Научная статья на тему 'Отношение к смерти лиц с разным психологическим возрастом'

Отношение к смерти лиц с разным психологическим возрастом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Восковская Л. В., Прима А. К.

В работе изучается отношение к смерти и одна из его психологических переменных – ощущение насыщенности жизни. Отношение к смерти рассматривается через призму концепции отношений В.Н. Мясищева, где в структуре отношения выделяются три компонента. Показано, что отношение личности к конечности своей жизни зависит от ощущения насыщенности этой жизни и собственной реализованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к смерти лиц с разным психологическим возрастом»

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ ЛИЦ С РАЗНЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВОЗРАСТОМ

© Восковская Л.В.*, Прима А.К.^

Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, г. Таганрог

В работе изучается отношение к смерти и одна из его психологических переменных - ощущение насыщенности жизни. Отношение к смерти рассматривается через призму концепции отношений В.Н. Мя-сищева, где в структуре отношения выделяются три компонента. Показано, что отношение личности к конечности своей жизни зависит от ощущения насыщенности этой жизни и собственной реализованности.

Ограниченность человеческой жизни - это одна из экзистенциальных данностей, при столкновении с которой у личности появляется шанс наиболее полного раскрытия смысла своего существования. Отношение человека к смерти является сложным психологическим конструктом, имеющим свою структуру и закономерности развития. Мы, вслед за отечественным психологом В.Н. Мясищевым, в структуре отношения выделяем три компонента - когнитивный, эмоциональный и поведенческий, позволяющие описать этот сложный феномен во всем его разнообразии [1]. Когнитивный компонент отношения к смерти определяет систему взглядов личности, отражающих рациональное понимание, что есть смерть. Эмоциональный компонент - это оценочный отклик на такое осмысление, поведенческий компонент - наиболее вероятные стратегии поведения личности по отношению к своей жизни и возможной смерти.

Осознанное и зрелое отношение человека к конечности земной жизни является причиной изменения мировоззренческой позиции личности по отношению к собственному жизненному пути, т.к. расставляются жизненные приоритеты, определяется иерархия ценностей, личность начинает проявлять себя субъектом жизненного пути. В связи с этим в трудах многих психологов, как отечественных (Л.И. Анцыферова, А. А. Баканова,

A.В. Гнездилов, В.Н. Карандашев, А.В. Осницкий, Н.В. Власова, А.П. По-погребский), так и зарубежных (С. Гроф, Р. Мэй, Ф. Перлз, О. Феникел,

B. Франкл, З. Фрейд, Г. Фейфел, К.Г. Юнг, И. Ялом и др.) отмечается, что отношение к смерти является показателем зрелости личности.

В отечественной психологии зрелость личности рассматривается через понятие психологического возраста, который является интегральным показателем отношения человека ко времени своей жизни, определяемым

* Доцент кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат психологических наук

♦ Аспирант кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности

прожитыми годами. Мерой психологического возраста является ощущение насыщенности и субъективной реализованности своей жизни [2]. Психологический возраст рассматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, Р. А. Ахмерова, В.В. Бочарова, Е.И. Головахи, А. А. Кроника и др. Психологический возраст имеет свое значение в контексте своего отношения с хронологическим, где выделяют три варианта такого соотношения: адекватность (психологический возраст равен хронологическому), отставание (психологический возраст меньше психологического) и опережение (психологический возраст больше хронологического).

Анализ литературы по проблеме субъективной картины жизненного пути позволил предположить, что отношение к смерти у лиц с разной насыщенностью и субъективной реализованностью человеческой жизни будет различным. В связи с этим целью настоящего исследования стало рассмотрение отношения к смерти у лиц с разным психологическим возрастом.

Смерть становится особо актуальной при достижении зрелого возраста, что связано со спецификой возраста, в пределах которого с определенного момента начинается биологическое старение. В силу этого содержание понятие «психологический возраст» в зрелости существенно отличается от содержания этого понятия в других возрастах. Говоря об особенностях соотношения психологического и хронологического возрастов в зрелости, можно отметить, что опережение психологическим возрастом хронологического характеризует преждевременное старение. Как правило, это связано с конечностью поставленных в жизни целей и отсутствием новых дальних перспектив. Нередко такое преждевременное старение связано с несчастьем, утратой близкого человека, тяжелой болезнью и т.д. Отставание психологического возраста от хронологического в зрелости часто означает незрелость, инфантильность, пассивность, неинициативность, зависимость. При совпадении хронологического возраста с психологическим наблюдается адекватное восприятие времени и своего возраста, ощущение насыщенности и реализованности жизни [3].

Для изучения структуры отношения к смерти нами была разработана авторская анкета, которая прошла экспертную оценку, а также использован ряд стандартизированных психодиагностических методик: «Шкала тревожности по поводу смерти» Д. Темплера, «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана, «Шкала дифференциальных эмоций» Изарда (в нашей модификации). Для диагностики психологического возраста была использована методика «Оценки пятилетних интервалов жизни» (ОПИ) А.А. Кроника, Е.И. Головахи. В исследовании приняли участие 42 человека в возрасте от 44 до 56 лет.

По результатам проведенного исследования величины психологического возраста (ПВ) испытуемых выборка была разделена на три подвы-борки по соотношению исследуемого показателя с хронологическим возрастом (ХВ) (рис. 1).

Анализ отношения к смерти в каждой из подвыборок показал статистически значимые отличия (в среднем при р < 0,05) как по разным компонентам отношения, так и в общем. Результаты методики «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана, позволяющей дать общую характеристику отношения к смерти, показали тенденцию снижения позитивных представлений о смерти и рост негативных по мере уменьшения величины психологического возраста (рис. 2).

Рис 1. Распределение значений выборки по соотношению психологического возраста с хронологическим

Рис. 2. Распределение позитивных, негативных и амбивалентных представлений

Среди когнитивных компонент отношения к смерти были выделены: «смерть как переход», «смерть как конец всего», «смерть как сон». Распределение когнитивных компонент в отношении к смерти в выделенных подвыборках неравномерно (рис. 3). Полученная гистограмма указывает на то, что большинство респондентов каждой подгруппы в смерти видят переход на иную ступень существования. Такие результаты согласуются с ранними исследованиями, где данная когнитивная составляющая является преобладающей [2]. Распределение частот по параметру «смерть как конец всего» в каждой подвыборке равное. Однако статистический анализ не позволил установить значимые различия между распределением когнитивных компонент отношения к смерти в выделенных подвыборках, что позволяет сделать вывод, что данная составляющая отношения к смерти не связана с психологическим возрастом.

Распределение параметров эмоциональной составляющей отношения к смерти в трех выделенных подвыборках является неравномерным. Так, по уровню страха смерти были получены статистически значимые отличия для всех трех подвыборок (рис. 4). В группе с отставанием психологического возраста (ПВ < ХВ) значения по уровню страха смерти самые высокие, в группе с опережением (ПВ > ХВ) - самые низкие. Это хорошо согласуется с психологическим содержанием данных подвыборок.

ПВОХВ пв=хв пв<хв

□ Смерть как «конец» □ Смерть как «переход»

и Смерть как «сон» ■ Низкий уровень о Средний уржень

„ , „ Рис. 4. Распределение значении

Рис. 3. Распределение когнитивных

_ по уровню страха смерти в трех

компонент в подвыборках _

подвыборках

Группа, где психологический возраст опережает хронологический, испытуемые ощущают себя более старыми и усталыми от жизни; смерть в этом случае является скорее заслуженным отдыхом и успокоением. В группе, где психологический возраст ниже хронологического испытуемые инфантильны и оценивают свою прожитую жизнь как малонасыщенную событиями, а себя - нереализованными настолько, насколько это возможно. В силу этого предстоящая смерть пугает, т.к. лишает шанса изменить что-либо в своей жизни. Эти данные подтверждаются и результатами по методике дифференциальных эмоций Изарда, где именно в этой подвы-борке были получены самые высокие частоты встречаемости страха как эмоции, сопровождающей мысли о смерти (40 %).

В группе с завышенным психологическим возрастом среди всех эмоций по методике Изарда наибольшей частотой встречаемости обладает чувство вины. Такой результат вызывает больше вопросов, чем проясняет картину отношения к смерти в данной подвыборке. Для этой подгруппы характерно восприятие себя как находящихся на более поздней ступени онтогенеза, для которой характерно осмысление всей прожитой жизни, подведение итогов. Можно предположить, чувство вины является следствием такого восприятия прожитой жизни, однако данный вывод требует детального рассмотрения и последующей проверки.

По ряду поведенческих стратегий также были получены различия. Среди всех поведенческих стратегий в подвыборке испытуемых с низким психологическим возрастом доминирует альтруистическая стратегия, согласно опросу они готовы оказывать психологическую помощь тяжело больным и умирающим (91 %), в отличие от двух других подвыборок (62 % для группы ПВ > ХВ и 68 % для группы ПВ = ХВ). При этом стратегия стремления к достижению телесного бессмертия здесь выражена меньше (56 %), по сравнению с подвыборкой, где психологический возраст равен хронологи-

ческому (84 %). Суицидальная активность во всех подвыборках низкая, так же как и стремление к экстремальным видам деятельности, что можно объяснить психологическими особенностями хронологического возраста.

В результате проведенного исследования были выявлены как отличия, так и сходства в компонентах отношения к смерти у лиц с разным психологическим возрастом. Так, для всех испытуемых, независимо от возраста, характерно понимание смерти как перехода из одного состояния в другое. Но при этом эмоциональные и поведенческие компоненты отношения к смерти здесь различны.

Лица, психологический возраст которых выше хронологического, в основном характеризуются наличием положительных представлений о смерти. Они занимают рефлексивную позицию относительно осознания ограниченности жизни смертью. Уровень тревоги по поводу факта своей конечности у представителей данной подгруппы является средним. Наиболее часто встречающиеся эмоции относительно смерти - чувство вины.

У лиц, психологический возраст которых равен хронологическому, также преобладают положительные представлений относительно смерти. Они так же, как и представители первой подгруппы имеют средний уровень страха смерти, не стремятся к достижению телесного бессмертия, но в отличие от предыдущей группы не может представить свою смерть.

Лица, у которых психологический возраст ниже хронологического имеют высокий уровень страха смерти, отношение к смерти больше негативное, чем положительное, однако они демонстрируют альтруистические поведенческие стратегии - готовы помогать умирающим и тяжело больным, а стремление к достижению бессмертия здесь ниже.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сказать, что ощущение насыщенности собственной жизни оказывает влияние на отношение личности к своей вероятной смерти, что в свою очередь, способствует разным формам поведения.

Список литературы:

1. Мясищев В.Н. Психология отношения. - Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995.

2. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

3. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 246-255.

4. Шутова Л.В. Отображение смысложизненных и ценностных ориен-таций в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста: дисс. ... канд. псих. наук. - Ставрополь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.