Научная статья на тему 'Отношение к риску как элемент профессиональной готовности и необходимое условие личной безопасности сотрудников ГПС'

Отношение к риску как элемент профессиональной готовности и необходимое условие личной безопасности сотрудников ГПС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНЫЙ / ATTITUDE TO RISK / EXTREME CONDITIONS / DANGER / FI RE FI GHTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петимко Александр Иванович

В данной работе предлагается перечень признаков, дифференцирующих типы личностей пожарных в зависимости от их отношения к риску. Автору удалось выявить характерные личностные особенности, свойственные разным возрастным группам сотрудников пожарной охраны руководителям подразделений и курсантов вуза ГПС. В достаточной мере проанализирована взаимосвязь содержания деятельности и особенностей личности. Обосновано утверждение о роли компетентности, профессионализма, ответственности и самоотверженность как основных признаков, предполагающих выработку адекватного отношения к риску.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петимко Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to risk as a characteristic feature of professional preparedness and personal safety of Fire brigade offi cers

Th e list of features which diff erentiate types of persons working as fi re fi ghters depending on their attitude to risk is suggested in the article. Th e author reveals personal traits characteristic for diff erent age groups of fi re fi ghters heads of units and cadets of University of EMERCOM. Th e interrelation between the type of activity and features of a person is analyzed. Competence, professionalism, responsibility and selfl essness are proved to be the basic characteristics determining the development of adequate attitude to risk.

Текст научной работы на тему «Отношение к риску как элемент профессиональной готовности и необходимое условие личной безопасности сотрудников ГПС»

А. И. Петимко

ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ И НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГПС

Характеристика современного состояния проблемы

По результатам опроса аналитического центра Юрия Левады, самыми опасными в настоящее время признаны 12 профессий. Наибольшему риску, по мнению 40 % респондентов, подвергаются пожарные и спасатели. 29 % опрошенных считают опасной профессиональную деятельность сотрудников милиции, 16 % — военных, 15 % — шахтеров и 14 % — водителей. 11 % респондентов признают рискованной работу космонавтов, летчиков-испытателей и охранников (телохранителей). Последние места в списке занимают предприниматели, строители и спортсмены-каскадеры1.

Очевидно, что общественное мнение по поводу опасности той или иной профессии связано, прежде всего, с деятельностью людей, чей риск является вынужденным и общественно значимым. Он обусловлен необходимостью преодоления факторов, причиняющих ущерб разного рода: медико-биологический — жизни и здоровью отдельных индивидуумов и различных сообществ людей, материальный и моральный — физическим и юридическим лицам, экономический — организациям, социально-экономической системе, экологический ущерб — природной среде и т. д. Существенно, что деятельность пожарных, вероятно, более наглядна, чем деятельность космонавта или летчика-испытателя.

Опасность — во всех случаях категория объективная (существующая в настоящее время). Можно утверждать, что риск непосредственно связан с понятием «безопасность». Избегание опасности и достижение безопасного состояния являются следствием отношения к риску (принятие — непринятие). Он субъективен и связан с будущим. Существование риска связано с невозможностью достоверно точного прогнозирования будущего.

Исходя из этого, следует выделить основное свойство риска: он имеет место только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием, планированием, а значит, и с принятием решений вообще.

Таким образом, в природе риска можно выделить следующие основные моменты:

• неопределенность (объективное условие существования риска);

• необходимость принятия решения (субъективную причину существования риска);

• будущее (источник риска);

• величину потерь (основную угрозу от риска);

• возможность потерь (степень угрозы от риска);

• толерантность к риску (субъективную составляющую риска).

Чаще всего субъективная составляющая риска понимается как личностное качество: склонность или готовность к риску. Как известно, в экстремальных условиях пожарные ведут себя по-разному в зависимости от склонности к риску.

© А. И. Петимко, 2009

Следует отметить, что в деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России выделяются два типа ситуаций риска. Ситуация первого типа представляет возможность выбора между рискованным поведением или отказом от него. Второй тип ситуации характеризуется обязательностью риска со стороны сотрудников ГПС в силу выполняемых ими профессиональных функций, т. к. отказ от рискованного поведения может привести к травматизму или гибели.

Трудность достижения целей в экстремальных условиях, сами эти условия и способы решения служебно-боевых задач определяют особенности психической деятельности сотрудников ГПС. Их ум, воля, стойкость, морально-психологические качества подвергаются испытанию.

Решение задач может быть успешным, если сотрудник действует, прежде всего, профессионально, разбирается в происходящем, принимает решения в полном соответствии с особенностями обстановки, предвидит ее изменения. Действия в экстремальных условиях — это непрерывная и напряженная работа ума. Сложность экстремальной обстановки, динамика, неполнота и запаздывание сведений об изменениях требуют от сотрудника ГПС огромных усилий и профессионализма для создания мысленной картины происходящего. Ему часто приходится строить предположения, заполняя имеющиеся информационные пустоты, опираясь на крупицы точного знания, перепроверять и отбрасывать ложные данные. При этом он ограничен в использовании управленческих версий, которыми пользуются в обычных условиях. Он не может в экстремальных условиях проверить одну из них, отбросить, убедившись в ее ошибочности, и взяться за другую. Каждая ошибочная, воплощенная в действия версия может повлечь за собой тяжелые последствия. Мышление сотрудников ГПС вплетено в практическую деятельность и потому рассматривается как один из ее видов, а продукты этой деятельности постоянно подвергаются проверке на практике.

Особенность экстремальных событий и информации о них требуют от сотрудника ГПС развитой способности к анализу, умения разбираться в сложных и запутанных данных об обстановке, не упускать мельчайшие детали и в то же время видеть главное, быть вдвойне внимательным к тому, что не укладывается в имеющуюся оперативную модель обстановки. Ему необходимо уметь быстро ориентироваться в обстановке, в пространстве, на местности, где происходят события, чувствовать время и ритм этих событий. Чтобы действовать оперативно, правильно и смело принимать своевременные решения, необходимо и мыслить соответственно.

Действия в экстремальных условиях связаны с решением задач со многими неизвестными, со случайностями и неожиданностями. В этом случае невозможно все предвидеть, хотя и необходимо стремиться к этому. Сотруднику ГПС следует постоянно быть внутренне готовым к непредвиденному и быстро реагировать на него. Необходимы соответствующий настрой, сообразительность, находчивость, гибкость и оригинальность мышления, умение не сковывать себя консервативными и стандартными оценками и решениями2.

Пожарный не имеет права пребывать в растерянности и пассивности даже в сложной, неясной обстановке. Он обязан действовать, активно прояснять обстановку, производить разведку.

Умственная деятельность сотрудника ГПС в экстремальной обстановке осуществляется, как правило, в неблагоприятных условиях — в состоянии предельного напряжения, волнения, озабоченности, усталости, когда он испытывает сомнения и тревогу, чувствует большую ответственность. Между тем, именно в этих условиях он должен мыслить предельно четко. Эта способность — одно из важнейших в экстремальных условиях психологических качеств.

Способность решать служебно-боевые задачи, достигать поставленных целей определяется не только силой воли сотрудника ГПС. Решительные действия не означают бездумного

стремления следовать принципу «результат любой ценой». Боязнь ответственности за неудачу, неспособность принять грамотное решение оборачиваются пренебрежением к людям, их здоровью, жизни.

Конечно, каждое решение в экстремальных условиях связано с повышенным риском неудачи, с возможностью личных неприятностей для принимающего его, с нанесением ущерба подчиненным (здоровью, престижу) и непредвиденными последствиями. Сотрудник ГПС должен всегда стремиться к уменьшению риска. Вместе с тем повышенная боязнь его таит опасность проявления нерешительности, выбора стратегии «избегания неудачи», невыполнения стоящих задач. Опытным и хорошо подготовленным пожарным присущи умение сочетать профессионализм в принятии решений и смелость, решительность и осмотрительность, активность и выдержку, умение не избегать трудностей, а быть готовым к ним и расчетливо их преодолевать3.

Стойкость и ответственность — это способность сотрудника ГПС быстро выбирать один из возможных вариантов решения и начинать действовать, несмотря на то что, испытывая большую ответственность, в условиях дефицита времени, недостатка информации, нелегко преодолеть внутренние колебания и неуверенность. В этом случае, очевидно, верно утверждение, что в быстро меняющейся обстановке отсутствие решения хуже, даже чем не очень удачное решение. У пожарного не должно быть иного страха, кроме страха перед упущенными возможностями успешного решения задачи при условии сохранения жизни людей. Когда обстановка изменяется и нет времени для связи с вышестоящим руководителем, нужно быть готовым принять на себя ответственность за решение, ведущее к достижению поставленной цели.

Таким образом, требования, предъявляемые к человеку, выбирающему профессию пожарного, должны быть специфическими, научно обоснованными и подтвержденными практически. Необходимо обеспечивать непрерывное воспроизводство высококвалифицированных специалистов в этой сфере деятельности с определенным набором типологических характеристик.

Построение типологии сотрудников пожарной охраны связано с решением двух основных задач:

• с распределением типов сотрудников ГПС, представленных сегодня в сфере пожарнотехнического труда, для получения объективной информации об основных типологических характеристиках кадров пожарной охраны;

• с определением типа сотрудника пожарной охраны, соответствующего по своим качествам современному уровню требований к профессии сотрудника ГПС с целью совершенствования системы воспитания и подготовки кадров.

Признаками формирования типов мы считаем следующие:

• Отношение к профессии (ценностный смысл профессии, осознание ее общественной значимости).

• Настроенность на изменения в деятельности (отношение к новым организационным формам в пожарной охране и к государственным структурам, оценка условий труда, активность или пассивность, пессимизм или оптимизм, уровень притязаний к организации пожарно-технического труда).

• Комплекс профессиональных качеств сотрудника пожарной охраны (мнение о соотнесенности профессионально-квалификационной стороны и личной составляющей в системе профессиональных качеств работника, выражающихся, например, в формах поведения в экстремальных ситуациях).

• Представление о коммуникативных ролях сотрудника пожарной охраны с гражданами, ведомственными и государственными организациями (форма взаимоотношений, качества, необходимые для общения и т. п.)4.

На основании этих признаков мы выделяем следующие типы сотрудников пожарной охраны:

а) традиционно настроенный тип (сориентированный на сохранение основных традиционных профессиональных ценностей);

б) активный преобразующий (принципиальный, склонный к риску);

в) пассивный, не имеющий четкого мнения о проблемах деятельности ГПС и профессии (избегающий риска, неудач)5.

Для представителей традиционно настроенного типа сотрудников пожарной охраны характерно осознание высокой значимости своей профессии, и поэтому профессия рассматривается ими с точки зрения престижа и авторитета. Выполнение профессионального долга требует самопожертвования и самоотдачи. Принципы деятельности видятся осуществимыми в прежних социально-экономических условиях. Это характерно стереотипов сознания, которые десятилетиями складывались в системе государственного распределения (фиксированное денежное содержание, минимум социальных гарантий, строго очерченные перспективы и т. п.).

Сотрудник подходит ко всему происходящему с позиций должного, установленного и закрепленного в деонтологических правилах. Поэтому можно сказать, что в его деятельности большую роль играет функционализм. Под профессиональными качествами понимаются, прежде всего, чувство долга, бескорыстие, порядочность, терпимость и т. п. Таким образом, присутствует элемент идеализации профессиональных черт. Профессиональные навыки и квалификация рассматриваются как предписанный элемент.

Этому типу скорее не свойственна чуткость к изменению времени и условий, он еще живет «старой закалкой». Во многом его установки помогают ему в нынешних условиях, но вряд ли они будут опорой в будущем, когда многое в пожарной охране приобретет иные формы. Хотя, без сомнения, пожарная охрана сейчас зачастую держится на энтузиазме и опыте сотрудников этого типа.

Активный преобразующий тип. Признавая общественную ценность своей профессии, сотрудник ощущает реальное занижение ее значимости со стороны общества и невнимание государства и правительства. В личных мотивах деятельности доминирует желание принести пользу своими знаниями и навыками. К этому типу относятся люди, стремящиеся получить желаемый результат, достичь успеха. Они решительны, инициативны, деловиты, склонны к риску, причем как к разумному, так иногда и к неоправданному. Их качества особенно ярко проявляются в сложных ситуациях, когда поступки связаны с риском и необходимостью выбора.

Склонность к риску оказалась в большей мере присуща молодым обследованным. Те, кто склонен к соревнованию и конкуренции, стремятся к кооперации с другими сотрудниками, не избегают конфликтов, способны управлять, независимы, уверены в себе и настойчивы, жизнерадостны, имеют быструю реакцию, подвижны, эмоциональны, контактны, общительны, активны, смелы и решительны.

Этому типу свойственна активность и энергичность в намерениях преобразовать организационные основы в сфере ГПС. Это тип людей размышляющих и изучающих, их неудовлетворенность службой вызывается постоянными помехами их деятельности, поэтому у них есть конкретные предложения по совершенствованию организации и условий труда. Они ориентированы на изменения позиций в отношении адекватности их пожарной охране.

На первом месте в системе профессиональных качеств, стоит профессионализм, понимаемый как совокупность знаний, навыков, высокой квалификации и необходимых ментальных характеристик.

Этот тип можно назвать «генератором», он является опорой в совершенствовании системы подготовки современных высококвалифицированных кадров для ГПС России.

Пассивный тип. К этому типу, на наш взгляд, относятся те, кто безучастен к проблемам деятельности пожарной охраны или не высказывает определенного мнения по вопросам, связанным с профессией, тенденциями ее развития. Тип локализован на своем рабочем месте, старается справиться с порученными ему обязанностями. У него нет четкого представления об общих тенденциях развития пожарной охраны. Пассивность его вызвана разными причинами: удовлетворительные условия работы, невысокие притязания, специфическое отношение к профессии, оценка своего выбора как ошибки и др.

Сотрудники этого типа стараются избежать неопределенности, возможных неудач, неуспеха при выполнении тех или иных действий, в достижении различных целей (уклоняются от участия в деятельности, связанной с риском).

Профессиональные качества сотрудника ГПС люди этого типа представляют себе как строгое выполнение своих обязанностей, работу «по совести», что требует наличия общих положительных черт личности.

Наличие и функционирование представленных типов сотрудников отражает разнообразие представителей профессиональной среды, актуализирует проблемы формирования, развития и совершенствования подготовки ее будущих представителей. Надо помнить, что труд пожарного — это особый вид деятельности, в котором могут участвовать далеко не все. Компетентность, профессионализм, ответственность, самоотверженность, предполагающие выработку адекватного отношения к риску — основные признаки, по которым должны отбираться люди для этой сферы деятельности.

Цель исследования. Целью исследований, проводимых кафедрами психологии и педагогики, психологии риска и чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России совместно с отделом психологического обеспечения учебного процесса, являлось изучение различных аспектов риска в профессиональной деятельности сотрудников ГПС.

Предмет и объект исследования. В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России в период 2005-2007 гг. проведены психологические исследования 212 сотрудников противопожарной службы — руководителей высшего и среднего уровня из 24 территориальных органов управления ГПС МЧС России. Из них руководителей отделов управлений — 25 человек, начальников отрядов — 73 и начальников пожарных частей — 114. Возрастные границы испытуемых — 117 человек в возрасте 25-30 лет, 44 человека 30-35 лет, 32 человека 35-40 лет и 19 человек 40-45 лет. Также были обследованы 215 курсантов в возрасте 17-19 лет, обучавшихся на втором курсе Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.

Методика. Для создания обобщенного личностного профиля сотрудников использовалась методика 16-факторного личностного опросника Кеттелла (16 ФЛО). Эта методика позволяет определять количественные характеристики по некоторым противоположным тенденциям личности, отражающим интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Контуры личностных профилей руководителей высшего и среднего уровня управления практически повторяются с небольшими различиями по некоторым факторам. Если исходить из содержания и характера деятельности офицеров как руководителей разного уровня, то можно утверждать, что их деятельность подчинена одним и тем же целям и задачам. Это дает основание утверждать, что у них оказываются востребованными одни и те же личностные качества6.

Взаимосвязь содержания деятельности и особенностей личности нашла подтверждение и при сравнении профилей личности руководителей-офицеров подразделений повышенного риска и курсантов, проходящих профессиональное обучение для дальнейшей службы пожарно-спасательного профиля.

В целом профиль личности курсантов в значительной мере сходен с профилем личности офицеров по общему силуэту и отчасти дублирует его, но при этом является более «приземленным» по большинству шкал, тяготеющих к средним значениям. Профиль офицеров в целом выглядит надстройкой курсантского, занимая верхнюю часть графика. Тем самым более отчетливо проявляются индивидуально-личностные особенности сотрудников ГПС, имеющих значительный опыт профессиональной деятельности и на момент обследования уже являющихся руководителями.

Значения в полученных личностных профилях офицеров и курсантов совпадают по целому ряду факторов: выделяется, в первую очередь, пик по фактору 0^, затем следует отметить факторы А, В, Н. Рассмотрим их подробнее.

Значения по фактору 03 максимально приближены к полюсу «Высокий самоконтроль поведения» (7,5 стена как у курсантов, так и у офицеров). Этот фактор отражает высокий уровень регуляции поведения, способность планировать свою жизнь, характеризует людей, отличающихся организованностью и самодисциплиной, умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение, добиваться поставленной цели. Обладатели этого качества думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при возникновении трудностей, доводят начатое дело до конца, не дают обещаний, которых не смогут выполнить. Описанные особенности положительно сказываются на успешности профессиональной деятельности, особенно когда требуются уравновешенность, организованность, объективность, настойчивость и решительность (руководящая, организаторская деятельность). Однако крайние значения этого полюса могут свидетельствовать о выраженной ригидности, абсолютной нетерпимости к двусмысленности и беспорядку.

Значения по фактору А (6,8 стенов у курсантов, 6,9 — у офицеров) приближаются к полюсу «Общительность, доброжелательность», характеризуя его обладателей как людей, склонных к эмоциональным переживаниям, живо откликающихся на происходящие события, отличающихся богатством и яркостью эмоциональных проявлений. Они общительны, любят работать с людьми, готовы к сотрудничеству. В общении они открыты, доброжелательны, легко уживается с людьми, с готовностью оказывают помощь. Такие хорошо адаптированные личности более успешны в тех профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Более сильная потребность в общении подкрепляется у офицеров превышением значений по фактору О («Социабельность») — 5,1 стена против 3,9 у курсантов.

Значения по фактору В («Высокий интеллект») у офицеров (6,5 стена) и у курсантов (6,8 стена) соседствуют. Высокие показатели по фактору В характеризуют его носителей как людей умных, быстро соображающих, хорошо обучаемых, способных решать абстрактные задачи. Несмотря на умеренную корреляцию с результатами интеллектуальных тестов, этот показатель играет важную роль при интерпретации других факторов (особенно М и Ы).

Пиковые значения по фактору Н у офицеров (6,5 стена) и курсантов (6,7 стена) также соседствуют и ориентированы на полюс «Смелость, решительность». Они характеризуют людей, имеющих тягу к риску и острым ощущениям, не теряющихся при столкновении с неожиданными ситуациями, сохраняющих спокойствие в экстремальных условиях. Такие личности также характеризуются смелостью в общении, легко вступают в контакты. Умеют противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки в работе с людьми.

Выводы.

Интерпретируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

Очевидно, что преобладающее влияние фактора «Высокий самоконтроль поведения» — следствие условий и требований профессиональной деятельности. Примечательно, что сила влияния его одинаково высока как у профессионалов-практиков, так и у обучаемых в профессионально профилированном ВУЗе.

Особенно важно для характеристики качеств личности руководителя подразделения риска — это не наличие некой яркой акцентуации характера, а сочетания свойств, востребованных содержанием конкретной деятельности.

Рассмотрев факторы, которые имеют наиболее высокие значения в полученных профилях, можно сказать, что руководители ГПС имеют следующие личностные черты: общительность, доброжелательность, естественность и непринужденность в поведении. Они предпочитают деятельность, связанную с людьми, легко включаются в группы, не боятся критики. Им свойственны логичность мышления, сообразительность и способность к быстрому обучению. Для них характерны развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Они стремятся соответствовать своему представлению о себе, хорошо контролируют свои эмоции и поведение, доводят всякое дело до конца, заботятся о социальной репутации. Помимо этого, для них важны чувство долга, настойчивость в достижении цели, ответственность, социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми.

Таким образом, выделение такого рода черт, постоянная их корректировка в соответствии с изменением условий является методологическим основанием эффективной воспитательной работы. На основании полученных данных можно утверждать, что в переходный период развития пожарной охраны по-прежнему сохраняют свое приоритетное значение традиционные ценности: профессионализм, гуманизм и т. п., — хотя они рассматриваются уже в контексте новых требований, способствующих адаптации к изменяющимся условиям в сфере пожарно-технического труда.

1 Учебник спасателя / Шойгу С. К., Фалеев М. И., Кириллов Г. Н. и др. М., 1997.

2 Психологические проблемы деятельности в особых условиях / под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина.

М., 1995.

3 Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1982.

4 Диагностика профессионального развития руководителей ГПС. Методические рекомендации. М., 2001.

5 Воспитательная работа с личным составом подразделений повышенного риска (на материалах функционирования Государственной противопожарной службы МЧС России) / Моторин В. Б., Марченко В. Л., Ткачев П. А. и др.; СПбИ ГПС МЧС России. СПб., 2006. 160 с.

6 Чирков В. И. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла. Ярославль, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.