Научная статья на тему 'Отношение к смерти у молодых людей с разным уровнем субъективного благополучия'

Отношение к смерти у молодых людей с разным уровнем субъективного благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Процукович Е. П.

В статье затрагивается проблема отношения к смерти у молодых людей с разным уровнем субъективного благополучия, рассматриваются теоретические подходы к феномену «отношение к смерти», указываются возрастной аспект (период молодости), представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей отношения к смерти у людей с разным уровнем субъективного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Процукович Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к смерти у молодых людей с разным уровнем субъективного благополучия»

они развиваются и тем самым приносят здоровье физическому телу. Все проблемы можно решить (увидеть и разобраться в них) с помощью медитации. Медитируя, мы развиваемся на более тонком уровне, мы начинаем понимать себя, а вместе с тем и окружающих (модель «я - это всё»). Но самое главное то, что (лично я) люди могут после медитации смотреть на вещи, на жизнь по-другому. То есть медитация дает осмысление настоящих ценностей этого мира, а это - отнюдь не вещи, предметы, а чувства, знания, умения, то, чего не купишь, то, чего ты достигаешь сам.

Медитация сыграла важную роль в моей жизни. Она помогла мне узнать, что чувствует моя душа, когда я совершаю те или иные поступки. Это позволяет мне судить, правильно или неправильно я поступаю. Медитация помогла мне сделать выбор, который повлиял на мою дальнейшую жизнь. Теперь я знаю, что мне нужно для счастья, и самое главное, я поняла, что для меня значит это понятие «счастье». С помощью медитации я поняла, что все, что нужно для счастья, у меня есть. Я счастлива теперь. Теперь, когда у меня в жизни будет трудная ситуация, я могу совершать медитацию и решать, как мне поступить. Поэтому я делаю выбор: медитация мне нужна, т.к. помогает достичь гармонии меду телом и душой, т.е. счастья».

Выводы. Интеграция обыденного и измененного состояний сознания может быть весьма эффективным средством в обучении и самопознании.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

2. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2010. - 412 с.

3. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: «Эксмо», 2003. - 288 с.

4. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий. -СПб., Изд-во «Адити», 1998. - 571 с.

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

© Процукович Е.П.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В статье затрагивается проблема отношения к смерти у молодых людей с разным уровнем субъективного благополучия, рассматрива-

* Старший преподаватель кафедры Психологии.

ются теоретические подходы к феномену «отношение к смерти», указываются возрастной аспект (период молодости), представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей отношения к смерти у людей с разным уровнем субъективного благополучия.

Проблема отношения к смерти исследована достаточно мало. Возможно, это связано это с тем, что тема смерти в современном обществе является запретной, о смерти не принято говорить вслух. Но, несмотря на это каждый человек в своей жизни задумывается о том, что когда-нибудь его не станет. Факт неизбежности собственной смерти, заставляет человека задуматься о своем существовании, переосмыслить свой образ жизни, свое отношение к себе и близким людям. Отношение к смерти является чрезвычайно личностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-объективных факторов. Очевидно, люди с разным уровнем субъективного благополучия по-разному относятся к ней [1].

Фактически отношение человека к смерти мечется между двумя полюсами - страхом перед абсолютным небытием и надеждой на второе рождение. Большинство известных психологов, философов пытаясь проникнуть в феномен смерти, чаще всего движутся именно в этом направлении. Анализ литературы в контексте отношения человека к жизни и смерти, позволяет большинство точек зрения разделить на две группы, на основании значения смерти для жизни человека.

По мнению таких ученых, как Ф. Ариес, М. Вовель, О. Тибо, Л.-В. Тома, В. Франкла, смерть - это один из коренных параметров коллективного сознания и отношение к смерти может служить даже индикатором уровня развития цивилизации. Поэтому изучение установок в отношении смерти, может пролить свет и на установки людей в отношении к своей жизни и к основным ее ценностям. Отношение людей к смерти оказывает огромное влияние на качество их жизни и помогает понять смысл их существования Таким образом, столкновение со смертью, способно приблизить человека к более полной жизни - обрести смысл и стать собой.

Некоторые авторы [2] отмечают, что отношение к смерти чаще всего выражается в страхе перед ней и этот страх присутствует в сознании человека всю его жизнь, что сопровождается и отрицательными эмоциями. Таким образом, отношение к смерти может по-разному сказываться на личности в плане ее благополучия.

В данной публикации мы предприняли попытку изучить особенности отношения к смерти у лиц с разным уровнем субъективного благополучия, под которым мы понимаем, опираясь на точку зрения Р. Шамионова, интегральное, сложное социально-психологическое образование, характеризующееся ощущением удовлетворенности; включающее эмоциональный,

когнитивный и конотативный компоненты; характеризующееся субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения (субъективное благополучие обычно включает глобальную оценку всех аспектов жизни личности в период от нескольких недель до десятков лет); формирующееся в процессе социально-психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности и складывающееся на основе установок и ценностей [3, 4].

Нами были использованы следующие методы: психодиагностические («Шкала субъективного благополучия» (ШСБ) М.В. Соколовой; семантический дифференциал Ч. Осгуда для оценки стимулов «смерть» и «моя смерть» -два стимула было выбрано целенаправленно, чтобы проследить разницу понимания феномена смерти как безотносительного явления и личностно обо-словленного); методы математической статистики (факторный анализ). Исследование проводилось на группе молодых людей (средний возраст 21 год), общая выборка составила 120 человек.

Прежде чем перейти к практическим выводам, полученным в результате применения методик, можно отметить некоторые возрастные особенности отношения к смерти в целом, т.к. это могло наложить определенный отпечаток. В молодости мысли о смерти не носят столь глубокий характер, как в юности, и они реже посещают молодых людей. Молодость - это возраст когда человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу. Молодости свойственен оптимизм, некогда думать о смерти, она кажется очень далекой, почти нереальной. «При этом многие молодые люди испытывают удивительное пренебрежение по отношению к жизни и смерти. Чаще всего именно безрассудная молодость ради забавы вытворяет то, что людей в возрасте не заставишь делать ни за какие деньги» [5]. Шмеман А., говорил о том, что молодость ничего не знает о смерти - она не имеет к ним никакого отношения, она не признается ими как факт самосознания, определяющего поведение человека, его образ жизни [5].

Итак, в соответствии с методикой ШСБ мы разделили испытуемых на 3 группы: благополучные (21 %), умеренно благополучные (62 %) и не благополучные (17 %) - их отношение к смерти в общем и к собственной смерти (семантический дифференциал) оказалось различным. Результаты факторного анализа позволяют утверждать, что категория «смерть» у «благополучных» респондентов характеризуется, в первую очередь, следующими дескрипторами: печальная, слабая, темная, унылая; и отражает эмоционально-оценочные характеристики и показатели силы. В целом, прослеживается пассивно-отрицательное, смиренное отношение. Наблюдается некоторая смиренность, принятие смерти как должного. Собственная смерть характеризуется как печальная, плохая, темная, противоречивая. Это также отражает отрицательное отношение, но в нем проявляется больше непринятия, стремления к уходу.

У умеренно субъективно благополучных на стимул «смерть» при применении факторного анализа также выявился один фактор, включающий следующие дескрипторы: темная, противоречивая, чужая и независимая. При сохраняющемся отрицательном отношении прослеживается меньшая идентификация с собственной личностью, отчужденность и предрешен-ность («таков рок»). Собственная смерть же представляется респондентами как печальная, плохая, противоречивая, сложная - таким образом, также как и у благополучных проявляется разница в отношении к собственной смерти по сравнению со смертью, в общем, - прослеживается больше эмоциональной оценки, активности позиции. Отношение к собственной смерти у умеренно благополучных более проблемное.

Результаты факторного анализа по группе неблагополучных испытуемых показали, что отношение к смерти в целом, проявляется в таких дескрипторах как: печальная, плохая, напряженная, унылая, гнилая. По сравнению с другими группами респондентов, отношение представлено более дифференцировано, оно более пессимистично, отражает функциональные процессы, связанные с феноменом смерти. Собственная смерть представлена такими характеристиками: печальная, сложная, темная, острая, противоречивая, унылая. Тем самым и отношение к собственной смерти более дифференцировано, в нем проявляется больше проблемности и конфликтности принятия.

Таким образом, можно отметить, что более проблемное отношение к смерти, в частности к своей собственной, отмечено в группе у субъективно не благополучных респондентов. «Профили» отношения к своей смерти и смерти вообще более схожи в группе благополучных, что может свидетельствовать о большей управляемости собственной жизнью данными респондентами в целом.

Список литературы:

1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.

2. Левин С. Открыться смерти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/Лib.riam/doc/i/51224p2.html.

3. Пучкова Г.И. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психологических наук: 19.00.01 / Дальневосточный. гос. уни-т путей сообщ. - Хабаровск, 2003.

4. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2002. - № 2.

5. Шмеман Александр, прот. Цикл бесед о христианском понимании смерти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.golubinski.ru/ ecdesiа/shmemаn^ smerti.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.