Научная статья на тему 'Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке'

Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5121
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCHOOLCHILDREN / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / SPORTING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Маскаева Татьяна Юрьевна

Целью исследования является изучение отношения детей и молодежи к урокам физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в целом. Исследования проводились среди школьников и студентов Москвы и Московской области в период 2013-2014 гг. В исследованиях дается оценка отношения школьников и студентов к занятиям физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности (в том числе их удовлетворенности организацией уроков), выявлены факторы, которые существенно влияют на это отношение, и определены пути (формы, средства, методы), повышающие их позитивное отношение к данным урокам, удовлетворенность их организацией. Анализ показателей проведенного социологического опроса свидетельствует о том, что практически каждому школьнику и студенту какие-то аспекты этих занятий, их организации не нравятся, и это, естественно, служит причиной не совсем положительного или даже негативного отношения к урокам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Маскаева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS'' ATTITUDE TOWARDS PHYSICAL EDUCATION AND SPORTING ACTIVITY IN THE XXI CENTURY

Our research is aimed at studying the attitude of children and youth towards physical education classes and sporting activity in general. The research was conducted among schoolchildren and students of Moscow and Moscow Region in 2013-2014. We evaluated the attitude of schoolchildren and students towards physical education and sporting activity (also assessing whether respondents were satisfied with organization of the classes), revealed factors that significantly influenced this attitude, and developed ways (forms, means, methods) to improve this attitude towards PE classes and increase degree of satisfaction. Analysis of survey results showed that almost all schoolchildren and students dislike certain aspects of PE classes or their organization that forms partially or totally negative attitude towards these classes.

Текст научной работы на тему «Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке»

УДК 796.011.1

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В XXI ВЕКЕ

С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева

Целью исследования является изучение отношения детей и молодежи к урокам физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в целом. Исследования проводились среди школьников и студентов Москвы и Московской области в период 2013-2014 гг.

В исследованиях дается оценка отношения школьников и студентов к занятиям физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности (в том числе их удовлетворенности организацией уроков), выявлены факторы, которые существенно влияют на это отношение, и определены пути (формы, средства, методы), повышающие их позитивное отношение к данным урокам, удовлетворенность их организацией. Анализ показателей проведенного социологического опроса свидетельствует о том, что практически каждому школьнику и студенту какие-то аспекты этих занятий, их организации не нравятся, и это, естественно, служит причиной не совсем положительного или даже негативного отношения к урокам.

Ключевые слова: школьники, студенты, физическая культура, физкультурно-спортивная деятельность.

Введение. Одной из приоритетных задач физического воспитания детей и молодежи является широкое вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом с учетом состояния здоровья, функциональной, физической и двигательной готовности.

Однако за последний период очень слабо изучена информированность учителей физической культуры, влияние того или иного способа организации физкультурно-спортив-ной работы в школе на удовлетворенность обучающихся занятиями физической культурой и спортом, организацией этих занятий. Отсутствие всестороннего глубокого анализа этих вопросов негативно влияет на разработку эффективных мер, направленных на модернизацию процесса физического воспитания, всей физкультурно-спортивной работы в школах и вузах [1].

Отмеченные выше причины явились основанием для проведения нового социологического исследования по обсуждаемой проблеме.

Материал и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: метод анализа документов; социологический опрос (анкетирование); методы математической статистики.

Опрос проведен среди учащихся и студентов в общеобразовательных школах и ву-

зах Москвы и Московской области в период с сентября 2013 г. по май 2014 г.

Он проводился на основе двух специально разработанных анкет - «Анкета школьника» и «Анкета студента».

Анкеты доставлялись в общеобразовательные учреждения, далее в соответствии с выборочной совокупностью анкеты заполнялись, затем проходила их проверка на правильность заполнения. Далее анкеты поступали для компьютерной обработки, после чего проводился анализ социологической информации, и разрабатывались практические рекомендации.

Результаты. Как показывают результаты опроса, уроки физической культуры в определенной степени привлекательны для большинства респондентов, что определяет их позитивное отношение к данным урокам. 68,1 % (1412 чел. из 2075 опрошенных) школьников и студентов они доставляют удовольствие. 87,7 % (1781 чел.) испытывают положительные эмоции на занятиях физкультуры.

В большей степени уроки физической культуры привлекательны:

а) для учащихся младших классов по сравнению со старшеклассниками (так, «большое удовольствие» эти уроки доставляют 54,4 % школьников 4-5 класса, 35,6 % - 6-7 класса, 24,3 % - 8-9 класса и 23,3 % - 10-11 класса; «очень часто» имеют положительные эмоции

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

на уроках физкультуры 34,4 % учащихся 4-5 класса, 22,2 % - 6-7 класса, 16,4 % -8-9 класса и 16,8 % -10-11 класса);

б) школьникам по сравнению со студентами («большое удовольствие» от этих уроков получает 36 % школьников и 22,1 % студентов; «очень часто» имеют положительные эмоции на уроках физкультуры 22,3 % школьников и 16,0 % студентов).

Привлекательными для школьников являются такие аспекты уроков физической культуры, как наличие игр (этот аспект уроков отметили 41,1 % респондентов), проведение соревнований (отметили 14,5 %), хороший учитель (отметили 31,6 %), возможность получить хорошую физическую нагрузку (отметили 35,7 %). Указанные аспекты уроков физической культурой нравятся разным группам школьников: 46,1 % школьников и 35,5 % -студентов особенно привлекает наличие игр; 12,9 % студентов и 16,3 % школьников - проведение соревнований; 33,5 % студентов и

38.1 % школьников - получение хорошей физической нагрузки; 34,5 % студентов и 28,5 % школьников - хороший учитель.

Однако не для всех опрошенных школьников характерно позитивное отношение к урокам физической культуры и достаточно высокая степень удовлетворенности этими уроками. Почти для трети респондентов (31,9 %, 663 чел.) уроки физкультуры не пользуются привлекательностью - для 17,7 % (367 чел.) они «малоинтересны», для 6,2 % (129 чел.) - «совсем не привлекательны», 8,0 % (167 чел.) затруднились определить свою позицию в данном вопросе. «Большое удовольствие» от уроков физкультуры получает лишь 28,8 % (597 чел.). Для студентов эти занятия менее привлекательны, чем для школьников. Среди них значительно меньше (22,1 %) по сравнению со школьниками (36,0 %) тех, кому занятия физкультуры доставляют «большое удовольствие», и больше (20,9 % по сравнению с 14,2 %) тех, для кого они «малоинтересны».

Тревожным является и тот факт, что

66.2 % (1341 чел.) имеют негативные эмоции на уроках физической культуры, причем, 4,9 % (100 чел.) имеют их «очень часто», а 12,7 % (258 чел.) - «часто». «Практически никогда» их не испытывают только 26,6 % (539 чел.). 24,4 % (496 чел.) редко испытывают положительные эмоции на уроках физической культуры, а 6,5 % (132 чел.) - «совсем не испытывают» таких эмоций. При этом коли-

чество школьников, испытывающих негативные эмоции на уроках физической культуры, по мере перехода из младших классов в старшие не снижается, а, напротив, увеличивается. Так, если среди учащихся 4-5 класса 56,0 % испытывают такие эмоции на уроках физической культуры, то среди учащихся 6-7 класса - уже 64,3 %, 8-9 класса - 67,4 %, а 10-11 класса - 68,4 %. Вместе с тем в процессе обучения в школе уменьшается количество школьников, которые «практически никогда» не имеют негативных эмоций на уроках физической культуры (среди учащихся 4-5 класса таковых 31,8 %, 6-7 класса - 28,5 %, 8-9 класса - 25,2 %, 10-11 класса - 25,6 %).

Чем объясняется частичное или даже полностью негативное отношение школьников и студентов к урокам физической культуры? Какие основные факторы содействуют не очень высокой удовлетворенности или даже неудовлетворенности школьников и студентов этими уроками? На отношение к физкультурной деятельности, в том числе школьников к урокам физкультуры, влияет множество различных факторов. Эти факторы мы подразделяем на две группы. Первая из них связана с отношением школьников и студентов к физкультурно-спортивной деятельности, вторая - с оценкой школьниками и студентами уроков физкультуры, положительных и негативных аспектов их организации [2].

Первая группа факторов. Занятия физическими упражнениями на уроках физкультуры в школе и вузе - разновидность (форма) физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому их отношение к этой деятельности существенно влияет и на отношение к урокам физкультуры.

Субъективное мнение школьников и студентов о занятиях физкультурой и спортом в целом положительное. Согласно данным опроса, подавляющее большинство из них (92,8 %, 1884 чел.) признают значимость этих занятий.

Только 3,3 % (68 чел.) считают, что занятия физкультурой и спортом «не представляют ценности, по крайней мере, существенной». Подавляющее большинство респондентов (93,2 %, 1927 чел.) признает и личное значение занятий физкультурой и спортом. Только 3,9 % (81 чел.) полагают, что им эти занятия «совсем не нужны». Однако конкретизация субъективного мнения школьников и студентов, признающих ценность физкуль-турно-спортивной деятельности, показывает,

Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю.

Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности...

что значительная их часть хотя и признает эту ценность, но не считает ее очень большой. 23,5 % (478 чел.) полагают, что занятия физкультурой и спортом «имеют значение, но не очень большое». Еще больше респондентов занимает такую позицию в отношении личного значения занятий физкультурой и спортом. 37,1 % (767 чел.) считают, что эти занятия «имеют некоторое значение, но не очень важное». О низкой значимости занятий физической культурой и спортом для большинства респондентов свидетельствуют и их ответы на вопрос о том, какие черты, по их мнению, особенно важны для культурного человека. «Систематические занятия физическими упражнениями (спортом)» отнесли к числу таких качеств только 27,1 % респондентов (среди них 31,3% школьников и 23,5 % студентов), а «умение плавать» - лишь 26 % (среди них 30,5 % школьников и 21,9 студентов). Анализ реального участия школьников и студентов в физкультурно-спортивной деятельности показывает, что их позитивное мнение о ней во многом является декларативным. Ярким показателем этого является отношение школьников и студентов к утренней зарядке. Только 37,4 % (756 чел.) указали на то, что они делают эту зарядку; 62,6 % (1267 чел.) -не делают. Большинство респондентов интересует не только физкультурная деятельность, но и спорт. 92,4 % респондентов указали на то, что спорт их интересует, и только 7,6 % занимают позицию, согласно которой «ничто, связанное со спортом, не интересует». Поскольку важнейшей составной частью спорта являются спортивные соревнования как определенная разновидность соревнований, целесообразно учитывать отношение школьников ко всякому соперничеству (не только в спорте, но также в учебе, науке, искусстве и т. д.). Большинство респондентов (88,8 %, 1806 чел.) позитивно относится к соревнованиям. Только 7,1 % (144 чел.) указали на то, что они вообще не любят соревнования, а 4,1 % (83 чел.) затруднились ответить. Однако позитивно относящимся к соревнованиям представителям большинства 62 % (1261 чел.) нравятся не все соревнования. К сожалению, использованная в ходе опроса анкета не позволила уточнить, какие именно соревнования им нравятся, а какие - нет. Среди студентов больше (9,1 %) по сравнению со школьниками (4,8 %) тех, кто не любит соревнования.

Так как большинство школьников и студентов отводят здоровью и физической под-

готовленности не очень высокое место в иерархии тех ценностей, на которые они ориентируются в своем поведении, образе жизни, то это существенно снижает их интерес к занятиям физической культурой и спортом, значение которых, по их мнению, в основном состоит в позитивном влиянии на указанные показатели физического состояния. Это определяет низкий интерес к данным занятиям даже тех школьников и студентов, кто обеспокоен состоянием своего здоровья и физической подготовленности.

Вторая группа факторов. На частичное или даже полное негативное отношение школьников и студентов к урокам физической культуры существенное влияние оказывает то, как они оценивают эти уроки, их организацию, что видят здесь положительного и что отрицательного.

С этой точки зрения, прежде всего, важно отметить, что есть школьники (хотя их и не очень много), которым в уроках физкультуры не нравится всё, и потому они не любят эти уроки. Среди учащихся 4-5 класса таких школьников 9,0 %, 6-7 класса - 7,8 %, 8-9 класса - 7,6 % и 10-11 класса - 8,3 %. Другим школьникам не нравится в уроках физкультуры, в их организации не все, а какие-то определенные аспекты. При этом важно, что некоторые из этих аспектов не нравятся довольно значительной части школьников. Среди них неудачное время проведения уроков -после них приходится идти на математику и другие уроки, требующие внимания, сосредоточенности, интеллекта и т. д. - (на это указали 38,9 % респондентов); отсутствие условий для того, чтобы привести себя в порядок после занятий (30,4 %); содержание уроков - их содержание очень однообразно (26,8 %); плохой спортивный инвентарь (22,3 %).

Некоторые аспекты уроков физкультуры, их организации не нравятся менее значительной части студентов. К их числу относятся: требование обязательного выполнения норм физической подготовленности (15,0 %); методика проведения уроков (13,4 %); «мало красоты, эстетики, доброты» (11,9 %); «юноши и девушки занимаются вместе» (11,7 %); «переживания (чувство стеснительности) из-за своего телосложения и слабой физической подготовленности» (11,8 %); «место проведения уроков» (10,9 %); «преподаватель редко поощряет достижения, чаще ругает» (10,9 %); «проводится много соревнований, в которых редко удается быть победителем» (6,2 %).

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

Но самое главное состоит в том, что практически каждому школьнику и студенту какие-то аспекты этих занятий, их организации не нравятся, и это, естественно, служит причиной его не совсем положительного или даже негативного отношения к этим урокам [3].

Таким образом, данные проведенного социологического опроса школьников выявляют по ряду показателей незначительный позитивный (а по ряду показателей даже негативный) вклад процесса обучения в школе как на субъективное, так и на реальное отношение учащихся к урокам физкультуры и физкуль-турно-спортивной деятельности в целом [4].

Литература

1. Маскаева, Т.Ю. Изучение мотивации к занятиям физической культурой и сохранению здоровья у студенток вуза / Т.Ю. Маскаева // Человек, здоровье, физическая куль-

тура и спорт в изменяющемся мире: материалы ХХ Междунар. науч.-практ. конф. -Коломна, МГОСГИ, 2010. - С. 48-53.

2. Столяров, В.И. Субъективные факторы, определяющие пассивное отношение населения к физкультурной деятельности (социологический анализ) / В.И. Столяров // Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. «Научные основы физкультурно-оздоровительной работы среди населения». -М., 1986. - С. 78-80.

3. Столяров, В.И. Почему люди не занимаются физкультурой и спортом? (социологический анализ причин физкультурно-спор-тивной пассивности населения) / В.И. Столяров // Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта. Вып. первый. -М.: Знание, 1991. - С. 15-25.

4. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Столяров. -М. : Физ. культура, 2004. - 400 с.

Фирсин Сергей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура ИЭФ», Московский государственный университет путей сообщения, [email protected].

Маскаева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Физическая культура ИЭФ», Московский государственный университет путей сообщения, [email protected]

Поступила в редакцию 10 сентября 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series "Education, Healthcare Service, Physical Education" _2014, vol. 14, no. 4, pp. 9-13

SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS' ATTITUDE TOWARDS PHYSICAL EDUCATION AND SPORTING ACTIVITY IN THE XXI CENTURY

S.A. Firsin, Moscow State University of Railway Transport, Moscow, Russian Federation, [email protected],

FJ. Maskaeva, Moscow State University of Railway Transport, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Our research is aimed at studying the attitude of children and youth towards physical education classes and sporting activity in general. The research was conducted among schoolchildren and students of Moscow and Moscow Region in 2013-2014.

We evaluated the attitude of schoolchildren and students towards physical education and sporting activity (also assessing whether respondents were satisfied with organization of the classes), revealed factors that significantly influenced this attitude, and developed ways (forms, means, methods) to improve this attitude towards PE classes and increase degree of satisfaction. Analysis of survey results showed that almost all schoolchildren and students dislike certain aspects of PE classes or their organization that forms partially or totally negative attitude towards these classes.

Keywords: schoolchildren, students, physical education, sporting activity.

Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю.

Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности...

References

1. Maskaeva T.Yu. [The Study of Motivation in Physical Culture and Health Protection at the Students of the University]. Materialy XX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the XX International Scientific-Practical Conference], 2010, pp. 48-53. (in Russ.)

2. Stolyarov V.I. [Subjective Factors that Determine the Passive Attitude of the Population to Sports Activity (Sociological Analysis)]. Tezisy Vsesoyuznoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Nauchnye osnovy fizkul'turno-ozdorovitel'noy raboty sredi naseleniya" [Abstracts Union Scientific-Practical Conference "Scientific Basis of Physical Culture Among the Population"], 1986. pp. 78-80. (in Russ.)

3. Stolyarov V.I. [Why do not People Engage in Sports? (Sociological Analysis of the Causes of Sports and Sports Passivity of the Population)] Aktual'nye problemy propagandy fizicheskoy kul'tury i sporta [Actual Problems of Promoting Physical Culture and Sports], 1991, iss. 1, pp. 15-25. (in Russ.)

4. Stolyarov V.I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta [Sociology of Physical Education and Sports]. Moscow, Physical Education Publ., 2004. 400 p.

Received 10 September 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.