Научная статья на тему 'Отношение к вступлению в ВТО руководителей российских промышленных предприятий'

Отношение к вступлению в ВТО руководителей российских промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНОСТРАННЫЕ КОНКУРЕНТЫ / ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к вступлению в ВТО руководителей российских промышленных предприятий»

С Т А Т Ь И И А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы

ОТНОШЕНИЕ К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

л

Аукуционек С.П., Миронов В.В.1

Специализированный опрос об отношении руководителей российских предприятий ко вступлению России в ВТО был проведен зимой 2005-2006гг. В нем приняло участие около 150 предприятий. Некоторые результаты этого опроса излагаются ниже.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ.

Опрос проводился на промышленной выборке РЭБ, структурные характеристики которой хорошо известны. Они примерно соответствуют всей совокупности российских промышленных предприятий в том, что касается их распределения по основным отраслям, регионам, размерам и формам собственности (см. раздел об опросной статистике в данном выпуске бюллетеня РЭБ.

2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫБОРКИ.

Загрузка производственных мощностей в среднем составила 69% от нормального уровня. Это практически совпадает с данными по загрузке за январь 2006г (70%) , полученных в ходе регулярных опросов на промышленной выборке РЭБ. Весьма близки значения по средней заработной плате (соответственно - 6610 и 6390 рублей в месяц) и числу занятых на одном предприятии (725 и 697 человек). Близость указанных параметров говорит о том, что множество предприятий, согласившихся участвовать в спецопросе, по своим характеристикам действительно близко к стандартной промышленной выборке РЭБ.

В анкету были включены вопросы, касающиеся таких параметров предприятий, информация о которых не собирается в регулярных исследованиях РЭБ. В частности, респондентов просили оценить долю прибыли в продажах предприятий (после уплаты налогов) за 2005г. Её среднее значение оказалось равным примерно около 6%. А также зависимость деятельности предприятий от госзаказов. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:

6% предприятий регулярно производят продукцию по госзаказу;

22% - производят такую продукцию иногда;

72% - вообще не работают по госзаказу.

1 Опрос проведен в рамках совместного с «Центром развития» (г. Москва) проекта, финансируемого Еврокомиссией («Structural Change, trade specialization, FDI and integration experiences of NIS» «INDEUNIS», EU6th Framework Program, website http://www.wiiw.ac.at/e/research networks indeunis.html) в составе консорциума под эгидой Венского института сравнительных экономических исследований.

3. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ.

На момент проведения опроса, 39% предприятий экспортировали свою продукцию, а 61% не делали этого. Причем и среди производителей - экспортеров роль экспорта была в среднем невысока - всего 13% выпускаемой продукции. В пересчете на всю выборку доля экспорта получается, естественно, еще меньше - около 5% выпуска. Кажется, что это противоречит известным данным о большом внешнеторговом обороте российской экономики. Однако, это не так. Нужно учитывать, что львиную долю внешнеторгового оборота вносят гиганты ТЭК и некоторых других отраслей, которых (гигантов) в выборке нет. Для основного же массива российских промышленных производителей экспорт по-прежнему остается делом маргинальным. Подавляющее большинство предприятий российской промышленности замкнуто на внутренний рынок.

Сказанное относится только к экспорту, но не к импорту зарубежной продукции. В том, что они используют импортные сырье, материалы, оборудование и запасные части «признались» респонденты от 75% предприятий выборки. И только 25% обходятся без зарубежных поставок. Существенна и доля импорта в стоимости потребляемых средств производства - 20% для тех, кто пользуется импортными товарами и 15% в пересчете на всю выборку. В общем, это довольно заметные величины, хотя, на наш взгляд, и не такие, чтобы можно было бы говорить об открытом (для зарубежного поставщика) характере нашей промышленности.

Весьма любопытно распределение потоков внешней торговли по регионам. Если считать от общего объема экспорта продукции, то из его 13% на долю стран СНГ приходится около 6%, ЕС - 3% и другие страны (в анкете они не расшифровывались) - 4%. Примечательно, однако, что по отдельным предприятиям такого относительно «ровного» распределения не наблюдается. Если предприятия вообще поставляют продукцию в какой-то из трех названных «регионов», то этот «регион», как правило, занимает подавляющую часть зарубежных поставок предприятия (особенно если таким «регионом» являются «другие страны»).

Аналогичная картина в распределении импорта. Хотя на первый взгляд, поставки делятся между тремя названными «регионами» еще более равномерно (7, 7 и 6%), но в реальности почти каждое из импортирующих предприятий привязано только к одному «региону».

Из тех предприятий, чья продукция идет на внешние рынки, лишь 5% участвуют в программах государственной поддержки экспорта. Это само по себе небольшое число, помогающее понять довольно критическое отношение подавляющего большинства российских производителей к государственной экономической политике. В действительности, эта доля еще ниже и составляет всего 2%, если учесть все предприятия (а не только предприятия-экспортеры).

Относительная вовлеченность российских производителей в мировую торговлю имеет, по всей видимости, тенденцию к постепенному росту. Такие выводы можно сделать из ответа на вопрос о ближайших планах предприятий. Свыше 2/5 предприятий, чья продукция никуда (на момент опроса) не экспортировалась, сообщили о том, что через 2-3 года они собираются выйти на внешние рынки сбыта. Если это действительно произойдет, и если те, кто сейчас уже торгует на этих рынках, там удержатся, то доля предприятий-экспортеров возрастет сразу на 25 процентных пунктов: с нынешних 39% примерно до 64%. Это продвижение будет касаться, прежде всего, рынков стран СНГ, куда планируют выйти примерно 19% предприятий выборки. Значительно меньше рассматривает в качестве возможной цели рынки стран ЕС (6%) и ли другие страны (4%).

Существующая на сегодняшний день ситуация, когда поставки производимой продукции осуществляются в основном лишь в один (из трех выделенных) «регион», в ближайшие 2-3 года сохранится. Об этом свидетельствуют ответы наших респондентов. Как уже говорилось, общий прирост торгующих с внешним миром производителей, составит

около 25% выборки. Из них лишь 4% собираются выйти на рынки более чем одного «региона» (19%+6%+4% - 25% = 4%).

4. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ОБЩАЯ ОЦЕНКА.

Как известно, относительно вступления в ВТО мнение российского экспертного сообщества расколото. Дискуссия идет по широкому спектру вопросов, главные из которых можно сформулировать следующим образом:

Надо ли вообще вступать России в эту организацию?

И, если надо, то следует ли поспешить с этим вступлением?

Мнение самих производителей в этой дискуссии звучит достаточно глухо. В первую очередь из-за того, что промышленники тоже не едины. Их интересы существенно расходятся в зависимости от целого ряда причин, главные из которых, по-видимому, связаны с отраслевой принадлежностью компаний и параметрами их участия (или неучастия) во внешнеторговой деятельности, причем как нынешними, так и в ожидаемой перспективе. В основном, слышны голоса нескольких самых больших компаний. Наше исследование дает возможность получить представление о том, как относится к вступлению в ВТО основная часть директорского корпуса, то есть руководители небольших и средних (по российским меркам) предприятий.

На главный вопрос: «Нужно ли России вообще вступать в ВТО?» распределение ответов оказалось следующим:

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Нужно ли вообще России вступать в ВТО?» (%).

1. Да, и как можно быстрее 9 53

2. Да, но при условии достаточного переходного периода 44

3. Этот вопрос нужно отложить и вернуться к нему через несколько лет 36 47

4. Нет, России следует совсем отказаться от вступления в ВТО 11

ВСЕГО 100 100

Эти данные можно интерпретировать по-разному, в зависимости от того, какой угол зрения выбрать. Например, их нетрудно истолковать таким образом, что подавляющее большинство российских промышленников не возражает против вступления в ВТО, и только 11% (4-я группа ответов) выступает категорически против этого.

Можно прийти и почти к противоположному выводу, что подавляющее большинство руководителей настороженно относится к идее вступления в ВТО, призывая не торопиться с решением этого вопроса и тщательно подготовить его. Только 9% (1-я группа ответов) полагают, что вступать нужно немедленно.

Если отбросить крайние варианты (группы 1 и 4), то получим вывод, к которому интуитивно склоняется, наверное, большинство российских экспертов, а именно: основная часть (80%) директорского корпуса колеблется. С одной стороны, исходя из общих соображений, она понимает, что Россия должна быть членом ВТО. Но, с другой стороны,

она не очень понимает, как членство в ВТО отразится на руководимых предприятиях, и пытается найти предлоги для затягивания процесса вступления.

Наконец, можно попытаться выделить из 4-х категорий ответивших 2 более крупных группы. Одна из них объединяет тех, кто пусть и с оговорками, но выбрал ответ, содержащий слово «Да» (категории 1 и 2). Другая составлена из респондентов, тяготеющих к отрицательному ответу, по крайней мере, на сегодняшний день (группы 3 и 4). Будем для краткости именовать представителей эти групп «сторонниками» и «противниками» идеи вступления в ВТО. Как видно из таблицы 1 они примерно равночисленны: первых набирается 53%, вторых - 47% выборки. Сравнение этих двух групп позволяет лучше понять основные причины, разделяющие российских промышленников на два лагеря.

5. СРАВНЕНИЕ ДВУХ ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ

(«СТОРОННИКОВ» И «ПРОТИВНИКОВ» ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО).

Обычно полагают, что одной из главных причин настороженного отношения к ВТО у большинства руководителей является их опасения иностранных конкурентов на внутреннем рынке. Данные нашего опроса, в общем и целом, подтверждают эту гипотезу. Действительно, если к началу 2006г. доля иностранных поставщиков на внутреннем рынке в продуктовой нише предприятий - респондентов РЭБ составляла примерно 29%, то после вступления в ВТО, она, как ожидается, поднимется до 41%, то есть вырастет почти в полтора раза. При прочих равных условиях, это означает примерно 17%-ое сокращение объемов продаж отечественных предприятий на российском рынке. Это много. Такие ожидания в определенной степени объясняют господствующее в директорском корпусе отношение к вступлению в ВТО.

Более подробный анализ показывает, что существует некоторая связь между долей иностранных поставщиков на внутреннем рынке предприятий и их отношением к проблеме вступления в ВТО. Как видно из таблицы 2, различие между группами «сторонников» и «противников» вступления в ВТО как раз и состоит в том, какую долю внутреннего рынка уже захватили и захватят при вступлении в ВТО иностранные конкуренты. В первой группе эта доля явно ниже, чем во второй. У «сторонников» иностранные поставщики занимают сейчас 22%, а после вступления в ВТО будут занимать 33% внутреннего рынка. У «противников» присоединения к ВТО текущая доля иностранцев - 39%, а ожидаемая после вступления в ВТО - 53%. Иными словами, она не только почти вдвое выше, чем у первой группы, но и предполагаемый ее прирост заметно больше.

Таблица 2. Зависимость между долей на рынке иностранных поставщиков и отношением руководителей предприятий к вступлению России в ВТО (доля поставщиков, %).

Вариант ответа на вопрос «нужно ли вообще России вступать в ВТО» (группа предприятий). Доля иностранных поставщиков на внутреннем рынке в продуктовой нише предприятий

Сейчас После вступления в ВТО

1. Да, и как можно быстрее 15 22 38 33

2. Да, но при условии достаточного переходного периода 23 32

3. Этот вопрос нужно отложить и вернуться к нему через несколько лет 40 39 54 53

4. Нет, России следует совсем отказаться от вступления в ВТО 34 51

ВСЯ ВЫБОРКА 29 41

Рассуждая теоретически, можно предположить, что ухудшение условий продажи своей продукции внутри страны может параллельно сопровождаться улучшением условий проникновения на внешние рынки сбыта. И таким образом, благоприятные последствия вступления в ВТО, могли бы компенсировать неблагоприятные. Но это теоретически. В действительности же среди руководителей предприятий преобладают пессимистические ожидания по этому поводу. То есть в своем большинстве они предполагают, что и на внешних рынках сбыта, минусы от вступления в ВТО (для их предприятий) перевесят плюсы.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Облегчит или затруднит вступление в ВТО доступ продукции предприятия на внешние рынки?» (%.)

1. Заметно облегчит 2 15

2. Немного облегчит 13

3. Никак не повлияет 51 51

4. Немного затруднит 9 34

5. Сильно затруднит 25

ВСЕГО 100 100

Как видно из таблицы 3, лишь 15% руководителей предприятий надеются на облегчение доступа на внешние рынки сбыта, а 34% - наоборот, предвидят дальнейшее осложнение ситуации.

Если посмотреть на группы предприятий, сформированные по отношению их руководителей к вступлению в ВТО, то обнаружится, что разная степень оптимизма (или пессимизма) в этом вопросе - это еще один фактор, разделяющий российских производителей на два лагеря. Те, кто в целом относится к вступлению в ВТО положительно, в среднем настроены менее пессимистично, чем их коллеги из остальной части выборки. Хотя в обеих группах негативные ожидания преобладают над позитивными, но степень этого преобладания различна. В одном случае она двукратная, в другом -трехкратная.

Таблица 4. Зависимость ожиданий последствий от вступления в ВТО на внешнюю торговлю предприятий, от отношения их руководителей к вступлению в ВТО (доля предприятий, %).

Вступление России в ВТО: Группы предприятий по их отношению к вступлению в ВТО Вся Выборка

Сторонники вступления в ВТО Противники вступления в ВТО

Облегчит доступ продукции предприятия на внешние рынки 16 13 15

Никак не повлияет 53 47 51

Затруднит доступ продукции предприятия на внешние рынки 31 40 34

ВСЕГО 100 100 100

В конечном счете, мы можем сделать вывод, что отрицательное отношение к вступлению в ВТО, которое демонстрирует почти половина респондентов РЭБ, связано не просто с их психологическими характеристиками (пессимисты), но с реальными

затруднениями, которые это вступление сулит их предприятиям, как на внутренних, так и на внешних рынках сбыта.

6. СРАВНЕНИЕ ДВУХ ГРУПП ПРЕДПРИЯТИЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

Различие двух групп обнаруживается не только в сфере внешней торговли или конкуренции с иностранными производителями на внутренних рынках сбыта, но и по некоторым объективным параметрам деятельности предприятий.

Связь между хозяйственными показателями предприятий и их «склонностью» к вступлению в ВТО носит вполне предсказуемый характер. Чем лучше положение дел на предприятиях, тем в среднем большую готовность к ВТО демонстрируют их руководители. Из таблицы 5 видно, что в группе «сторонников» выше загрузка производственных мощностей (на 4 процентных пункта), выше рентабельность (на 1,3 процентных пункта), и заработная плата (на 700 с лишним рублей в месяц).

Таблица 5. Характеристики двух групп предприятий по отношению их руководителей к вступлению в ВТО (среднее за 2005г.).

Группы предприятий по их отношению к вступлению в ВТО

Позитивное отношение к ВТО (варианты ответов 1 и 2 из таблицы 2) Негативное отношение к ВТО (варианты ответов 3 и 4 из таблицы 2)

1.Загрузка производственных мощностей (нормальный уровень = 100%). 73 69

2. Доля предприятий, производящих продукцию по госзаказу 1) (%)т 34 24

3. Доля прибыли в продажах после уплаты налогов (%) 6,0 4,7

4. Среднее число занятых 923 480

5. Средняя заработная плата на предприятии (руб./мес.) 7060 6310

Примечания. 1 Регулярно или иногда.

Еще более выражены межгрупповые различия по не зависящим от работы предприятий параметрам. Предприятия сторонников вступления в ВТО были в два раза крупнее по числу занятых, и среди них в полтора раза чаще встречались такие, что работали по госзаказу (в скобках заметим, что эти данные могут быть не вполне согласованными с агрегатными данными по выборке, приведенным в разделе 2, из-за того, что не все респонденты отвечали на все вопросы анкеты).

Все это еще раз подтверждает справедливость выше сделанного вывода: за сравнительно широко распространенным среди российских промышленников неприятием идеи вступления в ВТО стоят абсолютно объективные и рациональные причины, связанные с их реальной хозяйственной уязвимостью.

Причем на формирование позиции по отношению к ВТО сказываются не только текущие хозяйственные показатели предприятий, но и изменения этих показателей, ожидаемые в связи с присоединением к ВТО. Некоторые из этих ожиданий представлены в таблице 6.

Таблица 6. Ожидаемые последствия от вступления в ВТО у двух групп предприятий (доля респондентов, указавших вариант ответа, %).

Группы предприятий по их отношению к вступлению в ВТО

«Сторонники» вступления в ВТО «Противники» вступления в ВТО

1. Как повлияет снижение до 5% импортных тарифов на конкурирующие с Вашей продукцией импортные товары на показатели Вашего предприятия в течение следующего года?

ВЫПУСК

Снизится 22 45

Не изменится 43 39

Увеличится 7 0

Трудно сказать 28 16

ВСЕГО 100 100

ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ

Снизится 19 38

Не изменится 57 45

Увеличится 7 2

Трудно сказать 17 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВСЕГО 100 100

2. Как повлияет снижение до 5% импортных тарифов на используемую Вами в производстве импортную продукцию на показатели Вашего предприятия в течение следующего года?

ВЫПУСК

Снизится 4 11

Не изменится 64 66

Увеличится 16 7

Трудно сказать 16 16

ВСЕГО 100 100

ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ

Снизится 4 12

Не изменится 78 74

Увеличится 6 2

Трудно сказать 12 12

ВСЕГО 100 100

Респондентам предлагалось оценить два типа предполагаемых сценария в связи со вступлением в ВТО:

- снижение на 5% тарифов на конкурирующие с продукцией предприятия импортные товары и

- снижение на 5% тарифов на используемые (в производстве) импортные товары.

В обоих случаях пояснялось, что 5% - это примерный уровень снижения тарифов, требуемый при вступлении в ВТО.

Как и можно было предположить, облегчение доступа на российский рынок импортных товаров приведет, по оценке респондентов, к сокращению выпуска и занятости на предприятиях. Причем таких последствий ожидают как «сторонники», так и «противники» вступления в ВТО. Тем не менее, между их оценками существует большая разница. Например, падение объемов выпуска ожидают 22% «сторонников» ВТО, а рост - только 7% (баланс оценок равен таким образом -15 процентным пунктов). Для противников же вступления в ВТО соответствующие показатели составляют 45% и 0% (-45 п.п.). Почти столь же разительны различия и по ожиданиям снижения занятости на предприятиях (см. таблицу 6).

Что касается второго сценария - снижения тарифов на импортируемую продукцию производственного назначения, - то здесь различия не столь выражены. Подавляющее большинство респондентов в обеих группах (от 64 до 78%) вообще не ожидают изменений выпуска или занятости. И лишь очевидное меньшинство руководителей (10-20%), принявших участие в опросе, предсказало какие-то изменения. При этом оказалось, что ожидания «сторонников» и «противников» ВТО расходятся не просто количественно, но и по знаку. Среди «сторонников» количественно преобладают позитивные оценки (выпуск вырастет, занятость тоже), а среди противников - негативные (выпуск и занятость уменьшатся).

Объяснить предсказания позитивных сдвигов нетрудно. Чем дешевле импортируемая продукция производственного назначения, тем ниже издержки и, при прочих равных условиях, - выше объем производства (и занятости).

Негативные прогнозы тоже легко интерпретировать, когда они относятся к занятости: чем дешевле импортируемое оборудование, тем больше его можно купить, и, при прочих равных, тем больше оно сможет вытеснить рабочей силы.

А вот негативные ожидания по выпуску понять сложнее. Суммарно, по обеим группам о таких ожиданиях сообщили около десятка респондентов (7% выборки), так что объяснить их происхождение случайностью затруднительно (см. таблицу 6). Здесь могут быть различные интерпретации, но в любом случае необходимы дальнейшие исследования.

7. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.

Сформулируем некоторые предварительные выводы.

1. Российские промышленные предприятия примерно поровну делятся на тех, чье руководство в большей или меньшей степени согласно с идей вступления России в ВТО и тех, - чье не согласно (тоже в большей или меньшей степени). При этом лишь 20 % руководителей формулируют свою позицию категорическим образом, а остальные 80% склоняются к тому или иному «промежуточному» варианту (вступать, но с длительным переходным периодом, либо вступать, но не сейчас, а когда-нибудь потом).

2. Различия между предприятиями - «сторонниками» и «противниками» ВТО носят объективный характер. «Сторонники» в среднем более успешны. Их позиции на внутреннем и внешних рынках более прочны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.