «лишней» на данном этапе информацией, не допустили существенных ошибок, приводящих к искажению знаний.

- Трудности, связанные с интеграцией знаний и умений из различных учебных предметов, техники, творческих областей (6 человек, 12 %); с применением исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов (6 человек, 12 %); с недостаточной подготовкой учителя - 6 человек; с переходом учителя от роли наставника к роли консультанта, сотрудника (3 человека, 6 %); с недостатком времени, которое необходимо затратить учащемуся на тот или иной проект (3 человека, 6 %) - данная проблема была сформулирована учителями самостоятельно, помимо указанных в анкете.

Взаимосвязи между стажем работы педагога и частотой применения проектной деятельности не выявлено. Реализацией проектной деятельности занимаются как молодые педагоги, так и те, которые имеют большой опыт работы. Однако установлено, что опытные преподаватели колледжа и учителя начальных школ указывают на трудности в реализации проектной деятельности чаще, чем преподаватели колледжа и учителя начальных школ с небольшим педагогическим стажем. Стаж и количество трудностей, испытываемых учителями средней общеобразовательной школы, не взаимосвязаны.

Следует отметить, что есть существенное различие в ответах у педагогов разных групп (препо-

даватели колледжа, учителя начальных школ, учителя-предметники) по вопросу о том, какой примерно процент учителей вашей школы занимается организацией проектной деятельности. Учителя школ не смогли указать, занимаются ли их коллеги проектной деятельностью (чаще всего написано «не знаю», «не интересуюсь», либо вообще нет ответа на данный вопрос). Проблема недостатка времени, которое необходимо затратить учащемуся на тот или иной проект, была отмечена только преподавателями колледжа.

Также отличается и сфера реализации проектной деятельности. Учителя школ используют ее преимущественно во внеурочной сфере. Это обусловлено тем, что на внеклассном мероприятии легче учесть интересы детей при определении тематики проекта, в него можно вовлечь не весь классный коллектив, а только желающих, внеурочная деятельность не ограничена временем и не имеет строгих требований с точки зрения формируемых на конкретном мероприятии знаний, умений, качеств. А преподаватели колледжа реализуют проектную деятельность как на уроках, так и вне, вероятнее всего, потому что должны показать будущим учителям проектный способ работы и возможности различных педагогических технологий.

Таким образом, проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что у большинства педагогов нет четкого представления о понятии «проектная деятельность». Однако, не имея представления о самой деятельности, они отмечают широкие возможности ее реализации на практике. Это говорит о том, что педагоги лишь наслышаны о проектной деятельности, возможно, наблюдали ее, но в своей практике используют далеко не все. Кроме того, реализация проектной деятельности происходит редко и в основном во внеурочной деятельности. В процессе работы педагоги сталкиваются с большим количеством трудностей, которые носят «объективный» характер: нехватка времени, жесткость тематического планирования, слабая подготовленность детей, недостаточное материально-техническое обеспечение. При этом значительно меньшая часть педагогов говорит об отсутствии должной подготовки и необходимости изменить свою позицию в организации совместной проектной деятельности с учащимися.

Список литературы

1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 272 с.

2. Поздеева С. И., Кузнецова Т. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 65-69.

Белова Т. А., зав. отделением.

Мариинский педагогический колледж.

Ул. Ленина, 44, Мариинск, Кемеровская область, Россия, 652150.

E-mail: bel_tatjana@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.08.2011.

T. A. Belova

TEACHERS’ ATTITUDE TO ORGANIZATION OF STUDENT PROJECT ACTIVITIES

The article contains the analysis of Mariinsk teachers’ questionnaire about organization of students’ project activities. The author revealed their understanding of the term “project activity”, its opportunities and field of realization.

Also the author pays special attention to some difficulties faced by teachers when they work with projects and their causes.

Key words: student project activities, opportunities for project activities, field of project activities’ realization, difficulties in organization of project activities.

Mariinsk Teachers College.

Ul. Lenina, 44, Mariinsk, Kemerovo region, Russia, 652150.

E-mail: bel_tatjana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.