Научная статья на тему 'Отношение населения к современной системе стоматологической помощи и пути ее совершенствования'

Отношение населения к современной системе стоматологической помощи и пути ее совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ЗДОРОВЬЕ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / SYSTEM OF STOMATOLOGICAL HELP / HEALTH / STOMATOLOGICAL HEALTH / POPULATION RELATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозов Виталий Игоревич

Статья посвящена изучению отношения различных социальных групп населения Саратовской области к современной системе стоматологической помощи. Выявлены различия во мнениях респондентов об уровне организации стоматологической помощи в регионе и ее качестве, о значимости стоматологического здоровья, а также различия во мнениях физических лиц по поводу объема вкладываемых средств и улучшения качества стоматологического лечения. Намечены пути совершенствования стоматологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION OF POPULATION TO MODERN SYSTEM OF STOMATOLOGICAL HELP AND WAY OF ITS PERFECTION

The article is devoted to studying of the relation of various social groups of the population of Saratov region to modern system of stomatological help. Opinions of the respondents on level of the organization of stomatological help in region and its quality, about the importance of stomatological health, and also difference in opinions of physical persons concerning volume of put agents and improvement stomatological treatment is taped. Perfection ways stomatological help are planned.

Текст научной работы на тему «Отношение населения к современной системе стоматологической помощи и пути ее совершенствования»

УДК 316:616.31

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Виталий Игоревич МОРОЗОВ

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей гигиены и экологии, e-mail: moroz@san.ru

Статья посвящена изучению отношения различных социальных групп населения Саратовской области к современной системе стоматологической помощи. Выявлены различия во мнениях респондентов об уровне организации стоматологической помощи в регионе и ее качестве, о значимости стоматологического здоровья, а также различия во мнениях физических лиц по поводу объема вкладываемых средств и улучшения качества стоматологического лечения. Намечены пути совершенствования стоматологической помощи.

Ключевые слова: система стоматологической помощи; здоровье; стоматологическое здоровье; отношение населения.

Стоматологическое здоровье является важной составляющей здоровья человека и оказывает существенное влияние на качество жизни. В условиях реформирования системы здравоохранения организация стоматологической помощи претерпевает серьезные изменения. Трансформация финансово-хозяйственных механизмов системы стоматологической помощи с одной стороны, способствует развитию данной сферы здравоохранения, стимулирует приток ресурсов, а с другой стороны, порождает проблемы доступности стоматологических услуг и их качества. В связи с чем, вопросы организации стоматологической помощи изучаются социологами, медиками, экономистами [1; 2, с. 12-14; 3, с. 2-11; 4, с. 11-12; 5-7; 8. с. 3638]. При значительной степени изученности проблемы отсутствует системный взгляд на процесс формирования ценностей здоровья (стоматологического здоровья) и жизненной позиции здорового образа жизни личности. Все сказанное делает необходимым дальнейшее изучение взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними социальными условиями и системой внутренней детерминации поведения населения через интересы, идеальные модели будущего, ценностные ориентации.

Нами проведено комплексное изучение отношения различных групп населения Саратовской области к организации стоматологической помощи в системе здравоохранения региона. Исследована квотная выборка населения (п = 400) в г. Саратове и Саратовской области, которая опрошена по разработан-

ным вопросам анкеты. В данной выборке возраст респондентов составил 18-72 года. Высшее образование имеют 6,9 % респондентов, незаконченное техническое 62,1 %, среднетехническое - 29,9 %, среднее - 1,1 % респондентов. Семейный статус респондентов: холост / незамужем - 86,2 %, женат / замужем - 10,3 %, вдовец / вдова - 3,4 %. В г. Саратове проживает 72,0 % респондентов, в г. Энгельсе - 11,8 %; в Саратовской области - 15,1 %. Средний месячный доход на одного члена семьи составил от 1000 до 25000 рублей; стаж работы - от 1 года до 48 лет.

На основе проведенного анализа были выявлены следующие различия в отношении населения к организации стоматологической помощи:

- различия во мнениях об уровне организации стоматологической помощи. Среди опрошенного населения Саратовской области 31,2 % респондентов оценивают организацию стоматологической помощи как очень хорошую и хорошую, 41,4 % респондентов -как удовлетворительную. Недовольны стоматологическими услугами 27,4 % жителей нашего региона;

- различия в суждениях о качестве стоматологической помощи. Спектр отражения массовым сознанием проблемы качества стоматологической помощи широк и включает различные формы ее понимания: 19,0 % респондентов под качеством стоматологической помощи понимают ее доступность; 15 % - хорошее отношение к пациентам; 13 % - качественное лечение; 13 % - привлечение к работе хороших специалистов; 9 % -

обеспечение бесплатного осмотра; 8 % - использование в клиниках хорошего оборудования и препаратов; 5 % - наличие качественной анестезии. Некоторые респонденты (от 1 % до 3 %) указали на важность таких показателей как «бесплатное лечение; бесплатные бахилы; быстрая помощь; внушительная реклама заболеваний полости рта; гарантия на выполненные услуги; государственная помощь в оплате; хорошая работа регистратуры; наличие большого количества поликлиник; отсутствие очередей; соответствие работы оплате; своевременное лечение; чистые поликлиники»;

- различия в суждениях о значимости стоматологической помощи. В представленной выборке значимость стоматологического лечения среди других потребностей мало осознается опрошенными. Только 15 % респондентов поставили стоматологическую помощь на первое - третье место среди факторов общественного развития (потребность в питании, бытовых товарах, образовании, развлечениях, медицинской помощи, занятиях спортом, путешествиях). Более 60 % опрошенных среди перечисленных социокультурных факторов ставят стоматологическое лечение на одно из последних мест;

- различия в суждениях о значении здоровья. Чаще всего (58,4 %) респонденты считают, что здоровье - это хорошее самочувствие; 15,8 % - когда ничего не болит; 10,4 % - хорошее физическое и психологическое состояние организма. От 0,5 до 3,5 % респондентов отметили, что здоровье - это «активность; здоровое тело, здоровый дух, здоровый образ жизни, красота и молодость, правильное питание, сильный иммунитет, счастье, то, что имеет главное значение, успех, хороший отдых, это жизнь, это состояние человека в целом». Полученные данные свидетельствуют о преобладающем представлении роли здоровья как инструменте, обеспечивающем психофизиологический комфорт и физическое благополучие.

Проведенный опрос показал, что 66,7 % респондентов считают, что заботиться о здоровье надо, чтобы ничего не болело, 21,9 % -чтобы добиться успеха и благополучия в обществе, и лишь 11,5 % опрошенных считают, что заботиться о здоровье надо, чтобы совершенствовать не только себя, но и мир вокруг. Тем самым в общественном сознании

населения представления о собственном здоровье наполняются смыслом, который позволяет рассматривать здоровье как деятельность, направленную в большей мере на себя, и в меньшей степени направленную вовне, в социум.

- Различия в суждениях о своем здоровье. В ходе оценки своего здоровья более 30 % респондентов не смогли оценить личный потенциал здоровья, тогда как 42,6 % респондентов оценили свое здоровье как хорошее; 6,4 % - как очень хорошее; 0,5% считают свое здоровье плохим. Высказывания респондентов выглядят достаточно оптимистичными;

- различия в суждениях о значении стоматологического здоровья. Несмотря на то, что опрошенные (более 80 %) согласны с тем, что состояние зубов существенно влияет на общее состояние организма, только 33,3 % респондентов считают, что стоматологическое здоровье влияет на физическое здоровье; 22,2 % респондентов - на качество питания. О влиянии стоматологического здоровья на трудовую деятельность, на коммуникативную сферу, семейные отношения, социальные интересы, финансы, обучение, досуг осведомлены всего лишь 2,8-13,4 % респондентов;

- различия в оценках своего стоматологического здоровья. При изучении отношения населения к своему стоматологическому здоровью 30,7 % оценили свое стоматологическое здоровье как хорошее, 6,5 % - как очень хорошее; 29,6 % - как плохое; 8 % - как очень плохое. При этом, учитывая отмеченные показатели, только 8,9 % считают, что совсем не нуждаются в стоматологическом лечении; 21,3 % - считают стоматологическое лечение отчасти необходимым; 25,7 % -отчасти нужным; 31,2 % - необходимым и 12,9 % - очень нужным;

- различия во мнениях физических лиц по поводу объема вкладываемых средств. Анализ мнений физических лиц по поводу объема вкладываемых средств свидетельствует о том, что 13,9 % респондентов готовы потратить на стоматологическое лечение от 5000 до 10000 руб.; 27,8 % респондентов - от 2000 до 5000 руб.; 0,5 % респондентов - от 1000 до 2000 руб.; 38,1 % респондентов - от 500 до 1000 руб.; 16,0 % респондентов - от 200 до 500 руб.; 3,6 % - от 100 до 200 руб.

Таким образом, как показали результаты опроса, население в целом не готово вкладывать в стоматологическую помощь значительные денежные средства;

- различия в суждениях по поводу улучшения качества стоматологического лечения. Опрошенные считают, чтобы улучшить качество предлагаемых населению стоматологических услуг необходимо снизить цены (26,2 %,), поддерживать хорошие отношения врача и пациента (25,2 %), готовить хороших специалистов (14,9 %), использовать хорошее оборудование (12,4 %), усилить контроль над качеством стоматологической помощи (7,4 %);

- различия в суждениях о целях стоматологического лечения. При выборе стоматологических услуг население в большей мере (59,5 %) ориентируется на различные показатели качества стоматологического лечения; 27,2 % респондентов - на стоимость услуги; 11,8 % респондентов - на взаимоотношения врача и пациента. В меньшей степени респонденты реагируют на престижность стоматологических услуг (1,5 %).

Изучены зависимости между характеристиками отношения физических лиц к стоматологической помощи и такими факторами как возраст, пол, образование, социальное положение, место проживания, семейное положение, среднемесячный доход на одного члена семьи, что позволило отметить сходства и различия в суждениях разных групп населения по вопросам организации стоматологической помощи. Так, мужчины и женщины оценивают свое здоровье в целом и стоматологическое здоровье в частности примерно одинаково, большинство из них считают свое здоровье скорее хорошим. Молодежь оценивает свое здоровье и стоматологическое здоровье выше, чем представители среднего возраста, что логично. Пенсионеры оценивают свое здоровье как «скорее плохое», работающие пенсионеры - как «скорее хорошее». Городское население оценивает свое здоровье и стоматологическое здоровье чуть лучше, чем жители областных районов. Респонденты с высшим образованием оценивают свое здоровье и стоматологическое здоровье выше, чем респонденты без образования. Те респонденты, кто холост (не замужем) или женат (замужем) выше оценивают свое здоровье и стоматологиче-

ское здоровье, чем те, кто разведен(на) или вдовец(вдова).

Большинство респондентов проживающих в городе оценили стоматологическую помощь как «скорее хорошую». Женщины чуть оптимистичнее в оценке стоматологической помощи в регионе, чем мужчины. Большинство людей могут потратить на стоматологическое лечение 500-1000 руб. или 2000-5000 руб. Чуть больше в этих группах представителей среднего возраста и мужского пола. Респонденты с высшим образованием готовы тратить большие суммы денег на лечение у стоматолога. Работающие респонденты готовы тратить чуть большие суммы денег на лечение у стоматолога, чем остальные. Пенсионеры готовы потратить на лечение 500-1000 руб.

Более половины респондентов как среди мужчин, так и среди женщин отметили, что здоровье - это хорошее самочувствие. Респонденты, проживающие в области в большем процентном соотношении согласились с высказыванием «Я забочусь о своем здоровье, чтобы ничего не болело», а респонденты, проживающие в городе, - с высказыванием «Я забочусь о здоровье, для того чтобы добиться успеха».

Независимо от пола большинство респондентов высказались за высокое качество и низкую стоимость стоматологического лечения, престижность, однако, их интересует меньше всего. Респонденты со стабильным доходом руководствуются качеством оказания стоматологических услуг, пенсионеры -ценой. В городе чуть больше респондентов отдают предпочтение качеству в сравнении с низкой стоимостью.

Мужчины и женщины примерно одинаково оценивают свою нуждаемость в стоматологическом лечении. Респонденты, которые отметили, что он разведен(а) или вдовец (вдова), в большей степени нуждаются в стоматологическом лечении, чем семейные. Чем выше стаж работы опрашиваемого респондента, тем большим является процентное соотношение людей с ухудшающимся стоматологическим здоровьем. Чем выше стаж работы, тем большему количеству людей требуется стоматологическое лечение.

По нашему мнению, оценка предоставляемой стоматологической услуги может меняться в зависимости от соответствия между

мотивами, установками, требованиями,

предъявляемыми человеком к своему стоматологическому здоровью, собственно реальным поведением по соблюдению здорового образа жизни и конкретной обстановкой, сложившейся в сфере предоставления услуги. Удовлетворенность населения оказанием стоматологической помощи повысится, если улучшить информированность населения о качестве стоматологического лечения и возможностях современной стоматологической помощи, развивать доминирующие ценностные ориентации здоровья как социокультурного феномена, обеспечить позитивный опыт по взаимодействию населения с институтом здравоохранения в условиях его модернизации. Так как отношение к оказанию стоматологической помощи является инструментом формирования стоматологического здоровья, то пути его коррекции должны включать в себя следующее:

- для улучшения качества стоматологического здоровья необходимо внедрение программ комплексной профилактики, обязательно включающих социально-психологическое и медицинское направление (приоритетным и требующим минимальных экономических затрат можно считать социальнопсихологическое направление);

- развитие сети стоматологических кабинетов в организациях и учреждениях занятости населения, активное взаимодействие врачей-стоматологов с терапевтами в целях профилактики стоматологических заболеваний, т. е. включения профилактики стоматологического здоровья в качестве обязательного компонента в систему общей профилактики здоровья, улучшение качества стоматологической помощи;

- повышение культуры стоматологического здоровья в рамках специальных обра-

зовательных программ, курсов, мастер-классов, обеспечение доступности стоматологической помощи и сокращения уровня неравенства в возможностях ее получения.

1. Бабаджанов Л.А. Профилактика кариеса зубов в условиях сельской местности на основе эпидемиологических данных: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1981.

2. Бакшеева С.Л., Горбач Н.А., Алямовский В.В. Мероприятия по оптимизации стоматологической помощи населению северных территорий Красноярского края // Институт стоматологии. 2009. № 2.

3. Злотников С.А. Стоматологическая служба в условиях формирования рынка // Региональный медицинский журнал Центрального Черноземья «Консилиум». 1998. № 11.

4. Стоматологическая заболеваемость населения России и принципы планирования программ профилактики / Кузьмина Э.М., Васина С.А. и др. // Стоматология. 1996. Спец. выпуск.

5. Леонтьев В.К. Отчет Президента Стоматологической Ассоциации России «О результатах деятельности СтАР за отчетный период (2000-2003 гг.)» // Стоматология сегодня. 2003. № 6 (28).

6. Сивак. Е.Ю. Медико-гигиенические аспекты влияния питьевой воды на состояние органов полости рта у школьников: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Пермь, 2001.

7. Струев И.В., Семенюк В.М., Четвериков Д.В. Качество жизни опиоид - зависимых лиц после стоматологической реабилитации // Институт стоматологии. 2005. № 4.

8. Те И.А. Опыт сертификации стоматологических организаций с позиций обеспечения качества стоматологической помощи // Институт стоматологии. 2008. № 1.

Поступила в редакцию 21.10.2011 г.

UDC 316:616.31

RELATION OF POPULATION TO MODERN SYSTEM OF STOMATOLOGICAL HELP AND WAY OF ITS PERFECTION

Vitaliy Igorevich MOROZOV, Saratov State University named after N.G. Chemyshevsky, Saratov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Hygiene and Ecology Department, e-mail: moroz@san.ru

The article is devoted to studying of the relation of various social groups of the population of Saratov region to modern system of stomatological help. Opinions of the respondents on level of the organization of stomatological help in region and its quality, about the importance of stomatological health, and also difference in opinions of physical persons concerning volume of put agents and improvement stomatological treatment is taped. Perfection ways stomatological help are planned.

Key words: system of stomatological help; health; stomatological health; population relation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.